О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
статья по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_sudomoykinoy_m.v._o_rabote_s_odarennymi_detmi.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
М.В.Судомойкина
(Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.
Работа с одаренными и талантливыми детьми начинается с начальной школы, которая построена по трем основным направлениям:
- развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету, участие детей в олимпиадах, конкурсах;
- обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков по предметам.
- работа над социальными проектами.
Кружковая работа по предметам в начальное школе организована по следующим направлениям:
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. (Методика комплексного развития младших школьников на уроках русского языка. Составитель Бакулина Г.А.);
Занимательная математика (Программа факультатива «Школа математической логики». Составитель Казарина В.В.) .
Темы социальных проектов выбраны исходя из Программы развития «Достижение. Творчество. Успех» и Программы воспитания школы «Воспитай в себе гражданина». Для проекта берется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу. В этом году учащиеся работают над такими темами: «Моя мама русская красавица», «Чье имя носит улица, на которой я живу», «Английский – это весело», «Имена родного города», «Сказки Сибири» и другие. Детям работа над социальными проектами позволяет проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.
В школе осуществляется психолого – педагогическое сопровождение и поддержка детей, системное диагностирование психологом и выявление одаренных в различных областях детей. Работа психологов с одаренными детьми строится по следующим направлениям: психодиагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, профилактическое, научно-исследовательское.
В среднем и старшем звене продолжается работа по развитию и поиску одаренных детей.
Одной из форм такой работы, является Научное общество учащихся «КИТ» («Культура. Интеллект. Творчество»), созданное в октябре 2008 года, которое объединило учащихся 5-11-х классов.
Научное общество школьников «КИТ» создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания, развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Главная наша задача — не только выявлять одаренных детей, но и помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.
Формы работы школьного научного общества учащихся самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, работа в архивах, экскурсии.
Одной из форм работы Научного общества учащихся «КИТ» - это интеллектуальные игры. Созданы команды учащихся 7, 8, 9-ых классов (членов НОУ), с которыми еженедельно проводятся занятия и игры клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?». Учащиеся школы приняли участие в X Открытом первенстве Сибири по интеллектуальным играм в г. Новосибирске 25- 27.02.2011. В Первенстве участвовали 32 школьных и 48 студенческих команд из городов Сибири, Урала и Дальнего Востока. Игроки соревновались в таких дисциплинах, как спортивные варианты игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», а так же в эрудит-квартете и интеллектуальном многоборье. Команда МОУ СОШ №14 заняла 10 место в Сибирском регионе, а двое игроков Син Андрей, Челпанов Дмитрий были определены как лучшие игроки первенства Сибири.
Ежегодно в школе уже в течение 6 лет проходит школьная научно – практическая конференция «Ломоносовские чтения», в которой свои исследовательские и интеллектуальные возможности может показать любой ученик (ежегодно 75 – 85 участников).
В учебный план школы включены различные спецкурсы, факультативы, элективные курсы, которые позволяют учащимся прочно освоить знания по предметам, развить творческие способности и склонности учащихся к дальнейшему выбору профиля, углубить и систематизировать знания по предметам.
Систематическая работа в данном направлении позволила добиваться нашей школе значительны х результатов:
Динамика количества победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников
Олимпиада | 2008 — 2009 | 2009 – 2010 | 2010 — 2011 |
Призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников | 10 (9 -11 класс) | 33 (7 – 11 класс), из них - 25 (9 – 11 класс) | 39 (7 -11 класс) 24 (9-11 класс) |
Призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников | 5 | 6 | 9 |
Призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников | 1 (Савченко Семен, 11А – призер, олимпиада по ОБЖ) | 1 (Колмакова Дарья, 10В – лауреат, олимпиада по ОБЖ) | 1 (Ушаков Алексей, 11А – призер олимпиада по ОБЖ) |
Ежегодно старшеклассники принимают участие в ВУЗовских олимпиадах ИГСХА, ИГПУ, УГЛУ, БГУЭП, ИРГТУ, занимая призовые места.
Учащиеся МОУ СОШ №14 активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня, количество участников таких олимпиад не ограничено, и каждый может попробовать свои силы.
В летний период (июнь) в школе продолжается работа с одаренными и талантливыми детьми. Ежегодно в нашей школе в дни летних каникул проводит свою работу Летняя Школа Развития «Умники и умницы», цель которой - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию проектной деятельностью.
Уроки проходят в форме творческих мастерских, которые рассчитаны на три занятия по полтора часа.
Работают мастерские:
- литературная мастерская;
- математическая мастерская;
- мастерская прикладного искусства;
- мастерская моделирования и дизайна;
- мастерская общения (психология);
- мастерская иностранных языков;
- мастерская информатики;
- музыкальная мастерская.
Таким образом, различные виды и формы образовательного процесса позволяют учащимся развивать познавательный интерес в атмосфере творческого поиска, демонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществлять презентацию наиболее значимых личностных достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.
Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...
Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии
Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...
статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"
Данная статья предназначена, в первую очередь, преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы, методы работы с деть...
Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...
Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"
Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"...
Выступление "Работа с одаренными и талантливыми детьми в условиях личностно- ориентированного образования"
Выступление на педагогическом совете школы...
Статья «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"
Цели работы:Развитие способностей и талантов ученика, достижение успехачерез повышение его мотивации к изучению предметаАлгоритм работы с одаренными детьми:Составление учащимся самостоятельно листа ин...