ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей «СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»
рабочая программа по теме
Образовательная программа творческого объединения реализуется с 2003года, (программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2011.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Рекомендована к утверждению на заседании педагогического совета МБОУДОД «ДДТ» протокол №_________от________2011г. | Утверждаю директор МБОУДОД «ДДТ» «_______»______________г. ______________Н.А. Павлова |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«СОВРЕМЕННЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ»
(программа рассчитана на 3 года обучения детей 7- 13 лет)
Составила:
педагог дополнительного образования
Козлова Анна Алексеевна
пос. Первомайский 2011
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Сведения об авторе:
Козлова Анна Алексеевна – педагог дополнительного образования
Информация о программе:
Тип программы - модифицированная.
Направление деятельности - культурологическое.
Уровень освоения - долгосрочный.
Возрастной диапазон – младший и средний школьный возраст.
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании методического совета Первомайского дома детского творчества – ноябрь 2005 года.
Повторная экспертиза и утверждение программы проведены педагогическим советом ПМОУДОД «Дом детского творчества» в сентябре 2008 года в связи с новыми требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.
Программа переутверждена в августе 2011г. на основании приказа №41 от 09.06.2011г. «О переименовании».
Контактный телефон –
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» |
2. Полное название программы | «Современные народные танцы» |
3. Сведения об авторах: | |
3.1. Ф.И.О., должность | Козлова А.А. – педагог дополнительного образования |
4. Сведения о программе: | |
4.1. Нормативная база: |
|
4.2. Область применения | дополнительное образование |
4.3. Направленность | культурологическая |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Целевая направленность программы | Образовательная |
4.6. Возраст обучающихся по программе | 7- 13 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 3 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов: |
Пояснительная записка
к образовательной программе дополнительного образования детей «Современные народные танцы»
(далее – «Программа»)
Образовательное и воспитательное значение занятий хореографией огромно.
Занятия хореографией при их правильной организации развивают умственные способности воспитанников, расширяют их художественный кругозор. Формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Работа по хореографическому воспитанию отличается большим многообразием форм, которые требуют от воспитанников проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием хореографическое воспитание содействует всестороннему развитию детей.
Основные средства хореографического воспитания – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание.
Настоящая Программа составлена на основе учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Педагогика дополнительного образования» «Учите детей танцевать», учебного пособия для ВУЗов под редакцией Г.П. Гусева «Методика преподавания народного танца». Также в Программу включены выборочные материалы из программ и пособий для образовательных и профилирующих заведений.
Программа «Современные народные танцы» имеет культурологическую направленность и является модифицированной.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении.
Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении развития творческих способностей ребенка, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Способствуя формированию культурно-нравственных ценностей детей, творческих умений и навыков, Программа является общеразвивающей и образовательной, т.к. полученные воспитанниками знания используются в их жизнедеятельности.
Данная Программа актуальна в связи с тем, что в последнее время национально-культурные традиции, которые являются источником формирования морально-этических норм и связывают народ с историческими корнями, требуют сохранения и развития.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Цель данной Программы: эстетическое развитие воспитанников в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
В результате изучения курса программы реализуются следующие задачи:
Обучающие
- Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца;
- Формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков;
- Формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня. Гигиена).
Воспитательные
- Воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности;
- Воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве;
- Формирование нравственных представлений.
Развивающие
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие умений коллективной и творческой деятельности;
- Развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 7 до 13 лет.
Характеристика обучающихся по программе детей.
1 год обучения – одна группа численностью 10-12 человек.
2 год обучения – одна группа численностью 10 человек.
3 год обучения – одна группа численностью 8 человек.
Сроки реализации Программы 3 года.
1 год – «Азбука музыкального движения»
2 год – «Учимся танцевать народные танцы»
3 год – «Учимся танцевать современные танцы»
В процессе реализации Программы используются следующие формы организации занятий:
- Занятие-объяснение
- Заняие-путешествие
- Дискуссия
- Тестирование
- Занятие-игра
- Защита творческих работ
- Экскурсии
- Викторина
- Конкурсная программа
- Итоговые занятия
При проведении занятий учитывается:
- Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные особенности;
- Самостоятельность ребенка;
- Особенности мышления. Познавательные интересы.
Режим занятий.
Продолжительность и численность занятий для детей определяется следующим образом:
- Первый год обучения (7 – 9 лет) – 144 часа – 4 раза в неделю по 1 академическому часу (40-45 мин.);
- Второй год обучения (10 – 11 лет) – 216 часов – 3 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 10 мин.);
- Третий год обучения (12 – 13 лет) – 288 часов – 4 раза в неделю по 2 академических часа (90 мин. с перерывом 10 мин.)
Перерыв между занятиями должен составлять не менее 10-15 мин.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально; может проводить индивидуальные занятия с детьми – инвалидами по месту жительства.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по данной Программе обучающиеся должны
знать:
- Основы хореографической грамотности;
- Правила самостоятельной и коллективной работы;
- Стилевые особенности хореографии
Уметь:
- Сочинять танцевальные этюды, сюжетные и бессюжетные танцы;
- Грамотно работать с музыкальным материалом;
- Использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизнедеятельности.
Личностные – развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных ориентиров, межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные – результатом изучения Программы является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные – формирование навыков работы в области хореографии, применения приемов и методов работы по Программе, воспитание основ культуры труда, приобретение опыта творческой и проектной деятельности.
В ходе реализации Программы используются различные виды и формы контроля.
Виды и формы контроля ЗУН обучающихся:
- Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование;
- Текущий контроль – беседа в форме «вопрос-ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование;
- Итоговый контроль (итоговая аттестация) – зачетная работа по теме, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, защита творческих проектов.
- Тематический;
- Предварительный;
- Устный;
- Письменный;
- Фронтальный;
- Индивидуальный.
Способы проверки ЗУН обучающихся:
- Начальная диагностика;
- Итоговая аттестация
Формы проведения итогов реализации программы
- Участие в конкурсах
- Участие в концертах
- Защита творческих работ и проектов
Материально-техническое оснащение
Для реализации образовательной программы необходимо:
- музыкальная аппаратура, аудио записи;
- видео материалы;
- DVD диски (с аудио и видео материалами);
- DVD диски с обучающими материалами;
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- сменная обувь;
- костюмы для выступлений (платья, сарафаны, кофты, юбки, топы).
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей.
Для реализации программы нужна помощь концертмейстера.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия проводятся в кабинете (актовом или спортивном зале), соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет (зал) должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Дидактическое обеспечение
В процессе работы по настоящей Программе используются информационно-методические материалы:
- подборка информационной и справочной литературы;
- сценарии массовых мероприятий и игровых занятий, разработанных для досуга воспитанников;
- наглядные пособия (карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; положение рук, ног, корпуса);
- диагностические методики для определения уровня знаний, умений и творческих способностей детей;
- новые педагогические технологии в образовательном процессе (сотрудничество педагога с обучающимися, создание ситуации успешности, взаимопомощи в преодолении трудностей – активизация творческого проекта).
«Азбука музыкального движения»
1 год обучения
Цель: формирование основных теоретических знаний и танцевальных умений и навыков на основе овладения программным материалом.
Задачи:
Обучающие
- формирование элементарных знаний и умений (основная терминология, базовые движения и элементы);
- художественное просвещение в области хореографии;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (режим дня, питание, физическая культура, гигиена).
Воспитательные
- приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
- формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
- формирование эстетического вкуса.
Развивающие
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости координации);
- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Предполагаемые результаты первого года обучения.
В конце первого года обучения обучающиеся должны:
Знать :
- танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, и т.п.);
- основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.
- правила техники безопасности;
- правила взаимодействия в коллективе.
Уметь:
- выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки;
- ориентироваться в пространстве;
- Выполнять элементы танцев с перестроением.
Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно и с помощью педагога.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор. | Практ. | Всего | |||
Введение в курс программы | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1 | Основные понятия | 1.1. Знакомство с историей возникновения танцев 1.2.Термины хореографии 1.3. Основные позиции, положения. 1.4. Начальная диагностика ЗУН 1.5. Пространство 1.6. Упражнения для развития тела | 2 2 1 | 2 2 1 1 4 | 15 |
2 | Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности |
| 1 1 | 11 4 | 17 |
3 | Хореографическая азбука | 3.1. Постановка корпуса. 3.2. Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов. 3.3. Упражнения на развитие эластичности мышц. 3.4. Упражнения на постановку шага и выворотности. | 2 1 | 3 3 3 9 | 21 |
4 | Занятия на середине зала |
| 1 | 9 12 8 11 | 41 |
5 | Постановочно-репетиционная работа | 5.1. Постановка танцев на основе изученных элементов.
5.3. Отработка композиции танца | 18 17 4 | 40 | |
6 | Волшебство танца | 6.1. Диагностика ЗУН приобретенных за 1 год обучения. 6.2. Контрольные занятия и выступления. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 13 | 131 | 144 |
Краткое содержание изучаемого материала
Введение в курс программы – 1 ч.
Теория – 1ч.
- Вводное занятие.
1. Основные понятия – 15ч.
Теория – 5ч.
- Инструктаж по технике безопасности.
- История танца.
- Виды танца.
- Термины хореографии.
- Названия движений и упражнений в хореографии.
Практика – 10ч.
- Выявление у детей анатомо-физиологических и психологических особенностей.
- Танцевально-игровое занятие
- Позиции и положения рук и ног, переход от одной позиции к другой (2ч)
- Контролируемые и ритмичные перемещения. Пространство.
- Упражнения для развития тела (4ч.)
- Начальная диагностика ЗУН обучающихся.
2. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности – 20ч.
Теория -2ч.
- Метроритм. Основы музыкальной грамоты.
- Средства пластического искусства.
Практика – 18ч.
- Основы ритмического движения (3ч.)
- «Контактные» звуки тела и ритмы (4ч.)
- Ритмические упражнения (4ч.)
- Основы актерского мастерства
- Упражнения на развитие актерской выразительности (4ч.)
- Повторение и закрепление пройденного материала (2ч.)
3.Хореографическая азбука –21ч.
Теория –3ч.
- Беседа о правилах выполнения упражнений у станка
- Беседа о значении занятий у станка
- Беседа о правилах оказания ПМП при травмах и самомассаж
Практика – 20ч.
- Позиции и положения рук, ног, головы, корпуса
- Упражнения для развития рук и ног (3ч.)
- Наклоны и повороты (голова, корпус) (3ч.)
- Элементы классического танца: battement, releve, sauté, port de bras (9ч.)
- Упражнения на устойчивость (2ч.)
- Занятия на середине зала – 41ч.
Теория
- Правила выполнения упражнений на середине зала
Практика – 40ч.
- Шаги, бег (6 ч.)
- Прыжки, подскоки (3ч.)
- Элементы детского танца: построения, перестроения, переходы, подражательные и игровые элементы танца (11ч.)
- Элементы русского народного танца (9ч.)
- Элементы украинского танца (2ч.)
- Элементы белорусского танца
- Элементы историко-бытового танца (4ч.)
- Элементы бального танца(4ч.)
5. Постановочно-репитиционная работа – 40ч.
- Соединение ране изученных движений в танцевальные композиции (18ч.)
- Танцевальные этюды (17ч.)
- Развитие исполнительского мастерства и артистизма (4ч.)
- Волшебство танца – 2ч.
- Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения.
- Контрольные занятия и выступления.
Методическое обеспечение программы 1 года обучения
№ | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический | Формы |
Введение в курс программы | рассказ-беседа | Словесный | игра | ||
Раздел 1. «Основные понятия» | |||||
1.1. | Знакомство с историей возникновения танцев | Рассказ-беседа | словесный, наглядный, интерактивный | Наглядно-иллюстрационный материал | опрос |
1.2 | Термины хореографии | беседа, игра | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал | опрос |
1.3 | Основные позиции, положения | рассказ-беседа тренировочные упражнения, игра | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, | опрос |
1.4 | Начальная диагностика ЗУН | беседа, игра, самостоятельная работа | словесный, наглядный, практический | вопросы и задания | опрос |
1.5. | Пространство | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, | опрос |
1.6. | Упражнения для развития тела | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | словесный, | аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос |
Раздел 2. «Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности» | |||||
2.1 | Приобретение координации и двигательно-слуховых навыков | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | тренировочное упражнение |
2.2. | Развитие ритма и актерской выразительности | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 3. «Хореографическая азбука» | |||||
3.1 | Постановка корпуса | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
3.2 | Упражнения на развитие гибкости и подвижности суставов | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
3.3 | Упражнения на развитие эластичности мышц | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
3.4. | Упражнения на постановку шага и выворотности | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 4. «Занятия на середине зала» | |||||
4.1 | Элементы танца | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение, самостоятельная работа |
Раздел 5. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
5.1. | Постановка танцев на основе изученных элементов | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | словесный, наглядный, интерактивный | наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио- видео-записи, | опрос, самостоятельная работа |
5.2. | Отработка элементов танца | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | словесный, наглядный, интерактивный | наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио- видео-записи, | опрос, тренировочное упражнение |
5.3. | Отработка композиции танца | тренировочные упражнения | практический | аудио аппаратура, аудиозаписи, | самостоятельная работа |
Раздел 6. «Волшебство танца» | |||||
6.1. | Диагностика ЗУН приобретенных за 1 год обучения | самостоятельная работа | словесный, работа под руководством педагога, самостоятельная работа | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
6.2. | Контрольные занятия и выступления | самостоятельная работа | работа под руководством педагога, самостоятельная работа | аудио аппаратура, аудиозаписи | самостоятельная работа |
«Учимся танцевать народные танцы»
2 год обучения
Цель: углубление и систематизация основных знаний и совершенствование практических умений и навыков обучающихся.
Задачи
Обучающие
- формирование специальных знаний и умений по курсу;
- художественное просвещение в области хореографии;
- формирование знаний о характерных особенностях национальных танцев.
Воспитательные
- приобщение обучающихся к народной культуре и традициям;
- формирование внимания, чувства коллективизма, целеустремленности, трудолюбия;
- формирование эстетического вкуса.
Развивающие
- Развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- Развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, танцевального шага, устойчивости, координации);
- Развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности.
Предполагаемые результаты второго года обучения
В конце второго года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- отличительные особенности танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
- основные танцевальные движения и комбинации танцев (народных, бальных, историко-бытовых);
Уметь:
- самостоятельно исполнять движения и комбинации танцев;
- передавать эмоциональную окраску композиции танца;
- соотносить свои движения с услышанной музыкой;
Навыки: выполнять четко и правильно элементы и упражнения танцев самостоятельно или после предварительного инструктажа.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
Теор | практ | всего | |||
Введение в курс программы | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Классический экзерсис |
1.3. Основа классического экзерсиса 1.4. Классический экзерсис в характере народных танцев | 6 2 4 | 12 14 12 | 50 |
2 | Занятия на середине зала |
| 4 4 4 | 48 12 12 | 84 |
3 | Постановочно-репетиционная работа | 3.1. Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов.
| 1 | 32 24 15 | 72 |
4 | Волшебство танца | 4.1. диагностика ЗУН приобретенных за 2 год обучения 4.2. Контрольные занятия и выступления. | 2 | 2 4 | 8 |
Итого: | 29 | 187 | 216 |
Краткое содержание изучаемого материала
Введение в курс программы - 2ч.
Теория – 2ч.
- Вводное занятие
1. Классический экзерсис – 50ч.
Теория – 12ч.
- Предупреждение травматизма, ПМП при травмах(4ч.)
- Определение физических данных детей
- Значение экзерсиса для творческого развития и изучения элементов танца
- Правила выполнения элементов экзерсиса, терминология
- Диагностика начальных ЗУН воспитанников
Практика – 38ч.
- Развитие ритма и координации (4ч.)
- Повторение пройденного материала за первый год обучения (6ч.)
- Усложнение материала первого года обучения (виды элементов) (15ч.)
- Выполнение элементов в темпе и характере народных танцев (15ч)
2. Занятия на середине зала – 84ч.
Теория – 12ч.
- Разнообразие видов народных танцев, их особенности (4ч.)
- Историко-бытовые и бальные танцы, развитие и особенности танцев (4ч.)
- История развития современных видов танцев (4ч.)
Практика – 72 ч.
- Элементы русского народного танца (10ч.)
- Элементы украинского танца (10 ч.)
- Элементы белорусского танца (12ч.)
- Элементы уральского танца
- Элементы польского танца (8ч.)
- Элементы историко-бытового танца (6ч.)
- Элементы бального танца (6 ч.)
- Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей (10ч.)
- Заключения танцевальных композиций (8ч.)
3. Постановочно-репетиционная работа – 72ч.
Теория – 1ч.
- Отличительные особенности постановки танцев различного вида
Практика – 71 ч.
- Соединение ранее изученных движений в танцевальные композиции (16ч.)
- Создание музыкально-двигательных образов и сюжетно-тематических картин (16ч.)
- Работа над эмоциональной выразительностью во время исполнения танца (17ч.)
- Отработка сольных, парных движений в группах и коллективом (8ч.)
- Работа над четкостью исполнения движений (8ч.)
- Работа над синхронностью исполнения движений (8ч.)
4. Волшебство танца – 8ч.
- Диагностика ЗУН приобретенных за первый год обучения (2ч.)
- Контрольные занятия и выступления (6ч.)
Методическое обеспечение программы 2 года обучения
№ | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический | Формы |
Введение в курс программы | рассказ-беседа | словесный | игра | ||
Раздел 1. «Классический экзерсис » | |||||
1.1. | Повтор материала первого года обучения | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочные упражнения |
1.2. | Основа классического экзерсиса | Рассказ-беседа | словесный, наглядный, интерактивный | Наглядно-иллюстрационный материал | опрос |
1.3. | Начальная диагностика ЗУН обучающихся | беседа, самостоятельная работа | словесный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
1.4. | Классический экзерсис в характере народных танцев | беседа, игра | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал | опрос |
Раздел 2. «Занятия на середине зала» | |||||
2.1 | Элементы народного танца | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, самостоятельная работа | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос |
2.2. | Элементы историко-бытового и бального танца | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
2.3. | Элементы джаз танца и современных танцевальных стилей | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 3. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
3.1 | Постановка танцевальных номеров на основе изученных элементов | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
3.2 | Отработка композиции танцев | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
3.3 | Повышение уровня исполнительского мастерства и эмоциональной выразительности | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 4. «Волшебство танца» | |||||
4.1 | Диагностика ЗУН приобретенных за 2 год обучения | самостоятельная работа | словесный, работа под руководством педагога, самостоятельная работа | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
4.2. | Контрольные занятия и выступления | самостоятельная работа | работа под руководством педагога, самостоятельная работа | аудио аппаратура, аудиозаписи | самостоятельная работа |
«Учимся танцевать современные танцы»
3 год обучения
Цель: развитие творческой деятельности одаренных детей и активизация внутреннего потенциала личности воспитанников.
Задачи
Обучающие:
- совершенствование исполнительского мастерства обучающихся;
- формирование навыков постановочной работы;
- формирование знаний, умений и навыков исполнения танцев в танцевальных коллективах и сольно.
Воспитательные
- формирование потребности в дальнейшем повышении профессионального мастерства и применении практических навыков;
- приобщение к культурным ценностям и сохранению традиций своего народа;
- воспитание адекватной самооценки.
Развивающие
- развитие умений коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся;
- развитие творческого восприятия и мышления;
- развитие творческой активности.
Предполагаемые результаты 3 года обучения
В конце третьего года обучения обучающиеся должны
Знать
- основные композиционные принципы построения танца;
- последовательность построения композиции танца;
- правила коллективной и самостоятельной творческой деятельности.
Уметь:
- исполнять основные сюжеты танцев;
- создавать простые музыкально-двигательные образы и сюжетно-тематические картины;
- анализировать работу коллектива и каждого обучающегося;
- взаимодействовать в коллективе;
- самовыражаться в творческом процессе.
Навыки: самостоятельно исполнять упражнения у станка и на середине зала;
- создавать простейшие композиции с комбинированием изученных движений танцев;
- сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению задач и упражнений;
Использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | ||
теор | практ | всего | |||
Введение курс программы на 3 год обучения |
| 2 | 2 | ||
1 | Классический экзерсис |
| 2 | 20 20 | 42 |
2 | Народно-сценический экзерсис |
| 2 | 16 10 | 28 |
3 | Занятия на середине зала | Элементы танца: повторение 3.1. народного 3.2. историко-бытового и бального | 2 | 6 66 18 | 92 |
4 | Постановочно-репетиционная работа | 4.1. Постановка танцев на основе изученных элементов 4.2. Отработка элементов танцев 4.3. Повышение уровня исполнительского мастерства | 4 | 50 38 18 | 110 |
5 | Волшебство танца | 5.1. Анализ достигнутых результатов 5.2Диагностика ЗУН обучающихся приобретенных за время обучения 5.3 Контрольные занятия и выступления | 2 2 2 | 2 2 8 | 18 |
Итого: | 10 | 278 | 288 |
Краткое содержание изучаемого материала
Введение в курс программы - 2ч.
Теория –2ч.
- Цели и задачи третьего года обучения, режим и план работы
1. Классический экзерсис –38ч.
Теория – 2ч.
- Классический балет – высшая форма профессионального мастерства
Практика -40.
- Повторение пройденного за 2 год обучения (14ч.)
- Диагностика ЗУН обучающихся
- Развитие исполнительского мастерства (4ч.)
- Основы актерского мастерства (3ч.)
- Усложнение упражнений экзерсиса (8ч.)
- Освоение отрывков балетных номеров и фрагментов балетных спектаклей (10ч.)
2.Элементы народно-сценического экзерсиса – 28ч.
Теория – 2 ч.
- Пантомима и жест в хореографическом номере.
Практика – 26 часов.
- Элементы народно-сценического экзерсиса (6ч.)
- Элементы народно-сценического экзерсиса в характере народных танцев (8ч.)
- Элементы экзерсиса по позициям (4ч.)
- Элементы экзерсиса с увеличением амплитуды движения (3ч.)
- Элементы экзерсиса с продвижением по залу (5ч.)
3. Занятия на середине зала – 92ч.
Теория – 2ч.
- Рисунок танца и хореографический образ
Практика – 90 ч
- Повторение материала пройденного за второй год обучения (6ч.)
- Элементы русского народного танца (7ч.)
- Элементы украинского танца (10ч.)
- Элементы белорусского танца (6ч.)
- Элементы молдавского танца (8ч.)
- Элементы венгерского танца (8ч.)
- Элементы испанских танцев (10ч.)
- Элементы цыганского танца (10ч.)
- Элементы польских танцев (8ч.)
- Элементы историко-бытовых танцев (6ч.)
- Элементы бальных танцев (6 ч.)
- Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей (5ч.)
4. Постановочно - репетиционная работа - 110ч.
Теория – 4ч.
- Рисунок танца: условные обозначения и запись танца.
- Применение законов драматургии в постановке танца.
Практика –108ч.
- Постановка композиций танца(50ч.)
- Отработка композиций танца (38ч.)
- Повышение уровня исполнительского мастерства. (18ч.)
- Волшебство танца – 18 часов.
- Анализ достигнутых результатов (4ч.)
- Диагностика ЗУН обучающихся приобретенных за время обучения (4ч.)
- Контрольные занятия и выступления (10ч.)
Методическое обеспечение программы 3 года обучения
№ | Название раздела, темы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический | Формы |
Введение в курс программы | рассказ-беседа | Словесный | опрос | ||
Раздел 1. «Классический экзерсис» | |||||
1.1. | Повтор изученного за 2 год обучения | Рассказ-беседа | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос |
1.2. | Начальная диагностика ЗУН обучающихся | беседа, тренировочные упражнения \, самостоятельная работа | словесный практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос самостоятельная работа |
1.3. | Усложнение материала | беседа, тренировочные упражнения | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос |
Раздел 2. «Народно-сценический экзерсис» | |||||
2.1 | Элементы характерные для народно-сценического экзерсиса | рассказ-беседа, тренировочные упражнения, | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | Тренировочное упражнение |
2.2. | Комбинации элементов | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение, самостоятельная работа |
Раздел 3. «Занятия на середине зала» | |||||
3.1 | Элементы народного танца | рассказ-беседа, тренировочное упражнение, | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
3.2 | Элементы историко-бытового и бального танца | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, наглядный, практический | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
3.3 | Элементы джаз-танца и современных танцевальных стилей | рассказ-беседа, тренировочное упражнение | словесный, | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, тренировочное упражнение |
Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа» | |||||
4.1. | Постановка танцев на основе изученных элементов | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | словесный, наглядный, интерактивный | наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио- видео-записи, | опрос, самостоятельная работа |
4.2. | Отработка элементов танца | рассказ-беседа, тренировочные упражнения | словесный, наглядный, интерактивный | наглядно-иллюстрационный материал, аудио- видео аппаратура, аудио- видео-записи, | опрос, тренировочное упражнение |
4.3. | Отработка композиции танца | тренировочные упражнения | практический | аудио аппаратура, аудиозаписи, | самостоятельная работа |
Раздел 5. «Волшебство танца» | |||||
5.1. | Анализ достигнутых результатов | Беседа | Словесный, наглядный, интерактивный | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | Опрос |
5.2. | Диагностика ЗУН приобретенных за время обучения | самостоятельная работа | словесный, работа под руководством педагога, самостоятельная работа | наглядно-иллюстрационный материал, аудио аппаратура, аудиозаписи | опрос, самостоятельная работа |
5.3. | Контрольные занятия и выступления | самостоятельная работа | самостоятельная работа | аудио аппаратура, аудиозаписи | самостоятельная работа |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
При реализации программы учитывается уровень ЗУН обучающихся, их индивидуальные возрастные особенности.
Для создания атмосферы увлеченности в первый и второй годы обучения в основном применяются объяснительно-наглядные и репродуктивные методы обучения, иногда поисковые (в форме игры или конкурса).
Третий год обучения имеет поисковый или творческий более самостоятельный характер.
Методы и приемы обучения
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, экскурсия, объяснение, показ иллюстраций)
- репродуктивный (работа по схеме)
- проблемно-поисковый (наблюдение, анализ и синтез сюжетной композиции. Индукция-дедукция)
- эвристический (творческие проекты)
Литература для педагога
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Этюды». - М.: «Владос» 2005г.
- Афанасенко Е.Х, Клюнеева С.А., Шишова К.Б «Детский музыкальный театр.Программы, разработки занятий, рекомендации».
- Горшкова Е.В.
- Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., «Народно-сценический танец» - М, 1976г.
- Климов А. «Основы русского танца» - М. 1994г.
- «Летний оздоровительный лагерь», Массовые мероприятия.
- Нечаев М.П «Адаптированная воспитательная система в современной школе» М. 2008г.
- «Организация ученического самоуправления», изд. «Учитель», Волгоград 2007.
- Закон Российской Федерации «Обо образовании» и Закон Тамбовской области «Об образовании»
Литература для детей
- Богаткова Л. «Танцы и игры пионеров»- М. 1961г.
- Браиловская Л. «Самоучитель бальных танцев»- изд. «Феникс», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Танцующий город"
Программа « Танцующий город» разработана на основе и с учетом государственных требований к дополнительной программе в области хореографического искусства « Хореографическ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...