Комплексы упражнений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
методическая разработка по теме
Данные комплексы упражнений могут использоваться в работе танцевальной студии и на уроках ритмики как разогревающие и тренирующие.
Но, наряду с традиционными формами работы могут использоваться как нетрадиционные формы ЛФК.
В этом случае профилактический, лечебный, корригирующий эффект сохраняется, но в работе с детьми имеет эмоционально и творчески окрашенный эффект.
Комплексы упражнений разработаны на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.
Главное правило при выполнении физических упражнений – постепенность. Нагрузка всегда повышается постепенно и осторожно. После тренировки ребенок должен испытывать приятное утомление, а не изнеможение.
Физическая нагрузка должна уравновешиваться полноценным расслаблением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_uprazhneniy_1.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 4
Методическая разработка
комплексов упражнений для детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата на основе специальных пластических
тренингов и развивающей гимнастики
Разработала: учитель ритмики,
педагог дополнительного образования
Семенкова Л. Ю.
Челябинск
2012
Данные комплексы упражнений могут использоваться в работе танцевальной студии и на уроках ритмики как разогревающие и тренирующие.
Но, наряду с традиционными формами работы могут использоваться как нетрадиционные формы ЛФК.
В этом случае профилактический, лечебный, корригирующий эффект сохраняется, но в работе с детьми имеет эмоционально и творчески окрашенный эффект.
Комплексы упражнений разработаны на основе специальных пластических тренингов и развивающей гимнастики.
Главное правило при выполнении физических упражнений – постепенность. Нагрузка всегда повышается постепенно и осторожно. После тренировки ребенок должен испытывать приятное утомление, а не изнеможение.
Физическая нагрузка должна уравновешиваться полноценным расслаблением.
№ | Содержание | Дозировка темп | Методические указания |
1. | «Змея» И.П. – лежа на животе, руки согнуты в локтях, прижаты к телу, ладони упираются в пол. Медленный подъем грудной клетки на счет 1-7, вернуться в и.п.. | 4 раза по схеме. Темп медленный. | Дыхание произвольное. Лопатки сомкнуты. Работают мышцы спины. |
2. | И. П. – то же. Подъем на счет 1-7, зафиксировать на счет 1-7, вернуться в и.п.. | 3-4 раза по схеме. Темп медленный. | Работают мышцы спины. Руки играют вспомогательную роль. |
3. | И.П. – то же. Подъем на счет 1-7, поворот головы на 1-3, вернуть голову в и.п.. На счет 1-3 то же в другую сторону, вернуться корпусом в и.п. на 1-7. | 2 раза. Темп медленный. | Туловище не скручивается. |
4. | «Стаканчик» И. П. – сидя, опора на ягодицы, колени согнуты, руки держат пятки, кончики пальцев ног упираются в пол, спина прямая. Ноги выпрямить – согнуть на счет 1-2, держать уголок. | 4-6 раз. Темп средний. | Работают мышцы спины и ног, а руки играют вспомогательную роль. |
5. | И.П. – то же. Выпрямить ноги на счет 1-2, зафиксировать положение уголка на 1-4, вернуть в и.п.. | 4-6 раз. Темп средний. | Следить за прямой спиной. Учиться держать равновесие, не падать. |
6. | И.П. – то же. Выпрямить ноги на 1-2, зафиксировать, медленно развести в стороны – зафиксировать, вернуть обратно на 1-4, вернуть в и.п.. | 2-4 раза. Темп медленный. | Держать равновесие. Работают все группы мышц. |
7. | «Пружина» И.П. – полусидя – опора на локти и ладони, колени согнуты, носки поднять на уровень коленей и кончика носа, параллельно полу. Попеременно ставим точки кончиками пальцев на воображаемой стене. | 4-6 раз по 20 сек., с отдыхом. Темп динамичный. | Движение идет с пружинящим эффектом и динамично. |
8. | «Резинка» И.П. – повиснуть на шведской стенке на расстоянии вытянутой ступни от пола. | 3 раза. По 15 сек., с отдыхом. | Подготовка позвоночника для дальнейшей работы. Сброс напряжения. |
9. | И.П. – то же. Подтягивать колени, сгибая-разгибая их. | 4-6 раз. Темп средний. | Придерживать ребенка. Не делать резких движений. |
