Конспект открытого урока (Урок-путешествие по книге Ольги Лебедевой «Буровичок Югорка»)
план-конспект

Акинина Алена Валерьевна

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: познавательный,  проблемный

Технологии: игровая

Цели:

  1.  Прививать интерес к книге, к слову,  воспитывать бережное отношение к книгам.
  2. Прививать детям любовь к Родине, к родному краю.
  3. Формировать  понятия о дружбе,  представления о многообразии качеств личности человека,  об основных эмоциях человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burovichok_yugorka.docx650.39 КБ

Предварительный просмотр:

АкининаАВ_Методическая разработка

                

Конспект открытого урока

(Урок-путешествие по книге  Ольги Лебедевой «Буровичок Югорка»)

Форма урока: урок-путешествие

Тип урока: познавательный,  проблемный 

Технологии: игровая

Цели:

  1.  Прививать интерес к книге, к слову,  воспитывать бережное отношение к книгам.
  2. Прививать детям любовь к Родине, к родному краю.
  3. Формировать  понятия о дружбе,  представления о многообразии качеств личности человека,  об основных эмоциях человека.

Оборудование:  

 Мультимедийное, презентация  

эпиграф слова К. Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».

Ход урока:

Здравствуйте дети и коллеги. (Психологический настрой). Давайте улыбнемся друг другу. Я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Что еще может вызвать у нас хорошее настроение, от чего мы можем получить заряд положительных эмоций? ( Ответ детей). Молодцы!

. А теперь послушайте загадку, о чем она:

 Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга)

Да конечно это книга. Книга это  «Великое чуда». Вы со мной согласны? Почему!? (Ответы детей). Хорошо!
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум. Книги помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книгу, важно думать над их содержанием. Скажите мне пожалуйста, а вы любите читать? Какие книги бывают? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные).

 (Ответы детей).

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, ещё бережнее будете обращаться с книгой.

3с. Сегодня, ребята, я  познакомлю вас с одной очень интересной книгой и думаю вам она тоже понравиться и вы захотите ее прочитать.  Мы отправляемся с вами в путешествие по книге Ольги Лебедевой «Буровичок Югорка».

E:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1448.jpg

Дать прочесть.IMG_1449

Передать разговор мамы и девочки, прочесть! Ст.4.

4с. Ксюша нарисовала веселого человечка с зелеными волосами и блестящим буром вместо носа для папы. Он работает на буровой и скучает по своей дочке на далеком месторождении. Но Ксюша захотела, чтобы ее Буровичок стал настоящим, живым. И она поделилась своими секретами с другом Лешкой.

5с. Лешка помогал Ксюше, как мог. Даже на компьютере пляшущего Буровичка нарисовали, чтобы он был как настоящий. Но Ксюше этого было мало. Лешка утешал девочку, обещая придумать что-нибудь еще.

6с. Как помочь девочке вместе придумали  Лешка, его мама и мама Ксюши. Они заказали красивый воздушный шарик в виде Буровичка. И подарили его Ксюше на день рождения. Она была просто счастлива.

7с. Следующим утром  в д/с Ксюшу ждал приятный сюрприз. Их повели на экскурсию в музей. Где им рассказали много интересного и нового о северных народах. Познакомили с удивительными легендами и сказками, обычаями, бытом народов ханты, манси и ненцев.

8с. А  еще мамы свозили Ксюшу и Лешу в интересную поездку на праздник, который устраивают народы севера, живущие в наших краях – День оленевода. А вы знаете об этом празднике?! Ст.24

9с. Во время экскурсии в музее, Ксюша услышала удивительную легенду северных народов о том, как два Шамана не поделили красивые рукавички из оленьего меха, даже подрались. А потом наделили их волшебством. ст.15-…

10с. Сказка о рукавичках не давала Ксюше покоя. Об этом узнал злой Шаман Ледоног  и подсунул девочке те самые волшебные варежки. И, конечно, Ксюша попыталась оживить с их помощью своего Буровичка. И у нее получилось!

11с. Вот  только оживший  Буровичок оказался вредным мальчишкой, который безобразничал и портил все вокруг себя. А ведь он был волшебным и многое мог. Ксюша и Лешка поняли, что сотворили опасное существо. Все дело было в том, что они не умели правильно пользоваться волшебной вещью.

12с. Вспомнив детали легенды о рукавичках, детям все же удалось узнать правила пользования рукавичками. И Буровичок стал добрее. Но он по-прежнему остался «невещью», то есть и не человеком и не предметом. Но хоть бедокурить стал меньше.

Ребята, а чтобы стать человеком, какими  качествами  ему нужно обладать?! (Ответы детей). Сейчас я предлагаю  назвать качество по их определениям. Готовы (помощь педагогов, если не справляются дети)

 Задание «Отгадай качество»

«Человек, готовый всегда помочь» (отзывчивый, заботливый).
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (ответственный, волевой).
«Человек, умеющий доводить начатое дело до конца» (целеустремленный, настойчивый, упорный, волевой)
«Человек, любящий трудиться» (трудолюбивый).
«Человек, не способный к низким, дурным поступкам» (порядочный),
«Человек, умеющий жить дружно, мирно, без ссор» (миролюбивый, дружелюбный).
«Человек, который знает свои недостатки» (самокритичный).
«Человек, который всегда говорит правду» (честный, правдивый).
«Человек, которому интересно узнавать новое, приобретать знания» (любознательный).
«Человек, который честно выражает свои чувства, не скрывает ничего от друзей» (искренний).
«Человек, который помогает другому без пользы для себя» (бескорыстный).
«Человек, у которого есть чувство юмора» (остроумный).
«Человек, умеющий сдерживать гнев» (уравновешенный).

13с. Лешка нашел карту и рассказал Ксюше, как Буровичок может попасть к папе девочки на буровую. Чтобы там стать его другом и помощником. Дети не подумали о том, что может натворить там волшебный человечек. Ксюше просто хотелось, чтобы папа не скучал и не грустил без нее.

14с. Неожиданно Буровичок стал таким смирным и добрым, что Ксюша поверила, что он изменился. И очень этому радовалась. Но он только притворялся, на самом деле  Буровичок остался таким же безответственным проказником, как и раньше и в этом Ксюша вскоре убедилась…

15с. Буровичок, используя волшебство чудесных рукавиц, утащил Ксюшу и Лешку далеко от их родного города Нефтеюганска. Ему, видите ли, было скучно путешествовать одному до буровой.  Но детям помог добрый Шаман Огнемех, который дал им своего белого оленя и нарты. Так начался  их путь в таинственный и сказочный мир Югорской тайги.

16с. Во время пересечения замерзшего озера, Белый Олень провалился под лед и чуть не погиб. Используя волшебство рукавиц, Буровичок спас Оленя. И стал его другом.  Так Югорка сделал свое первое доброе дело и приобрел первые человеческие качества.

Какое доброе дело сделал Югорка и какое качество приобрел? (Ответы детей).

17с. В пути дети остановились на ночлег в уединенном чуме красавицы Анны.   Они не знали что на самом деле,  Анна – волшебница, носящая имя Хозяйка Озер. Она накормила детей, дала добрые советы и уложила спать.

18с. А в ее очаге были Говорящие  Камни, один из которых мечтал отправиться в путешествие. И Буровичок взял его с собой, исполнив его мечту и обретя еще одного необычного друга и новые человеческие свойства. Какое?  (забота)

19с. Во время короткого отдыха в тайге, путешественники познакомились с Черной Куропаткой, которую отвергали ее родственники из-за необычного оперения. Буровичок волшебными рукавицами сделал ее перья белыми, как первый снег.  Куропатка горячо поблагодарила необычного человека и тоже предложила дружить.

А сейчас давайте встанем и отправимся с героями до реки.(выполняйте движение по словам)

20с. Физминутка.    

    Мы шагаем, мы шагаем
    Руки выше поднимаем.
    Голову не опускаем,
    Дышим ровно, глубоко.
    (ходьба с подниманием рук).
Добрались, присаживайтесь.
    Вдруг мы видим у куста
    Выпал птенчик из гнезда.
    Тихо птенчика берём,
    И назад в гнездо кладём.
    (наклоны, поднимаем   руки вверх).

    Впереди из–за куста
    Смотрит хитрая лиса.
    Мы лисицу обхитрим,
    На носочках побежим.

21с. Возле скованной льдом реки, дети нашли удивительную рыбу, которая умела петь как соловей, но потеряла способность жить в воде. Она горевала, что очень одинока без сородичей.  Ребята придумали, как ей помочь.  Благодарная Певчая Рыба снова вернулась в реку, не потеряв при этом голос. А Буровичок обрел еще одного друга. Потом им стала волшебная Двойная Береза, которой дети тоже помогли.

22с. Самое тяжелое испытание выпало на долю маленьких путешественников, когда на их пути встал сам повелитель здешних мест - Старик – Север.  Он запер их в колдовском пространстве  и проверял на стойкость и дружность. Все новые друзья Буровичка, Ксюши и Лешки пришли им на помощь, защитив от гнева великого волшебника.  

23с. Старик – Север  улыбнулся, поняв, что они прошли свой путь верно и помогли всем, кто им встретился. А Ксюша еще и отругала могущего волшебника за то, что  он маленьких обижает. Но Старик – Север объяснил, что не причинил бы детям вреда, а просто проверял, насколько они дружны и добры. Замолвила за детей словечко и Хозяйка Озер.

«Что такое дружба?» кого можно считать настоящим другом. (Ответы детей).

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. Узнаем о правилах дружбы. 

 Задание «Собери пословицу» предлагаю собрать пословицы,  которые вы видите на экране по принципу мозаики («Без друга в жизни туго», «Верный друг лучше сотни слуг», «Друга ищи, а найдешь – береги»).

- О чем эти пословицы? Как вы их понимаете?
- Все эти пословицы о дружбе.
25с. - Зачем нам нужен друг?
- Нам нравится встречаться со своими друзьями. С ними мы интересно проводим время, играем, гуляем, Друг постарается понять тебя, выручит в беде, никогда не предаст, всегда поделится тем, что у него есть. Когда у человека есть друзья, он чувствует себя увереннее и спокойнее в жизни. Человеку для счастья необходимо знать, что он нужен людям, а кому-то одному - особенно.
- Как чувствует себя человек, если он поссорился с друзьями?
- Он чувствует себя одиноко, неуверенно. Ссора с другом всегда вызывает неприятные эмоции. Какие?
- Мы чувствуем грусть, обиду, гнев, злость. Если сами виноваты в ссоре - стыд.
Дружбу надо беречь, сохранять, быть ей верным. Молодцы, вы справились с заданием, продолжим путешествия.
26с. Старик – Север рассказал, что именно дружба и помощь удивительным  обитателям его тайги, породили великое волшебство, когда «невещь» становится человеком.  Ксюша и Лешка с радостью увидели, что Буровичок превратился в настоящего мальчишку, с нормальными волосами и носом. И это очень обрадовало его самого. А могучий повелитель Югры дал ему имя – Югорка. И сделал своим волшебным помощником.

Старик – Север  и Хозяйка Озер указали путь  к буровой папы, которая оказалась совсем рядом.

- Как вы думаете, какие эмоции отец  испытал при встрече с детьми?

Задание «Определи эмоцию». 
Давайте вспомним какие эмоции может выражать человек (радость, грусть, удивление, гнев, ярость). «Изобрази эмоцию мимикой» Детям предлагается, глядя в зеркальце, изобразить радость, грусть, удивление, гнев, ярость.
«Изобрази эмоцию звуками».  Детям предлагается постучать пальцами о парту, изображая эмоции: покой – радость – восторг; покой – грусть – тоска; покой - гнев - ярость.  Вариант: постучать ногами (выполняется стоя)
- Человек чувствует полезность положительных эмоций. Недаром нас всегда тянет туда, где можно посмеяться, испытать радость. Но мы почему-то забываем о том, что в нас самих заложена возможность радовать себя. Причем способ чрезвычайно прост и чрезвычайно важен. Основа этого способа – улыбка! Как только проснулись, еще не раскрывая глаз, улыбнитесь! Улыбнитесь утром, здороваясь с мамой, с папой, вечером, когда они приходят с работы. Придя в школу, улыбнитесь одноклассникам, учителю. Тогда весь день у вас будет хорошее настроение. Не забывайте об улыбке и по вечерам, перед отходом ко сну, чтобы настроиться на спокойный отдых.

27с. Там обрадовались появлению детей, ведь их уже искали спасатели. Папа Ксюши познакомился с Буровиком Югоркой, даже не зная, что он совсем недавно еще не был человеком.

28с. Но когда дети летели домой, в Нефтеюганск, на вертолете,  Югорка исчез, сказав Ксюше, что всегда придет к ней, если понадобится. А пока будет помогать  Старику – Северу беречь его прекрасные владения – древнюю и богатую чудесами землю под названием Югра.  

Сейчас я предлагаю вместе, дружно создать не большую композицию в виде аппликации. Не забывайте о правилах коллективной работы (дружба, советоваться, договариваться) и  ТБ во время работы с клеем (аккуратность).

Расскажите, что вы видите. Это наши красивые места и северный народ, который является хозяевами наших мест. О чем я говорю и почему (наш округ? ). Вы знаете сколько лет нашему округу в этом году.

д/з Я предлагаю,  узнать как можно больше о нашей Югорской земле из книг, от родителей, из интернета и  на следующем занятии мы поговорим о нашей малой Родине. А сейчас предлагаю изобразить эмоцию на ваших личиках, ту которую вызвал у вас наш сегодняшний урок. Спасибо за внимание и вашу работу.

 До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коспект урока "Урок – путешествие «Пропорция.»"

Урок – путешествие  «Пропорция.»   ЦЕЛЬ:  Развитие  логического  математического  мышления,  расширение  кругозора, повышение  интереса к  изучению...

Конспект АМО - урока. Урок - путешествие по творчеству великого сатирика М.Е. Салтыкова - Щедрина (http://metodisty.ru).

Урок по теме «Путешествие по страницам жизни и творчества великого сатирика Салтыкова – Щедрина»определён как урок изучения биографии писателя и элементов анализа художественного текста (изучение ново...

Конспект урока "Урок – путешествие «Пропорция.»"

}* дидактические: обобщение, систематизация знаний по теме «Пропорция», решение задач с помощью пропорции}* развивающие: развитие логического мышления, развитие способностей коммуникации;}*воспитатель...

Открытый урок. Урок-путешествие «Обобщение знаний по теме «Глагол»» 5 класс

Урок в 5 классе, направленный на систематизацию знаний по теме "Глагол"...

Метод проектов на уроке. Урок "Путешествие"

Тема:                      «Путешествие».Цели и задачи:...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....