Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.
статья по биологии на тему
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_hanafeeva.docx | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханафеева Роза Махмутовна - учитель биологии высшей кв.категории МБОУ «Лицей №2 г Мамадыш»
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы..
«Одаренные дети» — это особые дети, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность — синоним талантливости. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра .
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи биологического содержания, доклады учащихся о применении биологических знаний в различных отраслях, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, республиканские научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. В школе работает биологический кружок, на котором учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, региональном ,всероссийском и международном уровне.
Приемы мотивации
Парадоксальные факты•
1Известный врач А.Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку, зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Может быть, А.Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека?
Картофель имеет красивые цветки — белые и фиолетовые. Однако насекомые их мало посещают. Почему?
2.Создание проблемной ситуации
Оводы ничего не едят, они даже лишены ротового аппарата и живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Почему оводы являются врагами сельскохозяйственных животных?
3.Использование художественной литературы
Оцените правдоподобность следующего утверждения Б.Заходера:«Говорил термит термиту: ел я все по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, бревна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку (еле-еле), ел и зелень, и известку, ел изделия из воску, ел картины и корзины, ленты, лодки, магазины, несессеры, окна, пенки, потолки, рояли, стенки, телевизоры, ухваты, фильмы, фотоаппараты, храмы (церкви), цирки, чашки, кушал шахматы и шашки, шпалы пробовал и штампы, щетки и электролампы, даже юбками питался, даже якорь съесть пытался и ни разу не был сыт!..» Что из перечисленного термит мог действительно есть, а чего не мог?
4.Анализ жизненных ситуаций
Замечено, что в молоке коров, пасущихся на лугу, витамина Dзначительно больше, чем в -молоке коров, находящихся на стойловом содержании. Как это можно объяснить?
Давно подмечено: для того чтобы не чихнуть, надо сильно надавить на носовую перегородку над верхней губой или стиснуть зубы. Как объяснить это явление с научной точки зрения?
На улицах мы встречаем людей с различной окраской волос: блондины, брюнеты, шатены, седые. Почему каждый из нас имеет неповторимый цвет волос?
5.Использование произведений искусства
Рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи». От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было бы вылечить Лукерью в наши дни?
Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, Оле Лукойе, Мальчик-с-пальчик, семь гномов, Карлсон, Незнайка и другие коротышки, хоббиты.)
В одном из фрагментов балета «Лебединое озеро» балерина делает 34 оборота за 24 секунды. Почему это возможно?
6.Черный ящик
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека, они полагали, что именно им человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся в виду? Что находится в черном ящике? (Модель сердца.)
7.Использование загадок, пословиц, поговорок
Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки:
«От худого семени не жди доброго племени» (тема «Семя»).
«Достанется тебе ухо от селедки» (тема «Рыбы»),
8.Разъяснение значимости знаний
Из жизненного опыта вы знаете, что при ручной стирке спина устает больше, чем руки. Знаете ли вы почему?
Объясните, почему нередко моченые яблоки, соленые огурцы теряют форму?
9.Найди ошибку в тексте
«Редукция волосяного покрова, потовых и сальных желез притупила кожную чувствительность китообразных. Смена среды, ощущаемая при выныривании, служит им сигналом для открытия дыхала. В ответ на легкое прикосновение к коже дельфина у него открываются и закрываются глаза. Кожные рецепторы сигнализируют животному о прикосновении к телу, о температуре среды, о болевых ощущениях».
Ошибка: притупила.
Верный ответ: не притупила.
10.Смысловые пары
Учащимся предлагаются пары слов, из которых нужно построить предложение или сконструировать вопрос:
устьица — газообмен;листья — фотосинтез;
птицы — дыхание;
сердце — кровообращение.
11.Кто лишний
Учащимся предлагается проанализировать ряд слов и назвать то, которое не соответствует другим. Свой выбор они должны обосновать. Сердце, клапан, желудок, предсердие, околосердечная сумка.
12. Экскурс в историю
Во время Великой Отечественной войны в качестве перевязочного материала использовали мох сфагнум. Почему?
Известно, что Петр I запретил звонить в колокола во время нереста рыб. Почему?
13. Знаете ли вы, что...
Слово «лягушка» образовано от слова «ляга» — нога, бедро. «Лягать» — ударять ногами. В.Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» — ходить прыжками, т.е. прыгать, как лягушка.
Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, но и каждый этап деятельности учеников (поскольку первоначальной мотивации хватает на 7-8 мин).
цель — это ожидаемый результат.
С позиций личностно-ориентированного обучения ученики должны сформулировать цель сами.
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках биологии
Задания на развитие логического мышления. Задание 1. Нахождение общего, частного, промежуточного понятия.
Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное. Например, «гриб – съедобный гриб – масленок» или «природа – неживая природа – камни». 1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные. 2. Лесное растение, дуб, дерево. 3. Куриные, птицы, глухарь.
Решение биологических задач на выдвижение гипотез и их защиту: Функции какой системы человека могут быть нарушены при бесконтрольном применении антибиотиков? Почему? Цианистый водород (HCN) и угарный газ (CO) яды, легко проникающие через клеточную мембрану. Почему ни одна из клеток не выработала приспособления, препятствующие поступлению этих веществ внутрь клетки?
Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии
Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...
статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"
Данная статья предназначена, в первую очередь, преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы, методы работы с деть...
"Методика работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время в процессе реализации ФГОС."
Работа с одарёнными детьми по биологии...
«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»
Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...
Система работы с одаренными детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время....