рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятельной деятельности учащихся. КТП составлено в соответствии с ФГОС 2 поколения.Принципы организации исследовательской деятельности учащихся, а также календарно-тематическое планирование и распределение учебной нагрузки по предмету, представленные в программе, могут стать основой разработки программ к данному курсу и для других возрастных категорий учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl._rabochaya_programma_oid.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНО зам. Директора по УРВ директором МБОУ
Руководитель МО «СОШ № 14»
____________________ ________________________
____________________ ________________________ _______________________
Протокол №______ приказом №__________
« »__________2013г. « »__________2013г. от « »_________2013г.
Рабочая программа
По основам исследовательской деятельности
Для 5 классов
Сроки реализации: 2013-2014 учебный год.
Уровень: базовый
Учитель: Аркуша О.О.
Без категории
Год составления программы 2013.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам исследовательской деятельности (ОИД) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании[1]», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[2]», и пособия «Основы проектной деятельности школьника» под редакцией Е.Я. Когана[3]. В соответствии с базисным учебным планом школы, курс «Основы исследовательской деятельности» является частью школьного компонента.
Общая характеристика учебного предмета
Введение курса ОИД обусловлено необходимостью обеспечения освоения наиболее актуальных способов деятельности учащихся основной школы для успешной и эффективной работы над проектами. Освоение указанных способов учебно-исследовательской деятельности способно подготовить учащихся к разработке и реализации собственных исследований. Необходимость присутствия данного предмета в учебной нагрузке учащихся средней школы обоснована с широким, практически повсеместным применением метода проектов в процессе обучения. Такая популярность проектного метода также не случайна, поскольку именно проектная деятельность весьма эффективно формирует ключевые компетентности учащихся разных возрастов.
Освоение способов деятельности, подходящих и необходимых для крайне широкого круга объектов воздействия, в рамках ОИД, дает возможность сформировать у учащихся крайне важный сегодня внутренний ресурс, не формируемый специально в других составляющих школьного образовательного процесса. Введение курса ОИД позволяет разрешить остро стоящую сегодня проблему внедрения в образовательный процесс таких средств и методик, которые могли бы помочь детям самореализоваться, раскрыть свою личность, продемонстрировать свои интересы, способности, увлечения. Здесь следует отметить, что при этом, в качестве критерия успешности учащегося выступает, в большей степени отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, самого себя, а не результативность в изучении школьных предметов.
Учебная исследовательская деятельность представляет собой специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, которая, в своей структуре, вполне соответствует деятельности научной. Главными ее характеристиками являются: целенаправленность, активность, предметность, мотивированность и сознательность, а в качестве результата выступает формирование исследовательских умений и познавательных мотивов, новых ранее не знакомых учащимся.
Таким образом, исследовательскую деятельность учащихся можно определить как деятельность школьников, связанную с решением ими конкретной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, что предполагает существование следующих этапов, характерных также и для исследования в научной сфере:
1)постановка проблемы;
2)изучение теории по выбранной теме;
3)подбор методик исследования их практическое применение (овладение ими);
4)сбор материала по избранной теме;
5)анализ и обобщение собранного материала;
6)формулирование собственных выводов.
Применение исследования в качестве метода обучения известна со времен Сократа, который практиковал такой способ достижения знания в беседах с учениками. Его беседы представляют собой одновременно и исследование. В конце XIX века ряд педагогов стали организовывать целенаправленное обучение, в рамках которого ученик ставился в позицию первого исследователя конкретной проблемы, должен был найти самостоятельное решение и сделать выводы. Данный метод, зародивших на Западе, в дальнейшем широко применялся в практике отечественных (в первую очередь, совестких).
«Исследовательский метод» - это понятие, предложенное в 1924 году Б.Е. Райковым. Под ним он понимал метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте.
«Исследовательская деятельность школьников» большинство современных педагогов рассматривает с позиции организации ее педагогами, т.е. организация исследовательской работы школьников – это, в первую очередь, применение педагогами конкретных форм и методов работы, призванных способствовать развитию исследовательских умений учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Цели исследовательской деятельности в рамках ФГОС 2 поколения:
1.формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности учащихся;
2.трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи:
1. формирование личностных УУД:
1.1формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
1.2воспитание целеустремлённости и настойчивости.
2.формирование коммуникативных УУД:
2.1умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
2.2способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
2.3умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
3.формирование регулятивных УУД:
3.1умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
3.2формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени.
4.формирование познавательных УУД:
4.1обучение умений школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
4.2формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;
4.3 формирование представления об исследовательском обучении как главном способе учебной деятельности.
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проводиться постоянно и охватывать как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся. При этом учитель - предметник может применять материал разных уроков для формирования умений исследовательской деятельности, использовать исследовательский метод в преподавании тем по предмету.
Мотивированность. Учитель должен помочь учащимся понять и увидеть смысл их исследовательской деятельности, чтобы они рассматривали это направление их работы как возможность реализации своих талантов, интересов и возможностей, в качестве потенциала самосовершенствования и саморазвития.
Творческая атмосфера. Педагогу следует формировать творческую, рабочую атмосферу, направлять усилия по постоянному поддержанию интереса учащихся к исследовательской работе, поощрять их творческие проявления, стремление к творческому поиску. При этом крайне важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок их деятельности.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, в том числе и исследовательских, необходим творчески работающий учитель, который стремится к созданию креативной рабочей обстановки, и обладает необходимыми знаниями и подготовкой для ведения занятий по предмету ОИД.
Учет возрастных особенностей обучающихся крайне необходим. Обучение исследовательским умениям должно реализовываться исключительно на уровне, доступном для восприятия учащихся конкретного возраста, а само исследование должно быть исключительно посильным, интересным и полезным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
1).Личностные:
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-расширение кругозора учащихся;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
2).Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
-владение умениями работать с различными источниками информации (анализировать и обобщать факты, составлять план);
-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект, реферат, доклад, эссе и др.);
-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
3).Предметные:
- освоение способов исследований как необходимой основы для ведения научно-исследовательской деятельности в будущем;
- владение базовым понятийным аппаратом исследовательской деятельности;
- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские термины и понятия;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- владение навыками создания аргументации для подкрепления собственной точки зрения на основе собранного материала;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное высказывание собственные суждения (в письменном, наглядном и вербальном виде).
Объем курса и виды учебной работы
Представленная программа курса «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся 5 классов, а представленное в ней распределение часов носит примерный характер. Учебная нагрузка определяется из расчета 1 час в неделю в школе, а также самостоятельная работа учащихся вне школы. Таким образом, курс «ОИД» рассчитан на 53 часа (34 часа из них реализуются пол непосредственным руководством учителя в школе, на уроке и еще 19 часов отведены на самостоятельную работу).
Все дети, участвующие в исследовательской деятельности, должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок создает портфолио (папку с пустыми файлами, куда он вкладывает собранный по теме материал) и заводит рабочую тетрадь по курсу «ОИД», в которой составляет план работы, ведет записи по предмету и подробно фиксирует все этапы проведения собственного исследования.
При организации исследовательской деятельности учащихся следует учитывать, что некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, а некоторые из них ориентированы исключительно на индивидуальные исследования. В связи с этим, классный коллектив делится на группы (по желанию), а часть детей выполняют исследовательскую работу индивидуально.
Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно во втором и третьем триместре учебного года). Крайне важно, чтобы первые защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые призовые места, занятые в итоге, а также создать ряд «неожиданных» номинаций, в рамках которых будут отмечены отдельные работы, не занявшие победных мест в конкурсе.
Оценка результатов:
Устные ответы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика.
