дополнительное образование детей как система экологического воспитания
статья на тему
статья о сетодах экологического воспитания в рамках доп. образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_kak_sistema_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становится очевидной необходимость формирования экологической культуры. Вопросы экологического характера неразрывно связаны с социальными и экономическими проблемами.
Особое место в эколого-биологическом образовании отводится системе дополнительного образования, которая позволяет создать каждому обучающемуся достойные условия для овладения новыми, специфическими знаниями, для развития собственных способностей и самореализации. Система дополнительного образования, сложившаяся в настоящее время в России, является уникальной в мировом масштабе.
Кроме того, экология в настоящее время представляет собой комплексное, междисциплинарное знание. Это связано также и с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач. Таким образом, сам ход развития науки делает востребованными образовательные технологии в области экологии, а формирование будущих квалифицированных специалистов-экологов начинается именно в системе дополнительного образования.
Дополнительное образование детей эколого-биологической направленности представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры личности обучающегося. В настоящее время практически общепризнанно, что формирование экологической культуры личности и общества — основная цель экологического образования, реализуемая преимущественно в учреждениях дополнительного образования. Под экологической культурой личности обычно понимают комплекс нравственно-этических ценностей и деятельностных принципов в отношениях человека, природы и общества.
Ограниченные рамки учебного плана и внеурочного времени не позволяют полноценно формировать у учащихся экологическое мировоззрение. Данная проблема может решаться вовлечением учащихся в дополнительную образовательную деятельность экологической направленности.
Метод непрерывного экологического образования учащихся осуществляется на основе принципов междисциплинарного подхода и проблемного обучения. Метод проектов это технология, реализующая личностно-ориентированный подход в обучении. Исследовательскую работу практической направленности, в основе которой лежит эксперимент, можно проводить используя внешние связи с городскими организациями, лабораториями ВУЗов города Санкт-Петербурга. Большинство исследовательских работ носят профориентационный характер. Экологическое просвещение касается не только учащихся школы, но и их родителей.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации. К основным функциям, специфически характеризующим дополнительное эколого-биологическое образование, можно отнести:
- воспитание экологического мировоззрения и поведения;
- формирование комплекса специальных эколого-биологических представлений;
- развитие общеучебных компетенций обучающихся;
- профориентацию в области эколого-биологических дисциплин и природоохранного дела;
- социальную адаптацию (социализацию);
- формирование гражданско-патриотической позиции.
Одним из эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Выполнение различных исследовательских работ и проектов в природной обстановке позволяет учащимся активно приобщаться к изучению окружающей природы и экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с учащимися из других школ, работающим по этим же проблемам.
Учреждения дополнительного экологического образования работают в прочной связи со школами, оказывая различную помощь учителям-биологам и экологам. Основное направление этого взаимодействия — обмен методическим опытом, методическая помощь в проведении эколого-исследовательских и природоохранных работ, совместная организация экологических акций и научно-познавательных мероприятий. Например, в последние годы на базе школ активно проводится проектная деятельность учащихся, расширяющая творческий потенциал школьников. Задачей дополнительного образования стала грамотная с научно-методической точки зрения организация учебного процесса, в котором звено проектной технологии обучения дает эффективные образовательные результаты. Основными линиями интеграции являются совместная апробация различных инновационных методов и форм экологического обучения и воспитания, организация экологических лагерей и полевых исследовательских стационаров, экскурсионная, просветительская деятельность на «экологических тропах».
Таким образом, экологическое образование создает предпосылки для развития самосознания развивающейся личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура и ответственность, понимание законов живого мира и активная позиция в вопросах охраны окружающей среды. Учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в экологическом образовании и воспитании. Эта система образовательных учреждений обладает высокой адаптацией к происходящим в обществе изменениям, быстро реагирует на индивидуальные образовательные и другие потребности детей, а главное, в отличие от регламентируемого стандартом школьного образования, предлагает свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
Система экологического воспитания в дополнительном образовании
В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре....
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения"
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере ...
«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»
Статья о том, как реализуется экологическое воспитание в условиях дополнительного образования на примере смоленской областной станции юных натуралистов...
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»
Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...