Образовательная программа "В мире народного танца"
рабочая программа по теме

Валиуллина Марина Петровна

Модульная программа по хореографии рассчитана на детей 7 - 14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_narodnogo_tantsa_programma_novaya.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность. Актуальным на сегодняшний день является воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

 Это приоритетное направление, выдвинутое и поддерживаемое на государственном уровне, призвано способствовать приобщению населения, особенно молодого поколения к традиционной культуре народа.  

В настоящее время у детей школьного возраста наблюдается затухание эмоциональной отзывчивости на национальную музыку и танцы, снижение интереса к народной культуре, а иногда и агрессивное неприятие.

В городе Нефтеюганске  большинство танцевальных коллективов не обучают народным танцам, являющимися основой  культурного наследия  многонационального населения нашего округа.    Они предлагают  современное направление танца - Тиктоник, гоу- гоу, клубные танцы,  которое не принадлежит  к традиционной культуре народов России, не воспитывает в ребёнке чувства патриотизма.

В этой связи народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, выступает  как мощное средство воспитания подрастающего поколения, как одно из средств приобщения  ребенка к истокам национальной культуры,  формирования  нравственных  и творческих качеств  личности.

      Танец, как основа хореографического искусства, заключает в себе огромные возможности воздействия на ребенка.   Танцевальное искусство в современное время становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Этот вид творчества соответствует основным запросам детей младшего и среднего школьного возраста – возможность неформального общения, преобладание творческой активности, наличие практически значимого результата, подготовка к профессиональной деятельности. Чрезвычайно актуальной является мысль Ж. Ж. Руссо о том, что ребенка следует обучать не только профессиональным навыкам, а искусству жить творчески, деятельно, постоянно раскрывая свой личностный потенциал.

Содержание образовательной программы «В мире народного танца» основывается на идеях  А. Вагановой, Н. Базарова, Т. Устиновой, А. Климова, А Борзова, Н. Заикина, Л. Бочарова, Г. Гусева, В. Шершнева и др.  и разработана на основе  программ, утвержденных Министерством  Культуры РФ:

  •  Бахто С. Е. « Образовательная программа   для ДШИ».     Москва.    1983 год
  • Н. Базаров, В. Мей «Азбука классического танца».   Москва. 1964 год
  •  Т. Ткаченко « Народные танцы».  Москва, 1975 год
  •  Л. Лопухова, Л. Бочаров, Л. Ширяев «Основы характерного танца». Ленинград.  1986 год
  • Т. Пуртова, А. Беликова, О. Кветная  «Учите детей танцевать».  Москва. 2003 год

Педагогическая целесообразность программы заключается в приобщение детей к истокам народного танца, его традициям,  предполагает их ознакомление с культурой разного народа.

Новизна программы:

  •  внедрение в учебный процесс элементов модульной системы обучения, что создает благоприятные условия для развития ребенка путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к его индивидуальным потребностям  и уровню его базовой подготовки;
  •  особая содержательная трактовка и построение ритмики как «входа» в народную хореографию;
  •  комплексный подход к обучению;
  •  использование методов-приемов собственной разработки

 Инновационность моей программы заключается в применении на занятиях новых педагогических технологий:

  • игровая;
  • обучение в сотрудничестве;

Цель:     Содействовать развитию личности воспитанника, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу хореографического искусства посредством народного танца.    

Задачи:

Обучающие:

  • формировать мотивацию к обучению и познанию;
  • приобщить обучающихся к истокам народного хореографического искусства;
  • формировать  у  обучающихся  определенные хореографические знания, умения и навыки;
  • обучить приемам самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

  • развивать творческую активность;      
  • развивать общую физическую подготовку (силу, выносливость,  
              ловкость);
  • развивать у обучающихся ритмичность, музыкальность,

          артистичность и эмоциональную выразительность.

Воспитательные:

  • формировать навыки творческого самовыражения, общей
              культуры, настоящего эстетического вкуса;
  • формировать уважительное отношение к  истории и культуре
              других народов;
  • формировать навыки общения и коллективного творчества;

Программа курса построена в соответствии с основными дидактическими принципами:

  • систематичность обучения, последовательность в приобретении знаний, умений и навыков;
  • общедоступность и поэтапность в достижении целей;
  • адаптированность к уровню подготовки и преемственность в обучении;
  • сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся;
  • дифференциация и индивидуализация заданий;
  • успешность деятельности обучающихся и общественно-полезная значимость результатов;
  • творческая заинтересованность и активность детей;
  • личностно-ориентированного подхода – обращение к личному опыту обучающихся, признание его уникальности;
  • сотрудничество педагог – родитель – учащийся;

Характерные особенности программы:

  1. Стержневая специализация программы, ее основная художественно-эстетическая направленность – народно-сценический танец с элементами свободной (тематической) пластики и пантомимы. Основной акцент в хореографической работе с детьми делается на освоении  русской танцевальной культуры, национальных традиций – фундаментальных, преемственных, генетически проверенных на протяжении веков. Все это совпадает с мироощущением ребенка, делает творческий процесс успешным, интересным, легкоусвояемым, понятным и близким по духу и восприятию. Ритмика, гимнастика, игра, элементы классического танца имеют свои локальные задачи. Они -  средства в достижении основной цели.
  2. Комплексный подход в обучении, его многожанровый характер. Разнообразные виды ритмики на народно-танцевальной основе, образная партерная гимнастика, национальная хореография, элементы классического и современного танца, свободная пластика, пантомима. Игры, импровизация – все это обеспечивает многовекторный, гармонический, комплексный характер обучения (приложение № 3). Без комплексного подхода обучение станет менее содержательным, формальным, эмоционально обедненным. Такой подход не исключает, а предполагает функциональную самостоятельность каждого модуля программы.

Образовательная программа  «В мире народного танца» ориентирована на детей 7-14 лет, без какого-либо ограничения, конкурсного отбора и независимо от наличия у них природных и специальных данных при наличии медицинской справки о состоянии здоровья.

Уровни освоения  образовательной программы                                                                                                                                         1.Модуль  «Первые шаги в хореографию»  - 1год обучения, ознакомительный.  

2.Модуль «Путешествие в мире народного танца» - 2 год обучения - базовый.                                                                                                                                                

3.Модуль «Танцующая Россия» -  3  год обучения.

4.Модуль «Диалог в танце» - 4 год обучения.

5.Модуль  «Хоровод  дружбы» - 5 год обучения.

Организация образовательного процесса.


Модуль


Возраст

детей


Общее количество детей


Общее кол – во

занятий

в неделю


Продолжительность

одного занятия, час


Общее количество

часов в неделю


Общее количество

часов в

год

I

7 - 10

10 – 15

2

2

4

136

II

8 – 11

10 - 12

2

2

4

144

III

9 – 12

10 – 12

2

2

4

144

IV

10 - 13

10 - 12

2

2

4

144

V

11 - 14

10 - 12

2

2

4

144


Форма занятий


Численность детей в группе


Вид группы


Состав группы


Особенности набора


Групповая,

коллективная


12 – 15 чел.


профильная


постоянный

Наличие медицинской справки о состоянии здоровья

Система контроля результатов освоения программы.

На основе  методов диагностики Синицыной Г.П. («Разработка инструментария и проведение оценочной деятельности качества реализации программ дополнительного образования детей»), доктора педагогических наук Н.Е. Щурковой, Р. В. Овчаровой («Справочная книга школьного психолога»)  разработаны собственные методы диагностики, которые позволяют контролировать реализацию образовательной программы.

Виды контроля: вводный (в начале учебного года, перед началом работы над темой), текущий контроль (проводится в ходе учебного занятия), итоговый (после завершения темы, в конце каждого учебного года, курса обучения по программе). Результаты контроля фиксируются в диагностических картах. Диагностика проводится путем тестирования, наблюдений, контрольных заданий, оценки учебных и творческих работ, результатам конкурсов.

Введение диагностических методов определения способностей учащихся позволяет отследить целесообразность и результативность учебного процесса, подобрать наиболее подходящие методы и формы обучения и воспитания для полного усвоения программного материала. Такая документация показывает не только уровень, но и динамику развития каждого ребёнка, эффективность педагогического воздействия.

Итогом каждого года обучения является открытое занятие и творческий отчётный концерт с приглашением родителей учащихся.

Прогнозируемый результат

В процессе работы обучающийся ребенок приобретает:

  • способность работать индивидуально и в условиях группы;
  • стремление к самовыражению, отсутствие боязни выступать на сцене, высказывать свое и уважать чужое мнение;
  • способность контролировать свои действия.

Модуль «Первые шаги в хореографию»

1 год обучения 7 – 10 лет

Характерные особенности модуля:

Для детей этого возраста свойственно рассеянное непроизвольное внимание, они  очень эмоциональны и легко возбудимы. Их физическая выносливость  не велика, монотонность во время занятий исключена. Поэтому на начальном этапе обучения  в основе занятий с  детьми  необходимо включать игровое начало. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию творческого мышления, фантазии и  воображения, артистизма.  Но игровой метод не должен быть единственным методом, использованным в обучении. На втором и третьем году возникает потребность и в других методах работы, так как обучение танцевальному искусству относится к числу наиболее сложных видов деятельности.

Для мотивации детей к продуктивной деятельности на занятиях, мною разработан «Танцевальный дневник», где фиксируются оценка педагога и самооценка ребёнка, содержится информация  для родителей (Приложение № 6).

