программа летнего отдыха "Праздничная карусель"
проект на тему
Лето – благодатная пора для ребенка, оно дает возможность освободиться от рутинных школьных обязанностей, вдоволь развлекаться с друзьями и просто почувствовать себя хозяином своего времени. И главное, лето дает возможность ребенку попробовать свои силы в чем-то для него новом, а может и неизвестном. В конечном итоге – открыть новое в себе самом, развить в себе творчество. Приезжая в летний образовательно-оздоровительный лагерь, каждый ребенок имеет возможность сделать окружающий мир интереснее. И, исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что смена, целиком и полностью посвященная творчеству и знакомству с народными традициями, помогает открыться всему творческому потенциалу ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezovka_ermolaevskiy_dol.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОЛ «Ермолаевский» при ЕДОО(П)Ц
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
начальник МОО директор ЕДОО(П)Ц
Березовского р-на
_______________ __________________
ШЕФЕР А.П. ЧУРИЛОВА С.В.
ПРАЗДНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ
(программа летнего отдыха)
Возраст участников программы: 6 – 15 лет
Срок реализации программы – 21 день
Составители программы:
1. Чурилова С.В. – директор ЕДОО(П)Ц
2. Гербаль Н.Ю. – педагог – организатор ЕДОО(П)Ц 3. Титова Е.Н. – педагог дополнительного образования ЕДОО(П)Ц
4. Краснопеева Н.А. - педагог дополнительного образования ЕДОО(П)Ц
Березовский район, п.Ермолаево 2009 год.
Идея программы «ПРАЗДНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ»
направлена на развитие творческого потенциала ребенка
в условиях временного коллектива через участие в традиционных народных праздниках.
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Лето – благодатная пора для ребенка, оно дает возможность освободиться от рутинных школьных обязанностей, вдоволь развлекаться с друзьями и просто почувствовать себя хозяином своего времени. И главное, лето дает возможность ребенку попробовать свои силы в чем-то для него новом, а может и неизвестном. В конечном итоге – открыть новое в себе самом, развить в себе творчество.
Ребенок должен находиться в образовательном пространстве, повсеместном, но ненавязчивом. Учиться мастерству и совершенствовать душу растущего человека можно, окунув его в атмосферу творчества. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добром, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения ребенка к творчеству.
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры педагоги летнего оздоровительного лагеря ставят перед собой задачу эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа.
Цель любой культуры – человек. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои национальный истоки, - это и есть задача образования.
Традиции нашего народа – это живая историческая память, воплощение всего пройденного нацией пути, запечатленный опыт сотен поколений. Это то, что, в конечном счете, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить живую связь времен и поколений, а в трудную минуту получить необходимую поддержку и жизненную опору. Сохранения этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю современного общества.
Народные игры и праздники занимают важное место в воспитании человека, т.к. объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, загадку, игру, художественную активность, др. Многообразие видов деятельности позволяет ребенку – в зависимости от его опыта, возраста, психологических особенностей – самостоятельно выбрать свою тему, способ деятельности, желаемый результат. Благодаря такому широкому диапазону можно создать условия для детской самореализации, раскрыть и развить заложенные в них способности, идти по пути индивидуального подхода к каждому ребенку.
Главное достоинство состоит в том, что человек с раннего возраста поставлен в условия, когда он незаметно для самого себя включается в процесс активного творчества. Выбранный подход помогает сразу решить несколько образовательно – оздоровительных задач: вводит детей в мир народной жизни (имитирует старый народный быт); создает атмосферу игры; стимулирует практическую художественную деятельность детей, что ведет к эмоционально – нравственному оздоровлению подрастающего поколения.
Приезжая в летний образовательно-оздоровительный лагерь, каждый ребенок имеет возможность сделать окружающий мир интереснее. И, исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что смена, целиком и полностью посвященная творчеству и знакомству с народными традициями, помогает открыться всему творческому потенциалу ребенка.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- создание условия для развития творческой активности ребенка;
- формирование чувства любви и уважения к культуре
своего народа.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие:
- познакомить детей и подростков с общими русскими народными традициями;
- научить изготовлению игрушек-сувениров из различных материалов;
- дать начальные знания в области технологии работы с текстилем, бумагой, глиной и другими материалами.
