Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей
методическая разработка
В комплекс упражнений входят интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области – Дом детского творчества «Мастер»
Комплекс упражнений для развития голосового аппарата на занятиях
в объединении «Звонкие голоса»
Педагог дополнительного образования Павлова Т.А.
Интонационно – фонопедические упражнения
1. «Звуки» - сильное и активное произнесение согласных звуков в определенной последовательности. Здесь необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса звука («В-в-в-ы»; «З-з-з-ы»)
2. «Полет на луну» - на звук У – у – у - восходящие и нисходящие скользящие (глиссирующие) интонации. Упражнение на расширение диапазона.
3. «Замечательный слон» - рисуем голосом и руками слона с выразительной мимикой лица (на высотное интонирование, для развития диапазона голоса):
В Африке есть замечательный слон –
В озере утром купается он:
Хобот длиннющий (У)
Круглый животик (О)
Большущие уши (А)
Четыре ноги (топот)
Маленький хвостик (Э)
Мощные бивни (Ы)
Гласные звуки теперь повтори (У-О-А-Э-Ы)
Теплые струйки из хобота льются,
Звери облитые громко смеются (Ха-ха-ха).
3. «Сказка» - последовательное произношение гласных (у-уо-уоа-уоаэ-уоаэы). Упражнение активизирует работу гортани. При этом губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот. Можно менять эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…).
5. «Качели» - полет голосом усиливая, утрируя высоту речевой интонации, мы разграничиваем грудной и фальцетный регистры, а главное создаем образ стихотворения:
Ой – да, ой – да, ой – да, уууух! (раскачиваем голос)
Я лечу, лечу, как пух! (фальцет)
Вверх, вниз! Вверх, вниз!
Прямо к облаку несись! (фальцет)
Ой – да, ой –да, ой –да, уууух!
Аж захватывает дух!
Дыхательные упражнения:
1. «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем носам воздух, ладошки разводим в стороны, сдуваем на звук С – с – с – с – ладошки соединяем (счет на четыре)
2. «Нюхаем цветок» - носом втягиваем воздух, выдох – Ах!
3. «Свечка» - палец перед ртом (короткий вдох по руке);
Легко дуть, не затушить «пламя» со счетом 1, 2, 3, 4…( упражнение постепенно усложняется и выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр).
4. «Взлетает самолет» - на звук Ж – ж – ж - , при этом усиливая ослабляя звучание.
5. «Комарик» - на выдохе произносится звук «з» - на одном дыхании, при этом руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.
6. «Косарь» - в руках воображаемая коса, активные движения справа налево (скручивание корпуса) со звуком, имитирующим свист косы – Шша, Шшу. Тело двигается свободно, без зажимов, следить за точностью звука.
7. «Музыкальная зарядка»
Чтобы голос был в порядке,
Проведем сейчас зарядку.
Влево, вправо - поворот.
А теперь – наоборот.
Приседаю, поднимаюсь,
Прогибаюсь, наклоняюсь.
Пол руками достаю,
Но свободно говорю.
А теперь прыжки на месте.
Прыгну хоть сто раз, хоть двести.
И двумя ногами сразу.
И на левой, и на правой.
На одной и на другой:
Нет одышки никакой!
(выполняя эти упражнения мы тренируем дикцию, дыхание, умение управлять своим голосом, двигательную активность, координацию движений. Любая зарядка, а тем более музыкальная, будет полезна для вашего здоровья).
Артикуляционные и дикционные упражнения:
1. «Хомячок» - пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо.
2. «Рожицы» - поднять правую бровь, леву, вытянуть лицо, скорчить рожицу (кто смешнее), пошевелить ушами.
3. «Разминка Бабы – Яги» - скрипеть голосом и на скрипе произносить гласные О – А – У – Э – И;
- оскалиться, как Баба -Яга;
- прищуриться;
- изобразить поцелуй Бабы-Яги: вытянуть губы в трубочку и произнести звук «В».
4. «Веселые зверята» - артикуляционные развивающие упражнения в комплексе:
- покусываем кончик языка – это «зайчик пробует морковку»;
- цокаем языком – «поскакали на лошадке»;
- кусаем нижнюю губу – «белочка грызет орешки»;
- кусаем верхнюю губу – «суслик вылез из норки».
Скороговорки – четкое проговаривание текста, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговаривание в разном темпе:
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
- От топота копыт
Пыль по полю летит;
- На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова посреди двора;
- Течет речка, печет печка;
- Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю;
- Слон сломал случайно стенку,
- И лизнул в стакане пенку;
- Три сороки тараторки тараторили на горке;
- Король – орёл;
- Променяла Прасковья карася…
- Пришел Прокоп, кипит укроп…
Вокальные упражнения
(младшая группа)
1.Губки закрыли, ротик открыли и помычали «М» (качание до-ре);
2.Му-му-му, шла корова по лугу,
И мычала му-му-му.. (Унисон по полутонам);
3.Распевка - «Андрей-воробей»;
4. «Горошина» (по дороге Петя шёл);
5. «Кукушка» (ку-ку-ку-ку…);
6. «Рисуем кошку» ( на октаву вверх и вниз -мя-а-у..);
7. Поем скороговорку- «Мы перебегали берега, перебегали берега»;
8. Песенка – распевка «Лошадка» ( большие лошадки и пони, когда цокаем, тянем губки вперёд).
9. Распевка - «Стрекоза и рыбка»
10. «Комар и муха»
11. «Капризуля»
12. «Машина»
(старшая группа)
1.Губки закрыли, ротик открыли и помычали «М» (качание до-ре);
2.Тянем на одной ноте звук - «Соль» (выстраивание унисона);
3. «Ми-и-я» (по полутонам -ми, ре, до – расширение диапазона г.);
4. «Ми-и-я-а-а» ( по полутонам до-ре- ми-ре-до);
5. «Ма-мэ-ми-мо-му;да;бра (до-ми-соль-ми-до);
6. До-до-ре-до (на стаккато до-ре-ми-ре-до, и т.д.);
7. Ми-и-и-и-я (на легато до-си-до-ре…по полутонам вверх и вниз);
8. Гамма До мажор (Если ноты встали в ряд, получился звукоряд);
9. «Я-а-ы» ( для работы брюшного пресса);
110. Поем скороговорку- «Мы перебегали берега, перебегали берега»;
11. «Где-же ты, кукушечка, бывала, что давно не куковала».
12. «Солнечный рассвет»
13 «Дождь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для развития гибкости
Комплекс предназначен для детей и взрослых, развивает гибкость, наполняет тело энергией!!! Познавайте и развивайте Себя!!!...
Комплекс упражнений для развития сценической речи
Комплекс упражнения для развития сценической речи,включающий в себя упражнение на дыхание, голос и дикцию. В любой деятельности, связанной с речевым общением, большую роль играет техника речи. Говорит...
Работа над развитием голосового диапазона детей в ДМШ и ДШИ
В данной работе были представлены этапы работы по овладению умения пользоваться разными регистрами своего голоса.Были предложены как классические упражнения для расширения голосового диапазона, так и ...
Комплекс упражнений на развитие координации для детей 1 года обучения
Упражнения на координацию позвонляю выработать быстроту реакции и скорост запониминания нового материала....
Технические упражнения для развития голосового аппарата
Технические упражнения для развития голосового аппарата...
Комплекс заданий и упражнений по развитию ВПФ у детей с ЗПР на дефектологических занятиях»
Выступление на МО...
Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата.
Открытый урок по предмету "Художественное слово" в 1 классе, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в детской школе искусств. Технологическая карта и са...