В младшем школьном возрасте у детей 8-9 лет отмечается неравномерность в темпе психологического развития мальчиков и девочек. В возрасте от 8 до 9 лет у детей продолжается процесс развития двигательных функций, развитие мышечной выносливости, пространственной ориентации движений и зрительно-двигательной координации. Позвоночник гибок и податлив, поэтому при длительном не правильном положении тела, возможно, его искривление.  Педагог должен следить за правильной осанкой и походкой воспитанников и не допускать его не правильного формирования.

Основой этого модуля обучения является в первую очередь партерный экзерсис, который формирует основные танцевальные навыки. Во – вторых,  вспомогательные физические упражнения, выполняющие двойную функцию. С одной стороны, подобранные в соответствии с возрастными особенностями, эти упражнения способствуют подготовки детского организма к восприятию и лучшему освоению танцевальных движений, с другой стороны, умелое использование специальных физических упражнений корригирующего характера способно помочь в устранении некоторых физических недостатков. Выполняя вспомогательную функцию, они призваны тренировать (растягивать, сжимать,  напрягать, сгибать, разгибать и т. д.)   мышцы, связки, суставы организма.

Задачи:

1. Развивать интерес к русскому народному танцу через игровой,
    образно-сюжетный метод освоения  элементов и движений  народного  
    танца.

2. Развивать в детях уверенность в    себе, своей значимости в коллективе, готовность к общению посредством коммуникативных танцев.

3. Развивать мышечную выразительность тела.

4. Научить  слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер
   хореографическими средствами, импровизацией.

Учебно-тематический план

Наименование разделов - блоков

Общее кол-во часов.

Теория.

Практика.

Модуль «Первые шаги в танце»

1.Вводное занятие. Техника безопасности. «Радостные поклоны» Танец-поклон «Улыбка».

2

1

1

2.Ритмика с элементами народного  танца. Основные метроритмические рисунки народной музыки.

26

2

24

3.Партерный экзерсис и гимнастические упражнения

28

2

26

4.Элементы народно-сценического экзерсиса на середине зала. Основные положения и позиции, рук, ног в народном танце. Вращение на месте.

28

-

28

5.Танцующая Россия. Движения русского народного танца.  Основные ходы.  Образная пластика рук. Праздничная Русь.

18

2

16

6.Музыка и танец. Знакомство с многообразием русских мелодий. Музыкально-танцевальные игры. Импровизация на тему русских народных мелодий.

8

2

6

7.Пространство и мы.  Основные точки репетиционного зала. Здравствуй сцена! Линия, диагональ,   круг, интервал.

6

1

5

8.Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники для мальчиков, для девочек.

10

2

8

9. Хороводы Руси. Рисуем собой танец узор.  Знакомство с историей.

4

1

3

10.Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности, коммуникативные танцы – игры.

10

-

10

11. Учебно-воспитательные и организационные мероприятия 

4

2

2

Итого:

144

15

129

Содержание программы

1.Раздел: Вводное занятие. – 2ч. 

Темы:

  • Техника безопасности. – 1ч. (теория)
  • «Радостные поклоны». – 0,5 (практика)
  • Танец-поклон «Улыбка». – 0,5ч.  (практика)

2.Раздел: «Ритмика с элементами народного  танца». – 26ч.

Темы:

  • Основные метроритмические рисунки народной музыки. – 8ч. (2ч. теория 6ч. практика)
  • Ходьба – маршеобразная, спокойная, быстрая, с поднятием колен вперед. – 1ч. (практика)
  • Танцевальный шаг – на п/п с переходом на пятки, сценический шаг, шаг с притопом, шаг польки, шаг подскок. – 8ч. (практика)
  • Танцевальный бег – бег с отбрасыванием согнутых ног назад, бег с поднятием согнутых ног вперед, галоп. – 4ч. (практика)
  • Прыжки – по 6 позиции ног, с чередованием ног, «поджатки», «разножка». – 4ч. (практика)

3.Раздел: «Партерный экзерсис и гимнастические упражнения» - 28ч.             

Темы:

  • Упражнения для разогрева мышц плечевого, шейного и поясничного суставов. – 2ч. (практика)
  • Упражнения для развития выворотности  ног, танцевального шага. – 6ч. (практика)
  • Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. – 1ч. (практика)
  • Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра. – 2ч. (практика)
  • Упражнения на исправление осанки. – 10ч. (практика)
  • Упражнения для растяжки и формирование  танцевального шага. – 9ч. (практика)
  •  Гимнастические упражнения – «Мостик», «Колесо», «Шпагат». – 2ч. (практика)
  • Закрепление и повторение материала. – 2ч.  (теория)

4.Раздел: «Элементы народно-сценического экзерсиса на середине зала». – 28ч.

