ПРОВЕДЕНИЕ САМОПОДГОТОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЖЯ
консультация

 

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе- интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Задачи:

Образовательные:

- расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

- тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

-  воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

-  формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

-  учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Коррекционно - развивающие:

-  развивать внимание, мышление, память и др. ;

- развивать слуховое и слухозрительное восприятие, контролировать произношение обучающихся, формировать словарь РЖЯ.

-использовать по необходимости РЖЯ, для более точного и прочного усвоения материала

- развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение самоподготовки в школе – интернате

Подготовила : Мальцева М.А.

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как самостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в процессе которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке знания, умения, учатся применять их на практике. Самоподготовка в школе- интернате является одним из наиболее ответственных моментов работы воспитателя.

Цель самоподготовки 

 - формирование у учащихся навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению, контролю и оценке полученных знаний.

Задачи:

Образовательные: 

- расширять, закреплять и систематизировать знания детей;

- тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.

Воспитательные:

-  воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание, трудолюбие, ответственность, активность и инициативу.

-  формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

-  учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

Коррекционно - развивающие:

-  развивать внимание, мышление, память и др. ;

- развивать слуховое и слухозрительное восприятие, контролировать произношение обучающихся, формировать словарь РЖЯ.

-использовать по необходимости РЖЯ, для более точного и прочного усвоения материала

- развивать двигательную активность детей в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного утомления и напряжения.

Эффективность самоподготовки зависит от следующих условий:

  1. Качество работы учителя. Урок учителя должен быть проведен на высоком уровне, дети должны понимать материал, заданный на самоподготовку, т.к. должен быть разобранным на уроке).
  2. Оптимальная дозировка домашнего задания.  (Здесь важно договориться с учителями, особенно, с учителями-предметниками).

     3. Связь: воспитатель – учитель.

Требования, предъявляемые педагогом-воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя. Педагог- воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на самоподготовку. Здесь же можно обсудить трудности, с которыми воспитанники встречаются при самостоятельной работе.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя практикуется ведение специального журнала, в котором  учитель записывает задания по каждому предмету, воспитатель - свои наблюдения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Это очень важно в старших классах, где предметы ведут разные учителя. В младших же классах, в основном, учитель и воспитатель встречаются каждый день и напрямую могут обсудить текущие вопросы, но такой журнал тем не менее необходим.

4. Соблюдение санитарно- гигиенических требований:

  • Подготовка помещения (к началу самоподготовки - класс должен быть хорошо проветренным, чистым, хорошо освещенным);
  •  Перерыв между уроками и самоподготовкой не менее 1, 5 – 2 часа;  (самоподготовка должна проводится после активного отдыха детей на свежем воздухе)
  • Время на самоподготовку:

Рекомендации по времени проведения самоподготовки. Их дают ведущие специалисты Института коррекционной педагогики, это устоявшиеся нормы:

- 1 класс – 30-40 мин.

- 2-4 класс – до 1 часа

- 5-6 классы – 1,5 часа

-старшие классы – до 2 часов

Некоторые колебания по времени в начальных классах зависят от успеваемости класса, трудоспособности детей.

  • Проведение физкультминуток:

В среднем она проводится на 20-й минуте. Если в классе обучаются дети с ослабленным здоровьем, то рекомендуется провести две физкультминутки.

В старших классах вместо физкультминутки - перерыв.

Физкультпауза может включать общеразвивающие упражнения, упражнения для коррекции осанки, упражнения для глаз, элементы психогимнастики,  аутотренинг, но с обязательным включением до или после - двигательных упражнений и др.).  В течение самоподготовки воспитатель обязан следить за правильной посадкой детей.

5. Качество работы воспитателя (воспитатель должен продумать, как на занятии будет организовано речевое общение детей, воспитатель должен продумать весь наглядный материал, дидактический материал, продумать с кем из ребят будет проводить индивидуальную работу и по каком предмету, чем занять ребят, которые раньше времени закончили подготовку, как организовать проверку устных и письменных заданий, как провести итог самоподготовки);

6. Условия организации самоподготовки

Самоподготовка в интернате проводится систематически, в определенное время, под руководство педагога- воспитателя.

В начале учебного года можно предложить «Памятку по организации рабочего места, «Памятки подготовки уроков». Памятки не должны быть большими.

Правила самоподготовки по чтению.

1. Старайся читать целыми предложениями, а не отдельными словами.

2. Когда прочитал рассказ, закрой книгу и перескажи про себя главное из прочитанного.

3. Ответь на вопросы учебника.

4. Если не сможешь ответить на какой-либо вопрос, прочитай рассказ ещё раз.

Правила самоподготовки по развитию речи.

1.Внимательно прочитай задание.

2. Вспомни, на какое правило дано задание. Если забыл, найди это правило в учебнике или в тетради и повтори.

3. Сначала прочитай все предложения, а затем запиши их в тетрадь.

4. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

5. Если нашел ошибку, аккуратно исправь ее: зачеркни неверную букву (слово) и сверху напиши нужную букву.

Правила самоподготовки по математике.

1. Открой учебник на нужной странице и тетрадь с классной работой. Сначала повтори пройденное правило, затем посмотри, как решались задачи в классе.

2. Прочитай два раза условие заданной задачи, обрати внимание на содержание и числовые данные.

3. Повтори про себя условие задачи и, если что-либо забыл, прочитай еще раз.

4. Запиши сокращенно условие задачи.

5. Определи, что необходимо знать для получения ответа на основной вопрос задачи.

6. Раньше сформулируй вопрос к действию, а потом его выполняй.

7. Перед решением примеров повтори необходимое правило. Посмотри в тетради, как решались такие же примеры в классе.

8. Закончив выполнение задания, проверь, правильно ли оно выполнено.

9. Найденную ошибку аккуратно зачеркни и сверху напиши правильное число.

Правила выполнения устных заданий по различным предметам.

1. Открой книгу на нужной странице и прочитай заглавие статьи.

2. Вспомни, что объяснял учитель на уроке.

3. Сначала прочитай не спеша весь текст и вдумайся в его содержание.

4. Прочти текст еще раз и раздели его на отдельные части.

5. Прочитай каждую часть и определи, что в ней является главным.

6. Перескажи своими словами каждую часть.

7. Ответь на вопросы к тексту.

8. Пользуйся картой, имеющимися наглядными пособиями.

Порядок выполнения заданий в начальных классах должен быть одинаковым для всех учащихся. Постепенно с 4 класса с помощью педагога- воспитателю каждый ученик определяет последовательность выполнения учебных заданий.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности, выделяются основные структурные элементы:

а) организация начала самоподготовки;

 б) подготовка к самостоятельной работе;

 в) самостоятельная работа детей;

 г) самоконтроль,  взаимопроверка, контроль со стороны воспитателя;

 д) подведение итогов работы.

Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.

Обычно перед выполнением домашнего задания по режиму у детей прогулка. После прогулки дети возвращаются в проветренный класс.

По времени орг.момент занимает не более одной – двух минут. Во время оргмомента проводятся игры на развитие речевого слуха («Слова могут звучать громко и тихо») Цель данных игр – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.  Также игры на развитие слухового внимания и фонематического восприятия, предлагаю детям различные задания на развитие мышления, внимания: загадки, ребусы, проговаривание скороговорок и т.д.

Подготовка к самостоятельной работе тоже не занимает много времени.  Содержание задания дети проговаривают вместе с педагогом- воспитателем, он объясняет более рациональную последовательность выполнения по предметам.  Подробный инструктаж необходим, когда дети только приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.

Самостоятельная учебная работа может быть вариативной, а именно могут быть следующие  формы организации самоподготовки:

  • Коллективная
  • Групповая (парами, тройками)
  • Индивидуальная учебная деятельность

На занятиях  используется как индивидуальная учебная деятельность, так и групповая работа. При организации групповой работы младших школьников (парами) учеников педагог подбирает так, чтобы сильный оказал помощь более слабому и в то же время сам закреплял свои знания. В условиях такой организации самоподготовки ученики не требуют постоянного подтверждения воспитателем правильности выполнения задания, у них развивается уверенность и самостоятельность. В то же время необходимо следить за работой каждой пары и при надобности оказывать  помощь.

При выполнении домашнего задания осуществляется и индивидуальная помощь ученикам. Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, другому -  напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. С более слабыми учениками  возможно проведение индивидуальной работы, широкое использование наглядного материала, а так же использование РЖЯ.

Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то педагогу- воспитателю не следует проводить объяснение неусвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

Для проверки выполненных заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя.

Самоконтроль   воспитывает в детях уверенность и ответственность. Школьники приучаются, например, после завершения задания самостоятельно проверять задание, сопоставлять выполненное упражнение с текстом в учебнике, с данным образцом в тетради и т.д.

Взаимопроверка организуется  по устным предметам (если в классе имеются слабослышащие) сначала  среди сильных  учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга, отвечают на вопросы.  Далее они проверяют у более слабых учеников.

Взаимопроверка способствует воспитанию у детей привычки помогать друг другу, доброжелательно относится к товарищам.

Воспитателем необходимо использовать разнообразные формы контроля. В начальных классах, при проверке устных заданий, например, я пока использую устный опрос, используя наглядный материал и жестовую речь, требующий знания и осмысления всего задания.  Затем, по мере взросления, можно предложить индивидуальное задание на карточке, основанное на сегодняшнем правиле. Эти задания составляет учитель и оставляет педагогу- воспитателю. Письменные работы учащихся я просматриваю, смотрю за аккуратностью выполнения и соблюдением учащимися правил расположения текста или примеров; с теми детьми, которые слабо читают, занимаюсь индивидуально, совместно «нотируем» текст (ставим ударения и паузы). Не следует заставлять учащихся учить текст или отрывки дословно, если нужен пересказ.

Нельзя забывать, что индивидуальные возможности детей разные, ученики заканчивают приготовление уроков в разное время. Поэтому педагогу- воспитателю необходимо позаботиться о том, чтобы ученики, досрочно окончившие работу, не мешали остальным детям. Для этого заранее подбирают различные занимательные материалы, связанные с чтением, разгадыванием и рисованием или предлагаются не шумные настольные игры.

Завершается самоподготовка подведением итогов работы. Необходимо отметить детей, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.

По окончании самоподготовки школьники приводят в порядок свое рабочее место: подготавливают все необходимое для уроков на следующий день.

Таким образом, самоподготовка, организованная педагогом- воспитателем, способствует воспитанию у детей чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. План проведения турслёта в коррекционной школе 8 вида.

Карамова В.А. Турслёт «Осень -2011». ГКОУ СО «Кировградская СКОШИ» Время проведения: 22 сентября,2011год, выход из школы -10.00. Участники: учащиеся 4а, 5,7,8,9а,9б классов(всего: 55 человек ) М...

Презентация для проведения урока в коррекционной школе тема "Что такое астрономия?"

Презентация помогает наглядно показать учащимся ,что изучает астрономия....

«Самоподготовка в коррекционной школе-интернате»

Работа педагога - воспитателя по выполнению домашнего задания....

Самоподготовка в коррекционной школе-интернат 8 вида

.....Самоподготовка в коррекционной школе-интернат 8 вида...

Структура самоподготовки в коррекционной школе

В статье представлена структура самоподготовки в коррекционной школе....

Самоподготовка в коррекционной школе 4 класс

Конспект самоподготовки в 4 классе коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями...