Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей
методическая разработка

Павлова Татьяна Анатольевна

В комплекс упражнений входят  интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_uprazhneniy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области – Дом детского творчества «Мастер»

   

Комплекс упражнений для развития голосового аппарата на занятиях

в объединении «Звонкие голоса»

       

Педагог дополнительного образования Павлова Т.А.

Интонационно – фонопедические упражнения

1. «Звуки» - сильное и активное произнесение согласных звуков в определенной последовательности. Здесь необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса звука («В-в-в-ы»; «З-з-з-ы»)

2. «Полет на луну» - на звук У – у – у - восходящие и нисходящие скользящие (глиссирующие) интонации. Упражнение на расширение диапазона.

3. «Замечательный слон» - рисуем голосом и руками слона с выразительной мимикой лица (на высотное интонирование, для развития диапазона голоса):

В Африке есть замечательный слон –

В озере утром купается он:

Хобот длиннющий (У)

Круглый животик (О)

Большущие уши (А)

Четыре ноги (топот)

Маленький хвостик (Э)

Мощные бивни (Ы)

Гласные звуки теперь повтори (У-О-А-Э-Ы)

Теплые струйки из хобота льются,

Звери облитые громко смеются (Ха-ха-ха).

3. «Сказка» - последовательное произношение гласных (у-уо-уоа-уоаэ-уоаэы). Упражнение активизирует работу гортани. При этом губы расслаблены, пальцы на щеках не дают закрывать рот. Можно менять эмоциональную окраску (весело, плаксиво, устрашающе, пугливо…).

5.  «Качели» - полет голосом усиливая, утрируя высоту речевой интонации, мы разграничиваем грудной  и фальцетный регистры, а главное создаем образ стихотворения:

Ой – да, ой – да, ой – да, уууух! (раскачиваем голос)

Я лечу, лечу, как пух! (фальцет)

Вверх, вниз! Вверх, вниз!

Прямо к облаку несись! (фальцет)

Ой – да, ой –да, ой –да, уууух!

Аж захватывает дух!

                                                             

                            Дыхательные упражнения:

1. «Надуваем шарик» - медленно вдыхаем носам воздух, ладошки разводим в стороны, сдуваем на звук С – с – с – с – ладошки соединяем (счет на четыре)

2. «Нюхаем цветок» - носом втягиваем воздух, выдох – Ах!

3. «Свечка» - палец перед ртом (короткий вдох по руке);

    Легко дуть, не затушить  «пламя» со счетом 1, 2, 3, 4…( упражнение постепенно усложняется и выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр).

4. «Взлетает самолет» - на звук Ж – ж – ж - , при этом усиливая ослабляя звучание.

5. «Комарик» - на выдохе произносится звук «з» -  на одном дыхании, при этом руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается.

6. «Косарь» - в руках воображаемая коса, активные движения справа налево (скручивание корпуса) со звуком, имитирующим свист косы – Шша, Шшу. Тело двигается свободно, без зажимов, следить за точностью звука.

7. «Музыкальная зарядка»

Чтобы голос был в порядке,

Проведем сейчас зарядку.

Влево, вправо - поворот.

А теперь – наоборот.

Приседаю, поднимаюсь,

Прогибаюсь, наклоняюсь.

Пол руками достаю,

Но свободно говорю.

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести.

И двумя ногами сразу.

И на левой, и на правой.

На одной и на другой:

Нет одышки никакой!

(выполняя эти упражнения мы тренируем дикцию, дыхание, умение управлять своим голосом, двигательную активность, координацию движений.  Любая зарядка, а тем более музыкальная, будет полезна для вашего здоровья).

                     Артикуляционные и дикционные упражнения:

1. «Хомячок» - пожевать воображаемую жвачку, чтобы двигалось все лицо.

2. «Рожицы» - поднять правую бровь, леву, вытянуть лицо, скорчить рожицу (кто смешнее), пошевелить ушами.