Темы:

  • Основные положения и позиции, рук, ног в народном танце. – 8ч. (практика)

           Позиции ног – открытые, прямые, свободные. 3 основные позиции рук      

           и  положения рук в народном танце. – 8ч. (практика)

  • Полуприседания  медленные, по свободным и прямым позициям ног, полуприседания с подъемом на п/п, полуприседания с наклонами  головы. – 4ч.  (практика)
  •  Упражнения на развитие подвижности стопы; перевод ноги с носка на пятку и обратно и в сочетании с полуприседанием на опорной ноге, упражнение выполняется по 1 не выворотной  позиции ног. – 2ч. (практика)
  • Вращение на месте.  Фиксация  точки на месте для последующего продвижения по диагонали. – 6ч. (практика)
  • Повтор и закрепление пройденного материала. – 2ч. (практика)

5.Раздел: «Танцующая Россия». – 18ч. 

Темы:

  • Движения русского народного танца. «Ковырялочка» с тройным притопом,   «Моталочка», «Гармошка» Притопы и Хлопки. – 6ч. (практика)
  • Основные ходы.  боковой ход,  боковые шаги с остановкой, с выпадом на ногу, переменный ход. – 2ч. (практика)
  • Образная пластика рук- игровые импровизации.  «Руки-эмоции», (радостные, плачущие, протестующие…). «Руки позиции» (держать мяч, вот такие щучки, жук рогач) «Руки импровизируют» (полет птиц, природные явления и т. д.). – 2ч. (практика)
  • Праздничная Русь. Знакомство с обрядами праздника «Коляда» (беседа-диалог, кл. час). – 1ч. (теория)
  • Русский народный костюм. Отличительные особенности мужского и женского наряда. – 1ч. (теория)
  • Повтор и закрепление пройденного материала. – 4ч. (практика)

6.Раздел: «Музыка и танец». – 8ч. 

Темы:

  • Знакомство с многообразием русских мелодий. – 2ч. (теория)

     Прослушивание мелодий разных по темпу и характеру звучания.

  • Музыкально-танцевальные игры и импровизации на тему русских народных мелодий.

        «Калинка», «Барыня»,  «Два веселых гуся ». – 6ч. (практика)

7.Раздел: «Пространство и мы». – 4ч. 

Темы:

  • Здравствуй сцена! – 1ч. (теория)  

      Объяснить и показать первый, второй, третий план зала, центр зала.    

      Беседа о сценической культуре поведения.

  • Основные точки репетиционного зала. – 2ч.  (практика)

     Научить правильно,  ориентироваться по 8 точкам зала, в форме игры

  • Линия, диагональ,   круг, интервал.  Краткие определения и различие данных рисунков, различные перестроения и движения по заданным рисункам. – 1ч. (практика)

8. Раздел: «Знакомство с простейшими элементами исполнительской техники  для мальчиков, для девочек» - 10ч.

Темы:

  • Знакомство с отличительными особенностями мужского и женского исполнительства. Просмотр дидактического материала (фото, видео). – 2ч. (теория)
  • Движения  мужского танца. – 4ч. (практика)

Подготовка к присядкам и полу присядкам. Изучение присядки  

«мячики», «гусиный шаг»

  • Женская исполнительская техника (подготовительный этап). – 2ч. (практика)
  • Повтор и закрепление пройденного материала. – 2ч. (практика)

9. Раздел: «Хороводы Руси». – 4ч.

Темы:

  • Знакомство с историей, обычаями, обрядами хороводов на Руси. – 1ч. (теория)
  • Основные рисунки-фигуры хоровода «Круг», «Змейка», «Улитка», «Прочес», «Ручеек». – 1ч. (практика)
  • Рисуем собой танец узор.  Танцевальный этюд на основе  хореографических рисунков-фигур. – 1ч. (практика)
  • Повтор и закрепление пройденного материала. – 1ч. (практика)

10. Раздел: «Эмоциональная сфера танца и развитие актерской выразительности, коммуникативные танцы - игры». – 6ч.

Темы:

  • Этюд на заданную эмоцию. – 2ч. (практика)
  • Предлагаемые обстоятельства - эмоции. – 1ч. (практика)
  • Актерская пятиминутка. – 1ч. (практика)
  • «Веселые пары» 1 ч. (практика)
  • «Падеграс» 1 ч. (практика)

11. Раздел: « Учебно-воспитательные и организационные мероприятия» - 4ч

Ожидаемый результат

Учебно – познавательные компетенции:

  • Способен  правильно  поставить корпус, позиции рук, ног и головы;
  • Способен исполнить движения в соответствии с музыкой;
  • Способен выразить образ в разном эмоциональном состоянии.

Коммуникативные компетенции:

  • Умеет слушать собеседника;
  • Умеет задавать вопросы собеседнику и высказываться по теме    
         разговора.
  • Умеет выстраивать свое поведение в ходе общения.

Общекультурные компетенции:

  • Знает и соблюдает правила поведения в обществе,
  • Регулирует свое поведение и эмоциональное состояние в ходе общения,
  • Следит за внешним видом.

