Авторская образовательная программа "Мастерская народной игрушки"
рабочая программа
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Масиерская народной игрушки" | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мастерская народной игрушки»
для учащихся 9-12 лет
3 года обучения
Автор: Егорова Л.А., педагог
дополнительного образования
Волот
2005
1. Пояснительная записка.
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» - нередко рассуждают родители, покупая на рынке или в магазине очередную игрушку. Яркие китайские побрякушки, трансформеры, куклы с самодовольными пустыми лицами, наборы динозавров, машинки с пультами и ружья с пластмассовыми пульками – игрушки, которые окружают наших детей.
По мнению психологов, современная игрушка в различных своих формах воспитывает в ребёнке не только заданность мышления, но и стандартность поведенческих реакций, она не побуждает к свободе, к творчеству. Напротив, игрушка, изготовленная своими руками, взывает к творческому отношению к работе, к воспитанию высоких душевных качеств в детях.
Последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной игрушке. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась важная роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков, и будучи тесно связанной со всем укладом жизни, прежде всего крестьян, традиционная игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила и своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве.
Синкретичность и многофункциональность народного искусства даёт основание рассматривать знакомство с народной игрушкой как действенный путь приобщения к традиционной культуре и важный фактор социализации личности ребенка. Художественное творчество по созданию игрушек не только формирует творческую личность, но и помогает глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, к Отечеству.
Цель программы: создать условия для развития личности, ориентированной на нравственные ценности народной культуры через художественно – творческую деятельность по созданию народной и нетрадиционной игрушки.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- пробудить интерес к народному искусству России через изучение русской народной игрушки;
- знакомство с традиционной народной культурой, способствующей духовному и патриотическому становлению личности, волевых и трудовых качеств;
- изучить виды и техники выполнения народных игрушек в процессе овладения навыками работы с различными материалами;
- обучить применению традиционных приёмов изготовления игрушек в процессе творческих работ по созданию собственных разработок;
- создать условия для развития эстетического и художественного вкуса, воображения и фантазии, творческой инициативы в работе по созданию игрушек.
Основу программы составляет, с одной стороны, ориентация на общечеловеческие ценности народной культуры России, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребёнка.
Актуальность создания образовательной программы «Мастерская народной игрушки» обусловлена:
- благоприятными условиями культурно-исторической среды Новгородской земли, её многовековыми традициями;
- наличием в сельской местности необходимых природных материалов для изготовления игрушек;
- возможностью развития творческих способностей учащихся на основе наиболее привлекательной для детей деятельности – создания игрушек.
Обучение по данной образовательной программе строится на основе следующих педагогических принципов:
- целостность в восприятии учащимися родной культуры;
- актуализация в ходе познания культурных региональных ценностей;
- связь теории с практикой;
- включение детей в активную творческую деятельность;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности;
- наглядность;
- доступность;
- добровольность;
- многообразие форм учебно-воспитательного процесса.
Программа подходит для реализации в сельской местности, так как в процессе обучения предусмотрена работа с теми материалами, заготовка и обработка которых доступна детям и не требует специальных затрат и дорогостоящего оборудования. В процессе обучения дети создают игрушки из глины, травы, соломки, ткани и в технике папье-маше и, на основе знакомства с народной игрушкой, создают авторские игрушки, используя и нетрадиционный материал.
Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом к способностям и возрастным психологическим особенностям каждого учащегося. Процесс изготовления красивых и разнообразных игрушек координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях.
Работа имеет разные практические направления: лепка, изобразительная деятельность, формотворчество, шитье. Обучение базируется на развитии прикладных навыков работы с инструментами и материалами. В процессе работы учащиеся постепенно начинают переходить от простых техник изготовления игрушек к более сложным видам. И, как конечный результат, появляется умение создавать собственные авторские работы.
Содержание программы имеет блочную структуру. Учебный материал каждого года обучения формируется в пять блоков.
I блок. Глиняная игрушка. Создание игрушек из глины происходит на основе знакомства с традиционной русской народной игрушкой: дымковской, каргопольской, филимоновской, тульской городской игрушкой.
В процессе обучения учащиеся получают знания об истории развития игрушек, месте бытования промыслов, народных мастерах, характерных особенностях формы и орнамента, овладевают технологическими приёмами изготовления игрушек.
II блок Соломенная кукла. В процессе обучения учащиеся знакомятся с традиционной соломенной куклой России (Хлебная Матушка, Масленица, кукла Коза); обрядами и поверьями, связанными с куклами. Изготовляют кукол по традиционным технологиям.
III блок. Народная тряпичная игрушка. Предусмотрено изготовление детьми народных кукол. В процессе работы дети знакомятся с историей развития куклы, с типами кукол по технологии изготовления, с местом бытования. Учащиеся овладевают технологиями изготовления кукол из ткани, сюда же включается театральная кукла, головка которой выполняется в технике папье-маше. Предусмотрено два способа изготовления тряпичных кукол: методом перетяжек и методом шитья. Кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами дети знакомятся с костюмом, его историческими, региональными, сословными, половозрастными особенностями. Изучают орнаментацию и колорит народного костюма.
Программа имеет цикличный характер, она связана с календарными обрядами и праздниками. Поэтому учебно-тематический план целесообразно составлять, ориентируясь на народные праздники. Это позволяет познакомиться с бытом, традициями, праздниками, обрядами русского народа. При этом изделия учащихся находят своё применение в качестве подарков к праздникам, экспонатов на выставках, товара на ярмарках.
Ориентируясь в своей творческой деятельности на народные традиции, обучающиеся открывают новые эстетические свойства, присущие обрабатываемым материалам. Они учатся на замечательных, сложившихся веками традициях своего народа.
Овладение необходимыми навыками, умение создавать художественный образ в процессе изготовления народных игрушек обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа – повтор, вариации, импровизации.
Повтор: задача, направленная на копирование игрушек с учетом характерных черт определенной школы народного мастерства.
Вариации: задача усложненного типа – повтор с вариациями.
Импровизация: задача направлена на импровизацию по мотивам русской традиционной игрушки с целью создания нового образа в рамках традиции.
В настоящее время существуют программы по изготовлению народных игрушек. Несомненными достоинствами большинства из них является то, что наряду с изучением приёмов работы учащиеся знакомятся с историей возникновения игрушек, с их характерными особенностями. Предусмотрены знакомства с мастерами – игрушечниками, посещение выставок, выполнение творческих работ учащихся. Всё это способствует всестороннему воспитанию подрастающего поколения, их творческому и эстетическому развитию.
Главной специфической особенностью данной программы является то, что она решает ещё одну важную задачу обучения. В процессе работы дети учатся применять полученные знания и навыки в новых, нестандартных ситуациях. Что особенно важно на современном этапе развития общества, когда нужны люди, умеющие творчески подходить к работе. С этой целью в программу включается блок «Новая игрушка», в рамках которого под руководством педагога дети учатся создавать новые нетрадиционные игрушки.
IV блок. Новая игрушка. Учащиеся знакомятся с авторскими игрушками художников России и Великого Новгорода, в частности. Учебные задачи реализуются на основе проектирования и создания новых игрушек с использованием традиционных способов изготовления игрушек и разработки собственных.
Приступая к творческой работе по созданию нетрадиционных игрушек, обучающиеся рассматривают различные варианты решения учебных задач, оценивают их достоинства и недостатки, учатся выбирать оптимальный вариант. Постепенно у них вырабатывается критический взгляд на работу, привычка контролировать технологический процесс и определять его оптимальные условия. Кроме того, у детей формируются такие качества личности как воля, целеустремленность, настойчивость, инициативность, ответственность, умение самостоятельно решать творческие задачи.
V блок. Конкурсы и выставки. Предусмотрено участие детей в конкурсах, не запланированных программой.
Многообразие техник, материалов и видов деятельности ещё одна особенность данной программы.
Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков учащихся от одной ступени к другой.
Учебный курс программы «Мастерская народной игрушки» рассчитан на 3 года обучения.
