Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 9 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Учитель первой квалификационной категории
Троцюк Ольга Леонидовна
9 «Б» класс (базовый уровень)
2016 год
РАЗДЕЛ 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2016-2017 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373; в ред. от 26.11.2010 №1241; от 22.09.2011 №2357; от 18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643);
- Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе»;
- Учебный план школы на 2016-2017 учебный год;
- Положение о Рабочей программе;
-Примерной основной образовательной программы основного общего образования
-Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл. / Т.Ф. Курдюмова,
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5-8 классах по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой, адресована 9 классу МБОУ Суховской СОШ
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Задачи обучения:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
-устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
-отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, за счёт уплотнения тем, всего за год 101 час
Формы работы
Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
Рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Активные формы обучения: семинар, экскурсия, игровые формы обучения, метод проблемного обучения.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений.
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Используемые методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Проблемно-поисковый;
- Метод стимулирования интереса к учению;
- Метод самоконтроля;
- Метод самостоятельной деятельности учащихся:
- - различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: в авторскую программу изменения не внесены.
Срок реализации программы 1 год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела:
-пояснительная записка,
-планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,
-содержание учебного предмета,
-календарно-тематическое планирование.
РАЗДЕЛ 2
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
- воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
- ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
- оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
- ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
- начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
- факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
- уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
РАЗДЕЛ 3
Содержание учебного предмета
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Шедевры литературы и наше чтение | 2 |
Из древнерусской литературы. | 4 |
Из литературы XVIII века. | 15 |
Из литературы XIX века. | 53 |
Из литературы XX века. | 25 |
Систематизация и контроль | 2 |
ИТОГО | 101 |
Шедевры литературы и наше чтение.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.
Т е о р и я. Понятие о литературном процессе.
Древнерусская литература
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).
«С л о в о о п о л к у И г о р е в е». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические переводы (В. Жуковский. К. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.
Т е о р и я. Стихотворный перевод.
Литература XVIII века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности классицизма и сентиментализма в русской литературе.
М. В. Ломоносов. «О д а н а д е н ь в о с ш е с т в и я н а В с е р о с с и й с к и й п р е с т о л е я В е л и ч е с т в а г о с у д а р ы н и и м п е р а т р и ц ы Е л и с а в е т ы П е т р о в н ы. 1747 г о д а». Ломоносов — учёный, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.
Т е о р и я. Ода. Силлабо-тоническое стихосложение.
Г. Р. Державин. «В л а с т и т е л я м и с у д и я м», «П а м я т н и к». Державин — крупнейший поэт XVIII в. « «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос его лирики.
Т е о р и я. Классицизм и классика.
Д. И. Фонвизин. «Н е д о р о с л ь». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиции Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.
Т е о р и я. Классицизм в драматическом произведении.
Н. М. Карамзин. «Б е д н а я Л и з а». Карамзин — писатель и ученый. Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мир природы и психологическая характеристика героев. Авторская позиция. Язык и стиль повести. Карамзин-историк.
Т е о р и я. Сентиментализм.
Литература XIX века
Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. А. С. Пушкин. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза А. С. Пушкина.
Романтизм в русской литературе. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Т е о р и я. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.
А. С. Грибоедов. «Г о р е о т у м а». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики. (И. А. Гончаров. «М и л ь о н т е р з а н и й» и др.). Сценическая жизнь комедии.
Т е о р и я. Внесценические персонажи пьесы.
В.А.Жуковский «С в е т л а н а».
А. С. Пушкин. «К Ч а а д а е в у», «К м о р ю», «П р о р о к», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е, б ы т ь м о ж е т...», «Х р а н и м е н я, м о й т а л и с м а н...», «С о ж ж е н н о е п и с ь м о», «Е с л и ж и з н ь т е б я о б м а н е т...», «Э л е г и я», «П о э т», «О с е н ь» (отрывок), «Я п а м я т н и к с е б е в о з д в и г н е р у к о т в о р н ы й...» и др. Творческий путь А. С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «На холмах Грузии...»). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.
«Е в г е н и й О н е г и н» — роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начала; нравственно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи В. Г. Белинского и др.).
Т е о р и я. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.
М. Ю. Лермонтов. «А н г е л», «У ж а с н а я с у д ь б а о т ц а и с ы н а...», «П о э т» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «М о н о л о г», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»), «Д у м а», «Н е т, н е т е б я т а к п ы л к о я л ю б л ю...», «П л е н н ы й р ы ц а р ь», «Н и щ и й» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий», «Я не унижусь пред тобой...» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «Дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
«Г е р о й н а ш е г о в р е м е н и». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних» людей. Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Т е о р и я. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.
Н. В. Гоголь. «М е р т в ы е д у ш и» (главы). Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мёртвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании, использование амплификации и др.).
Т е о р и я. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Ф. И. Тютчев. «К а к с л а д к о д р е м л е т с а д т е м н о - з е л е н ы й...», «Д е н ь и н о ч ь», «Э т и б е д н ы е с е л е н ь я...», «Е щ е т о м л ю с ь т о с к о й...», «С п о л я н ы к о р ш у н п о д н я л с я...», «О н а с и д е л а н а п о л у...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.