Развивающие:
- развивать эмоциональное восприятие искусства своего народа как отражение красоты народной души;
- развивать художественно-творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие;
- ориентировать детей и подростков на практическое применение полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям;
- воспитывать потребность постоянного самосовершенствования нравственного и художественного;
- формировать и развивать коммуникативные навыки; умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда.
Принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- самоопределение детей и подростков в выборе содержания деятельности в рамках программы;
- доступность программы;
- наглядность работы, демонстрация процесса обучения;
- сочетание коллективных и индивидуальных заданий, означающий включенность каждого в творческий процесс.
Возраст участников программы: 6 – 15 лет
Программа лагеря состоит из двух блоков: образовательного и досугового.
В образовательном блоке ребята на игровых занятиях смогут познакомиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, рукоделие, бисероплетение, тестопластика, пение, хореография. Также в образовательный блок включены занятия по этикету и спорту.
В досуговом блоке ежедневно проводятся спортивные мероприятия, а также различные игровые, конкурсные программы, подвижные игры, спортивные соревнования, прогулки, экскурсии. Целью мероприятий является стимулирование творческой активности каждого ребенка и выработка умений коллективного взаимодействия.
В программу лагеря включены такие обязательные оздоровительные мероприятия, как закаливания, воздушные и солнечные ванны, купание.
Все виды деятельности в лагере, связанные с физической нагрузкой и двигательной активностью, в обязательном порядке согласовываются с врачом лагеря.
Направления деятельности
1. Создание благоприятной социальной среды:
- Обеспечение нормальных бытовых условий;
- Использование оздоравливающего воздействия окружающей природы;
- Формирование благоприятного психологического климата в коллективе лагеря;
- Забота и внимание к интересам каждого ребенка;
- Утверждение морально – нравственных норм и ориентация детей и подростков на духовное развитие;
2. Создание пространства творчества, обеспечение возможности общения и взаимообогащения увлеченных.
3. Достижение практического результата творческой работы ребенка.
- Организация доступа к теоретическим знаниям, предоставление современной техники, технологий и материалов для творчества, консультативная и техническая помощь.
Принципы деятельности
- Максимальное включение детей, участие в разработке, подготовке и анализе жизни лагеря.
- Соответствие педагогических требований и практической жизни детей и взрослых (быт, питание, режим).
- Участие детей во всех делах – добровольное.
- Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности.
- Систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников.
- Многообразие предполагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участие в деле).
- Возрастной подход к разработке занятий, состязаний, заданий.
Основные показатели результативности работы
- Рост спроса на услуги детского лагеря;
- Повышение степени удовлетворенности детей их семей от детского лагеря через анкетирование;
- Отсутствие травматизма, оздоровление детей через медицинские данные.
Формы реализации методического обеспечения
- Создание методической продукции: информационно – методический плакат, памятка, методические рекомендации, тематические папки, методическая подборка, картотека.
- Методическая помощь (перспективное реагирование на трудности, которые бывают у практиков). Консультации: тематические, текущие, оперативные.
- Методическое обучение (работа практико – теоретических семинаров, которые проводятся до начала летнего сезона, направлены на повышение уровня теоретической и практической подготовки педагогического коллектива, прежде всего, вожатых – студентов и учащихся педагогических учебных заведений).
Схема организации единого социально – образовательного пространства ДОЛ «Ермолаевский» при ЕДОО(П)Ц
Структура взаимоотношений
между участниками воспитательного процесса.
Организационное обеспечение программы.
Характеристика участников программы.
Программа ориентирована на 60 детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Критерии отбора в лагерь:
- дети, чьи родители работают в бюджетной сфере Березовского района и Красноярского края,
- дети разных социальных групп (сироты, малообеспеченные и многодетные семьи),
- дети, попавшие в трудные жизненные ситуации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
№ п\п | Задачи | Формы | Результат |
1. |
|
| 1. Осознание и принятие каждым ребенком запланированной программы. 2. Принятие законов, традиций лагеря. 3. Желание двигаться вперед, к открытиям. |
2. |
|
|
заданному уровню.
приближение к нравственному идеалу.
|
3. | 1. Создание условий для адекватной оценки полученных знаний, навыков. 2.Создание условий для положительного подведения итогов. |
|
|
Организационный период.
- Заезд, знакомство, формирование творческих мастерских;
- Диагностика, планирование, выбор лидеров;
- Анализ первичного, исследовательского, диагностического среза.
Основной период.
- Совместное определение итогового сценария (идея итогового праздника, выбор сюжета, распределение ролей);
- Выбор необходимого обеспечения для проведения праздника;
- Распределение ролей, задач для каждого участника с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;
- Репетиционный процесс (коррекция выбора, «вхождение в роль»);
- Работа в творческих мастерских для совместного изготовления необходимого реквизита и костюмов;
- Сбор материала для газеты и монтаж фильма – репортажа о летней смене.
Итоговый период.
- Подведение итогов смены;
- Награждение организаторов и активных участников смены;
- КТД, в основе которых лежат четыре «сами»: сами придумываем, сами организуем, сами проводим, сами анализируем; Социально – психологический тренинг для оценки личностного развития каждого ребенка.
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы участвуют работники ЕДОО(П)Ц
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги – организаторы;
- штатные работники;
-финансируемые соц.страхом: старший воспитатель и старшая вожатая, воспитатели и вожатые на отрядах, руководители творческих мастерских, аккомпаниатор, физинструктор, психолог, соц. педагог.
Программа подразумевает
следующие режимные моменты:
8.30 – подъем;
8.45 – дискозарядка, водные процедуры, уборка;
9.15 – общелагерная линейка;
9.30 – 10.00 – завтрак;
10.00 – 11.00 – трудовой десант
11.00 – второй завтрак;
11.00 – 12.30 – работа по программе, занятия в творческих мастерских;
12.30 – 13.00 – свободное время;
13.00 – 14.00 – обед;
14.00 – 16.00 – тихий час;
16.00 – 16.30 – подъем, уборка;
16.30 – 17.00 – полдник;
17.00 – 18.30 – отрядные дела
18.30 – 19.00 – свободное время;
19.00 – 20.00 – ужин;
20.00 – 22.00 – дела по программе;
22.00 – 22.30 – вечерний огонек;
22.30 – паужин;
23.00 – отбой.
Распорядок лежит в основе смены, но может корректироваться в связи с проведением тех или иных дел.
Дискозарядка – утреннее мероприятие, проводится каждый день в течение 15 – 20 минут. Ставит своей целью снять сонливость, разогреть мышцы, настроить участников смены на предстоящий день. Она проходит в виде танцевальной разминки.
Линейка – утренний сбор лагеря для объявления темы дня, предстоящих дел, награждения участников смены.
Тихий час – час отдыха участников смены для восстановления сил.
Творческие мастерские – занятия по интересам. Цель проведения – создание условий для интеллектуальных и творческих способностей детей. Задачи мастерских: пополнить знания детей в области психологии общения, основ оформительства, игротехники, основам этикета; разучить новые танцы, песни, игры; научить детей изготовлять изделия ДПИ, призы, подарки, сюрпризы своими руками.
Вечерний огонек – отрядное вечернее дело. Проводиться каждый день перед отбоем для подведения итогов дня, обсуждения участия отряда в делах лагеря, для распределения обязанностей в отряде на следующий день, выяснения настроения членов отряда; для того, снять эмоциональное напряжение дня, попеть любимые песни (ЛЭП), поделиться своими мыслями и чувствами, рассказать интересную историю на ночь.
РАБОТА ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ, КЛУБОВ
И СТУДИЙ ПО ИНТЕРЕСАМ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Дежурная студия:
- Подготовка информации для общего собрания ее представителей;
- Контроль за выполнение распорядка и дел дня;
- Организация и проведение дежурств.
Информационная студия:
- Информирует отдыхающих в лагере о делах данного дня;
- Проводит информационные пятиминутки;
- Готовит материалы для стенной газеты и информационных выпусков;
- Занимается оформлением рубрик отрядных и общелагерного уголков;
- Занимается оформлением и выпуском газеты;
- Видео – и фото съемка различных моментов в жизни лагеря.
Спортивный клуб:
- Информирует отдыхающих о спортивных делах дня;
- Занимается организацией и проведением утренней зарядки;
- Отвечает за проведение подвижных игр;
- Устраивает спартакиады для отдыхающих;
- Помогает в организации туртроп, турпоходов.
Творческая мастерская:
- Занимается подготовкой и проведением дел в лагере (музыкальные и игровые мероприятия);
- Организует совместные дела с другими отрядами;
- Готовит дела и сюрпризы;
- Готовит награды – сюрпризы;
- Готовит поздравления именинникам, победителям конкурсов;
- Помогает в изготовлении и оформлении костюмов;
- Изготавливает изделия декоративно-прикладного искусства.
Музыкальная студия:
- Подготовка вокальных выступлений для мероприятий лагеря;
- Постановка танцевальных номеров;
- Театрализация.
СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- Система огоньков: «Расскажи мне о себе», «Дружба», «Мой герой», «Письмо другу», «Камушек в ботинке», и т.д.
- Система органов соуправления: отчеты студий и творческих мастерских о проделанной работе оргделах.
- Психологическое цветотестирование дня, недели, смены.
- Рисунки и графические тесты по итоговым делам.
- Обсуждение просмотренных фильмов.
- Приемыё: «Недописанный рассказ», «Недописанное предложение».
- Опрос, анкетирование, экспресс – опрос, интервью.
- Наблюдение.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Приобретение навыков общения и взаимодействия во временном детском коллективе;
- Развитие эмоционально-эстетического восприятия;
- Толерантное отношение к окружающим в процессе совместной деятельности;
- Приобретение знаний о нравственных категориях, таких как «добро и зло», «истина», «красота»;
- Построение ребенком проекта праздника и его личный вклад в общее дело;
- Приобретение новых знаний о культуре русского народа;
- Концерт, подготовленный и проведенный силами детей;
- Фильм – репортаж, созданный при участии детей.
Примерный перспективный план реализации проекта.
Дни | Дата | Проводимые мероприятия | Ответственные |
1 «Здравствуй, лагерь!» | 4.07 | Заезд ребят, знакомство, распределение по отрядам. Экскурсия по лагерю. «Огоньки знакомства «Расскажи нам о себе» Вечорка «Здравствуйте, это – мы!». Дискотека | Вожатые Воспитатели Ст.вожатая |
2 «Праздник русского платка» | 5.07 | Выбор лидеров, анкетирование, игра «Великолепные семерки». Формирование творческих мастерских. Оформление отрядных уголков. Праздник русского платка | Вожатые Педагоги доп.обр. Вожатые Ст.вожатая |
3 «Банный вечерок» | 6.07 | Игры на сплочение команд на природе, на берегу р.Енисей. Банный вечерок. | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Вожатые |
4 «Праздник Ивана Купала» | 7.07 | Праздник Ивана Купалы. Плетение венков, гадание на венках. Работа творческих мастерских. Отрядные дела. Экскурсия в природу. Костер. Поездка в парк флоры и фауны «Роев Ручей». Спортивно-игровая программа: Снайперы | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Физинструктор |
5 «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | 8.07 | Работа творческих мастерских. Отрядные дела – подготовка к открытию смены. Торжественная линейка. Праздничное открытие лагерной смены. Дисковечер. | Ст. воспитатель Ст. вожатый вожатый |
6 «Здорово быть здоровым!» | 9.07 | День народных игр и забав. Работа творческих мастерских. «Веселые старты». Игровая программа. | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Физинструктор |
7 «Праздник русской песни» | 10.07 | Работа творческих мастерских. Русские обрядные игры, гадания, хороводы. Вечер русской народной песни. | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая вожатые |
8 «День народной медицины» | 11.07 | Работа творческих мастерских. Однодневный поход. Отрядные мероприятия. Конкурс юного санитара Поездка на вечерние фонтаны. | Ст.вожатая Физинструктор Мед. работник |
9 « В гостях у сказки» | 12.07 | Работа творческих мастерских. Конкурс рисунков на тему русских народных сказок. Конкурс инсценированной русской народной сказки | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Вожатые |