В объединение 1-го года обучения принимаются учащиеся 9-12 лет. В этом возрасте дети уже могут анализировать любую ситуацию, обретается способность систематически строить и проверять гипотезы; восприятие становится плановым, последовательным, всесторонним; развивается внимание, настойчивость, упорство в достижении цели. Кроме того, у подростка возникает потребность к самореализации и развитию собственного «я». Происходит становление доминирующих интересов, которые часто приобретают форму серьёзных увлечений. То есть – это школьники, у которых уже сложились определенные интересы и есть потребность в их реализации.
Допускается зачисление в объединение и школьников других возрастных групп. Работа в творческой мастерской строится по принципам народной педагогики: «От учителя к ученику» и «От старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста, что также способствует формированию чувства коллективизма и преемственности мастерства Участие старших детей поможет руководителю в целом ряде подготовительно-вспомогательных работ по заготовке сырья, изготовлению инструментов, подбору иллюстративного и справочного материала, отделке готовых изделий.
В первый и второй год обучения занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 часа. В третий год обучения планируется дополнительный час на индивидуальную работу с одаренными детьми. Это учащиеся, которые принимают участие в различных конкурсах, разрабатывают собственные проекты. Работа с ними требует дополнительного внимания.
Для успешной реализации программы предусмотрены разные типы занятий, помогающие создать условия творческого участия обучающихся в учебном процессе – это занятия: упражнения, вариации, импровизации, деловые игры, занятия формотворчества и экспериментирования. В ходе обучения дети принимают участие в выставках, конкурсах, мастер - классах. Занимаясь исследовательской работой, учащиеся изучают этнографический материал, знакомятся с местными особенностями и укладом жизни русского человека. Общение со старожилами посёлка помогает ребятам лучше узнать свой край. Кроме того, такое общение способствует восстановлению связи поколений. Большое значение уделяется итоговым занятиям обобщающего типа это занятия: игры, праздники, выставки, ярмарки. Они представляют собой некую форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной и творческой активности учащихся.
Таким образом, учащиеся включаются в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, творческую, познавательную, исследовательскую, экспериментальную, проектную. Использование эффективных методов и приёмов работы, разнообразные виды художественно-творческой деятельности учащихся, различные формы организации труда на занятиях способствуют не только лучшему усвоению материала, мотивации к учению, но и развитию основных качеств творческой личности.
Залогом успешной деятельности объединения является сотрудничество с родителями. Семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. Родители привлекаются к подготовке и проведению коллективных дел, праздников, конкурсов, выставок.
Уникальность данной программы заключается в ее воспитательных функциях. Воспитание семьянина – одна из приоритетных задач программы. Демографический вопрос, который так остро встал перед нашей страной, необходимо решать не только на материальном, но и на духовном уровне. Воспитание детей в духе уважения к семье, как самой важной ячейке общества; уважение к материнству, как высочайшему чуду; к многодетности, как божьей благодати; воспитание позитивного отношения к самому главному предназначению человека – продолжению своего рода.
Эффективность реализации программы определяется как по степени достижения заявленной цели, так и по степени удовлетворённости учащихся, родителей занятиями в объединении, творческими достижениями обучающихся.
Программа вариативная, некоторые типы игрушек и технологии изготовления при необходимости можно заменить на другие. Например, можно ввести блок «Деревянная народная игрушка». Это может быть продиктовано условиями работы, профессиональной подготовкой педагога, местными особенностями. Такая замена не повлияет на реализацию целей и задач программы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В итоге обучения по предмету учащиеся, имея теоретические знания о различных видах и типах народных игрушек, основных школах народного мастерства, владея навыками работы с различными материалами, технологиями изготовления народных игрушек, могут создавать собственные игрушки и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Программой предусмотрены разнообразные формы текущего и итогового контроля. Знания и умения учащихся отслеживаются педагогом по результатам практической работы в течение всего учебного года. Знания проверяются в ходе фронтальной беседы, тестов, дидактических игр и заданий (Приложение № 1, 2). Степень овладения учащимися учебными умениями и навыками определяется по системе Л.М.Фридмана. Также уровень знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных в результате освоения программы, выявляется в процессе участия в выставках, конкурсах, итоговых просмотрах.
При отборе работ учитывается передача характерных особенностей,
технические ошибки, аккуратность, умение создавать оригинальную композицию, умение применять навыки самостоятельного творчества на основе изученного материала, владение комплексом сложных технических приемов, проявление фантазии.
В объединении «Мастерская народной игрушки» существует система самоконтроля, которая позволяет оценивать активность и результативность обучения в течение учебного года. Достижения каждого ребенка фиксируется в индивидуальной карте (Приложение № 3).
Итогом обучения является работа над проектом и его защита. Художественно-творческая деятельность в процессе работы над проектом организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца» от художественного восприятия, рождения собственного замысла, поиска средств и путей его воплощения и создание художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими.
Аттестация учащихся по итогам реализации программы проходит в форме защиты проекта. По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о прохождении курса «Мастерская народной игрушки».
II-1. Учебно – тематический план 1-го года обучения
№№ п/п | Тема | Количество часов | теория | практика | ||
1. I. 1. 2. 3. II. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Вводное занятие. Соломенная кукла. Народная кукла из травы и соломы. Инструменты и материалы. Виды сырья, обработка. Хлебная Матушка. Изготовление куклы-стригушки. Изготовление куклы-стригушки с вариациями. . Глиняная игрушка. Инструменты и материалы. Рельефные и объемные изображения. Образы и символика древнерусского орнамента на основе знакомства с росписью каргопольской и филимоновской игрушек. Лепка рельефных изображений-пряников по мотивам древнерусских образов и символов. Роспись пряников с использованием древнерусской символики. Пластика объемных форм. (Лепка уточек). Каргопольские барышни (лепка). Роспись игрушек с использованием каргопольских мотивов. Мифический народный образ Полкан-Полехан. Лепка и роспись игрушки в соответствии с символикой каргопольского орнамента. Знакомство с филимоновскими мастерами и их игрушками. Лепка животных из Филимоново. Роспись изделий на основе знакомства с росписью филимоновской игрушки. Барышни и солдаты. Лепка и роспись фигурок. «Драконы, грифоны и другие». Импровизация по мотивам каргопольской и филимоновской игрушек. Игра-Ярмарка, Что такое ярмарка? Разработка сценария (каждый хвалит свои игрушки). Инсценировка праздника. | 2 2 4 4 12 2 4 4 2 4 4 6 6 6 8 2 2 50 | 2 2 1 - 5 1 1 1 - 1 1 2 2 1 - 1 - 11 | - - 3 4 7 1 3 3 2 3 3 4 4 5 8 1 2 39 | ||
III. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Народная тряпичная кукла. Инструменты и материалы. Семейные традиции изготовления кукол на Руси. Посиделки. Народная кукла из ткани – куватка, золянка, скатка, закрутка, навертка Изготовление куклы куватки и «Ангелочка». Кукла - берегиня. Изготовление куклы-скатки из лоскута ткани. Знакомство с народным костюмом России. Пошив костюма для куклы. Украшение куклы. Кукла Меланка. Изготовление куклы методом закрутки. Наряды для куклы Меланки. Изготовление одежды и украшение куклы. Плетение поясов. Изготовление бус из бересты (метод скручивания). Подготовка к выставке. Выставка-игра для детей начальной школы. |
4 4 6 4 8
2 4 32 | 2 1 2 1 2 - 2 10 | 2 3 4 3 6 2 2 22 | ||
IV. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. V. | Новая игрушка. Работа в творческой мастерской по созданию новой игрушки - мужской фигурки в русском народном костюме. Современная сувенирная кукла. Изготовление фигурки-куклы в соответствии с разработанной технологией. Русский народный мужской костюм. Нательная мужская рубаха. Покрой, шитье и декоративное оформление. Порты - часть мужского костюма. Пояс - неотъемлемая деталь костюма. Символика орнамента. Плетение пояса из ниток (перекручивание, коса). Сборка кукол, изготовление волос, головных уборов, обуви. Урок-Игра «Свадьба Меланки». Выставка игрушек. Отбор экспонатов, оформление работ, презентация выставки. Конкурсы и выставки. | 4 8 4 6 4 4 4 6 40 10 | 4 2 1 2 1 1 - 2 13 - | - 6 3 4 3 3 4 4 27 10 |
__________________________________________________________________
Итого: 144 39 105
III-1. Содержание 1-го года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Беседа по соблюдению правил безопасного труда. Правила работы с колющими и режущими инструментами.
