Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей
статья

Лопатина Галина Викторовна

Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  для  погружения детей и подростков в атмосферу народного творчества,  общего культурного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Школа народного творчества25.16 КБ

Предварительный просмотр:

   

Система  духовно-нравственного   воспитания в дополнительном образовании детей.

      Каждое учреждение дополнительного образования характеризуется своими, отличающими его от других учреждений,      традициями. Эти традиции определяются многими факторами: социумом, месторасположением, национальной составляющей, историческими  и культурными событиями.

              Алексеевский район – степной край юго-восточной части Самарской области, который населяют более 12 000 тысяч жителей различных национальностей. Издавна наша земля славилась мастерами  по кузнечеству,  валянию, портняжному делу, ткачеству, лозоплетению.  Мы гордимся  культурной ценностью - пребыванием  в нашем крае писателя Льва Толстого. В период советского времени  на территории  нашего района широко развивались массовые формы работы с детьми и молодежью, создавались музеи Боевой и Трудовой Славы, движения юнармейцев.

     Это в большей степени определяет социальный заказ на услуги дополнительного образования.  

     Основными формами работы центра  в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  являются – работа объединений, культурно-массовая деятельность  в социуме,   участие воспитанников и  педагогов в конкурсных мероприятиях.  

      Успех реализации данных форм  напрямую  связан с   модернизацией программно-методического  обеспечения  и образовательно-воспитательного процесса в целом,  развитием творческой активности и повышением  уровня подготовленности педагогов и воспитанников.

             Мы не отличаемся высокой оснащенностью с точки зрения материально-технической базы, а потому во многом приходиться полагаться на кадровые ресурсы  и социальное партнерство.

      Весомый вклад в духовно-нравственное   воспитание подрастающего поколения вносят  объединения художественно-эстетического цикла, в которых   учащиеся  осваивают  изобразительное  и декоративно-прикладное искусство, хореографию, сценическое мастерство, фольклор,  музыку, основы православной культуры.

      С  2012 года в центре реализуется  программа «Школа  народного творчества».  В целях качественной организации данного проекта  сотрудники прошли курсовую подготовку  по теме «Народные хороводы и игры», «Народные праздники» в г. Киров.

      Основными  направлениями  «Школы народного творчества» стали декоративно-прикладное творчество, основы народной культуры, фольклорный театр, фольклорная хореография, народное пение.

      Благодаря комплексному подходу   декоративно-прикладное творчество осваивается  обучающимися в интеграции со смежными  направлениями  искусства.

      Весь материал преподносится в контексте народного календаря. А это в свою очередь  способствует формированию  отношения к традиционной культуре, как к целостному, социально значимому явлению.

      За малый промежуток времени  «Школа народного творчества» обрела свою символику,  педагоги, обучающиеся и  родители стали  инициаторами  проведения открытого муниципального и окружного фестиваля народного творчества «Наум».  

      Фестиваль проходит летом, на открытой площадке структурного подразделения. Мероприятие воспроизводит народный колорит, вниманию гостей представлены  выставка изделий декоративно-прикладного творчества, фотовыставка народных костюмов, представление театра Петрушки, выступление народных коллективов.  С участниками организуются народные игры, хороводы, состязания, работа мастер-классов.

В каникулярный период «Школа народного творчества»  проводит циклы мероприятий по временам года.  

      В целях реализации  учебно - творческой деятельности сотрудниками центра организуются муниципальные и окружные конкурсные мероприятия,  на которых не только учащиеся, но и педагогические работники получают возможность общения с коллегами по ремеслу.  

      Затрагивая массовые формы работы, хочется отметить значимость  самобытных  мероприятий, поскольку они  способствуют  развитию не только внутренних ресурсов, но и  формируют постоянно обновляющиеся  творческие связи,  обогащают  и повышают   уровень сотворчества.

      Организационно-массовые формы являются наиболее продуктивными и  в плане взаимодействия с родителями.

     Сохраняя собственную уникальность, необходимо передавать  и познавать новый опыт в педагогической практике. Как нельзя лучше это реализуется  при   подготовке  призеров  конкурсных мероприятий регионального уровня, участии педагогов и учреждения  в конкурсах профессионального мастерства.

       

      Наши воспитанники – студенты Тольятинского  техникума технического и художественного образования (Чуйченко Анастасия), Самарского колледжа дизайна и сервисных технологий (Перова Анна, Тющакова Анна), Самарского государственного издательско-полиграфического техникума (Заварыкина Нина).

     Педагоги -  неоднократные участники и призеры  областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

     С 2005 года на территории муниципального района Алексеевский проводятся степные скачки в Самарском имении Льва Толстого. В течение 10 лет русский писатель приезжал в наш край лечиться кумысом. Будучи очарованным степными местами, он основал свое имение  вблизи поселка Гавриловка.  В 1875 году по инициативе Толстого в этих  местах впервые  были организованы скачки.  Таким образом, старинная традиция была  возрождена.  

      На столь значимом мероприятии района, носящий межрегиональный характер, структурное подразделение является организатором интерактивной зоны отдыха детей и подростков.  Центр -  организатор   мероприятий,  игровых зон  и  концертных программ  на муниципальных     праздниках.

     Наши партнеры  - родительская  общественность,   образовательные учреждения района, учреждения культуры, спорта и молодежной политики, СМИ,  общественные  и партийные организации, Казанско-Богородическая церковь.

      Мы тесно сотрудничаем  с областным центром туризма и краеведения,  Самарской школой № 47, носящей звание земляка-Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича, Самарским центром народных ремесел.

Г.В. Лопатина

Заведующий ЦДОД «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»

Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления  декоративно-...

Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования

В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительногообразования естественнонаучной направленности...