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории и обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема/раздел | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
Подпрограмма 1.Тренинг исследовательских способностей (9 ч.) | |||
РАЗДЕЛ 1.Знакомство с предметом (3 часа) | |||
2 | 1 | ||
1 | Что такое исследовательская деятельность | 1 | |
2 | Проблема соответствия содержания требованиям | 1 | |
3 | Этапы исследовательской работы | 1 | |
РАЗДЕЛ 2.Типология исследовательских работ (6 часов) | |||
4 | 2 | ||
4 | Какими бывают исследования | 1 | |
5 | Проект как тип исследования. | 1 | |
6 | Доклад и реферат. | 1 | |
7 | Эссе как тип исследовательской работы | 1 | |
8 | Представление результатов исследования | 1 | |
9 | Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ» | 1 | |
Подпрограмма 2.Самостоятельная исследовательская практика (14 ч.) | |||
РАЗДЕЛ 3. Работа над проектом (14 часов) | |||
5 | 9 | ||
10 | Разработка проекта | 1 | |
11 | Составление плана работы над проектом | 1 | |
12 | Сбор информации | 1 | |
13 | Как и где собирать нужную информацию | 1 | |
14 | Что такое устные источники | 1 | |
15 | Систематизация полученных данных | 1 | |
16 | Систематизация информации | 1 | |
17-18 | Обработка данных | 1 | 1 |
19-20 | Создание конкретного типа исследования. | 2 | |
21 | Редактирование исследовательской работы | 1 | |
22 | Что такое список источников и литературы | 1 | |
23 | Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям | 1 | |
Подпрограмма 3. Мониторинг исследовательской деятельности (11ч.) | |||
РАЗДЕЛ 4.Защита и представление исследования (11 часов) | |||
4 | 7 | ||
24 | Как защищать проект | 1 | |
25 | Структура речи | 1 | |
26 | Подготовка защитной речи по проекту | 1 | |
27 | Оформление защиты проекта | 1 | |
28 | Для чего нужна презентация | 1 | |
29-30 | Создание презентации | 1 | |
31 | Подготовка к конференции | 1 | |
32-33 | Конференция юных исследователей «Путь в науку» | 2 | |
32 | Итоговый урок по основам исследовательской деятельности | 1 |
Основные разделы программы
Для эффективного ведения исследовательской деятельности учащихся необходимо проведение специального тренинга по развитию их исследовательских способностей. Кроме того, как и любая другая учебная деятельность, учебно-исследовательская работа требует особой системы поддержки и контроля качества, что предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Данная программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает в себя три относительно самостоятельные подпрограммы: тренинг исследовательских способностей; самостоятельная исследовательская практика; мониторинг исследовательской деятельности.
Часть 1. Тренинг исследовательских способностей предполагает овладение учащимися специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты докладов; объяснять, доказывать и защищать собственных идеи).
Часть 2.Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы на данном этапе – это проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Данная подпрограмма является центральной и занятия в ее рамках выстраиваются таким образом, чтобы в процессе исследовательского поиска степень самостоятельности ребенка постепенно возрастал.
Часть 3.Мониторинг исследовательской деятельности является самой небольшой, в сравнении с другими частями программы, но она не менее важна, чем две предыдущие. Мониторинг предполагает проведение мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим и он будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов своих исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
- Голуб Г.Б., Перлыгин Е.А., Чураков О.В.Основы проектной деятельности школьника. Методика. Под ред. Е.Я. Когана. – Самара, ИД «Федоров», 2006. – 224 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы:
Основные:
- Государственные образовательные стандарты второго поколения. / http://www.standart.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. / http://www.school-collection.edu.ru
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в действующей редакции от 01.12. 2012.// СПС «Консультант Плюс». / http://www.consultant.ru/popular/edu/
- Интернет-школа издательства «Просвещение»: «История». / http://www.internet-school.ru
- Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. / http://www.kremlin.ru/
- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- Портал учебного книгоиздания. / http://www.ndce.ru
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 . // СПС «Консультант Плюс». / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
- Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей. / http://www.it-n.ru
- Федеральный портал «Российское образование». / http://www.mon.gov.ru
Дополнительные:
- Коллекция исторических документов. / http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp
- Научная электронная библиотека. / www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp
- Официальный сайт журнала «Родина». / http://www.istrodina.com
- Портал «Музеи России»./ http://museum.ru/
- Сайт «Старые газеты». / http://www.oldgazette.narod.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. / http://fcior.edu.ru/
Технические средства обучения: аудиоколонки, видеопроектор, персональный компьютер, экран.