История ремесла народной игрушки.
I. Соломенная кукла.
Народная кукла из травы и соломки.
Инструменты и материалы. Виды сырья. Техника безопасного труда. Художественная обработка соломки (куклы, плетение, инкрустация). Виды сырья (ржаная соломка, пшеничная соломка, мятлик, тимофеевка, вейник и другие). Заготовка, обработка, хранение сырья. Знакомство с традиционными соломенными игрушками России, Украины и Белоруссии. Языческие обряды славян, связанные с игрушкой.
Практическая часть: подготовка соломки к работе.
Хлебная Матушка. Изготовление куклы - стригушки.
Инструменты и материалы: ножницы, игла, пакля или нитки для волос, яркие нитки, цветастые лоскутки. Технологические приемы в изготовлении куклы.
Практическая часть: выполнение игрушки в следующей последовательности: скручивание жгута, перетягивание шейки нитками, ручки отвести из пучка или вставить дополнительный, перетянуть талию, ручки подрезать и перетянуть, подровнять низ игрушки, украсить куклу передником, подвязать волосы. Работа с технологической картой.
Изготовление куклы-стригушки с вариациями.
Показ различных технологических приемов для изготовления куклы: основу можно не перекручивать и не сворачивать вдвое; волосы можно изготовить из того же пучка или вставить дополнительный тонкий; купол платья можно переплести нитью и украсить тесьмой и т.д.
Практическая часть: самостоятельное изготовление куклы-стригушки.
II. Глиняная игрушка.
Инструменты и материалы. История керамики. Знакомство с образцами изделий. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества. Заготовка и обработка глины. Инструменты для работы с глиной.
Практическая часть: лепка простейших игрушек на основе шара, конуса, цилиндра.
Образы и символика древнерусского орнамента.
Каргопольская и филимоновская игрушки. Сходства и отличия. Дидактическая игра на классификацию игрушек по школам художественного мастерства. Птица и конь как солнечные образы. Женская фигурка – мать-земля, богиня плодородия. Подобные образы в народной вышивке, росписи по дереву. Символы воды, солнца, земли в славянской керамике.
Практическая часть: зарисовки игрушек.
Лепка рельефных изображений-пряников.
Лепка по мотивам древнерусских образов и символов. Разные виды пряников, их история в России, национальные традиции изготовления. Лепка пряников разными способами.
Практическая часть: составление эскизов пряников. Лепка пряников, оформление тиснением, налепами.
Роспись пряников с использованием древнерусской символики.
Связь формы с росписью. Выбор колорита.
Практическая часть: роспись пряников в соответствии с древнерусской символикой.
Пластика объемных форм.
Пластичный и конструктивный способы лепки. Выбор соответствующего способа лепки для решения учебной задачи.
Практическая часть: лепка уточек пластичным способом.
Каргопольские барышни.
История каргопольского промысла. Архаичность образов. Цельность формы. Совмещение пластичного и конструктивного способов лепки. Лепка купола юбки и туловища из одного куска; лепка головы, рук, шляпки; примазывание частей к основе.
Практическая часть: лепка барышни комбинированным способом.
Роспись игрушек с использованием каргопольских мотивов.
Символика узоров и орнаментов каргопольской игрушки. Особенности росписи каргопольской игрушки. Последовательность работы. Колорит росписи.
Практическая часть: упражнения на повтор орнаментальных мотивов на бумаге. Побелка игрушки. Нанесение основного рисунка на игрушку. Роспись игрушки гуашью. Работа по образцу.
Мифический народный герой – Полкан-Полехан.
Символическое значение игрушки. Символика росписи. Дидактическая игра «Найди лишнее» (орнаменты).
Практическая часть: лепка игрушки комбинированным способом: лепка основной части – туловища с ногами – пластичным способом, тело с головой человека и руки – конструктивным. Сборка деталей, примазывание, обработка поверхности.
Побелка игрушки. Роспись игрушек в соответствии с символическим назначением.
Знакомство с филимоновскими мастерами и их игрушками.
История филимоновского промысла. Мастера-игрушечники. Особенности лепки и росписи.
Практическая часть: выполнение зарисовок в альбоме, разработка эскизов игрушек. Лепка животных: коровы, медведя, коней и т.д.. изготовление игрушки комбинированным способом. Обжиг игрушек. Зарисовки в альбоме орнаментов филимоновской игрушки. Побелка и роспись игрушки.
Барышня и солдаты. Лепка ироспись фигурок.
Знакомство с новыми образами. Особенности росписи женских и мужских фигурок. Игра «Подбери барышне наряд».
Практическая часть: лепка игрушки по образцу комбинированным или пластичным способом (по выбору учащегося). Побелка игрушки. Роспись изделия в соответствии с традиционным орнаментом.
Драконы, грифоны и другие.
Импровизация на основе знакомства с каргопольской и филимоновской игрушками. Новые образы народного искусства. Разработка эскизов для изготовления игрушки по традициям каргопольского и филимоновского промыслов. Дидактическая игра «Найди лишнее» (игрушки).
Практическая часть: выполнение эскиза творческой работы на бумаге. Лепка игрушки по эскизу. Способ лепки произвольный. Роспись игрушки в рамках традиционного орнамента каргопольского или филимоновского промыслов.
Игра – ярмарка.
Что такое ярмарка в народной культуре. Разработка сценария игры (сочинение стихов, закличек, каждый хвалит свои изделия). Распределение ролей. Оформление игрушек, декораций. Инсценировка праздников.
III. Народная тряпичная кукла.
Инструменты и материалы. Семейные традиции изготовления кукол на Руси.
Сведения об инструментах и материалах, используемых при изготовлении тряпичных кукол. Функции народных кукол.
Практическая часть: Подготовка материалов для изготовления кукол.
Посиделки. Народная кукла из ткани – куватка, золянка, закрутка, навертка. Изготовление куклы куватки и куклы «Ангелочка».
Осенние посиделки на Руси. Отличие промысловой куклы от деревенской куклы – самоделки. Типы деревенской самодельной куклы. Инструменты и материалы для изготовления куклы. Инструкция безопасного труда. Ткани из натуральных волокон – хлопчатобумажные и льняные.
Кукла – Берегиня.Изготовление куклы-скатки. Знакомство снародным костюмом России.
Изготовление куклы из лоскута ткани. Последовательность работы. Народный костюм: сарафан, рубаха, кокошник, пояс.
Практическая часть: изготовление куклы из лоскута ткани. Работа с технологической картой. Скручивание жгута, формирование основы куклы. Раскрой одежды, прием заготовок деталей «в сгиб»; сборка куклы; изготовление кокошника из полоски картона или тесьмы; изготовление пояса методом перекручивания, декорирование одежды тесьмой или вышивкой.
Кукла Меланка. Изготовление куклы – накрутки.
Кукла Меланка. Технологические приемы в изготовлении куклы. Материалы и инструменты. Подготовка заготовок: деревянные палочки, лоскутов, тесьмы, ветоши, материала для декорирования куклы.
Практическая часть: изготовление куклы: основа оборачивается ветошью, перетягивается нитками в трех местах (шея, талия, стопы). Квадрат
белой ткани складывается пополам; формируется головка из ваты, накрывается белой тканью; шейка перетягивается нитью; из двух концов ткани формируются ручки.
Наряды для куклы Меланки. Изготовление одежды и украшение куклы. Изготовление сарафана из прямоугольного лоскута. Головной убор делается из плотной ткани, картона, тесьмы, фаты и др. Кукла украшается цветами, кружевом, тесьмой, бисером.
Практическая часть: раскрой и пошив сарафана. Изготовление головного убора. Украшение куклы.
Изготовление бус из бересты .
Заготовка бересты. Изделия из бересты. Материалы и инструменты для изготовления бус.
Практическая часть: изготовление бус методом скручивания, сборка в колечки.
Итоговое занятие по разделу «Народная кукла». Изготовление куклы-образа (весна, зима, лето, осень).
Выставка – игра для учащихся начальных классов.
Кукла в жизни ребенка. История возникновения куклы. Разработка сценария игры. Распределение работы. Подготовка наглядного материала. Инсценировка. Разыгрывание с куклами сценок крестьянской жизни.
IV. Новая игрушка.
Работа в творческой мастерской по созданию новой игрушки – мужской фигурки в русском народном костюме. Современная сувенирная кукла.
Знакомство с авторскими разработками: куклы Елены Черницовой, ляльки Алисы Понизовской. Деловая игра – коллективная разработка плана работы над проектом. Работа в группах или в парах по разработке технологии изготовления фигурки. Эскизы технологических карт. Обсуждение версий, выбор наиболее рациональной.
Практическая часть: изготовление общей технологической карты.
Изготовление фигурки куклы в соответствии с разработанной технологией.
Работа фронтальная, индивидуальная.
Практическая часть: изготовление куклы в последовательности, указанной в технологической карте.
Русский народный мужской костюм.
Беседа на тему. Одежда летняя и зимняя, рабочая и праздничная, головные уборы, пояса, обувь.
Практическая часть: разработка эскиза ансамбля одежды для куклы. Нательная мужская рубаха.
Типы рубах по покрою и региональной принадлежности. Декоративное оформление рубах.
Практическая часть: подбор ткани, покрой, пошив и декоративное оформление тесьмы.
Порты – часть мужского костюма.
Цвет, материал, варианты покроя.
Практическая часть: покрой и пошив.
Пояс – неотъемлемая деталь костюма.Символика цвета.Плетение поясов из ниток.
Значение пояса в костюме, символика орнамента, колорит, типы поясов по изготовлению.
Практическая часть: плетение пояса из ниток (перекручивание, коса).
Сборка кукол. Изготовление волос, головного убора, обуви.
Мужские головные уборы. Изготовление волос. Работа над образом.
Практическая часть: изготовление шапки, обуви (работа по эскизу).
Игра «Свадьба Меланки».
Беседа «Свадьба на Руси», обряды, связанные со свадьбой. Игра с участием кукол. Отбор экспонатов для выставки, оформление работ, презентация выставки.
В конце первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
I. Глиняная игрушка.
Знать:
- свойства глины и её использование в жизни человека;
- названия и назначения различных инструментов и приспособлений (стека, доска для лепки, тряпочка);
- правила безопасного труда при работе с глиной;
- отличительные особенности формы филимоновской и каргопольской игрушки;
- способы и технические приемы лепки филимоновских и каргопольских игрушек;
- последовательность выполнения работы при лепке;
- главные отличительные элементы орнамента филимоновского и каргопольского промыслов;
- о символике орнамента, цвета и образов в народной игрушке;
- о народных мастерах-игрушечниках.
Уметь:
- пользоваться стекой;
- лепить каргопольские и филимоновские игрушки на основе традиционных приемов;
- передавать выразительные особенности формы игрушек;
- применять различные способы лепки;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации по мотивам орнамента каргопольской и филимоновской игрушек;
- изображать кистью каргопольские и филимоновские орнаменты на плоскости и на объемной поверхности игрушки;
- на основе традиционной игрушки создавать новые образы.
II. Соломенная кукла.
Знать:
- об организации рабочего места;
- технику безопасного труда при работе инструментами для обработки соломки;
- традиции «Осенин»;
- сырье для изготовления соломенной куклы;
- способы обработки сырья;
- о соломенной обрядовой кукле;
-технологические приемы в изготовлении куклы-стригушки; Уметь:
- заготавливать и обрабатывать сырье для изготовления куклы из соломки;
- изготовлять куклу - стригушку из пучка соломки;
- декорировать куклу в соответствии с традиционными приемами;
III. Народная тряпичная кукла.
Знать:
- традиции посиделок;
- семейные традиции изготовления кукол на Руси;
- различные типы тряпичных кукол;
- способы изготовления куклы - скаткатки и куклы – закрутки;
- принципы изготовления куклы из платочка;
- основные элементы русского народного костюма;
- способы изготовления одежды и декорирования куклы.
Уметь:
- пользоваться инструментами для обработки ткани;
- делать заготовки;
- изготавлять кукол «Куваток» и «Ангелочка»;
- последовательно выполнять куклу-скатку, куклу-закрутку;
- выполнять детали одежды, используя прием «в сгиб»;
-делать бусы из бересты методом скручивания;
- украшать куклу тесьмой, бисером и т.д.
IV. Новая игрушка.
Знать:
- авторские игрушки Елены Чернецовой, Алисы Понизовской;
- особенности русского народного мужского костюма;
- покрой мужской рубахи и портов;
- головные уборы;
- о значении пояса в русском костюме;
- декор мужского народного костюма.
Уметь:
- находить способы изготовления игрушки;
- с помощью учителя разрабатывать технологические карты;
- самостоятельно составлять эскизы для изготовления куклы;
- кроить и шить одежду для куклы-мужчины;
- декорировать одежду, используя тесьму, кружево и др.
II- 2.Учебно – тематический план 2-го года обучения
№№ п/п | Тема | Количество часов | теория | практика |
1. I. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. II. 1. 2. III. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 10. IV. 1. 2. 3. 4. 5. 6. V. | Вводное занятие Глиняная игрушка. Дымковская игрушка. Особенности лепки и росписи. Лепка барышни. Передача красоты и пластичности формы. Лепка всадника на коне или козле. Роспись игрушек. Символика цвета и орнамента. Лепка свистульки в соответствии с технологией. Роспись свистульки через отработку в альбоме. Жанровые сценки. Лепка комплекта игрушек на определенную тему по мотивам дымковской игрушки. Роспись игрушек дымковским орнаментом. Выставка игрушек в кабинете. Соломенная кукла. Рождественская кукла «Коза». «А у нас колядки»- игры. Народная тряпичная кукла. «Покосница» и «Малышок- голышок» - куклы из платочка. Кузьма и Демьян - покровители семейного очага и ремесел. Кукла - столбушка. Различные варианты изготовления куклы. Последовательность работы. Изготовление одежды и декоративных элементов. Бусы из бересты. Совмещение нескольких способов работы. Кукла - живулька. Изготовление куклы. Выбор образа куклы. Выполнение эскиза одежды. Пошив одежды в соответствии с эскизом. Декоративное оформление куклы. Новая кукла. Современная сувенирная игрушка. Знакомство с сувенирной игрушкой новгородских мастеров. Работа над проектом по созданию новой нетрадиционной игрушки. Разработка общей технологической карты для изготовления игрушки. Изготовление игрушки по составленной технологической карте. Декоративное оформление игрушки. Выставка работ. Конкурсы и выставки. | 2 2 4 4 6 6 6 6 4 40 4 2 6 4 4 6 6 2 4 4 8 4 42 4 4 6 14 14 4 46 10 | 2 2 1 1 1 1 - - 2 10 1 2 3 1 1 2 1 - 1 1 - - 7 2 4 - 4 4 2 16 - | - - 3 3 5 5 6 6 2 30 3 - 3 3 3 4 5 2 3 3 8 4 35 2 - 6 10 10 2 30 10 |
_______________________________________________________________
Итого: 144 36 108
III-2. Содержание 2-го года обучения.
Вводное занятие.
Цели и задачи второго года обучения. Распорядок работы в кабинете. Техника безопасности труда на занятиях. Подготовка глины к работе.
I.Глиняная игрушка.
Дымковская игрушка. Особенности лепки и росписи.
История промысла. Особенности лепки и росписи, отличительные особенности игрушки. Основные герои народной игрушки. Эскизы по образцам промысла.