Т е о р и я. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.
Н. А. Некрасов. «В ч е р а ш н и й д е н ь, ч а с у в ш е с т о м...». Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Т е о р и я. Трехсложные стихотворные размеры.
И. С. Тургенев. «П е р в а я л ю б о в ь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.
Т е о р и я. Стиль писателя.
Л. Н. Толстой. «Ю н о с т ь». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.
Т е о р и я. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.
А. П. Чехов. «Ч е л о в е к в ф у т л я р е». Творческий путь писателя. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Т е о р и я. Юмор и сатира в их соотношении.
Русская литература XX века
Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.
И. А. Бунин. «Слово», «Русская сказка», «Изгнание. «Ж и з н ь А р с е н ь е в а» (главы). Бунин — поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
Т е о р и я. Стилистическое мастерство.
М. Горький. «М о и у н и в е р с и т е т ы». Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алёша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
Т е о р и я. Публицистика.
А. А. Блок. «Р о с с и я», «Д е в у ш к а п е л а в ц е р к о в н о м х о р е...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
С. А. Есенин. «О т г о в о р и л а р о щ а з о л о т а я...», «Я п о к и н у л р о д и м ы й д о м» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.
В. В. Маяковский. «П о с л у ш а й т е!», «П р о з а с е д а в ш и е с я» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
Т е о р и я. Тонический стих.
А. А. Ахматова. «П е с н я п о с л е д н е й в с т р е ч и», «С е р о г л а з ы й к о р о л ь» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы Родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
Т е о р и я. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины XX в.
М. А. Булгаков. « «С о б а ч ь е с е р д ц е» Краткое описание творческого пути писателя. «Белая гвардия» — судьбы страны и участники трагических свершений. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Классические произведения русской прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе.
Т е о р и я. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе.
М. А. Шолохов. «С у д ь б а ч е л о в е к а». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов — образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.
А. Т. Твардовский. «В а с и л и й Т е р к и н» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Переправа», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.
Т е о р и я. Создание народного характера.
А. И. Солженицын. «Как жаль».
В. Шукшин. «В а н ь к а Т е п л я ш и н». Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Т е о р и я. Суровый гуманизм прозы второй половины XX века.
В. П. Астафьев. «Ц а р ь - р ы б а» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В. Г. Распутин. «Д е н ь г и д л я М а р и и» Распутин — писатель публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А. В. Вампилов. «С т а р ш и й с ы н». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Стихотворения и поэмы В.В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Е. Евтушенко, А.Вознесенского
Итоги
После изучения большого произведения проводятся уроки развития речи (сочинения)
Р/р. Cочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» -1 четверть
Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»-1 четверть
Р/р Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин»-2 четверть
Р/р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»-3 четверть
Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»-3 четверть
РАЗДЕЛ 4
Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по литературе на 9 «Б» класс
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
Плановые | Скорректированные | ||||
1 | 03.09 | Литература и время. Шедевры родной литературы. | 1 | ||
2 | 06.09 | «Божественная комедия» Данте. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. | 1 | ||
Древнерусская литература | |||||
3 | 07.09 | Люди Древней Руси. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. | 1 | ||
4 | 10.09 | «Слово о полку Игореве» - великий памятник Древней Руси. | 1 | ||
5 | 13.09 | Художественные особенности «Слова о полку Игореве» | 1 | ||
6 | 14.09 | «Слово о полку Игореве» в русском искусстве. | 1 | ||
Литература XVIII века | |||||
7 | 17.09 | Русский классицизм | 1 | ||
8 | 20.09 | М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол…» | 1 | ||
9-10 | 21.09, 24.09 | Краткая характеристика творчества Г.Р.Державина-поэта и гражданина. | 2 | ||
11 | 27.09 | «Сатира смелый властелин» Д.И.Фонвизин. | 1 | ||
12-13 | 28.09, 01.10 | Комедия «Недоросль». | 2 | ||
14 | 04.10 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 1 | ||
15-17 | 05.10, 08.10, 11.10 | Р/р. Cочинению по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 3 | ||
18 | 12.10 | Литературное направление – сентиментализм. | 1 | ||
19 | 15.10 | Карамзин Н.М. - историк. «История государства Российского» - главный труд писателя | 1 | ||
20 | 18.10 | Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». | 1 | ||
21 | 19.10 | Карамзин Н.М «Бедная Лиза» | 1 | ||
Литература XIX века | |||||
22 | 22.10 | Золотой век русской поэзии | 1 | ||
23 | 25.10 | А.С. Грибоедов. Личность и судьба. | 1 | ||
24 | 26.10 | Комедия «Горе от ума». «К вам Александр Андреич Чацкий». | 1 | ||