10. | И. П. – то же. Прямые ноги приподнимать вверх, но не уголком. | 4 раза. Темп средний. | Выполнять со страховкой. |
11. | «Каталка» И. П. – лежа на животе, руки и ноги вытянуты. Поднять руки и ноги в «лодочку» - рывком перевернуться на спину в «уголок». Катиться непрерывно на счет 1-2 от стенки до стенки. | 1-2 раза. Темп средний. | Стараться не касаться пола ладошками и ступней. Работают мышцы брюшного пресса и спины. |
12. | «Кошечка» И.П. – сесть на колени, грудь прижата к коленям, руки вытянуты вперед, ладошки упираются в пол. Движение корпусом вперед, скользя по полу, прогибаясь, вынырнуть головой вверх, вытянув руки в локтях. Кошечка потягивается. Обратный ход в и.п.. | 4-6 раз. Темп медленный. | Тщательно, постепенно выполнять упражнение. Колени на месте, ладошки тоже. |
13. | И. П. – то же. То же движение вперед, но усложненное волнообразным движением в стороне (змейкой). | 2-4 раза. Темп медленный. | |
14. | «Солнышко» И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх. Медленный наклон корпуса вперед-вниз от живота, затем переход на грудь, плечи, локти, ладони. Когда руки коснулись пола – идет смена направления, руки скользят по полу, по ногам, спина горбиком, возврат в и.п.. | 4-6 раз. Темп медленный | Руки всегда отстают, спина прогибается. Все действия выполняются постепенно и пластично. |
15. | «Колодец» И.П. – стоя, опорная нога согнута в колене, другая выставлена вперед, прямая. Тот же наклон, как и в упр. 14, но к вытянутой ноге. | 4-6 раз к каждой ноге. Темп медленный. | |
16. | «Волна» И.П.- стоя, руки вверху, колени чуть согнуты. Движение начинается с носочков, переходит на колени, живот, грудь, руки и опять в и. п.. | 4-8 раз. Темп медленный. | Характер движения: постепенный, волнообразный, непрерывный. |
17. | «Пружина» И. П. – стоя, ноги вместе. Попеременно отрываем пятку от пола, ставим на подушку стопы, затем давим пяткой в пол каждой ступней. | 8-12 раз. Медленно. | Работает только ступня. Необходимо зафиксировать правильную осанку. Давить пружинящее в пол, непрерывно. |
18. | И. П. – стоя, ноги вместе, сомкнуты. Одновременно поднять пятки, развернуть их на подушечке стопы, опустить пятки, повернув на 90 градусов стопу. | 8-12 раз. Медленно. | Работает только ступня. Корпус зафиксировать. Подушечка пружинит, а пятка ставит точки. |
19. | «Пингвин» И. П. – то же. Катаем ступни вперед-назад с пяток на подушечки. | 8-12 раз. Темп средний. | Руки вдоль туловища, корпус балансирует вперед-назад. Колени не сгибаются. |
20. | «Перекат» И. П. – то же. Перекатываем стопу с пятки на носок попеременно каждой ногой, чуть мягко приседая, чтобы увеличить амплитуду переката. | 8-12 раз. Темп средний. | Корпус зафиксировать. Руки мягко продолжают движение. |
21. | И. П. – то же. Перекат попеременный на 1-4, затем разводим, перекатывая, ноги на ширину плеч на 1-4, перекат на месте на счет 1-4. Возвращаемся в и. п. по той же схеме. | 4-6 раз. Темп средний. | Следить за осанкой. Руки на поясе. Движение непрерывное. |
22. | «Гармошка» И. П. – пятки вместе, носки врозь. Перемещение в сторону, перекатывая ступню, соединяя пятка-носок, то носки вместе, то пятки, попеременно. Возврат в и.п. так же. | 4-6 раз. Темп средний. | Перемещаться стопе помогают пружинящие колени. |
23. | «Зигзаг» И. П. – ступни вместе. Подъем на носки, поворот в сторону на 45 градусов, опуститься на пятки, повернуться на пятках на 45 градусов, опуститься на носки. Продвижение в сторону зигзагом. | 4-6 раз. Темп средний. | Руки в сторону, корпус зафиксирован. Двигаются только ноги. |
24. | «Восьмерка» И. П. – руки на ширине плеч, стоя. Согнуть ногу в колене, нарисовать коленом круг, перенести центр тяжести на другое колено, нарисовать круг. Рисуем коленями восьмерку. | 4-6 раз. Темп медленный. | Корпус зафиксирован, работают ноги, движение непрерывное. |
25. | «Кисть» И. П. – сидя, опора на руках, освободить для работы ноги. Скользим по воображаемой стене ногой – кистью вверх-вниз по диагонали, хаотично. То же другой ногой. | 4-6 раз. Темп средний. | Мягкость, плавность стопы. Имитируется движение кисти. |
26. | «Картина» И. П. – то же. Рисуем ногой-кистью картину с простым сюжетом: солнце, облака, цветы, бабочки и т.д.. | 1-3 минуты. | Сюжет дети придумывают сами. Изображение должно быть точным, узнаваемым. |
27. | «Скульптура» И. П. – то же. Лепим ногами скульптуру из пластилина (воображаемого). | 5 минут | Характер движения отличается от рисования. Больше движений пальцами ног. |
28. | «Шторм» И. П. – то же. Движение ногами, имитирующее накат волн. Постепенно увеличивается амплитуда. Работаем всей ногой (от бедра до кончиков пальцев). | 5 минут каждой ногой. | Постепенное развитие рисунка движения. Следить за силой и плавностью движения. |
29. | «Фонарики» И. П. – сидя, освободив руки для работы. Сжать-разжать, растопырив пальцы. | 20-30 раз. Динамично. | Движение с усилием. Происходит подготовка кисти, пальчиков к дальнейшей работе. |
30. | «Веер» И. П. – то же, пальцы растопырены. Веерообразное движение, начиная с мизинца сложить пальцы вовнутрь ладони, скручивая кисть. Обратное движение тоже начинается с мизинца разворотом. | 6-8 раз. Темп средний. | Непрерывное движение. Руки сильно не напрягать. Эффект растягивания пальцев. |
31. | «Змея» И. П. – сидя, ладошки сложить. Сомкнутыми ладонями снизу вверх двигаться «змеей» до положения вытянутых рук. Обратно тот же ход, но сверху вниз. | 6-8 раз. Темп медленный. | Осанка зафиксирована. Излишне не напрягать руки, сильнее их прогибать. |
32. | Две «змейки» И. П. – сидя, ладошки напротив друг друга на расстоянии 20 см.. Две змейки ползут вверх, переплетая друг друга. | 10 раз. Темп медленный. | Следить за осанкой. Излишне не зажимать руки. Движение плавное. |
33. | «Горки» И. П. – руки сцепить маленьким замком. Параллельно полу совершать волнообразное движение сцепленными руками с большой амплитудой. | 10-20 раз. Темп медленный. | Непрерывное мягкое движение. |
34. | «Ручеек». И. П. – локти поднять параллельно полу, средние пальцы соединены. Совершать волнообразное движение с ладошки на ладошку. | 10-20 раз. Темп медленный. | Локти не опускаются. Пальцы не размыкаются. Движение непрерывное. |
35. | «Мячик на волне» И. П. – руки расправлены параллельно полу, чуть согнуты в локтях. Совершать волнообразные движения с одной руки на другую, перекатывая мячик. | 10 раз. Темп средний. | Следить за осанкой. Не опускать руки и не заворачивать их внутрь. |
36. | «Маленькие волны» И. П. – ладошки параллельно полу на уровне груди. Совершать хаотичное волнообразное движение каждым пальчиком одновременно. Каждой ладошкой отдельно. | 10 раз. Темп средний. | Излишне не напрягать пальцы. |
37. | «Локотки» И. П. – руки параллельно полу, ладони зафиксированы, локти чуть согнуты. Локти поочередно совершают движение вверх-вниз. | 10-20 раз. Динамично. | Не разворачивать ладони. Работают только локти. |
38. | Игры-тренинги Изображаем руками: 1.Рыбки. 2.Море. 3.Паучок. 4.Голубь. 5.Чайка. 6.Бабочка. 7.Цветок. И т. д. | 5-10 минут. Темп средний. | Следить за точностью пластического изображения. Замечать различия в характере движения. Фантазировать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для детей, имеющих плоскостопие
комплекс упражнений...
Комплекс упражнений для артикуляционного аппарата.
Содержит комплексы упражнений для развития подвижности губ, для губ и щёк, статические и динамически упражнения для языка, упражнения для развития подвижности нижней челюсти, для тренировки мышц глотк...
Комплекс упражнений для детей подготовительной и специальной медицинской группы
Комплексы упражнений подходят для детей с 1 по 11 класс. Их можно выполнять на уроке и во внеурочное время....
Рекомендации по составлению комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Рекомендации по составлению комплексов упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата ...
Комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата....
Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей
В комплекс упражнений входят интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"...