Практическая часть: выполнение зарисовок разных игрушек.
Лепка барышни. Передача красоты и пластичности формы.
Дидактическая игра «Кто лишний». Особенности технологии лепки игрушки. Красота и пластичность формы. Лепка элементов декора методом налепа.
Практическая часть: лепка купола платья, туловища, головы, руки примазывается к куполу; детали выполняются методом налепа.
Лепка всадника на коне или козле.
Работа выполняется индивидуально по технологической карте. Декоративные элементы лепятся по выбору учащегося.
Практическая часть: лепка игрушек.
Роспись игрушек. Символика цвета и орнамента.
Отличительные особенности росписи дымковской игрушки. Элементы росписи: круги, волнистые линии, ромб, сеточка. Символика цвета и орнамента. Освоение основных элементов дымковской росписи, вариации главных элементов.
Практическая часть: отработка приемов росписи на бумаге, выполнение эскизов росписи в альбоме. Побелка и роспись игрушек гуашью. Аккуратность и четкость орнамента.
Лепка свистульки в соответствии с технологией. Роспись.
Легенда о свистульках. Народный праздник «Свистунья» в Дымкове. Разные образы свистулек. Символическое значение орнамента.
Практическая часть: лепка камеры свистульки. Изготовление отверстия для свиста и прочистка его до получения свиста, проколка по бокам отверстий – лазов. Лепка игрушки-образа, соединение свистка с игрушкой.
Роспись игрушки через отработку в альбоме.
Жанровые сценки. Лепка комплекта игрушек на определённую тему по мотивам дымковской игрушки.
Лепка комплекта игрушек на определенную тему по мотивам дымковской игрушки. Предварительная разработка эскизов.
Практическая часть: лепка основной фигурки – лепка основания деталей, сборка игрушек путем примазывания; оформление игрушек лепными декоративными элементами. Обработка поверхности фигурок.
Роспись игрушек дымковским орнаментом.
Орнамент росписи. Разработка элементов росписи в альбоме. Творческое решение росписи по собственному эскизу.
Практическая часть: эскиз росписи в альбоме. Отработка вариантов росписи на плоскости листа по образцам, работа над эскизом. Побелка и роспись изделия гуашью.
Выставка игрушек в кабинете. Подготовка игрушек к выставке. Разработка сценария экскурсии для детей, сочинение и разучивание стихов. Подбор материала. Распределение ролей, репетиции.
Инсценировка.
II. Соломенная кукла.
Рождественская кукла «Коза».
Рождественские святки на Руси. Ритуальное значение куклы «Козы». Технология изготовления куклы.
Практическая часть: Изготовление куклы из соломы на основе из палочек. Использование технологической карты.
«А у нас колядки-игры.
Разучивание колядок и инсценировка рождественских святок.
III. Народная кукла.
«Покосница» и «Малышок – голышок» - куклы из платочка.
Приёмы изготовления кукол из лоскута ткани методом свёртывания с помощью перетяжек. Традиционные куклы из платочка.
Практическая часть: Изготовление кукол методом свёртывания с использованием технологических карт.
Кузьма и Демьян - покровители семейного очага и ремёсел.
Символическое значение кукол. Технологические приёмы изготовления кукол, различные варианты выполнения рук. Элементы костюма и колорит.
Практическая часть: Изготовление кукол.
Кукла-столбушка Различные варианты изготовления куклы.
Материалы и инструменты, используемые для изготовления куклы. Различные варианты изготовления. Последовательность работы.
Практическая часть: подготовка материала, изготовление заготовки. Возможные вариации в изготовлении рук.
Изготовление одежды и декоративных элементов.
Работа над образом героя русской народной сказки: «Василиса Прекрасная», «Крошечка - Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Аленушка».
Выполнение эскиза в соответствии с образом. Технология изготовления одежды. Подбор материалов. Покрой и пошив одежды. Изготовление головного убора. Декоративное оформление костюма куклы (тесьма, бусы, бисер и т.д.). Рисование лица. Возможна вышивка.
Бусы из бересты. Совмещение нескольких способов работы.
Различные способы изготовления бус (скручивание из треугольников, плетение из полоски). Сборка бус из изготовленных бусинок.
Практическая часть: изготовление бус.
Кукла – живулька. Изготовление куклы.
Технология изготовления куклы. Вариации в изготовлении отдельных деталей. Последовательность работы.
Практическая часть: изготовление куклы.
Выбор образа куклы. Выполнение эскиза одежды.
Добрые и злые образы в народном фольклоре. Чтение отрывков из сказок с описанием героев. Выбор образа для куклы. Эскиз куклы.
Практическая часть: выполнение эскиза одежды по задуманному образу.
Пошив одежды в соответствии с эскизом.
Подбор материала соответствующего цвета и фактуры; разработка выкроек одежды. Разные швы. Пошив одежды.
Практическая часть: покрой и пошив одежды для куклы.
Декоративное оформление куклы.
Работа по эскизу. Добиться стилистического единства одежды и декора в соответствии с задуманным образом.
Практическая часть: выполнение украшений.
IV. Новая игрушка
Современная сувенирная игрушка. Знакомство с сувенирной игрушкой Новгодских мастеров.
Знакомство с современными авторскими игрушками, выполненными из различных материалов. Игрушки из ткани с росписью (батик) Ольги Олигеровой, игрушки из ваты на проволочном каркасе Лины Беликовой.
Практическая часть: разработка эскизов игрушек, которые можно изготовить с использованием бросового материала (пластиковые бутылки, коробки, упаковки, ломаные игрушки и др.).
Работа над проектом.
Работа над проектом по созданию новой нетрадиционной игрушки. Выбор материала. Эскизы игрушек. Выбор лучших эскизов.
Практическая часть: выполнение эскизов игрушек.
Разработка общей технологической карты для изготовления игрушки.
Деление на группы. Работа в творческих мастерских над созданием технологических карт для изготовления игрушки.
Практическая часть: изготовление технологических карт.
Изготовление игрушки по составленной технологической карте.
Индивидуальная работа по разработанной технологической карте. Соблюдение установленной последовательности работы и техники безопасного труда.
Практическая часть: изготовление игрушки.
Декоративное оформление игрушки.
Рисование лица. Украшение одежды или изготовление необходимых декоративных элементов.
Практическая часть: декоративная отделка костюма куклы. Рисование лица.
Выставка работ.
Подготовка игрушек, изготовленных в течение учебного года. Изготовление табличек к работам
Оформление выставки. Выставка для детей среднего звена.
В конце второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
I. Глиняная игрушка.
Знать:
- об организации рабочего места;
- отличительные особенности формы дымковской игрушки;
- последовательность работы при лепке игрушки из Дымки;
- технологию лепки свистульки;
- орнамент дымковской игрушки;
- о символике орнамента;
- мастеров - игрушечников из Дымки.
Уметь:
- лепить игрушки дымковского промысла;
- лепить игрушку-свистульку;
- выполнять роспись игрушки с помощью кисти и печатки - тычка;
- создавать многофигурные композиции;
- решать художественно-творческие задачи на повтор, вариации, импровизации в лепке и росписи игрушек;
- на основе традиционной игрушки создавать новые образы.
II. Соломенная кукла.
Знать:
- о традиции рождественских колядок;
- технологию изготовления куклы – «Козы»;
Уметь:
- делать заготовку для куклы из палочек;
- последовательно выполнять работу по изготовлению куклы;
- одевать и декорировать куклу по традиционным обычаям;
III. Народная тряпичная кукла.
Знать:
- об организации рабочего места;
- ткани из натуральных волокон (хлопчатобумажные, льняные, шелковые);
- приёмы изготовления куклы из платка - «Малышок – голышок»;
- принципы изготовления традиционных кукол – «Кузьмы и Демьяна» ;
- последовательность выполнения куклы - столбушки;
- особенности русского народного женского костюма;
- смысловое значение орнамента в русской народной вышивке;
- приемы выполнения куклы - столбушки;
- вариации в работе над куклой;
- отличительные особенности куклы - живульки;
- технологию изготовления куклы;
- различные варианты в технологии изготовления куклы;
- последовательность работы над фигуркой куклы - живульки;
- добрые и злые образы в народном фольклоре.