3. «Разминка Бабы – Яги» - скрипеть голосом и на скрипе произносить гласные О – А – У – Э – И;

- оскалиться, как Баба -Яга;

- прищуриться;

- изобразить поцелуй Бабы-Яги: вытянуть губы в трубочку и произнести звук «В».

4. «Веселые зверята» - артикуляционные развивающие упражнения в комплексе:

- покусываем кончик языка – это «зайчик пробует морковку»;

- цокаем языком – «поскакали на лошадке»;

- кусаем нижнюю губу – «белочка грызет орешки»;

- кусаем верхнюю губу – «суслик вылез из норки».

 Скороговорки – четкое проговаривание текста, включая в работу артикуляционный аппарат. Проговаривание в разном темпе:

           Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

          Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

  • От топота копыт

Пыль по полю летит;

  • На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова посреди двора;

  • Течет речка, печет печка;
  • Вокруг погреба хожу, все про погреб говорю;
  • Слон сломал случайно стенку,
  • И лизнул в стакане пенку;
  • Три сороки тараторки тараторили на горке;
  • Король – орёл;
  • Променяла Прасковья карася…
  • Пришел Прокоп, кипит укроп…

Вокальные упражнения

                                                           (младшая группа)

1.Губки закрыли, ротик открыли и помычали «М» (качание до-ре);

2.Му-му-му, шла корова по лугу,

   И мычала му-му-му.. (Унисон по полутонам);

3.Распевка -  «Андрей-воробей»;

4. «Горошина» (по дороге Петя шёл);

5. «Кукушка» (ку-ку-ку-ку…);

6. «Рисуем кошку» ( на октаву вверх и вниз -мя-а-у..);

7. Поем скороговорку- «Мы перебегали берега, перебегали берега»;

8. Песенка – распевка «Лошадка» ( большие лошадки и пони, когда цокаем, тянем губки вперёд).

9. Распевка  - «Стрекоза и рыбка»

10. «Комар и муха»

11. «Капризуля»

12. «Машина»

                                                          (старшая группа)

1.Губки закрыли, ротик открыли и помычали «М» (качание до-ре);

2.Тянем на одной ноте звук - «Соль» (выстраивание унисона);

3. «Ми-и-я» (по полутонам -ми, ре, до – расширение диапазона г.);

4. «Ми-и-я-а-а» ( по полутонам до-ре- ми-ре-до);

5. «Ма-мэ-ми-мо-му;да;бра (до-ми-соль-ми-до);

6. До-до-ре-до (на стаккато  до-ре-ми-ре-до, и т.д.);

7. Ми-и-и-и-я (на легато до-си-до-ре…по полутонам вверх и вниз);

8. Гамма До мажор (Если ноты встали в ряд, получился звукоряд);

9. «Я-а-ы» ( для работы брюшного пресса);

110. Поем скороговорку- «Мы перебегали берега, перебегали берега»;

11. «Где-же ты, кукушечка, бывала, что давно не куковала».

 12. «Солнечный рассвет»

 13 «Дождь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для развития гибкости

Комплекс предназначен для детей и взрослых, развивает гибкость, наполняет тело энергией!!! Познавайте и развивайте Себя!!!...

Комплекс упражнений для развития сценической речи

Комплекс упражнения для развития сценической речи,включающий в себя упражнение на дыхание, голос и дикцию. В любой деятельности, связанной с речевым общением, большую роль играет техника речи. Говорит...

Работа над развитием голосового диапазона детей в ДМШ и ДШИ

В данной работе были представлены этапы работы по овладению умения пользоваться разными регистрами своего голоса.Были предложены как классические упражнения для расширения голосового диапазона, так и ...

Комплекс упражнений на развитие координации для детей 1 года обучения

Упражнения на координацию позвонляю выработать быстроту реакции и скорост запониминания нового материала....

Технические упражнения для развития голосового аппарата

Технические упражнения для развития голосового аппарата...

Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата.

Открытый урок по предмету "Художественное слово" в 1 классе, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в детской школе искусств. Технологическая карта и са...