Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей
статья
Статья раскрывает формы и методы духовно-нравственного воспитания детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма - как особый вид пространства для погружения детей и подростков в атмосферу народного творчества, общего культурного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школа народного творчества | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей.
Каждое учреждение дополнительного образования характеризуется своими, отличающими его от других учреждений, традициями. Эти традиции определяются многими факторами: социумом, месторасположением, национальной составляющей, историческими и культурными событиями.
Алексеевский район – степной край юго-восточной части Самарской области, который населяют более 12 000 тысяч жителей различных национальностей. Издавна наша земля славилась мастерами по кузнечеству, валянию, портняжному делу, ткачеству, лозоплетению. Мы гордимся культурной ценностью - пребыванием в нашем крае писателя Льва Толстого. В период советского времени на территории нашего района широко развивались массовые формы работы с детьми и молодежью, создавались музеи Боевой и Трудовой Славы, движения юнармейцев.
Это в большей степени определяет социальный заказ на услуги дополнительного образования.
Основными формами работы центра в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания являются – работа объединений, культурно-массовая деятельность в социуме, участие воспитанников и педагогов в конкурсных мероприятиях.
Успех реализации данных форм напрямую связан с модернизацией программно-методического обеспечения и образовательно-воспитательного процесса в целом, развитием творческой активности и повышением уровня подготовленности педагогов и воспитанников.
Мы не отличаемся высокой оснащенностью с точки зрения материально-технической базы, а потому во многом приходиться полагаться на кадровые ресурсы и социальное партнерство.
Весомый вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения вносят объединения художественно-эстетического цикла, в которых учащиеся осваивают изобразительное и декоративно-прикладное искусство, хореографию, сценическое мастерство, фольклор, музыку, основы православной культуры.
С 2012 года в центре реализуется программа «Школа народного творчества». В целях качественной организации данного проекта сотрудники прошли курсовую подготовку по теме «Народные хороводы и игры», «Народные праздники» в г. Киров.
Основными направлениями «Школы народного творчества» стали декоративно-прикладное творчество, основы народной культуры, фольклорный театр, фольклорная хореография, народное пение.
Благодаря комплексному подходу декоративно-прикладное творчество осваивается обучающимися в интеграции со смежными направлениями искусства.
Весь материал преподносится в контексте народного календаря. А это в свою очередь способствует формированию отношения к традиционной культуре, как к целостному, социально значимому явлению.
За малый промежуток времени «Школа народного творчества» обрела свою символику, педагоги, обучающиеся и родители стали инициаторами проведения открытого муниципального и окружного фестиваля народного творчества «Наум».
Фестиваль проходит летом, на открытой площадке структурного подразделения. Мероприятие воспроизводит народный колорит, вниманию гостей представлены выставка изделий декоративно-прикладного творчества, фотовыставка народных костюмов, представление театра Петрушки, выступление народных коллективов. С участниками организуются народные игры, хороводы, состязания, работа мастер-классов.
В каникулярный период «Школа народного творчества» проводит циклы мероприятий по временам года.
В целях реализации учебно - творческой деятельности сотрудниками центра организуются муниципальные и окружные конкурсные мероприятия, на которых не только учащиеся, но и педагогические работники получают возможность общения с коллегами по ремеслу.
Затрагивая массовые формы работы, хочется отметить значимость самобытных мероприятий, поскольку они способствуют развитию не только внутренних ресурсов, но и формируют постоянно обновляющиеся творческие связи, обогащают и повышают уровень сотворчества.
Организационно-массовые формы являются наиболее продуктивными и в плане взаимодействия с родителями.
Сохраняя собственную уникальность, необходимо передавать и познавать новый опыт в педагогической практике. Как нельзя лучше это реализуется при подготовке призеров конкурсных мероприятий регионального уровня, участии педагогов и учреждения в конкурсах профессионального мастерства.
Наши воспитанники – студенты Тольятинского техникума технического и художественного образования (Чуйченко Анастасия), Самарского колледжа дизайна и сервисных технологий (Перова Анна, Тющакова Анна), Самарского государственного издательско-полиграфического техникума (Заварыкина Нина).
Педагоги - неоднократные участники и призеры областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
С 2005 года на территории муниципального района Алексеевский проводятся степные скачки в Самарском имении Льва Толстого. В течение 10 лет русский писатель приезжал в наш край лечиться кумысом. Будучи очарованным степными местами, он основал свое имение вблизи поселка Гавриловка. В 1875 году по инициативе Толстого в этих местах впервые были организованы скачки. Таким образом, старинная традиция была возрождена.
На столь значимом мероприятии района, носящий межрегиональный характер, структурное подразделение является организатором интерактивной зоны отдыха детей и подростков. Центр - организатор мероприятий, игровых зон и концертных программ на муниципальных праздниках.
Наши партнеры - родительская общественность, образовательные учреждения района, учреждения культуры, спорта и молодежной политики, СМИ, общественные и партийные организации, Казанско-Богородическая церковь.
Мы тесно сотрудничаем с областным центром туризма и краеведения, Самарской школой № 47, носящей звание земляка-Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича, Самарским центром народных ремесел.
Г.В. Лопатина
Заведующий ЦДОД «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»
Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления декоративно-...
Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования
В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Методический материал для педагогов и родителей...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности .
Статья для педагогических работников...
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительногообразования естественнонаучной направленности...