Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Совесть и долг"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского"
г. Симферополя
Филиппенкова Наталья Александровна
Тема урока: «Совесть и долг»
Цель урока:
-сформировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»;
-создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся;
-способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;
-развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления;
-воспитать уважительное отношение к окружающим.
Методическое обеспечение: учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание 8 класс».
Оборудование: презентация, компьютер.
Методы и приемы: словесный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности: продуктивное чтение, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания (тест).
1.Мораль относится к ............... сфере.
А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.
2. Духовная культура – это…
а) предметы материального мира
б) природа
в) здание музея
д) традиции и обычаи
3. Правила поведения человека в обществе определяют …
а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.
4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:
а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу
в) умение говорить правду д) уважение к родителям.
5.Выберите признаки, характерные для морали:
А) общеобязательность; б) формальное оформление;
в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) не
формальность; е) связь с религиозными нормами.
III. Создание проблемной ситуации/ без объявления темы урока предложить прослушать притчу.
«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
- Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!
Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив, видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.
- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?
( Ему стало стыдно)
- Что проснулось в душе человека? (совесть)
IV. Сообщение темы урока
Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.
Запись темы урока в тетради.
V. Целеполагание
Учитель: Ребята давайте с вами вспомним важнейшие моральные ценности.
(это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли, явления, жизнь, честь. У каждого человека формируется своя личная система взглядов.)
VI. Изучение нового материала
Учитель: так что же такое совесть?
Работа со словарем учебника
Запись определения в тетрадь:
Совесть – личное глубокое осознание своего долга и совести.
- Слова совесть часто встречается в оборотах речи. Как вы думаете, слово стыд и совесть близки по своему значению, может они совершенно различны?
(Стыд-это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя сами не осудили.)
Учитель: в пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»
-Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
-Есть ли у Вас обязанности?
Мозговой штурм: что такое долг?
-Это и есть вторая часть темы нашего урока.
Формулировка определения и запись его в тетрадь.
Долг - объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.
-Знакомо ли Вам слово объективный?
Объективный - независимый от наших желаний.
Учитель: теперь мы рассмотрим несколько ситуации, когда люди безответственно относились к своему долгу.
Чтение учебника стр. 65
-Приведите собственные примеры подобных ситуации.
Работа со схемой
Долг
общественный моральный
это все объективные обязанности, превращение требования морали
которые необходимо выполнять в личную задачу.
человеку в обществе.
Самостоятельная работа учащихся
Опираясь на текст учебника стр. 68 составить кластер на тему: «Контроль исполнения долга».
Внешний Внутренний
(общественное мнение) (совесть)
VII. Закрепление материала
Решение проблемных задач:
1) Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.
2) Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.
VIII. Рефлексия: в тетради закончите предложения:
- Для меня совесть – это….
- Всегда ли я поступаю по совести?
- Что мне мешает это сделать?
IX. Домашнее задание: параграф 8. Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolg_i_sovest.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ
Тема урока: «Совесть и долг»
Цель урока:
-сформировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»;
-создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся;
-способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;
-развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления;
-воспитать уважительное отношение к окружающим.
Методическое обеспечение: учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание 8 класс».
Оборудование: презентация, компьютер.
Методы и приемы: словесный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности: продуктивное чтение, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания (тест).
1.Мораль относится к сфере.
А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.
2. Духовная культура – это…
а) предметы материального мира
б) природа
в) здание музея
д) традиции и обычаи
3. Правила поведения человека в обществе определяют …
а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.
4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:
а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу
в) умение говорить правду д) уважение к родителям.
5.Выберите признаки, характерные для морали:
А) общеобязательность; б) формальное оформление;
в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) не
формальность; е) связь с религиозными нормами.
III. Создание проблемной ситуации/ без объявления темы урока предложить прослушать притчу.
«Прости меня…»
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:
- Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!
Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.
Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!
Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив, видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!
- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.
- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?
( Ему стало стыдно)
- Что проснулось в душе человека? (совесть)
IV. Сообщение темы урока
Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.
Запись темы урока в тетради.
V. Целеполагание
Учитель: Ребята давайте с вами вспомним важнейшие моральные ценности.
(это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли, явления, жизнь, честь. У каждого человека формируется своя личная система взглядов.)
VI. Изучение нового материала
Учитель: так что же такое совесть?
Работа со словарем учебника
Запись определения в тетрадь:
Совесть – личное глубокое осознание своего долга и совести.
- Слова совесть часто встречается в оборотах речи. Как вы думаете, слово стыд и совесть близки по своему значению, может они совершенно различны?
(Стыд-это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя сами не осудили.)
Учитель: в пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»
-Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.
-Есть ли у Вас обязанности?
Мозговой штурм: что такое долг?
-Это и есть вторая часть темы нашего урока.
Формулировка определения и запись его в тетрадь.
Долг - объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.
-Знакомо ли Вам слово объективный?
Объективный - независимый от наших желаний.
Учитель: теперь мы рассмотрим несколько ситуации, когда люди безответственно относились к своему долгу.
Чтение учебника стр. 65
-Приведите собственные примеры подобных ситуации.
Работа со схемой
Долг
общественный моральный
это все объективные обязанности, превращение требования морали
которые необходимо выполнять в личную задачу.
человеку в обществе.
Самостоятельная работа учащихся
Опираясь на текст учебника стр. 68 составить кластер на тему: «Контроль исполнения долга».
Внешний Внутренний
(общественное мнение) (совесть)
VII. Закрепление материала
Решение проблемных задач:
- Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.
- Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.
VIII. Рефлексия: в тетради закончите предложения:
- Для меня совесть – это….
- Всегда ли я поступаю по совести?
- Что мне мешает это сделать?
IX. Домашнее задание: параграф 8. Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"
В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"
План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....