Открытый урок. План-конспект "Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата"
план-конспект урока

Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».

Тип урока: комбинированный.
Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:

Научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок - попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие:развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано, учебный кабинет.
Форма занятия: ндивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося. 

 

План урока

  1. Гимнастика.
  2. Ритмические упражнения.
  3. Повторение строения клавиатуры.
  4. Игра песенок - попевок на инструменте.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (план – конспект) Ларионова О.М,

преподавателя по классу фортепиано МКУДО «ЮДМШ»

р.п. Юрты.



Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».

Тип урока: комбинированный.
Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:

Научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок - попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие:развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано, учебный кабинет.
Форма занятия: ндивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося. 

План урока

  1. Гимнастика.
  2. Ритмические упражнения.
  3. Повторение строения клавиатуры.
  4. Игра песенок - попевок на инструменте.

1. Ход урока:

1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки

Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.

Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта

«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»

Работа с руками.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.

2. Ритмические упражнения

Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок - попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.

3. Повторение строения клавиатуры

Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки.

4. Игра упражнений и песенок - попевок на инструменте

 (задействованы поочередно две руки)

Упражнения:

«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.

Физминутка

Песенки - попевки:
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.

Заключительная часть:

Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.

Подведение итогов занятия:

Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Предшествующие упражнения и  гимнастика, способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.

Литература:

1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М.: Музыка

2. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение.

3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игрового аппарата пианиста

Освоение игровых приемов, их соответствие двигательной природе человека....

Открытый урок "Путешествие в осенний лес" с использованием ИКТ, Игровой и Здоровьесберегающей технологий.

Разработка занятия предназначена для детей среднего школьного возраста. Занятие проходит в форме игры - путешествия со сказочным персонажем Лесовичком, который приглашает всех к себе в гост...

«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»

Доклад  на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....

Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»

Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...

«Основные принципы организации игрового аппарата начинающего скрипача»

Вопросы постановки рук исполнителя на протяжении истории развития инструментального исполнительства вообще и скрипичного искусства в частности были и остаются ключевыми. При этом они всегда вызывали м...

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....

Видеоурок "Организация игрового аппарата у начинающих пианистов"

В видеоматериале показаны подготовительные гимнастические, пальчиковые и другие упражнения, способствующие полноценному развитию игрового аппарата у начинающих пианистов. Даны рекомендации к правильно...