Уметь:
- подбирать материал для изготовления куклы;
- делать заготовки для куклы - столбовки;
- последовательно выполнять куклу;
- шить костюм по составленному эскизу;
- выполнять декоративные детали в соответствии с эскизом и задуманным образом;
- использовать технологические приемы изготовления народной куклы при создании своего образа;
- творчески работать над созданием эскиза;
- творчески относиться к подбору материала для изготовления игрушки;
- использовать технологические приемы народной куклы при создании создавать определенный образ;
- разрабатывать выкройки одежды в соответствии с эскизом;
- добиваться стилистического единства «одежда, декор».
IV. Новая игрушка.
Знать:
- современные авторские игрушки новгородских мастеров Ольги Олигеровой и Лины Беликовой;
- основы проектирования работы по созданию новой игрушки;
- принципы работы над технологической картой;
- работу над эскизом;
- как вести работу от замысла до завершения.
Уметь:
- составлять эскизы и технологические карты для изготовления игрушек;
- использовать бросовый материал для создания кукол;
- изготовлять игрушку по технологической карте;
- украшать игрушку по собственному эскизу;
- самостоятельно работать над декоративным оформлением куклы;
- оформлять работы к выставке;
- проводить экскурсии.
II-3 .Учебно – тематический план 3 – го года обучения.
№№ п/п | Тема | Количество Часов для всех обучающихся | теория | Прак-тика | Инди- виду- альная работа |
1. I. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Вводное занятие. Знакомство с программой. Планирование работы. Глиняная игрушка. Тульская городская игрушка. История промысла. Своеобразие художественного стиля. Тульские барышни – лепка женских фигурок. Роспись тульских красавиц. Роспись игрушек в рамках традиций. Лепка няни с детьми. Роспись игрушек по собственному эскизу. «Прогулка» - лепка сюжетных композиций по традициям тульской игрушки. Роспись игрушек в соответствии с образом. Выставка игрушек в кабинете изобразительного искусства для детей начальной школы. | 2 4 4 4 6 6 6 6 4 42 | 2 2 1 1 1 - 1 1 1 10 | - 2 3 3 5 6 5 5 3 32 | |
II. 1. 2. 3. 4. 5. 6. III. 1. 2. 3. IV. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. V. | Народная тряпичная кукла. Народная театральная кукла-Петрушка. Виды театральных кукол. Эскиз для выполнения перчатной куклы. Изготовление головы куклы в технике папье-маше. Принцип работы. Лепка и проклейка в технике папье-маше. Сборка головки куклы. Грунтовка и роспись в соответствии с образом. Изготовление рубашки-костюма. Раскрой и пошив рубашки по руке. Украшение дополнительными элементами. Сборка игрушки. Создание куклы-образа. Игра-сказка. Разработка и показ сказок, используя изготовленных кукол.
Соломенная кукла. Масленица. Традиции, связанные с праздником. Коллективное изготовление чучела масленицы. «Масленица широкая» - праздник в поселке. Новая игрушка. Планирование работы по содержанию этнографической куклы. Выбор тем исследовательской работы. «Как сделать куклу?». Разработка технологической карты. Разработка выкроек и заготовок для куклы. Изготовление фигурки куклы. Работа с литературой. Рисунки и эскизы по теме исследовательской работы. Отчет о ходе исследовательской деятельности. Работа над эскизами одежды для куклы в соответствии с темой исследовательской работы. Изготовление одежды в соответствии с темой. Декоративное оформление одежды. Рисование лица и сборка игрушки. Оформление проектов. Краткое описание работы по схеме. Защита проектов. Конкурс на лучшую работу. Выставка работ. Экспонаты – самые лучшие игрушки по всем темам курса. Конкурсы и выставки. |
4 6 4 8 2 4 28 4 2 2 8 2 4 4 6 6 4 2 10 4 2 6 4 2 56 10 | 2 2 1 2 - 2 9 4 - - 4 2 1 1 6 - 4 - 2 - - 2 4 - 22 - | 2 4 3 6 2 2 19 - 2 2 4 - 3 3 - 6 - 2 8 4 2 4 - 2 34 10 | 1 1 4 2 2 1 1 4 2 1 2 21 15 |
_________________________________________________________________
Итого: 144 45 99 36
III - 3. Содержание 3-го года обучения.
Вводное занятие.
Знакомство с целями и задачами учебного года. Распорядок работы в кабинете. Техника безопасного труда на занятиях.
Подготовка глины к работе.
I. Глиняная игрушка.
Тульская городская игрушка.
История появления, угасания и возрождения тульской игрушки. Своеобразие художественного стиля тульской игрушки. Своеобразие художественного стиля тульской игрушки. Отличительные особенности, формы. Технологические изготовления игрушки. Тематика и сюжетные мотивы. Знакомство с городской модой 2-й половины 19 в.
Практическая часть: выполнение эскиза барышни с цветовой проработкой.
Тульские барышни - лепка женских фигурок.
Особенности фигурки – контрастное сочетание длинной узкой верхней части и быстро расширяющейся к низу от линии бедер юбки – колокола. Технологические приемы лепки фигурки. Конструктивный способ лепки; последовательность работы; установка зонтика; декорирование одежды оборками, бантами и т.д.
Практическая часть: лепка игрушки по эскизу.
Роспись тульских красавиц. Роспись игрушек в рамках традиций.
Городская мода 2-й половины 19 века. Подбор цвета на палитре (блекло-зеленые, нежно-голубые, палевые, темно-сиреневые, розовые, серые). Сочетание росписи с формой.
Практическая часть: нанесение основного рисунка на игрушку. Роспись по эскизам.
Лепка няней с детьми.
Особенности композиции и форм. Декоративные элементы одежды. Лепка фигурки няни конструктивным способом соответственно образу; лепка ребенка пластичным способом; сборка композиции.
Практическая часть: лепка композиции.
Роспись игрушек по собственному эскизу.
Работа над эскизом росписи игрушек. Выделение росписью характерных
особенностей игрушек. Побелка игрушек. Роспись.
Практическая часть: эскиз, роспись по эскизу.
«Прогулка» - лепка сюжетных композиций по традициям тульской игрушки.
Лепка многофигурной коллективной работы на тему промысла. Все игрушки должны быть одной величины. Сюжетные сценки – офицер с барышней, сцены из монашеской жизни, няни с господскими детьми, дамы с кавалерами.
Практическая часть: разработка общего эскиза; деление на группы; каждая группа лепит отдельную сценку для общей композиции.
Роспись игрушек в соответствии с образом.
Роспись игрушек по тульским традициям. Подбор цветов для каждой куклы индивидуально. Создание образа через роспись.
Практическая часть: побелка игрушек; подбор цветов на палитре; роспись игрушек.
Выставка игрушек для детей начальной школы.
Подготовка игрушек к выставке. Рисование фона для экспозиции – виды парка (деревья, скамейки, фонтаны…) или городской пейзаж с постройками 19 в. Оформление игрушек. Подготовка экскурсоводов. Выбор лучших работ.
II. Народная тряпичная кукла.
Народная театральная кукла-Петрушка Виды театральных кукол.
Кукольный театр и его место в культуре русского человека. Знакомство с героем русского балаганного театра - Петрушкой. Предки Петрушки. Способы выполнения игрушки-перчатки.
Практическая часть: разработка эскиза перчаточной куклы. Работа над образом.
Изготовление головы куклы в технике папье-маше.
Приемы выполнения объемной головы для куклы. Работа в технике папье-маше. Инструменты и материалы. Плоское и рельефное выполнение. Лепка головы куклы из пластилина в соответствии с образом. Проработка в технике папье-маше.
Практическая часть: лепка и проклейка 1 этап без клея,2 этап с клеем.
Сборка головки куклы. Грунтовка и роспись в соответсвии с образом.
Сборка головки, грунтовка (мел с клеем ПВА). Символика цвета. Подбор цветов и оттенков в соответствии с образом. Роспись головки гуашью (гуашь + клей ПВА).
Практическая часть:
Головка снимается с пластилина путем разрезания пополам; две части склеиваются вместе. Грунтовка головки (мел + клей). Работа на палитре – подбор цветов и оттенков. Роспись головки в соответствии с образом.
Изготовление рубашки-костюма.
Единство образа и костюма. Значение костюма театральной куклы. Способы изготовления костюма перчаточной куклы. Раскрой рубашки. Разные виды швов. Пошив швом, иголка назад. Обработка изделия обметочным швом.
Практическая часть: раскрой костюма по руке. Ручное шитье. Украшение костюма дополнительными элементами в соответствии с образом. Работа по эскизу.
Сборка игрушки. Создание куклы-образа.
Создание куклы – образа.
Практическая часть: сшивание костюма с головкой, оформление волосами и головным убором. Изготовление ладошек. Сшивание.
Игра – сказка Разработка и показ сказок с использованием театральных кукол.
Группа делится на две «труппы». Каждая разрабатывает сценарий сказки. Педагог помогает каждой группе детей. Распределение ролей, репетиции. Показ сказок.
Ш.Соломенная кукла.
Масленица. Традиции, связанные с праздником.
Как проходила Масленичная неделя (дети рассказывают о том, что они узнали о празднике у родственников и старожилов посёлка). Образ Масленицы. Планирование коллективной работы по созданию куклы.
Коллективное изготовление чучела Масленицы.
Практическая часть: Работа в группах мальчики создают конструкцию куклы, девочки работают над костюмом. Сборка и декорирование куклы.
«Масленица широкая» - праздник в посёлке.
Традиционный праздник в посёлке. Участие в ярмарке. Игры и проводы Масленицы.
IV. Новая игрушка.
Планирование работы по созданию этнографической куклы.
Этнографическая кукла, её функции; требования, которым должна отвечать. Составление плана исследовательской работы. Выбор тем для исследовательской работы.
«Как сделать куклу? Разработка технологической карты.»
Просмотр технологических карт для изготовления различных типов народных кукол. Просмотр иллюстративного материала, выбор технологии для изготовления куклы. Возможно преобразование. Работа над технологической картой.
Практическая часть: выполнение эскиза и технологической карты.
Разработка выкроек и заготовок для куклы. Изготовление фигурки куклы.
Подбор нужного материала. Самостоятельное изготовление фигурки куклы по разработанной технологической карте.
Практическая часть: изготовление фигурки куклы.
Работа с литературой.
Подбор необходимой литературы. Чтение и выбор необходимой информации. Краткие записи.
Рисунки и эскизы по теме исследовательской работы.
Сбор и систематизация справочного и иллюстративного материала по теме исследовательской работы. Выполнение зарисовок, чертежей, эскизов.
Практическая часть: зарисовки и эскизы.
Отчет о ходе исследовательской работы.
Индивидуальная или фронтальная работа. Корректировка по необходимости. Дополнение работы учителем.
Практическая часть: отчет о проделанной работе.
Работа над эскизами одежды для куклы в соответствии с темой исследовательской работы.
Обобщение собранного материала. Разработка эскизов ансамбля одежды в соответствии с темой. Особенности покроя, колорита, декоративная отделка. Стилистическое единство костюма и декора.
Практическая часть: разработка эскизов.
Изготовление одежды в соответствии с темой.
Подбор соответствующего иллюстративного и справочного материала. Работа над выкройками каждой детали ансамбля. Пошив одежды по выкройкам. Обработка швов.
Практическая часть: работа над выкройками и пошив одежды.
Декоративное оформление одежды.
Подбор материала для декорирования костюма. Допускается несложная вышивка, также вышивка может заменяться тесьмой. При необходимости волосы изготовляются из ниток или искусственных волокон.
Практическая часть: декорирование костюма.
Рисование лица и сборка игрушки.
Лицо можно просто нарисовать на ткани; можно загрунтовать и нарисовать на грунтованной поверхности; можно сделать в технике папье-маше методом налепа с многослойной грунтовкой.
Практическая часть: работа над лицом по задуманной технологии, роспись гуашью с клеем ПВА; возможно вышивка нитками мулине.
Оформление проектов. Краткое описание работы по схеме.
Систематизация всего наработанного материала. Оформление титульного листа, технологических карт, рисунков, чертежей, эскизов, списка литературы. Стилистическое единство в оформлении (орнамент, рамка, шрифт, цвет).
Практическая часть: оформление проекта.
Защита проектов. Конкурс на лучшую работу.
Защита проектов в форме деловой игры. Конкурс на лучшую работу.
Выставка работ. Экспонаты – самые лучшие игрушки по всем темам курса.
Выставка в Центре дополнительного образования детей для жителей посёлка. Экскурсия по разделам программы.
В конце третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
I. Глиняная игрушка.
Знать:
- своеобразие художественного стиля тульской игрушки;
- тематику и сюжетные мотивы игрушки;
- технологические приемы и способы лепки тульской игрушки;
- способы декорирования лепными элементами;
- особенности росписи тульской игрушки.
Уметь:
- лепить тульскую игрушку комбинированным способом;
-декорировать и расписывать игрушку в соответствии с модой 2-ой половины 19 века в стиле промысла;
- выполнять многофигурные композиции на тему промысла;
- уметь завершать большие композиции.
II. Народная тряпичная кукла.
Знать:
- принципы работы в технике папье-маше;
- о народных героях русского балаганного театра;
- последовательность выполнения рельефных и объемных работ в технике папье-маше;
- технологию изготовления театральной перчаточной куклы.
Уметь:
- делать объемные формы из папье-маше;
- кроить и шить рубашку для куклы-перчатки;
- собирать и оформлять театральную куклу;
- проявлять творчество в создании игрушек для кукольного театра.
III. Соломенная кукла.
Знать:
- о традиционном празднике «Масленица»;
- технологию изготовления куклы «Масленица»;
Уметь:
- заготавливать сырьё и материалы;
- работать в группе по планированию коллективной деятельности;
- последовательно выполнять работу по изготовлению куклы «Масленицы»;
IV. Новая игрушка.
Знать:
- последовательность работы над проектом;
- технологию изготовления различных типов народных кукол;
- как вести исследовательскую деятельность по народному костюму, литературу для исследования;
- роль графических зарисовок для создания ансамбля одежды;
- единство одежды и декора.
Уметь:
- интегрировать и применять навыки, приобретенные при выполнении народных кукол;
- используя технологическую карту изготовлять фигурку куклы;
- самостоятельно принимать решения при изготовлении фигурки куклы;
- при необходимости усовершенствовать технологию;
- вести исследовательскую работу;
- последовательно работать над проектом;
- делать рисунки и эскизы в процессе исследовательской работы;
- кроить и шить одежду, опираясь на этнографические данные;
- создавать собственные проекты в русле образного языка народного искусства;
- подбирать материал по задуманному колориту;
- анализировать результат своей работы.
4. Методическое обеспечение программы:
1. Порядок работы над созданием традиционной игрушки.
При знакомстве с традиционной народной игрушкой обучение осуществляется в несколько этапов.
*На начальном этапе обучения целесообразно применение репродуктивного метода при изготовлении изделий. При этом работа производится на основе повтора с традиционных образцов. Демонстрация педагогом способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению различными материалами.
Соблюдение принципа наглядности – одно из важнейших условий при работе над изготовлением народной игрушки. Практическое ознакомление с приемами работы подкрепляется демонстрацией наглядного материала – образцов игрушек, таблиц, фотографий, технологических карт (Приложение № 4).
*На занятиях-вариациях рекомендуется использовать краткосрочные упражнения, дидактические игры. Даются задания на сравнения, анализ, синтез. Выполняются зарисовки в альбоме.
*Задания на импровизацию в рамках традиционной игрушки нацелены на решения одной из ведущих задач программы – творческое развитие личности ребенка. В каждом задании дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в работу собственных образов, но в рамках традиций.
2. Рекомендации по работе над созданием новой игрушки.
Работа над созданием новых игрушек способствует воспитанию творчески активной личности. Очень важно построить учебный процесс так, чтобы ученик стал активным участником в решении художественно-творческих задач. Уместны нетрадиционные формы занятий: деловые игры, творческие лаборатории, работа над проектом; эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Постепенно дети учатся проектировать свою деятельность. В первый год обучения вместе с учителем, фронтально, решается конкретная учебная задача – создание мужской фигурки. Во второй год обучения задача усложняется: создается новая игрушка с использованием бросового материала. Итоговая работа в результате третьего года обучения основана на индивидуальной разработке этнографической куклы, где обучающиеся весь процесс создания игрушки ведет самостоятельно, включая задумку, исследование, изготовление.
Роль педагога – направить, помочь (по мере необходимости), проконтролировать, оценить работу. Задача педагога – добиться возможно большей самостоятельности на всех этапах работы. Организуя работу исследовательской деятельности учащихся, педагог должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Занятия по планированию проектной деятельности рекомендуется организовывать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска технических решений: метод мозгового штурма, поисковой, метод контрольных вопросов, морфологический анализ.
Деятельность педагога в процессе разработки с учащимися конструкции и технологии изготовления игрушки не должна выражаться в том, что педагог
сам предлагает или навязывает наилучший вариант. Роль педагога – создание условий для творческого и успешного осуществления работы обучающихся над проектом. Учащиеся совместно с педагогом составляют план выполнения технологических операций.
3. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся.
Знания и умения, получаемые учащимися в результате обучения по данной программе, проверяются после изучения отдельных тем в форме дидактических игр, опросов, бесед; после изучения каждого блока в форме выставок, деловых игр. Выпускной работой обучающегося является защита проекта новой игрушки.
Диагностику овладения учащимися учебными умениями и навыками рекомендуется проводить по системе Л.М.Фридмана.
0 уровень – учащиеся совершенно не владеют действием (нет умений);
I уровень – учащиеся знакомы с характером действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи педагога;
II уровень – учащиеся умеют выполнять действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога или других учащихся;
III уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
IV уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык);
V уровень – учащиеся умеют творчески применять полученный навык в нестандартной ситуации.
(Л.М.Фридман выделяет 5 уровней овладения учащимися учебными умениями и навыками (0-4). В программе добавлен еще один уровень с целью выявления творческого применения навыков).
4. Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:
1-й материально – техническое обеспечение
* помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;
*емкости для вымачивания глины;
* печь для обжига игрушек из глины;
* шкафы с витринами для выставок;
* инструменты и материалы:
- сырье для изготовления игрушек: глина, соломка, лоскуты ткани, тесьма, бисер, ленты, шерстяные нитки и др.;
- ножницы (по количеству учащихся);
- доски для лепки;
- стеки;
- иголки;
- нитки для шитья;
- кисти;
- гуашь;
- альбомы;
- клей;
2-й организационно – методическое обеспечение
* наличие специальной литературы;
* возможность повышения уровня профессионального мастерства через участие педагога в профильных курсах, семинарах, стажерских площадках;
* разработка комплекса методик, позволяющих учащимся эффективнее осваивать программу;
* дидактические и наглядные пособия:
- иллюстративные таблицы с образцами глиняных игрушек и орнаментами (Каргопольская игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Тульская игрушка);
- динамические таблицы (последовательность рисования орнаментов росписи глиняных игрушек; изготовление кукол из соломки, ткани, работа в технике папье-маше);
- технологические карты (лепка игрушек из глины пластичным способом, лепка игрушек конструктивным способом, изготовление куклы из соломки, куклы из ткани - закрутки);
- справочный и иллюстративный материал (журналы, книги, открытки, репродукции картин русских художников);
- раздаточный иллюстративный материал (образцы ткани, образцы швов, орнаментальные мотивы и др.);
- раздаточный дидактический материал (прописи орнаментов, задания «Продолжи стежок», «Дорисуй орнамент» и др.);
- дидактические задания для фронтальной работы («Найдите лишнее», «Найдите различия» и др.).
Методическая копилка постоянно пополняется в результате поисковой деятельности детей и творческой работы педагога.
5. Список литературы для педагога:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. - СПб.: Издательство В.А.Михайлова, 1998.
2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М., 2001.
3. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Ленинград.: Художник РСФСР, 1988.
4. Возвращение к истокам/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.- М.: Советский художник, 1985.
6. Гусев В. Метод проектов//Директор школы, - 1995. - № 6.
7. Дайн Г.Л. Русская игрушка.- М.: Советская Россия, 1987.
8. Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М.: Просвещение, 1984.
9.Куклы из бабушкиного сундука.// Новгородский областной дом народного творчества. - В.Новгород,2004.
10. Ливанова Е. Готовясь работать с подростками. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1993.
11. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.- М.: Просвещение, 1983.
12. Мерцалова М. Поэзия народного костюма// Искусство в школе, – 1992. -№ 3-4.
13. Мельников В.Е., Мигунов В. А., Петряков П.А. Метод проектов в преподавании области технология. – Новгород, 1996.
14. Огаева И. Куклы России в Орленке//Народное творчество,-2005.- № 3
15. Огаева И. Коллекция «Времена года»// Народное творчество,-2005.- № 3
16. Павлова М.Б. О проектном подходе к разработке содержания предмета «Технология»//Школа и производство, - 1993. - № 5.
17. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства»/Под ред. Шпикаловой Т.Я..-М.: Просвещение, 1994.
18. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей / Под ред. Егорова А.В.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
19. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства.- М.: Советский художник, 1985.
20. Рогов А. Народные мастера. – М.: Молодая гвардия, 1982.
21. Русская народная одежда. Альбом.- М., 1974.
22. Семенова Т. Народное искусство и его проблемы. – М.: Советский труд, 1974.
23. Семенова М. Мы славяне. – СПб., 1998.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
25.Тамберг Ю.Г.Как научить детей думать. – С.-Петербург
26.Чернецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. – М.: Просвещение, 1991.
27. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. – М., 1985.
28. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе «Технология»//Школа и производство, - 1993. - № 5.
29. Щербакова Л.П. Московский народный костюм. – М.: ВЦХТ, 2000.
30. Котова И. Н.Ю Котова А. С. Русские обряды и традиции. – Санкт-Петербург «Паритет»2008.
31. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла. Культура и традиции.
Список литературы для детей:
1. Ай, да игрушки. – М.: Малыш, 1989.
2. Бусева – Давыдова И. Игрушки Крутца.-М.:Детская литература, 1991.
3. Курчевский В.В. А что там за окном?- М.: Педагогика, 1985.
4. Маврина Т., Рогов А. Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки. –Малыш, 1986.
5. Миловский А. Скачи, добрый единорог. – М.: Детская литература, 1982.
6. Олигеров А. Гость номера //Введенская сторона, – 2004. - № 1, 2.
7. Олигерова О. Авторская игрушка//Введенская сторона, - 2004. - № 1, 2.
8. Рогов А. Кладовая радости. – М.: Просвещение, 1982.
9. Рюмина И. Куклы наших бабушек. – М.: Малыш, 1989.
10. Тульская игрушка (буклет). – М.: ГП ИПО «Лев Толстой», 2003.
11. Филимоновская игрушка (буклет). – М.: ГП ИПО «Лев Толстой», 2003.
12. Шпикалова Т.Я., Величкина Г.А. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Рабочие тетради по основам народного искусства.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ
Конспект урока ИЗО в 5 классе...
Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.
Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."
Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках". Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
Летняя образовательная программа "Народная игрушка"
Данная образователная программа разработана для работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, имеет художественно-эстетическую направленность. В период нахождения детей в лагере, они познакомятся ...
урок по теме Древние образы в современных народных игрушках ( на примере Дымковской игрушки)
для учителей искусства...
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
Информационный план-проспект урока Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки...