Музейно-педагогическая программа
методическая разработка по теме
Программа музея истории школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы музея истории школы | 1.13 МБ |
Внеклассное мероприятие " Мы россияне" | 50 КБ |
Внеклассное мероприятие "Забытая старина" | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мы – русичи, мы – россияне (открытый классный час)
Разработала Сухова С.Г. учитель истории и обществознания
Цель: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.
Данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач коллектива:
- Усиление патриотических качеств личности.
- Расширение кругозора учащихся
- Повышение интереса к истории Отечества
- Развитие эмоциональной сферы.
Учитель:
Все мы – жители замечательной, богатой страны. Наша Родина – Россия. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом – самые дорогие слова для русского человека (слова сопровождаются слайдами с видами природы России). Русь – “голубая” и “златая”, “деревянная” и “полевая”, “задремавшая” и “буйственная”. Это “край дождей и непогоды” и край “разливов грозных тихих внешних сил”.
Учитель читает стихотворение “За селом на рассвете…”,
За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”
- И мне бы хотелось наш сегодняшнюю беседу назвать “Мы – русичи, мы – россияне” (слайд с темой классного часа).
Ведущий 1:
Говорят, много стран есть не хуже ее
Вся земля мною нежно любима
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
Ведущий 2:
Только вдумайтесь, вслушайтесь,
В слово Россия
В нём и росы и синь, и сиянье и сила!
1 . Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…
2 . Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…
1 . Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия
2. Второе тысячелетие существует Государство Российское. Сложный, богатый событиями путь прошла держава и ее обитатели, освоившие бескрайние просторы «с южных гор до северных морей». Русский и многочисленные другие народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях экономики, культуры, науки, военного искусства, географических открытий, освоения подземных богатств, космического пространства. Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко, Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и Александр II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Толстой, маршал Жуков и первый космонавт Гагарин – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы – россияне!
Великий художник Васнецов писал: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. На протяжении всех лет существования нашей страны зарубежные деятели различных областей называли в своих выступлениях и публикациях, Россию великой страной.
1 ведущий:
О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озерами, реками и источниками
Местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими…
Всеми ты преисполнена земля Русская!
2 ведущая:
Так писал автор “Слова о погибели земли Русской” в 1246 г.
Родина… Слово привычное, как земля, как жизнь.
Родина людей – земля. А родина человека?
- Твой дом, твоя улица, твой город…
1 ведущий:
Моя Родина начинается с рисунков в пещерах Урала, она в пожелтевших страницах древних рукописей, в строчках Пушкина…
2 ведущая:
Разве можем мы представить Родину без ее природы?
Нет, не можем. Так же, как без людей. Может быть Родина не понятие, а скорее чувство? Чувство единения с землей, со всем лучшим, что на ней есть.
1 ведущий:
А может моя Родина в тех людях, которыми она может гордиться?
Вместе с ними она проникает в тайны природы, вселенной, жизни и истории человека, а потом вместе с ними идет усталая домой, шагает по непросохшим лужам, вдыхает запах нагретого асфальта, тополей, цветов.
Учитель: Главным богатством нашей страны является её народ, со своими традициями и чертами русского человека. Многие наши соотечественники по праву пользуются мировой славой во всём мире. Вот некоторые имена: Пётр I и А. С. Пушкин, Д. И. Менделеев и Н. И. Пирогов, Гагарин и Калашников, Третьяк и Фетисов, Шукшин и Плисецкая, Сахаров и Солженицын (фото известных деятелей на слайдах). Многие поэты прославляли наше Отечество через свои произведения. Вот как говорил М. В. Ломоносов: (слайд с портретом М.В.Ломоносова ).
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
2 ведущая:
Действительно, Родина богата верными сынами своими. “Истинный человек и сын Отечества,
- Писал древний летописец, - есть одно и тоже…Тот есть прямо благороден, которого сердце не может трепетать от нежной радости при единении имени Отечества.”
Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера.
И было прославлено его имя.
А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!
отрывок из фильма «Александр Невский»
1 ведущий :
“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову.
Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука.
“Жизнь коротка, надо спешить. Нужно взвалить на себя как можно больше, это - лучший способ, как можно больше сделать” - говорил Вавилов.
Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив отдать себя полностью своей Родине”.
Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…
2. Чтоб старые слова не устарели,
Я повторяю вновь
И в летний зной и в зимние метели –
Хлеб. Родина. Любовь.
Беру ль оружие, песню слагаю, иль вспахиваю новь.
Всегда, везде извечный ваш слуга я
Хлеб. Родина. Любовь.
(Звучит первый концерт П.И.Чайковского, выходят ведущие)
1 ведущий:
История не терпит суесловья,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
2 ведущая:
Храня преданья вековые,
Ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой ты видишься, Россия,
Ты на яву мне и во сне.