Модуль «Путешествие в мире народного танца»

2 год обучения   8 – 11 лет

Характерные особенности модуля:

Начальный этап познания и освоение русского народного танца с элементами свободной пластики. Он заключается в общеукрепляющих упражнениях разминочного комплекса и партерной гимнастики.  В освоении азбуки русского народного танца и элементов народно-сценического экзерсиса, образных музыкально-танцевальных игр с элементами импровизации, основных пространственных рисунков-фигур, изучение игрового этюдного материала.  Знакомство с историей возникновения русского народного танца.

 На этом этапе важно приучать детей слушать музыку. Начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка. Используются различные методические приемы – это словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступления и заключения, зрительные сигналы и т. д.

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, «вхождение в образ», на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке.

Еще одна, не «музыкальная», но очень важная задача решается в процессе обучения движению – это воспитание вежливости, элементарной культуры поведения. Основные методические приемы – это объяснение педагога, показ, поощрение детей, подчеркивание в них чувства собственного достоинства.

В учебный процесс вводится  классический танец, занятия состоят из упражнений  лицом к станку.

Появляется еще один раздел творческой деятельности детей – постановочная работа. В постановочной работе необходимо разбудить детскую фантазию, добиться состояния вдохновения. Тематика постановочной работы основана, прежде всего, на возрастных и психологических особенностях детей и строится на элементах игры. В основе ее лежит интересное, увлекательное содержание танца.   

 В основном это сказочные сюжеты, инсценировки песен, несложные   народные  этюды,   танцы. Логическим завершением этой работы является разучивание с учащимися танцевальной постановки и проверка ее на зрителях. Публичные выступления способствуют формированию личности ребенка, являются стимулом для дальнейшего его исполнительского роста, осознанного отношения к требованиям педагога на уроке хореографии.

Задачи:  

  • знакомить с историей возникновения народного танца;
  • знакомить с творчеством профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов (видеозаписи и концерты);
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость и координационные способности;
  • формировать внутреннюю культуру, культуру  межличностного общения, сценическую культуру поведения.

Ожидаемый результат

Учебно – познавательные компетенции:

  • Знает историю возникновения народного танца. Великих деятелей искусства.
  • Способен отличить особенности мужского и женского исполнения народного танца.
  • Способен исполнять элементы народно-сценического  и классического экзерсиса. Определяет музыкальные жанры по звучанию.
  • Фиксирует точку во время вращения.
  • Способен выразительно и координировано исполнять танцевальные движения.

Коммуникативные компетенции:

  • Умеет слушать собеседника продолжительный временной период.
  • Умеет задавать вопросы собеседнику и высказываться по теме    
        разговора.
  • Регулирует свое поведение и эмоциональное состояние на сцене.
  • Умеет сопереживать.

Общекультурные компетенции:

  • Способен работать в коллективе на принципах взаимопомощи и взаимоуважении.
  • Способен критически оценить свои способности и недостатки.
  • Способен наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков.

Репертуар

  • Музыкально – хореографическая картинка «Ходила  Младешенька».
  • Музыкально – хореографическая композиция «Барыня».
  • «Смоленский гусачок».
  • «Деревенская полечка.

Модуль «Танцующая Россия»

3 год обучения   9– 12 лет

Характерные особенности модуля:

Знакомство с историей русского костюма и отличительных особенностей мужского и женского наряда, культурой, бытом и нравами русского народа.  Дальнейшее изучение русского танца и музыки, знакомство с его многожанровыми формами и элементами исполнительской техники для мальчиков и девочек, отработка техники исполнения народно-сценического экзерсиса. Усложнение форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, освоение  этюдного материала и актерской выразительности методом сюжетно-игровой импровизации. Постановочная работа.

Задачи:

  • Совершенствовать  ранее полученные знания, умения и навыки в области русского народного танца, в эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал.
  • Познакомить с  отличительными  особенностями  мужского и женского наряда русского народного танца.
  • Воспитывать лидерские качества, инициативность, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
  • Воспитывать умения эмоционально выражать чувства и мысли через танцевальные движения.
  • Развивать воображение и фантазию, расширять кругозор.

Ожидаемый результат

Учебно – познавательные компетенции:

  • Знает  терминологию исполняемых движений. Знаком с творчеством великих мастеров народного танца.
  • Знаком с обрядами праздников «Иван-купала», «Масленица»
  • Знает историю возникновения народного танца. Великих деятелей искусства.
  • Способен  отличить особенности мужского и женского исполнения народного танца.
  • Способен исполнять элементы народно-сценического  и классического экзерсиса.
  • Способен определять музыкальные жанры по звучанию.
  • Фиксирует точку во время вращения.
  • Выразительно и координировано исполняет танцевальные движения.

Коммуникативные компетенции:

  • Умеет слушать собеседника продолжительный временной период.
  • Умеет задавать вопросы собеседнику и высказываться по теме    
        разговора.
  • Регулирует свое поведение и эмоциональное состояние на сцене.
  • Умеет сопереживать.

