О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
статья по теме

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.

Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_sudomoykinoy_m.v._o_rabote_s_odarennymi_detmi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ

М.В.Судомойкина

(Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  

с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска)

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.

Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению.

Работа с одаренными и талантливыми детьми начинается с начальной школы, которая построена по трем основным направлениям:

- развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету, участие детей в олимпиадах, конкурсах;

- обеспечение базового дополнительного образования: работа кружков по предметам.

- работа над социальными проектами.

Кружковая работа по предметам в начальное школе организована по следующим направлениям:

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. (Методика  комплексного развития младших школьников на уроках русского языка. Составитель Бакулина Г.А.);

Занимательная математика (Программа факультатива «Школа математической логики». Составитель Казарина В.В.) .

Темы социальных проектов выбраны исходя из Программы развития «Достижение. Творчество. Успех» и Программы воспитания школы «Воспитай в себе гражданина». Для проекта берется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу. В этом году учащиеся работают над такими темами: «Моя мама русская красавица», «Чье имя носит улица, на которой я живу», «Английский – это весело», «Имена родного города», «Сказки Сибири» и другие. Детям работа над социальными проектами  позволяет проявить и развить свои творческие способности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражении, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществить презентацию наиболее значимых личностных достижений.

В школе осуществляется психолого – педагогическое сопровождение и поддержка детей, системное диагностирование психологом и выявление одаренных в различных областях детей. Работа психологов с одаренными детьми строится по следующим направлениям: психодиагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, профилактическое, научно-исследовательское.

В среднем и старшем звене продолжается работа по развитию и поиску одаренных детей.

Одной из форм такой работы,  является Научное общество учащихся «КИТ» («Культура. Интеллект. Творчество»), созданное в октябре 2008 года, которое объединило учащихся 5-11-х классов.

Научное общество школьников «КИТ» создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания, развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.

Главная наша задача — не только выявлять одаренных детей, но и помочь ребятам сформировать представление о глобальности и актуальности того или иного рассматриваемого вопроса, предоставить им возможность участвовать в исследованиях и получать практические навыки, а также научить проведению и написанию исследовательской работы.

Формы работы школьного научного общества учащихся самые разнообразные: теоретические, экспериментальные, работа с научной литературой, работа в архивах, экскурсии.

Одной из форм работы  Научного общества учащихся «КИТ» - это интеллектуальные игры. Созданы команды учащихся 7, 8, 9-ых классов (членов НОУ), с которыми еженедельно проводятся занятия и игры клуба интеллектуалов «Что? Где? Когда?». Учащиеся школы приняли участие в X Открытом первенстве Сибири по интеллектуальным играм в г. Новосибирске 25- 27.02.2011. В Первенстве участвовали 32 школьных и 48 студенческих команд из городов Сибири, Урала и Дальнего Востока. Игроки соревновались в таких дисциплинах, как спортивные варианты игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра», а так же в эрудит-квартете и интеллектуальном многоборье. Команда МОУ СОШ №14 заняла 10 место в Сибирском регионе, а двое игроков Син Андрей, Челпанов Дмитрий были определены как лучшие игроки первенства Сибири.

Ежегодно в школе уже в течение 6 лет проходит школьная научно – практическая конференция «Ломоносовские чтения», в которой свои исследовательские и интеллектуальные возможности может показать любой ученик (ежегодно 75 – 85 участников).

В учебный план школы включены различные спецкурсы, факультативы, элективные курсы, которые позволяют учащимся прочно освоить знания по предметам, развить творческие способности и склонности учащихся к дальнейшему выбору профиля, углубить и систематизировать знания по предметам.

Систематическая работа в данном направлении позволила добиваться нашей школе значительны х результатов:

Динамика количества победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиада

2008 — 2009

2009 – 2010

2010 — 2011

Призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

10 (9 -11 класс)

33 (7 – 11 класс),

из них  -

25 (9 – 11 класс)

39 (7 -11 класс)

24 (9-11 класс)

Призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

5

6

9

Призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников

1

(Савченко Семен, 11А – призер, олимпиада по ОБЖ)

1

(Колмакова Дарья, 10В – лауреат, олимпиада по ОБЖ)

1

(Ушаков Алексей, 11А – призер олимпиада по ОБЖ)

Ежегодно старшеклассники принимают участие в ВУЗовских олимпиадах ИГСХА, ИГПУ, УГЛУ, БГУЭП, ИРГТУ, занимая призовые места.

Учащиеся МОУ СОШ №14 активно принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня, количество участников таких олимпиад не ограничено, и каждый может попробовать свои силы.

В летний период (июнь) в школе продолжается работа с одаренными и талантливыми детьми.     Ежегодно в нашей школе в дни летних каникул проводит свою работу Летняя Школа Развития «Умники и умницы», цель которой - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию проектной деятельностью.

      Уроки  проходят в форме творческих мастерских, которые рассчитаны на три занятия по полтора часа.

Работают мастерские:

  1. литературная мастерская;
  2. математическая мастерская;
  3. мастерская прикладного искусства;
  4. мастерская моделирования и дизайна;
  5. мастерская общения (психология);
  6. мастерская иностранных языков;
  7. мастерская информатики;
  8. музыкальная мастерская.

Таким образом, различные виды и формы образовательного процесса  позволяют учащимся  развивать познавательный интерес в атмосфере творческого поиска, демонстрировать мир своих интересов и увлечений, осуществлять презентацию наиболее значимых личностных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"...

Статья «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в дополнительном образовании"

Цели работы:Развитие способностей и талантов ученика, достижение успехачерез повышение его мотивации к изучению предметаАлгоритм работы с одаренными детьми:Составление учащимся самостоятельно листа ин...