25 | 08.11 | Нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества в комедии «Горе от ума» | 1 | ||
26 | 09.11 | Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» | 1 | ||
27 | 12.11 | Язык комедии «Горе от ума» | 1 | ||
28-30 | 15.11, 16.11, 19.11 | Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 3 | ||
31 | 22.11 | Романтизм в русской литературе. | 1 | ||
32-33 | 23.11, 26.11 | В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Баллада «Светлана». | 2 | ||
34 | 29.11 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина | 1 | ||
35 | 30.11 | Лирика А.С. Пушкина | 1 | ||
36 | 03.12 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | 1 | ||
37 | 06.12 | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» | 1 | ||
38 | 07.12 | Онегин и Ленский. | 1 | ||
39 | 10.12 | Татьяна – нравственный идеал Пушкина в романе «Евгений Онегин» | 1 | ||
40 | 13.12 | Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов | 1 | ||
41 | 14.12 | Автор в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | ||
42 | 17.12 | Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | ||
43-45 | 20.12, 21.12, 24.11 | Р/р Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 3 | ||
46 | 10.01 | Понятие о реализме. | 1 | ||
47 | 11.01 | Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||
48 | 14.01 | Тема поэта и поэзии в лирике | 1 | ||
49 | 17.01 | Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | ||
50 | 18.01 | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова | 1 | ||
51 | 21.01 | М.Ю. Лермонтов. Роман «герой нашего времени». | 1 | ||
52 | 24.01 | Русские офицеры и горцы в романе «Герой нашего времени» | 1 | ||
53 | 25.01 | Портрет поколения в новелле «Тамань». | 1 | ||
54 | 28.01 | Художественные особенности романа «Герой нашего времени» | 1 | ||
55-57 | 31.01, 01.02, 04.02 | Р/р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 3 | ||
58 | 07.02 | Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» | 1 | ||
59 | 08.02 | Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков в романе. | 1 | ||
60 | 11.02 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | ||
61 | 14.02 | Образ Чичикова. | 1 | ||
62 | 15.02 | Художественные особенности поэмы. | 1 | ||
63 | 18.02 | Лирическое начало в поэме. | 1 | ||
64-66 | 21.02, 22.02, 25.02 | Р/р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | 3 | ||
67 | 28.02 | Лирика Ф.И. Тютчева. | 1 | ||
68 | 01.03 | Поэзия Н.А. Некрасова | 1 | ||
69 | 04.03 | И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. | 1 | ||
70 | 07.03 | Любимая повесть Тургенева «Первая любовь». Нравственная проблематика повести. | 1 | ||
71 | 11.03 | Л.Н.Толстой. Творческий путь великого писателя. | 1 | ||
72 | 14.03 | Автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого. Повесть «Юность». | 1 | ||
73 | 15.03 | Судьба Николеньки Иртеньева в повести «Юность». «Диалектика души» героев повести. | 1 | ||
74 | 18.03 | А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова «Человек в футляре». | 1 | ||
Литература XX века | |||||
75 | 21.03 | О русской литературе 20 века. И.А.Бунин - поэт и прозаик 20 века. | 1 | ||
76 | 22.03 | Автобиографическая повесть Бунина «Жизнь Арсеньева». | 1 | ||
77 | 25.03 | М. Горький. Автобиографическая повесть А.М. Горького «Мои университеты» | 1 | ||
78 | 04.04 | Судьба героя повести М.Горького «Мои университеты» Алеши Пешкова. | 1 | ||
79 | 05.04 | Русская поэзия Серебряного века. А.А.Блок. | 1 | ||
80 | 08.04 | Тема России в творчестве А.А. Блока. | 1 | ||
81 | 11.04 | Лирика А.А. Ахматовой | 1 | ||
82 | 12.04 | С.А.Есенин. Слово о поэте и его судьбе. Человек и природа в поэзии Есенина. | 1 | ||
83 | 15.04 | Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | 1 | ||
84 | 18.04 | Слово о В.В.Маяковском. Поэзия В.В. Маяковского | 1 | ||
85-86 | 19.04, 22.04 | Лирика поэтов Серебряного века.М.А.Булгаков. Творческий путь писателя. Комедия по поэме Гоголя «Мертвые души». | 2 | ||
87-89 | 25.04, 26.04, 29.04 | М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова в рассказе. | 3 | ||
90 | 02.05 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Образ русского солдата в поэме. | 1 | ||
91 | 03.05 | А.И. Солженицын. Рассказ «Как жаль». Тема праведничества в рассказе. | 1 | ||
Русская литература 60-90-х годов XX века | |||||
92 | 06.05 | В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». | 1 | ||
93 | 10.05 | Человек и природа в повествовании рассказов В.П.Астафьева «Царь-рыба». | 1 | ||
94 | 13.05 | В.Г.Распутин. Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии» и ее нравственные проблемы. | 1 | ||
95 | 16.05 | Человек и стечение обстоятельств в пьесе А.Вампилова «Старший сын». | 1 | ||
96-99 | 17.05, 20.05, 23.05, 24.05 | Лирика последних десятилетий 20 века | 4 | ||
100 | 27.05 | Подведение итогов | 1 | ||
101 | 30.05 | Итоговая творческая работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332299-1383376993.jpg)
Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень
Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332299-1383376993.jpg)
рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень
Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/22/picture-504383-1413976618.jpg)
Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов
Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1328210-1619443311.jpg)
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1368193-1638621919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...