Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования
статья

Багамаева Раисат Курбанисмаиловна

С чего начинается Родина? С детских впечатлений об окружающем мире, с увлечений подростков, с понимания своего места на Земле. Если эти впечатления, знания, увлечения с ранних лет связаны с живой природой, то в характер ребенка закладываются доброта, отзывчивость, человечность. Формирование этих вечных ценностей и есть главное предназначение экологического воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования

С чего начинается Родина? С детских впечатлений об окружающем мире, с увлечений подростков, с понимания своего места на Земле. Если эти впечатления, знания, увлечения с ранних лет связаны с живой природой, то в характер ребенка закладываются доброта, отзывчивость, человечность. Формирование этих вечных ценностей и есть главное предназначение экологического воспитания.

О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век назван мировым сообществом столетием окружающей среды. Решение экологических проблем прежде всего нужно искать в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм взаимодействия с окружающей средой, которые помогут изменить ситуацию к лучшему. Сегодня важно помочь детям освоить новую систему ценностей в общении с природой. В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль. Среди всего многообразия социальных институтов школа и система дополнительного образования занимают особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно.

Сложившаяся система дополнительного образования эколого-биологического направления детского творчества позволяет воспитанникам использовать свои возможности, склонности, интересы. В настоящее время в Центре реализуется 7 образовательных программ данной направленности: «Юный агроном», «Радуга», «Юный эколог», «Родники», «Экология и мы», «Флористика», «Флоренталь».

 Деятельность в детских объединениях разнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты с растениями, участвуют в природоохранных акциях и экспедициях, проводят мониторинги и экологические рейды, учатся правильно заготавливать и использовать природный материал при изготовлении творческих работ, используют полученные знания в декоративно-прикладном искусстве.

С увлечением занимаются ребята в кружке «Юный агроном», руководителем которого является опытный педагог Мальцева Галина Александровна. Учебно-опытный участок при Евгащинской СОШ является одним из лучших в области. Здесь воспитанники определяют урожайность растений, проводят химический анализ корнеплодов, зерна, определяют структуру урожая, учатся и успешно делают выводы по опытнической работе, оформляют дневники, сравнивают полученные результаты с предыдущими годами.  Существенным результатом такой деятельности является интерес к профессиям, связанным с сельским хозяйством, есть выпускники, связавшие свое дальнейшее обучение по профилю кружка.

В детском объединении эколого-эстетической направленности «Радуга», которым руководит Гуселетова Татьяна Вацлавовна, воспитанники учатся жить в единстве с природой, учатся экологически целесообразному образу жизни. От пристального внимания к природе, возникает и развивается любовь к Родине, к своему краю, к родной земле. Вот почему очень важно, чтобы дети получили специальные знания, умения и навыки, которые они смогли бы применить и реализовать на протяжении всей жизни. Кроме того, в кружке есть воспитанники, которые ведут многолетнюю исследовательскую деятельность. Так, например, Шевякова Ольга становилась неоднократной победительницей и призером различных конференций, конкурсов и фестивалей: конкурса юных натуралистов стран СНГ имени П.А. Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу, областной НПК «Исследователи природы», областного слета «Способная и талантливая молодежь – наше будущее» в номинации «Союз экологов», областного конкурса учебно-исследовательских проектов в рамках областного фестиваля «Я росинка твоя, Россия». Все воспитанники кружка представляют свои работы на выставках в районной картинной галерее, на районном слете юных краеведов в номинации «Охрана окружающей среды и человек».

Воспитанники кружков «Юный эколог» и «Родники», руководителями которых являются педагоги высшей категории Степанова Татьяна Ивановна и Стретенцева Ирина Юрьевна, занимаются опытнической и исследовательской работой  в области экологии и охраны природы. Именно здесь прививается любовь к окружающему миру, здесь ребята узнают, что природа беззащитна и нуждается в охране и заботе. Все разнообразие окружающего нас мира, законы, по которым он живет, является предметом изучения. Детские объединения тесно сотрудничают с учеными-экологами ОмГАУ и вместе проводят летние учебно-исследовательские экспедиции по сбору экологического материала  на территории Большереченского района. Юные экологи совместно с учеными и педагогами дают рекомендации по наиболее рациональной организации землепользования на обследуемых территориях. За последние годы дети провели исследование многих водных объектов, составили экологические паспорта, представили свои исследования на различных областных мероприятиях: НПК «Исследователи природы», эколого-биологической олимпиаде,  НПК «Летопись сибирских деревень», конкурсе «Моя малая Родина», фестивале «Белая береза», Всероссийском экологическом форуме «Живи, Земля», где получили высокую оценку своей деятельности. Стретенцева И.Ю. отмечена дипломом Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» за большой вклад в развитии эколого-биологической направленности.

С удовольствием идут школьники на занятия студии «Флоренталь», которой руководит Левенец Светлана Васильевна, и кружка «Флористика»  под руководством Баженовой Зои Николаевны. Деятельность этих детских объединений схожа и направлена на развитие интереса к искусству флористики. Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её. Воспитанники, приобретая необходимые навыки и умения аранжировки и фитодизайна, всегда занимают призовые места в конкурсах флористического направления «Цветочная мозаика», «Красота спасет мир» и практически получают предпрофильную подготовку. Педагоги со своими учениками ежегодно участвуют в оформлении районной выставки «Мир твоих увлечений», а также результаты совместной деятельности регулярно представляются на персональных выставках.

Экологическое воспитание всех воспитанников Центра детского творчества активно происходит во время экскурсий и походов в природное окружение, проведения мониторингов и экологических рейдов, природоохранных акций. Проводятся рейды по очистке береговых зон водоёмов от бытового мусора, сушняка, расчищаются и  облагораживаются родники. Приоритетной является организация постоянного экологического дозора за состоянием рек, озер, привлечение внимания населения, и в первую очередь школьников, к проблемам малых рек путем организации мобильного, постоянно действующего центра по экологическому просвещению на базе Центра детского творчества.

Традиционными стали акции «Поможем реке», «Большой реке - большую заботу», «Сохраним Иртыш для будущих поколений».

В 2012 году на базе Большереченского ЦДТ была организована отборочная игра областного  интеллектуального экологического марафона "Эколог года", в которой  сборная команда  ЦДТ «Родники» заняла 2 место.

Совместно с Омской региональной детско-юношеской общественной организацией охраны окружающей среды «Экологический центр» для воспитанников ЦДТ, школьников и педагогов района проводятся семинары по темам «Экологический аудит в квартире и офисе», «Ресурсосбережение. Выбирая будущее», «Ресурсосбережение от А до Я».

Содружество детей и взрослых, увлеченно занимающихся таким важным делом, дает ощутимые результаты: происходит привлечение населения к практическому решению экологических проблем своего населенного пункта.

В заключении хочется отметить, что природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в географическом образовании учащихся

Проблема актуальности экологического знания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисципли...

Экологическое воспитание: опыт дополнительного образования

В статье описывается содержание деятельности Центра детского творчества по эколого - биологическому направлению....

Система экологического воспитания в дополнительном образовании

В работе рассказывается о том, как организована система экологического воспитания в учреждении дополнительного образования в нашем Детском эколого-биологическом центре....

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и  дополнительного образования детей...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Эффекты воспитания и дополнительного образования в реализации идей общего образования

Сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование».Что такое допо...

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы» Положение

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы». Положение о конференции для педагогических работников образовательных уч...