Приемы коррекции оптической дисграфии
статья по теме
Алгоритм и некоторые приемы коррекции письменной речи при оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 37.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы коррекции оптической дисграфии
Лихачева В. Б. 208-854-442
Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школы, постоянно растёт. Одной из составляющих данного факта является несформированность или атипичное формирование навыков письма и чтения и, как следствие, невозможность кодировать и декодировать информацию по ряду учебных предметов. Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи. Вот почему проблема коррекции нарушений письма у учащихся общеобразовательной школы остается одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.
Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:
- Сохранный слух, зрение и интеллект;
- Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
- Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;
- Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;
- Готовность руки к письму.
Становлению навыка письма предшествует сложная психомоторная деятельность, подготавливающая перевод фонемных знаков в автоматизированные движения руки (кинемы), которые являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Анализ и сравнение букв, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы не являются для ученика начальной школы простой задачей. Одновременно с движением руки при письме должен осуществляться кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, т. е. чтением написанного[3,4,7]. Трудности овладения навыком письма учащимися начальных классов и методы их коррекции описаны в ряде работ (Б.Г.Ананьев, 1976, И.Н. Садовникова, 1997, А.В. Ястребова, 1997, А. Н. Корнев, 2003, Р.И. Лалаева, 2004, Л. Г. Парамонова, 2006 и др)
Учеными выделяются разные виды дисграфии (акустическая, моторная, аграмматическая и др.), но в большинстве классификаций (О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева Р. И. Лалаева и др.) представлен такой вид, как оптическая дисграфия [5].
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.
По мнению О.А.Токаревой[9], оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.
М.Е. Хватцев[5] считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и человек не различает сходные графические символы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв ( с -, э - ); пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( ау - « а » ), лишние ( ш - « ии » ) и неправильно расположенные элементы ( х - « сс », т - «ш» ).
При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в рече-зрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе. В связи с этим при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики оптических нарушений с фонематическими и ошибками кинетического запуска, имеющими другую этиопатогенетическую природу.
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя начальных классов, логопеда и родителей.
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям [4,6,7]:
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:
- называние контурных изображений предметов;
- называние наложенных изображений предметов;
- называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;
- дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;
- определение, что неправильно нарисовано (игра «Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета предлагается:
- подбор картинок к определенному цветовому фону (игра «все знают, что красным бывает…);
- называние цветов предметов, изображенных на картинке;
- группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;
- закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;
- закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
- называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
- соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник+квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);
- подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;
- построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;
- расположить игрушки по высоте;
- расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;
- обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на «буквочеловеке» и др.
Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:
- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;
- запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;
- игра «Чего не стало?». Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.
- игра «Что изменилось». Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд
- Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.
В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- ориентация на листе бумаги.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом пространстве». Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:
- показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
- закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего «правая» - управляющая, исполняющая; «левая» - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)
- соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:
- положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;
- покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)
- рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения
- учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
- кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
- развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;
- заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем «раскрыть тайны чистого листа». Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. «Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем «левый верхний», а под ним – «левый нижний», справа – «правый верхний» и «правый нижний». Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.
Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).
Для формирования понятий «перед», «после» возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.
- просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.
- выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.
- аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.
Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:
- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;
- рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.
- выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.
Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т. п.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:
- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;
- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Говорил недавно кто-то:
П похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что П как пень.
Буква Ц —
Смотрите сами —
Как скамейка
Вверх ногами.
- дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;
- написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;
- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;
- написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.
Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.
Рекомендуемая и использованная литература:
- Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв. – СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: ГНОМиД, 2006. – 88 с.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
- Садовникова И.Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений, направленных на развитие зрительно-пространственных функций у дошкольников с нарушением интеллекта, как одно из средств коррекции оптической дисграфии.
Разработанный комплекс направлен на развитие зрительно-пространственных функций у детей с нарушением интеллекта...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.
Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....
Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии.
Инновационные приемы работы на занятиях по коррекции оптической дисграфии....
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфииво втором классе специальной коррекционной школы VIII видаТема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв о – а.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема: Различение оптически сходных букв о – а. ...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложени...
Из опыта работы по коррекции оптической дисграфии
В статье описываются задания для развития буквенного грозиса и графо-моторных функций ведущей руки младших школьников. страдающих оптической дисграфией, приведены примеры пособий и детских работ....