Календарно – тематическое планирование курса «Основы исследовательской деятельности » 5 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | дата | Планируемые результаты (УДД): К- коммуникативные П- познавательные Л- личностные Р- регулятивные | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы контроля |
РАЗДЕЛ 1.ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТОМ | ||||||
1 | Что такое исследовательская деятельность | 1 | П.: Раскрывать значение терминов исследование, деятельность, источники. К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужны исследования. | Коллективная Групповая | опрос | |
2 | Проблема соответствия содержания требованиям | 1 | П.: Понимать необходимость соответствия содержания, требованиям и теме исследования. К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего необходимо данное соответствие. Л: Формирование дисциплинированного отношения к исследовательской деятельности | Коллективная | Опрос | |
3 | Этапы исследовательской работы | 1 | П.: Составить примерный план работы над исследованием Р.: Разрабатывать различные варианты исследовательской работы. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, проверка плана (соседи по парте проверяют работы друг друга) | |
РАЗДЕЛ 2.ТИПОЛОГИЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ | ||||||
4 | Какими бывают исследования | 1 | П.: Комментировать и формулировать понятия: сообщение, доклад, реферат, защита, эссе, проект, презентация. Знать отличия указанных видов исследовательских работ. К.: определять значение и роль исследований в жизни человека | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, составление схем | |
5 | Проект как тип исследования. | 1 | П.: Раскрывать значение терминов: проект, проектная деятельность. К.: Обсуждение тем проектов. Л.: Осознавать свои способности, интересы в исследовательской сфере. | Коллективная | составление общей схемы проекта | |
6 | Доклад и реферат. | 1 | П.: Охарактеризовать разницу между рефератом и докладом как типами исследовательских работ. Р.: Схематически изобразить структуру реферата. | Индивидуально-обособленная | Заполнение таблицы «Отличие доклада и реферата» | |
7 | Эссе как тип исследовательской работы | 1 | П.: Определение разницы между эссе по литературе и истории, обществознанию. Р.: аргументированное изложение своей точки зрения. | Индивидуально-обособленная Парная | Написание эссе | |
8 | Представление результатов исследования | 1 | П.: Использовать электронные ресурсы для создания наглядной презентации исследования. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов. Л.: Уметь обосновать необходимость применения конкретных видов представления результата исследования. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, инд. карточки с заданиями (4шт.) | |
9 | Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ» | 1 | П:Понимать и знать разницу между изученными понятиями Л: Развитие саморефлексии | Индивидуально-обособленная
| Письменные ответы на вопросы | |
РАЗДЕЛ 3. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ | ||||||
10 | Разработка проекта | 1 | П.: Отличать структурные части проекта. Р.: Определить тему проекта, различать понятия проблема, тема, проект. Л.: Осознавать свои интересы в исследовательской сфере. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, формулировка темы проекта | |
11 | Составление плана работы над проектом | 1 | П.: планирование собственной деятельности в соответствии с имеющимся временем Л.: развивать понимание необходимости планирования собственных действий для достижения конкретного результата | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, составление плана работы над проектом | |
12 | Сбор информации. | 1 | К.: знать и понимать термины: источники (их типы), литература, электронный ресурс, сайт, каталог. Р.: уметь объяснить разницу между указанными источниками информации | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | |
13 | Как и где собирать нужную информацию | 1 | К.: Понимать различия в понятиях: интервью, библиотека, электронный и систематический каталог, источники материальной культуры Л.: расширить знания о возможных источниках информации | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | |
14 | Что такое устные источники | 1 | П.: Понимать и уметь объяснить сущность интервью, правила его проведения. Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. К.: Исполнять роль в соответствии с позицией интервьюера. | Индивидуально-обособленная Коллективная
| Опрос, задание по сбору информации | |
15 | Систематизация полученных данных | 1 | К.: Находить и группировать информацию по избранной теме из различных источников. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Л.: расширить знания о возможных источниках информации Р.: Группировать информацию | Индивидуально-обособленная Групповая Парная | опрос | |
16 | Систематизация информации | 1 | П.: Понимать различия и уметь комментировать понятия: группировка, классификация, типология, признак, критерий Р.: Группировать информацию на основании критериев: источник информации, содержание | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, инд. карточки с заданиями (4шт.) | |
17-18 | Обработка данных | 2 | П.: Определение основной проблемы исследования. Р.: Выделить главные вопросы темы. | Индивидуально-обособленная | Опрос, практикум по проекту | |
19-20 | Создание конкретного типа исследования. | 2 | К.: составлять избранный вид исследовательской работы как основы проекта (индивидуально и в сотрудничестве с другими обучающимися). Р.: анализировать проблему исследования. Л.: работать над конкретной проблемой самостоятельно или в группе. | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, практикум по проекту | |
21 | Редактирование исследовательской работы | 1 | П.: привести свою работу в соответствие с требованиями к ней. Л.: Формирование понимания необходимости соблюдения требований к оформлению. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | |
22 | Что такое список источников и литературы | 1 | П.: Понимать различия понятий: источники, литература, электронный ресурс, а также разницу в их оформлении в рамках работы. Л.: Формирование дисциплинированного подхода и четкости формулировок в исследовательской работе | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | |
23 | Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям | 1 | П.: Привести работу в соответствие с требованиями к ней, проверить на соответствие заявленной теме. Л.: развитие способностей к самостоятельной оценке своей работы. Р.: Уметь анализировать свою работу и приводить ее в соответствие с требованиями. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, практикум по проекту | |
РАЗДЕЛ 4.ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
24 | Как защищать проект | 1 | П.: Определение понятий защита, презентация, доклад, дискуссия, вопросы, речь. К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала. | Коллективная | опрос | |
25 | Структура речи | 1 | П.: Обязательные и вариативные составляющие защитной речи к проекту. Р.: Составление плана своей речи – к защите проекта. | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, составление схем речи | |
26 | Подготовка защитной речи по проекту | 1 | П.: Создание речи к защите своего проекта. Р.: Выделять ключевые понятия и элементы исследования. | Индивидуально-обособленная Парная | Опрос, выборочная проверка речей | |
27 | Оформление защиты проекта | 1 | П.: Определение наиболее оптимальных способов представления своего проекта. Понимание различий понятий: презентация, выступление, наглядность. К.: Аргументировать выбор средств представления проекта. | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос | |
28 | Для чего нужна презентация | 1 | П.: Понимать сущность и различия терминов и явлений: презентация, компьютерная презентация, аудио- и видео-сопровождение, схемы, графики, иллюстрации. Л.: Аргументировать выбор средств представления проекта. | Индивидуально-обособленная Групповая | Опрос, практикум по проекту | |
29-30 | Создание презентации | 1 | П.: Владение навыками создания презентаций и компьютерных презентаций. Р.: Составлять презентации. Л:Обмениваться необходимыми знаниями по созданию презентаций с одноклассниками | Индивидуально-обособленная Коллективная | Опрос, практикум по проекту | |
31 | Подготовка к конференции | 1 | П.: Знакомство с правилами зашиты проекта, понимание сути терминов: регламент, этика, ответы и вопросы из зала. К.: Следование нормам и правилам ведения защиты, дискуссии. Л.: Формирование дисциплинированного отношения к защите и дискуссии. | Коллективная Групповая | Опрос, участие в «репетиции» | |
32-33 | Конференция юных исследователей «Путь в науку» | 1 | П.: Представление результатов проведенного исследования. К.: Работа с аудиторией, ответы на вопросы зала по представленному проекту. Л.: Чувство значимости проделанной работы, осознание себя как исследователя. | Индивидуально-обособленная Коллективная Групповая
| Представление проектов | |
32 | Итоговый урок по основам исследовательской деятельности | 1 | К.: Развитие саморефлексии, сравнения с работами других ребят – способность выявить преимущества и недостатки. Р.: Составить краткий отзыв на свою работу. Л.: Оценить свою исследовательскую работу и работы сверстников | Коллективная | опрос | |
ИТОГО | 34 |
[1] Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в действующей редакции от 01.12. 2012.// СПС «Консультант Плюс». / http://www.consultant.ru/popular/edu/
[2]Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 . // СПС «Консультант Плюс». / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
[3] Голуб Г.Б., Перлыгин Е.А., Чураков О.В.Основы проектной деятельности школьника. Методика. Под ред. Е.Я. Когана. – Самара, ИД «Федоров», 2006. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»
Элективный курс «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» расчитан на 17 часов.Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейшийпрофиль обучения в старшей ш...
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода в методике преподавания английского языка важную роль играет проек...
Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс
Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса...
Рабочая программа «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС,6 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» ФГОС (уровень основного общего образования). Базовый уров...
Рабочая программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» по английскому языку 5 класс
Овладение проектной деятельностью позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информацион...