Открытый библиотечный урок «Путешествие сказочную страну сказок и книг»
учебно-методический материал по теме
Данный материал предназначен для педагогов - библиотекарей школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_mmets.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. «Путешествие сказочную страну сказок и книг»
Цель: формировать у учащихся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Задачи:
1. Дать представление об истории зарождения библиотек, первых книг, печатных станках: особенностях строения, внешний вид, разделение по интересам.
2. Научить учащихся первых классов базовым понятиям по основам библиотечно-библиографической грамотности (БЕГ) — “библиотека”, «библиотекарь», «книжный фонд”, “читальный зал», «хранилище», «формуляр».
2.Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки
З. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг по разделам и интересам — попросить библиотекаря подобрать себе книгу.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к книги, в воспитательных целях ознакомить детей с “Правилами поведения в библиотеке” и «Правилами обращение с книгой».
Ход урока:
Введение:
Здравствуете, дети! Самого детства вас воспитывали мамы и папы, но вместе с ними вас по детству сопровождали, и сказки которые живут где? В книгах. Книга это корабль или дом полный приключений.
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы уже знаете ответ — откуда берется хлеб, молоко, как растут растения и как они называются. А от куда вы это узнали? Из книг.
Основная часть:
В каждом городе на земле есть такой дома, в котором собраны для тебя путеводители по жизни, дом этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный по своему строению, расположению, называется он ‘библиотекой”
“Библио” по-гречески — книга, а “тека” — хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Первая библиотека появилась в третьем тысячелетии до нашей эры (Египет, Китай).
Наиболее известная библиотека античных времен была Александрийская, основанная в III веке до н.э.
В древнем Вавилоне еще во втором тысячелетии до н.э. была создана одна из самых первых библиотек на земном шаре.
А вот первая библиотека в России доступная всем желающим, была библиотека имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, открытая в Санкт-Петербурге 1814 году.
Сейчас в наше время самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве. В ее фондах насчитывается более 30 миллионов печатных изданий на 243 языках мира. Двадцать два зала библиотеки способны одновременно принять 2500 человек.
А вот самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре: в ней хранится… только одна книга.
Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. В Египте — написанные на папирусе. В Междуречье — выцарапанные, но глиняных табличках. В Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шёлка. Все важнейшие события, записывались наиболее грамотными людьми в специальные рукописи манускрипты. Такими людьми были священнослужители, и поэтому они не были доступны другим людям. Ну а сейчас существуют печатные станки. Первый печатный станок появился в Китае в 868 году. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в библиотеках.
Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для то го, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте, другими словами, можно оказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, педагог-библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал, у слова ‘абонемент’ много значений. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
Есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедия, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А вот в читальном зале есть правила поведения, послушайте: (физминутка)
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна – пальчик у рта
Уходите, разговоры, - мах руками
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать:- имитация
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,- руку к уху
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге - чудеса!- удивление
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна”грозят пальчиком
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся)
Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? — БЕРЕЧЬ!
Правильно! давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы,
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
- Нельзя книги брать грязными руками
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришли телеграммы, может, узнаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
- “Нам не страшен серый волк!!!!»(№ поросенка, С.В.Михайлов)
- “Я лягушка - попрыгушка, пустите меня к вам жить!» (Теремок, народная сказка)
- “Ровно в двенадцать карета превратится в тыкву, а твое платье в лохмотья”. (Золушка, Ш.Перо)
- “Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!”. (Муха- Цокотуха, Чуковский)
- “Лето красное пропела, оглянутся, не успела, как зима слепит глаза» (Стрекоза и Муравей, Крылов)
- “От дедушки ушел, от бабушки ушел ……» (Колобок, народная сказка)
- “Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперед» (Тараканище, Чуковский)
Молодцы, вижу, не только произведения все знаете, но и авторов.
А теперь, внимание на экран, «ВИВТОРИНА». Отгадайте загадки о сказках и сказочных героях:
1. Вымолвил словечко -
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю.
“По щучьему веленью”
2. У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это?..
“Золотой ключик”
5.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
А однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это доктор….
«Айболит»
3. Появилась девочка
В чашечке цветка,
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку
«Бюймовочка»
4. Летела стрела и попала в болото
А в этом болоте поймал её кто-то…
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
«Царевна лягушка»
6. Он по коробу скребён,
По сусекам
метён,
На сметане мешен,
Да в масле пряжен
«Колобок»
7. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!
«Снегурочка»
Итог урока:
А теперь, давайте подведен итог нашего урока, и что нового узнали вы для себя.
Вопрос: От каких слов произошло слово «библиотека»?
Ответ: “ Библио” по-гречески — книга, а “тека” — хранилище.
Вопрос: Где находится самая большая библиотека в мире?
Ответ: Самая большая на земном шаре — это Российская государственная библиотека в Москве.
Вопрос: Где находится самая маленькая библиотека в мире?
Ответ: Самая маленькая «библиотека» в мире находится в индийском городе Амритсаре.
Вопрос: Где был изобретен 1 печатный станок?
Ответ: Первый печатный станок появился в Китае в 868 году.
Вопрос: Кто вам поможет найти нужную книгу в библиотеке?
Ответ: Вам поможет, конечно, педагог-библиотекарь.
Вопрос: Какие книги дают на дом, а какие нет?
Вопрос: Какие правила поведения в библиотеке?
Вопрос: Какие правила обращения с книгой?
Вопрос: Что такое читательский формуляр?
Пригласительный билет:
Дорогие ребята!
Ждем, Скучаем!
Мы вас приглашаем в библиотеку!
Ваши КНИГИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие в литературную страну"
Закрепление изученного материала, прививать любовь к родной природе, чтению....
Библиотечный урок "Путешествие по путям сказок"
Библиотечный урок "Путешествие по путям сказок"...
Библиотечный урок . «Путешествие в «Страну Читалия».
Мероприятие предназначено для учащихся , которые знакомятся со справочной литературой....
Открытый урок по литературе и математике в 5 классе "Урок - путешествие Дюймовочки в страну эльфов по сказке Х.К. Андерсена ".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 5а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Статья "Страна сказок и книг"
Статья...
Конспект открытого урока (Урок-путешествие по книге Ольги Лебедевой «Буровичок Югорка»)
Форма урока: урок-путешествиеТип урока: познавательный, проблемныйТехнологии: игроваяЦели: Прививать интерес к книге, к слову, воспитывать бережное отношение к книгам.Прививать детям ...