10 «Свадебный переполох» | 13.07 | Работа творческих мастерских. Поездка в парк флоры и фауны «Роев Ручей». Вечернее мероприятие «Свадебный переполох» | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Вожатые |
11 «День именинника» | 14.07 | Работа творческих мастерских. Отрядные мероприятия. Поездка в ГПКиО им. М.Горького Утренние салки. Поиск клада. Конкурсная программа: День именинника по народным обычаям | Ст.вожатая Физинструктор Вожатые |
12 «Раз в июльский вечерок …» | 15.07 | Работа творческих мастерских. Проектно-исследовательская деятельность «Моя малая Родина». Защита проектов. Вечерка. | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Вожатые |
13 «Конкурс красоты» | 16.07 | Работа творческих мастерских. Сказкотерапия. Отрядные мероприятия. Конкурс «Добры молодцы и красны девицы» | Ст.вожатая Вожатые |
14 «Доздравствует Цирк!» | 17.07 | Работа творческих мастерских. Спортивный праздник «Силачи- ловкачи» Конкурсная программа: Шоу циркачей - трюкачей | Ст.вожатая Физинструктор Вожатые |
15 «Русская скоморошина» | 18.07 | Работа творческих мастерских. Экскурсия «Лесная стоянка». Конкурс поделок из природного материала, оформление и защита индивидуальных и коллективных проектов. Театрализованное представление: Скоморошина. Шуточная лотерея. | Ст.вожатая Педагоги доп.обр. Вожатые |
16 «День нечистой силы» | 19.07 | День славянской мифологии. Работа творческих мастерских. Украденные вожатые. Поездка в бассейн. Вечер нечистой силы. | Ст.вожатая Вожатые Физинструктор |
17 «День рекордов» | 20.07 | Работа творческих мастерских. Конкурсно – игровые программы: «Самый, самый, самый…», «Книга рекордов Гиннеса», «А вам – слабо?», подведение итогов, награждение победителей. | Ст.вожатая Вожатые Физинструктор |
18 «День сюрпризов» | 21.07 | День приятных сюрпризов. Работа творческих мастерских. Изготовление подарков. Рынок интеллекта «Я + Ты = Мы!» Дисковечер. | Ст.вожатая Вожатые |
19 «Встреча у костра» | 22.07 | Работа творческих мастерских. Анкетирование. Подведение работы творческих мастерских. Подготовка к заключительному празднику. Праздничный костер. | Педагоги доп.обр. Ст.вожатая Физинструктор |
20 Торжественное закрытие смены «Праздничная карусель» | 23.07 | Работа творческих мастерских. Торжественная линейка. Награждение организаторов и активных участников смены. Праздник, подготовленный детьми лагеря к закрытию смены. Дискотека. | |
21 «Операция «ЧЕМОДАНЧИК»!» | 24.07 | «За чашкой чая…» Отъезд. | Ст. воспитатель Ст. вожатый |
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ.
Формирование у ребенка отношения к ценностям: мы формируем личность, а совокупность личностей – это и есть общество. Таким образом, чем больше у нас будет нравственно здоровых личностей, тем лучше будет наше общество и наша жизнь: она будет достойна человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игровой программы «Летние забавы» для летнего оздоровительного лагеря
Игровая программа «Летние забавы» рассчитана для воспитанников летнего лагеря ЦВР «Гармония». Летом хочется отдыхать и играть, здоровье детям укреплять. Поэтому содержание игровой прог...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и...
Программа летнего оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями "Летний калейдоскоп"
Данная программа по своей направленности является комплексной,т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различныенаправления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях...
Программа летних учебно-тренировочных сборов «ЛЕТНИЙ СНЕГ»
Программа (методическая разработка) учебно-тренировочных сборов в летний период для учащихся отделения горнолыжного спорта...
Программа кружка интернет- карусель математика 6 класс
Интернет-карусели предлагают учителям следующие возможности:Иметь свою страницу на сайте Интернет-каруселейБыстро регистрировать свои команды и отмечаться учителем этих команд в итогах каруселей...
Программа летнего отдыха "Летний марафон"
Программа «Лето марафон» нацелена на организацию содержательного досуга неорганизованных детей и подростков в вечернее время в период летних каникул....
Программа летнего лагеря дневного пребывания детей «Летнее ассорти»
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...