Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"
учебно-методический материал по математике

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_vystupleniya_na_pedsovete.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на педсовете.

"Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики".

Детей, у которых есть потенциальные возможности, в школе достаточно. Если не разглядеть и не развить этот дар природы, он так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работа с одаренными детьми включает в себя следующее:

1) выявление одаренных детей;

2) развитие творческих способностей на уроках;

3) развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.

Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету математические игры; магические квадраты; задачи-шутки; геометрические задачи.

5-6 класс

 В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.

7-11 класс

Как же используется время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку я разрешаю идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, решает задания из дополнительного материала, который есть в учебнике. В тематическом и поурочном планах предусмотривается работа с одаренными детьми. Таким учащимся предлагается более высокий уровень заданий по каждой теме, задания из сборников для поступающих в вузы, сборников по подготовке к ГИА, из материалов по подготовке к ЕГЭ.

Необходимо вырабатывать у учащихся умение определять главное в рассуждении, избегать многословности, но при этом кратко и логически грамотно пояснять каждый этап в доказательстве теоремы и решении задачи.

Очень важно ставить перед учащимися задания, требующие самостоятельного их поиска или создания, подбирать задачи, содержательная сторона которых соответствует реальной действительности. По возможности использовать для них материал, отвечающий интересам учеников, имеющий положительную эмоциональную окраску. При этом надо учить их при решении задачи переходить на абстрагированный уровень, отвлекаясь от конкретного содержания.
Известно также, что достижение этих целей с помощью одних стандартных задач не возможно. Не случайно известный математик-педагог Д. Пойа в книге «Как решать задачу» писал: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». С этой целью просто необходимо широкое применение, использование в текущей учебной работе разноуровневых дидактических
 материалов. Задачи нестандартные, повышенной сложности включаются в содержание тематических зачетов и контрольных работ, периодически – в домашние работы. Перед учащимися ставится цель отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся.

Использую творческие домашние задания.
Например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе проводится несколько уроков, на которых ребята рисуют по координатам страуса, слоненка, коня, лебедя и т.д. После чего им предлагается домашнее задание: придумать свою картинку, нарисовать ее по точкам в координатной плоскости и записать координаты этих точек. Эмоциональный эффект такой работы переоценить достаточно сложно. Опыт показывает, что среди ребят, одаренных в математике, большинство испытывает трудности на уроках изобразительного искусства, а здесь, благодаря математике получилось то, что казалось невозможным. Через три года, в 9 классе, при изучении квадратичной функции, ребята с удовольствием принимают предложение порисовать уже графиками функций, хотя эта работа требует хороших знаний, значительно более кропотливая и сложная.
Возможность решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует непреложность выводов науки математики, подчеркивает красоту учебного предмета, здесь так же важны краткость доказательства или решения, неожиданный подход, наглядность, связь между различными темами школьного курса математики. Решение задач различными способами помогает воспитывать интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.


Использование старинных задач на уроках математики – очень веский аргумент в пользу того, что математику нужно учить не только для того, чтобы сдать зачет, написать контрольную работу или успешно сдать ЦТ, а, прежде всего, для того, чтобы быть образованным человеком. Важно на практике решать различными способами и нестандартные задачи, самостоятельно искать новые идеи. Развитие исследовательских умений и навыков помогает учащемуся выйти на уровень теоретического мышления, развивать творческий потенциал, сформировать интерес к учёбе и тем самым повысить эффективность обучения.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В нашей школе проводится неделя математики, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое, «КВН», выпустить свою газету.

Важной формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...

Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми"

Одно из направлений работы учителя - работа с одаренными детьми....

Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".

Для выявления и развития одарённых детей я опираюсь на такие понятия какспособности, талант, одаренность, гениальность.Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей ус...

Выступление на заседании РМО учителей математики и информатики по теме: "Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики".

Д анная разработка раскрывает систему выявленияодарённых детей, особенности характера и работы с детьми, проявляющими склонность к изучению предмета,...