Общекультурные компетенции:

  • Самостоятельно способен организовать свое свободное время.
  • Умеет проявлять и транслировать уважительное  и бережное отношение  к культурным традициям и историческому наследию.

Модуль «Диалог в танце»

4 год обучения 10 – 13 лет

Характерные особенности модуля:

Основным направлением процесса  обучения остаётся изучение основ  народно - сценического танца.  Завершается работа над постановкой корпуса, рук, ног, головы во всех положениях epaulement,  техникой исполнения пируэта. Экзерсис у станка исполняется в той же последовательности, но в более сложных комбинациях.

  Особое внимание уделяется композиционному построению номера, своеобразию формы и стиля, манере исполнения, наиболее характерной для данной области или страны, сюжетной проблематике, то есть всему тому, что  составляет своеобразие и неповторимость колорита народного танца.

 В постановочной деятельности  используется метод совместного творчества (коммуникативный вид деятельности).

Задачи:

  • Формировать  навыки актерского воплощения образов в народно сценическом танце.
  • Познакомить с историей, бытом и  костюмом белорусского и украинского народа.
  • Познакомить с особенностями исполнения белорусского  и хантыйского танца.
  • Совершенствовать технику исполнения народно – сценического танца.

Учебно – тематический план

Наименование разделов.

Общее кол-во часов.

   Теория.

 Практика.

Модуль «Диалог в танце»

1.

Народно-сценический экзерсис у станка и на середине зала.

18

-

18

2.

Классический  экзерсис.

10

2

8

3.

Женское исполнение народного танца

18

-

18

4.

Мужское исполнение танца.

10

-

10

5.

Учебно-танцевальные комбинации.

18

-

18

6.

Русский  танец

18

-

18

7.

Белорусский танец

20

1

19

8.

Хантыйский   танец

12

1

11

9.

Постановочная и репетиционная работа, концерты, конкурсы

20

2

18

Итого:

144

6

138

Репертуар

  • Белорусский танец «Крутуха»
  • «Хантыйские узоры»
  • «Валенки»
  • Хоровод «Березка»
  • «Узбекский танец.

Модуль «Хоровод дружбы»

5 год обучения 11 – 14лет

Характерные особенности модуля:

На этом этапе обучения совершенствуется техника исполнения экзерсиса народно – сценического танца у станка, изучаются упражнения экзерсиса на середине и прыжки. Воспитывается более сложная координация движений.

Расширение знаний в области народной национальной хореографии происходит посредствам обогащения танцевального опыта воспитанников и их самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить с историей, бытом и  костюмом украинского и татарского  народа.
  • Познакомить с особенностями исполнения украинского и татарского   танца.
  • Познакомить с особенностями танцевальных традиций кубанского края и Орловской области.
  • Воспитывать коммуникативные умения, чувство коллективизма.

Учебно – тематический план

Наименование разделов.

Общее кол-во часов.

   Теория.

 Практика.

1.

Народно-сценический экзерсис у станка и на середине зала.

16

-

16

2.

Классический  экзерсис.

16

1

15

3.

Женское исполнение народного танца

10

-

10

4.

Мужское исполнение танца.

14

1

13

5.

Учебно-танцевальные комбинации.

10

10

6.

Украинский  танец

16

1

15

7.

Областные особенности русского народного танца

22

1

21

8.

Татарский  танец

18

1

17

9.

Постановочная и репетиционная работа.

22

2

20

Итого:

144

7

137

Репертуар

  • Татарский танец  «Девушки»
  • «Орловские задоринки»
  • Казачья полька «Ой - ра»
  • «Украинская полька»
  • «Тарантелла»

Методическое обеспечение образовательной программы

Методы и приемы обучения

Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе с воспитанниками, можно разделить на наглядные, словесные и практические. 

Наглядный метод характеризуются тем, что основным источником информации являются:

  • фотографии;
  • картины;
  • иллюстрации;
  • видеозаписи;
  • представления;
  • понятия.

На основе чувственного восприятия у детей формируются образные представления об элементах того или иного танца, создаются условия для сознательного усвоения знаний.

Обучение  детей наблюдательности осуществляется через просмотр хореографических этюдов, танцевального рисунка в концертных программах, на открытых уроках, в видеозаписях. Кратковременные или эпизодические наблюдения проводятся в форме художественных, краеведческих экскурсий. Назначение экскурсии определяет соотношение между словесными и наглядными методами.

Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:

  • образный показ педагога;
  • эталонный образец-показ движений лучшим исполнителем;
  • подражание образам окружающей действительности;
  • прием тактильно-мышечной наглядности;
  • наглядно-слуховой прием;
  • демонстрация эмоционально-мимических навыков;
  • использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из многочисленных приемов:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • инструкция;
  • лекция;
  • беседа;
  • анализ и обсуждение;
  • словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
  • прием раскладки хореографического па.

Практические методы характеризуются тем, что основными источниками информации являются самостоятельно выполняемые участниками объединения хореографические действия, а также умение создать свой хореографический образ. Упражнения могут быть репродуктивными, направленными на воспроизведение пройденного, изученного материала, и творческими, связанными с применением полученных знаний в новых условиях с проявлением самостоятельности мышления, наблюдательности, творческого поиска, изобретательности.

  • Слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесное

          описание музыкальных образов;

  • Подбор стихов, сказок и других произведений,

   помогающих ребенку интерпретировать музыкальный          образ;

  • Исполнение и создание хореографических этюдов, самостоятельные пластические импровизации детей, «пробы»  – без показа педагога;
  • Отбор детьми наиболее удачного варианта движений из числа движений, предлагаемых педагогом.

Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом.

Кроме того, в работе с детьми младшего школьного возраста очень эффективен и психолого-педагогический метод:

  • прием педагогического наблюдения;
  • прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку;
  • прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
  • педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений.

  Для повышения качества образовательного процесса на занятиях широко применяются методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся.

Условия реализации программы

Дидактическое и материально-техническое обеспечение программы

Занятия проходят в хореографическом зале, оборудованном в соответствии с техникой безопасности и санитарно-гигиеническими нормами. Хореографический зал оснащен специальными станками, зеркалами, фортепиано и звуковой аппаратурой. Имеются наглядности: позиции рук и ног, позы классического танца. Класс оборудован душевыми кабинами и сантехническим узлом.

Технические средства:

  • телевизор;
  • DVD;
  • музыкальный центр;
  • видеомагнитофон.

Методический материал:  

-Аудиокассеты:

  1. Гладков «Для детей и их родителей»
  2.  Песни - караоке Ермолов А.  «Музыкальные страницы»
  3.  Песни - караоке Андрея Варламова: «Горошинки цветные», «Солнечные зайчики»,  «Раз, два, три», «Весенний дождь», «Песни деда Мороза»
  4. В. Шаинский Детские песни
  5. Е. Крылатов  «Чудесный  мир поющих»
  6. П. И. Чайковский «Времена года»
  7. Лучшие песни для детей «Время грез»
  8. Антология детского шлягера «Поёт Клара Румянова
  9. Песенки чудесные дарит нам зима.

-Диски:

  1. Танцевальная ритмика для детей часть 1, 2, 3, 4, 5.
  2. Сборник детских песен «Мир детства»
  3. Энциклопедия «Народные музыкальные инструменты»
  4. Сборник «        Танцы народов Мира»
  5. Сборник русской народной музыки «У нашего двора нет веселья конца»
  6. Сборник «Классика для детей» часть 1, 2.
  7. Сборник народной музыки.
  8. Музыка Рыбникова для детей.

-Видео-кассеты:

  1. Бальная хореография часть 1, 2.
  2. Балет «Щелкунчик».
  3. Балет «Лебединое озеро».
  4. Архив хореографического ансамбля «Березка», «Гжель», Моисеева, Годенко.
  5. Танцы Украины.
  6. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения народного танца».
  7. Мастер-класс А. Гафта. г. Ханты-Мансийск. «Танцы народов ханты и манси».
  8. Архив танцевального коллектива «Калейдоскоп».

Список  литературы для педагога

  1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца. 1-е 3 года обучения  [Текст]: учебное пособие / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – 3-е изд., испр. И доп. – СПб.: Лань, 2006. – 240 с., ил.
  2. Бахрушин, Ю. А. История русского балета [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Бахрушин. -  М: Просвещение, 1977. – 287 с., ил.
  3. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст]: учебное пособие /  А. И.  Буренина. -  СПб.: Музыкальная палитра, 2004. – 36 с., ноты.
  4. Бочкарева, Н. И. русский народный танец: теория и методика [Текст]: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. – Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. – 179 с.
  5. Бочкарева, Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]: учебное пособие /  Н. И. Бочкарева. – Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. – 64 с., ил., ноты.
  6. Бритаева, Н. Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве [Текст]: учебное пособие / Н. Х. Бритаева. – Саратов: Саратовский университет, 1986. – 160 с.
  7. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст]: учебное пособие /             А. Я. Ваганова. – Л.; М.: Искусство, 1963. – 177 с.
  8. Васильева, Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. И. Васильева. -   М.: ГИТИС, 1994. – 160 с., ил.
  9. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка [Текст]: учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г. П.    Гусев. -  М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС,  2002. – 208с., ил., ноты.
  10. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учебное пособие для студентов хореограф. фак. вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 232 с., ил., ноты.
  11. Заикин, Н. И. Областные особенности русского народного танца [Текст]:  учебное пособие для студентов вузов искусств и культуры / Н. И. Заикин, Н. А. Заикина. -  Орёл, 1999. – 551 с., ил., ноты.
  12. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя.   М: Библиотека журнала «Директор школы» Выпуск №4, 2002 г. 160 с
  13. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. [Текст] / Р. В. Захаров. – М.: Искусство, 1989. – 237 с.
  14. Константиновский, В. С. Учить прекрасному [Текст] / В. С. Константиновский. – М.: Молодая гвардия, 1973. – 176 с., ил., ноты.
  15. Левин, М. В. Гимнастика в хореографической школе [Текст] / М. В. Левин. – М.: Терра-Спорт, 2001, - 96 с., ил.
  16. Мелентьева, Л. Д. Классический танец: теория и практика [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Д. Мелентьева. – Кемерово: КемГУКИ, 2007. – 84с.
  17. Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика [Текст]: учебное пособие / В. Ю Никитин. -  М.:  ГИТИС, 2000. – 440 с., ил.
  18. Реан, А. А.  Психология  и педагогика  [Текст]: учебник / А. А.  Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с., ил.
  19. Руденко В.И. Школа радости Ростов н/Д. – 2001 -192 с.
  20. Родительский дом. Приложение к журналу «Внешкольник» №6 2002 г.
  21. Родительский совет в дополнительном образовании детей. Приложение к журналу «Внешкольник» №4 2003 г. 64 с.
  22. Степанова, Л. Г. Танцы народов России [Текст]: Репертуарный сборник / Л. Г. Степанова. - М.: изд. Сов. Россия,  1973. – 76 с., ил., ноты.
  23. Смирнова, Н Г. Уроки хореографии в образовательных учреждениях [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. Г. Смирнова, Н. И. Бочкарева. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1996. – 35 с.
  24. Смирнов, И. В.  Искусство  балетмейстера [Текст]: учебное пособие / И. В. Смирнов. – М.: Просвещение, 1986. – 243 с., ил.
  25. Фирилева, Ж. Е.,   «Са-ФИ-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей  [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. -  СПб.:  Детство-пресс, 2003. – 352 с., ил.
  26. Фоменко, И. М. Основы народно-сценического танца [Текст]: учебное пособие / И. М. Фоменко. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры,  2002. – 275 с., ил., ноты.
  27. Чефранова, Н. О. О внутренней технике артиста балета [Текст] / Н. О. Чефранова. – М.: Искусство, 1967. – 144 с.
  28. Шангина, Е. Ф. Выявление и развитие актерских способностей  [Текст]: методические рекомендации / Е. Ф. Шангина. – М.: Моск. Лицей, 1993. – 160 с.

Список  литературы для обучающихся

        1.Барышникова, Т.  Азбука хореографии  [Текст] / Т. Барышникова. -  
        М.: Рольф, 1999. – 272 с., ил.

     2.Боттомер, Пол  Учимся танцевать [Текст] / Пол Боттомер / Перевод с англ. К. Молькова. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 256 с., ил.

     3.Идом, Хелен  Хочу танцевать [Текст] / Х. Идом, Н. Кэтрэк. – М.: Махаон, 1998. – 32 с., ил. – (Пусть меня научат).

     4.Карп, П. М. Младшая муза [Текст] / П. М. Карп. – М.: Современник, 1997. – 237 с., фотоил. – (Под сенью дружных муз).

     5.Касл Кейт Балет [Текст] / К. Касл; Пер. с англ. Е. Мамонтовой. – М.: ООО «Издательство Астрель»,  ООО «Издательство АСТ», 2001. – 64 с., ил. – (Детская энциклопедия).

     6.Петров, В. А. Нулевой класс актера [Текст] / В. А. Петров. – М.: Сов. Россия, 1985. – 110 с.

    7.Смит, Люси Танцы. Начальный курс [Текст] / Л. Смит; Пер. с англ. Е. Опрышко. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48 с., ил.

    8.Станиславский, К. С. Работа над собой  в  творческом процессе переживания  [Текст] / К. С. Станиславский. – М.: Искусство,  1954. – Т. 2. – 423 с.

    9.Секрет танца [Текст] / Составитель Т. К. Васильева. – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997. – 480 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»

Образовательная программа творческого объединения  реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет) ...

Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"

Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Русские народные ремесла»

Дополнительная образовательная программа «Русских народных ремесел» имеет художественно-эстетическую направленность.Народные ремесла издавна было излюбленным занятием мастериц во многих странах мира. ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир детского танца на динамической паузе»

Направленность: художественно-эстетическая.  Возраст обучающихся: 7-8 лет (для 1-х классов). Срок реализации 1 год.  Количество часов в год – 72 часа. Количество занятий в неделю &nda...

Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.

Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...

Авторская образовательная программа "Мастерская народной игрушки"

Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования....

Индивидуальная образовательная программа Нарзаева Егора творческого объединения “В мире танца”

ldquo;Подготовка к поступлению Казанский Институт Культуры и Искусств на хореографическое отделение&rdquo...