Открытый урок. План-конспект "Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата"
план-конспект урока
Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
Научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок - попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие:развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано, учебный кабинет.
Форма занятия: ндивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок - попевок на инструменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок (план – конспект) Ларионова О.М,
преподавателя по классу фортепиано МКУДО «ЮДМШ»
р.п. Юрты.
Тема: «Комплекс упражнений для активизации и организации игрового аппарата».
Тип урока: комбинированный.
Цель: Развитие музыкальных способностей, постановка аппарата с помощью использования игровых технологий.
Задачи:
Образовательные:
Научить ребенка говорить музыкальным языком, не зная нот, «окунуть» в мир музыки посредством разучивания упражнений и простейших песенок - попевок, выработка практических навыков игры non legato.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в работе и творческую инициативу.
Развивающие:развивать музыкальный слух, ритм, память, музыкальное мышление, развивать двигательно-игровые навыки ученика.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано, учебный кабинет.
Форма занятия: ндивидуальный урок
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ – «вторжение» в движение рук учащегося.
План урока
- Гимнастика.
- Ритмические упражнения.
- Повторение строения клавиатуры.
- Игра песенок - попевок на инструменте.
1. Ход урока:
1.Гимнастика стоя, освобождаем тело и руки
Попробуем подготовить твои руки, чтобы ты научилась играть сочным, красивым звуком.
«Шалтай-болтай» – руки сначала свободно свисают, затем начинают ходить навстречу друг другу.
«Мельница» – упражнение делаем сначала одной, затем другой рукой. Постепенно раскачиваем руку взад-вперед, пока она не начинает крутиться вокруг плеча, как ветряная мельница.
Упражнения за инструментом, крышка инструмента закрыта
«Лифты» – поочередно поднимаем и опускаем то одну, то вторую руку. Ученику я говорю, что руки словно лифты в доме – то поднимаются, то опускаются.
«Новая и сломанная кукла» – сначала прошу показать новую куклу – спина прямая, осанка подтянута, затем сломанную – спина «горбатая», осанка падает, это упражнение повторяется несколько – 4,5 раз. В дальнейшем, когда ученик забывает про осанку, я говорю – «Новая кукла!»
Работа с руками.
Повторяем номера пальцев: я беру каждый палец и начинаю давать ему характеристику:
Большой палец – 1-ый палец – «самый-самый»: самый большой, самый длинный, самый сильный.
Указательный – 2-ой палец – сильный, самостоятельный.
Средний – 3-ий палец – располагается в серединке, именно он начинает наши упражнения и песенки.
Безымянный – 4-ый палец – слабый, зависит от третьего пальца.
Мизинец – 5-ый палец – самый маленький, с ним мы познакомимся позже всего.
2. Ритмические упражнения
Ребенок сидит за инструментом, ладошки стучат по закрытой крышке фортепиано.
Прохлопать имена, например: ле-на, ле-ноч-ка; и-ра, и-роч-ка; све-та, све-точ-ка – чередование длинных и более коротких слогов.
Прошу прохлопать ритм изучаемых песенок - попевок, текст при этом можно пропевать, а можно просто проговаривать.
3. Повторение строения клавиатуры
Белые клавиши – это многоквартирный дом, а черные клавиши – «балкончики», причем «балкончики» чередуются то по три клавиши, то по две. В фортепиано «живут» «толстые» и «тонкие» звуки.
4. Игра упражнений и песенок - попевок на инструменте
(задействованы поочередно две руки)
Упражнения:
«Радуга-дуга – 3-им пальцем на клавише gis во всех октавах, при этом движение руки повторяет рисунок радуги.
«Кукушка» – задействованы 2-ой и 4-ый пальцы, клавиши fis и ais, при этом правая рука начинает играть в среднем регистре и направляется вверх, а левая – в среднем регистре и направляется вниз. Каждое упражнение я сопровождаю пояснением: кукушка перелетает с ветки на ветку, а твоя рука с одной октавы на другую.
Физминутка
Песенки - попевки:
«Андрей-воробей» – 3-ий палец на любой черной клавише, характер шутливый, задорный.
«Та-та, два кота» – игра одновременно двумя руками:
задействованы всего две клавиши, одну клавишу играет правая рука, другую – левая.
Шутливое содержание песенки заставляет улыбнуться, настраивает на позитивный лад.
Колыбельная «Кот Воркот» – задействованы 2-ой, 3-ий, 4-ый пальцы, клавиши для правой руки fis- gis -ais и, соответственно, для левой руки ais-gis-fis.
Использованный принцип зеркальности облегчает на данном этапе задачу игры двумя руками вместе.
Заключительная часть:
Объяснение домашнего задания в присутствии родителей, чтобы была грамотно организована домашняя работа.
Подведение итогов занятия:
Занятие прошло ярко и эмоционально. Применение игровой технологии способствовало быстрому и эффективному освоению необходимого объема знаний. Предшествующие упражнения и гимнастика, способствовали ощущению свободы, расслабленности. Игра на черных клавишах в донотном периоде помогла более комфортной организации руки начинающего пианиста. Черные клавиши выделяются цветом и упорядоченным расположением, что облегчает ориентацию на клавиатуре, черная клавиша сравнительно узкая, а это заставляет «нацелиться» и почти исключает игру прямыми пальцами. Благодаря симметричному расположению черных клавиш легко запоминается и построенное на них двухголосие. На занятии учащаяся была активна и внимательна. Цель и задачи выполнены.
Литература:
1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». М.: Музыка
2. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение.
3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игрового аппарата пианиста
Освоение игровых приемов, их соответствие двигательной природе человека....
Открытый урок "Путешествие в осенний лес" с использованием ИКТ, Игровой и Здоровьесберегающей технологий.
Разработка занятия предназначена для детей среднего школьного возраста. Занятие проходит в форме игры - путешествия со сказочным персонажем Лесовичком, который приглашает всех к себе в гост...
«Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения»
Доклад на тему - Организация игрового аппарата баяниста на начальном этапе обучения....
Методический доклад «Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»
Методический доклад«Организация игрового аппарата и развитие игровых навыков на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано»...
«Основные принципы организации игрового аппарата начинающего скрипача»
Вопросы постановки рук исполнителя на протяжении истории развития инструментального исполнительства вообще и скрипичного искусства в частности были и остаются ключевыми. При этом они всегда вызывали м...
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО АППАРАТА УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
В данной работе речь пойдет об организации игрового аппарата начинающего пианиста и освоении основных игровых приемов....
Видеоурок "Организация игрового аппарата у начинающих пианистов"
В видеоматериале показаны подготовительные гимнастические, пальчиковые и другие упражнения, способствующие полноценному развитию игрового аппарата у начинающих пианистов. Даны рекомендации к правильно...