Учитель:
Что значит быть гражданином своей страны? Полководец А.Невский призывал до последней капли крови бороться с теми, кто придет на нее с мечом. Ученый Н.Вавилов видел свой гражданский долг в том, чтобы как можно больше приносить людям пользу.
Что значит быть гражданином России? С этим вопросом мы обратились к ученикам нашей школы и сняли фильм.
Интервью с учащимися
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев
Учитель: Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: “В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть “в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в “этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью “Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
“Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко “Гражданственность”.
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: “Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе,
И заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от “умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться – ваших.
Предварительный просмотр:
Забытая старина (открытое мероприятие для 8-9 классов)
Разработала Сухова С.Г. учитель истории и обществознания
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Говорят, много стран есть не хуже ее
Вся земля мною нежно любима
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё
И она для меня несравнима.
Ведущий 2:
Только вдумайтесь, вслушайтесь,
В слово Россия
В нём и росы и синь, и сиянье и сила!
1 . Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия…
2 . Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия…
1 . Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия
2. Второе тысячелетие существует Государство Российское. Сложный, богатый событиями путь прошла держава и ее обитатели, освоившие бескрайние просторы «с южных гор до северных морей». Русский и многочисленные другие народы России внесли свой весомый вклад в мировую цивилизацию во всех областях экономики, культуры, науки, военного искусства, географических открытий, освоения подземных богатств, космического пространства. Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко, Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и Александр II, Суворов и Кутузов, Пушкин и Толстой, маршал Жуков и первый космонавт Гагарин – каждый из них прославил свою Родину бессмертными делами. Мы должны знать историю России, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства», потому, что мы – россияне!
1.Наша игра призвана напомнить вам, дорогие друзья, об отдельных событиях и замечательных людях России.
И сегодня, дорогие друзья, вы не только покажите свои знания о родной стране, но и узнаете много нового и интересного. Итак, я приглашаю команды на сцену.
Звучит музыка, команды занимают свои места на сцене.
ИСТОРИЯ В СИМВОЛАХ И ЗНАКАХ
Ведущий 2: На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.
1 ведущий «Монета» – латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность.
В разных странах эти вещи были разными: ракушки- кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны.
2 ведущий :Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.
В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.
Куны – это шкурки куницы, которые очень высоко ценились.
Ногаты, скорее всего, это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного.
Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.
1 ведущий :Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.
Внимание конкурс!
- Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын)
- Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник)
- Как называлась полкопейки? (Грош)
- Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка)
- Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна)
- Как называлась 15-копеечная монета (Пятиалтынный)
- Что такое «семишник»? (2 копейки)
- Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина)
- 4 полушки? (Копейка)
- По реформе 1534 года началась чеканка общегосударственной монеты – копейки. Почему так назвали монету, «копейка»? (Потому, что на монетах того времени был изображен воин с копьем)
- Что вы знаете о происхождении слова «рубль»? (Слово «рубль» происходит от глагола «рубить», что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра «отрубали» часть).
- В какое время была введена единая денежная система, при которой рубль стал основной единицей, содержащей 100 копеек? (При Петре I)
2 ведущий :Интересная картина открылась бы нашим глазам на Московском базаре XVII века. Житный ряд находился на Красной площади. Цены на съестные припасы были следующими:
- пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг)
- рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, по цене из расчета 37 копеек за пуд.
- 1 лимон 1,5 копейки
- 1 курица 1 копейка
- 10 штук яиц – 1 копейка
- шуба из овчины – 30-40 копеек
- бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей
- штаны из сукна – 40 алтын.
Песня «Сапожки русские»
«ПОЧЕМУ МЫ ТАК ГОВОРИМ»
Ведущий1: Что делает нашу речь образной, яркой, эмоциональной, лаконичной и выразительной? Какие средства помогают нам довольно экономно выражать сложные понятия, представлять сложные явления жизни? Конечно же, фразеологические обороты или, как их еще называют, крылатые слова. Именно поэтому фразеология так широко используется мастерами слова - от Пушкина и Крылова до Горького, Маяковского, Шолохова. Человек, хорошо знающий язык и особенно его фразеологию, отличается речевым мастерством: его речь не только образна, метка, выразительна, но строится быстро, легко, ибо практическое владение фразеологией намного облегчает конструирование нашей речи. Не случайно о человеке, хорошо владеющем фразеологией родного языка, говорят, что он «за словом в карман не полезет», а «если говорит редко, то метко».
Ведущий 2 :А тех, кто с трудом выражает свои мысли, народ строго высмеивает: «что ни скажет, то промажет»; «у него каша во рту застыла»; «у него слово слову костыль подает»; «говорит, как клещами на лошадь хомут тащит».
О крылатых словах говорят: «красное словцо»; «золотое слово»; «вовремя сказанное»; «бьет не в бровь, а в глаз»; «бойкое словцо» и т.д.
Большое значение имеют в русском языке пословицы и поговорки. Наш следующий конкурс
«Народная мудрость гласит»
Команды должны по очереди назвать пословицы или поговорки , посвященные мастерству , орудиям труда , ремеслам .Выиграет та команда , которая назовет пословицу последней.
Например:
Семь раз отмерь , один раз отрежь.
Не то дорого , что красного золота.
Каков промысел , такова и добыча.
Глину не мять , горшков не видать.
С мастерством люди не родятся ,
Но добытым мастерством гордятся.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
А сейчас мы вас познакомим с некоторыми древними русскими выражениями :
- «НЕ ЛЫКОМ ШИТ» . Лыко – один из слоев в стволе липы. Из него на Руси плели туеса, короба, лапти. Обувь из лыка носили бедняки. Выражение означало, что человек не из простых, не из бедных. Потом его стали употреблять в более широком смысле: он не простак, он «себе на уме».
- «ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ» - о каких зубах идет речь? Положить зубы на полку – значит ограничивать себя в чем-то, испытывать нехватку необходимого, влачить полуголодное существование. но человеческие зубы не имеют отношения к этому выражению. речь идет о зубах, зубьях орудий труда – пилы, грабель, вил, гребенки. Если работа была, человек был сыт, а не было работы – орудия труда смело можно убирать на полку («зубы на полку») и голодать.
1«ПЕРЕСОЛИТЬ. НЕ СОЛОНО ХЛЕБАВШИ» - почему мы так говорим? Когда-то на Руси соль была очень дорогой. За столом солонка стояла около хозяина, и он сам сыпал гостям соль. Разумеется, больше этого лакомства доставалось тому, кого глава дома уважал и любил сильнее, стараясь угодить почетному гостю, он нередко пересаливал. Вот почему до наших дней и сохранилось выражение «пересолить», то есть перестараться. Ну, а уйти откуда-то «не солоно хлебавши», означает «не добившись своего, безрезультатно», «уйти с пустыми руками». Незнатные гости зачастую не получали дорогого лакомства, уходили восвояси, похлебав щей без соли.
2.Что означает выражение «БИТЬ БАКЛУШИ»? Это выражение исстари относится к бездельникам. Битьем баклуш, заготовкой чурок для изготовления деревянной посуды, занимались лесники. Из чурок выделывали ложки, миски, и т.д. А битье баклуш считалось делом пустячным, нетрудным, подходящим для лодырей.
1.Почему мы так говорим: ЛЕЗТЬ НА РОЖОН «Это выражение означает: в ярости и ослеплении идти вопреки всему на явный риск, а то и на гибель. Рожоном в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожоном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли впереди себя острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.
2.Что означает выражение «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? Эта поговорка относится к далеким временам, когда люди верили в сверхъестественные силы. В древней Руси охотники держали в тайне, куда и когда они пойдут, на кого будут охотиться. Они верили в силу злых духов, могущих принести вред охоте, а также остерегались недобрых и завистливых людей. Вдогонку охотникам говорили: «Ни пуха, ни пера!» Этим напутствием хотели, как бы обмануть духов, отвести «дурной глаз», т.е. желали удачной охоты. Эта древняя поговорка укоренилась в народе и теперь используется как пожелание успеха вообще.
А сейчас конкурс « Неотосланные депеши». Командам нужно ответить на вопрос : кто, когда , в связи с чем мог послать каждое из этих донесений ?
1. Москва пылает. Людей не видно . Холодно , голодно.(Наполеон 1812г.)
2.Вышел к Неве . Ополчению поспешать следом.(Александр Невский июль 1240 г.)
3.Основали на Воронеже верфь добрую , строим галеры ладные. Будет Азов взят.(Петр 1)
4. Многие славные сыны Родины полегли на поле этом. Воды Дона три дня были красные.(Дмитрий Донской после победы на Куликовом поле)
5.Выпустили книгу первую «Апостол» называется.(Иван Федоров)
6.Добрался до Москвы .Одет и обут плохо , в академии смеются. Но наук не оставлю.(М.В.Ломоносов)
7.Измаил взят, противник повержен.(Суворов)
8.Противник разбит наголову , Генералы его пленены. Сам Карл ранен.(Петр 1 начало Полтавской битвы)
«РУССКИЕ СТАРИННЫЕ ЗАГАДКИ» (игра со зрителями)
Ведущий 1: С самого раннего детства вы знакомы с еще одним видом устного народного творчества – загадками. Загадка – это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Она выражена в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. А вы знаете загадки? А умеете их разгадывать? Это сейчас мы и проверим.
- Стучит, гремит, вертится, никого не боится, считает свой век, сам не человек. (Часы)
- Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун. (Корова)
- Из окна в окно золотое бревно. (Солнце)
- Маленький да гнутенький, весь дом стережет. (Замок)
- Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)
- В городах рубят, в деревню щепки летят. (Письмо)
- Дыр много, а вылезть некуда. (Решето)
- Взгляну в окошко – стоит репы лукошко. (Звездное небо)
- Наш зверек с вершок, а хвост с локоток. (Игла с ниткой)
- Шла свинья из Питера, вся истыкана. (Наперсток)
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА
Ведущий2: Этот конкурс называется “Темная лошадка”. Вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки, факты из его биографии. Если вы отгадаете имя Великого Князя или Императора Российского после первой подсказки, то команда получает 30 баллов, после второй подсказки - 20 баллов, после третьей - 10 баллов. Капитан команды, догадавшейся, о ком идет речь, поднимает руку. Жюри следит за тем, кто из капитанов первым поднял руку, и останавливает меня. Итак...
- Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
- Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского Княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. В этом, между прочим, он получал помощь от Золотой Орды. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
- Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».
Ответ: ИВАН КАЛИТА
- Он был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора.
- Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам-половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах. Благодаря ряду побед над половцами они надолго оставили в покое Русскую землю.
- С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Ответ: ВЛАДИМИР МОНОМАХ
- Он был сыном Николая I. А воспитателем императора «с младых ногтей» стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.Жуковский
- Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 году крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.
- В 1877 году царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бесарабия, Южная Украина и ряд других земель.
Ответ: Александр II
- Уже в юности он с жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Как государственный деятель, он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.
- Он присоединяет к России казанское ханство, а позже – и Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на восток, а также на овладение Балтийским морем.
- Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.
Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ
- Он был великим князем Владимирским сыном Юрия Долгорукого.
- При нем территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток (походы на волжских булгар и мордву в 1183 и 1186 годах). В княжестве продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. В 1185-89 годах был расширен Успенский собор, в 1193-97 годах выстроен Дмитровский собор. Развилось летописание.
- Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери)
Ответ Всеволод III Большое гнездо.
- Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
- Вскоре после замужества с императором Петром III, она свергла его, и сама заняла русский престол.
- Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова. Россия была утверждена на черном море.
Ответ: Екатерина II
Ведущий 1
Следующий наш конкурс «Анаграммы»
Разгадайте анаграммы и вы узнаете как назывались русские воины-кавалеристы 19 в
Участвовали в бою спешенные и на конях , на знамени был изображен дракон.
Н А Г У Р Д (драгун)
Всадник легкой кавалерии .Название происходит от тюркского «вольный человек»
А К З К А (казак)
-----------------------------------------
Воин легкой кавалерии . Название произошло от венгерского «хузар»
У Г А Р С (гусар)
------------------------------------------Воин легкой кавалерии. Был вооружен пикой и саблей.
По тюркски «оглан»- парень, молодец
Л Н У А (улан)
А ЭТО ЧТО ТАКОЕ
Команды должны без слов так изобразить пословицу , чтобы другая команда догадалась о чем речь.
1 команда изображает:
«Парочка – баран да ярочка»
«Семь раз отмерь , один раз отрежь».
2 команда изображает:
«Две собаки грызутся , третья не суйся»
«Глину не мять – горшков не видать».
Ведущий 2: Наша игра подходит к концу, и, пока жюри подведет итоги, мы снова поиграем со зрителями в «Пословицы». Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе! А вы хорошо знаете русские пословицы? Сейчас мы посмотрим... Я буду читать первую половину пословицы, а вы заканчиваете ее. Если пословица хорошо вам известна, можно отвечать хором. Итак...
- Грамоте учиться всегда пригодиться.
- Что написано пером, то не вырубишь топором.
- Глядит в книгу, видит фигу.
- Повторенье - мать ученья.
- Дело мастера боится.
- Ученье - свет, неученье - тьма.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Судят не по словам, а по делам.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Маленький, да удаленький.
- Мал золотник, да дорог,
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Окончил дело - гуляй смело.
- Худо тому, кто не делает добра никому.
- Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
- Тонул - топор сулил, а вынырнул и топорища жалко.
Ведущий: Молодцы, ребята! Хорошо знаете пословицы. А сейчас слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги, награждает победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.
Статья посвящена анализу некоторых аспектов государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского на предмет интеграции раздела "Яз...
Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).
Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...
«Роль учителя в расширении образовательного пространства через музейно-педагогическое проектирование»
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в образовательной политике всё больший вес приобретает культурологическое направление. Движение к открытому общес...
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»
Мы живем в сложное время. Оно разрушает прежние нравственные идеалы, и понятия. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная аг...
Музейно-педагогическая программа
Программа по развитию музея в БОУ НПО "Профк=ессиональное училище №65"...
музейно-педагогическая программа
программа...
Музейно-педагогическая программа "В мире искусства" для 5-6 классов
Программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов...