Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.
статья (5,6 класс) по теме
Статья посвящена анализу некоторых аспектов государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского на предмет интеграции раздела "Язык изобразительного искусства" с материалами соответствующего раздела многоуровневой музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!". Статья может представлять интерес для педагогов гуманитарного цикла, занимающихся интеграцией своего предмета с предметом изобразительного искусства, особенно для музейныз педагогов, учителей МХК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_programm_dlya_integracii.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ государственных программ по изобразительному искусству
на педмет интеграции с многоуровневой
музейно - педагогической программой «Здравствуй, музей!»,
её раздела «Язык изобразительного искусства».
Интеграция курса «Язык изобразительного искусства» с учебным предметом «Изобразительное искусство» возможна на основе единства задач, принципов, методологии, содержания и форм работы.
Наиболее эффективна с точки зрения реализации задач обоих программ, выработка интегрированного курса, где подбор заданий для практической работы будет согласован с содержанием программы «Язык изобразительного искусства», как ведущей, основной.
По содержанию и последовательности изложения материала наиболее согласуются между собой программы ( М/п «Язык изобразительного искусства» и программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под редакцией Б.М. Неменского, раздел программы для учащихся 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека». Ещё один положительный момент состоит в том, что в учебном плане на изучение предмета ИЗО по программе Неменского отводится 68 часов, то есть – 2 часа в неделю, возможно «спаренных». Вполне достаточно времени для подробного освещения теоретических основ, просмотра слайдов, обсуждения содержания вопросов темы на первом уроке, и выполнение несложных упражнений на закрепление изученного на практике на втором уроке.
На мой взгляд, большой недочёт собственно программы Б.М. Неменского состоит в том, что программу предполагается использовать для общеобразовательных школ, однако по содержанию, уровню заданий, объёму, требованиям к учащимся она больше рассчитана на специализированные художественно – эстетические учебные заведения и студии. Эта программа имеет фундаментальную экспериментальную почти двадцатилетнюю базу разнообразного педагогического опыта , буквально со всей России, но при этом , до сих пор недостаточно разработана система последовательных упражнений, выполняемых учащимися до основного задания по заявленной теме. Обычно авторы учебных пособий фундаментально и основательно подходят к решению культурологических, эстетических, искусствоведческих, нравственно – педагогических вопросов. Но реального времени для решения технического вопроса: как этому научить ребёнка за 45 минут урока, (потратив почти половину времени « погружению в тему»), они не отводят. А в основе художественного творчества лежит ремесло – владение приёмами работы, которым можно научиться только при постоянной последовательной тренировке в системе поступательных продуманных упражнений.
Поэтому, не смотря на кажущиеся единство и последовательное изложение материала содержательной стороны в обеих программах по ИЗО и по музейной педагогике, всё- равно необходима коррекция: более целенаправленная формулировка темы урока, отбор содержания теоретического материала и детализация практического задания. Возможно, замена творческого характера заданий на более простые, требующие решения какой – либо конкретной учебной задачи.
Интегрировать курс «Язык изобразительного искусства» с программой Б.М. Неменского для 5 класса совсем нецелесообразно, так как последняя целиком посвящена изучению ДПИ - « Декоративно прикладное искусство в жизни человека».
Во многих школах, педагоги ИЗО работают по другой государственной основной «рабочей» программе - «Изобразительное искусство» для 1- 9 классов, под редакцией В.С. Кузина.
Принцип организации этой программы несколько иной. Весь материал делится по видам художественной деятельности на блоки:1. Рисование с натуры (рисунок, живопись), 2. Рисование на темы и иллюстрирование,3. Декоративное рисование, лепка, аппликация, 4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Учитель в праве компоновать уроки, внося разнообразие в смену рода деятельности по своему усмотрению, с учётом смены времён года и дат календаря, знаменательных событий и т.д.
Этот принцип самостоятельного творческого моделирования тематического планирования даёт возможность составить последовательность разновидовых по деятельности уроков в соответствии с нужным содержательным компонентом, что даёт дополнительные преимущества для интеграции с музейно – педагогической программой.
« Минус» для учителя состоит в том, что по учебному плану для реализации программы отводится 34 часа в год ( 1 урок в неделю). Как успеть помимо основного задания по изо, хотя бы слегка «затронуть» теоретическую сторону вопроса? Более подробно и основательно это можно сделать на уроках – беседах,( которым за год отводится 6 часов).
Интегрировать можно в 5 и в 6 классе, но избирательно и не в полном объёме.
Хотелось бы обратить внимание на существенные акценты при изучении одних и тех же вопросов в курсе музейной педагогики и на уроках изо:
- Язык изобразительного искусства для музейной педагогики – как предмет изучения, а для художника – как средство изображения и самовыражения. И естественно, какая бы программа по изо для интеграции ни была выбрана, необходимо изменить эти акценты при интегрировании не только формально в задачах тематического планирования каждого занятия, а изначально на уровне целеполагания.
Второе очень важное замечание относится к содержательной стороне практических заданий на уроках изо. Изучать приёмы работы различными инструментами, свойства и качества художественных материалов, элементы изображения и выразительные качества художественного языка на уроках изо необходимо, начиная с 1 класса, поэтому знакомство с «языком изобразительного искусства» на практике возможно будет намного опережать изучение этого материала в курсе занятий музейной педагогики в 5 классе.
С одной стороны, к 5-му классу у школьников складываются достаточно широкие представления в этой области, что позволяет обобщать, углублять и систематизировать знания на уроках музейной педагогики. А с другой стороны, встаёт настоятельная потребность изучать «язык изобразительного искусства» с первого класса, как необходимую основу ремесла.
Достойным фундаментальным подспорьем в арсенале методических наглядных пособий по изо для педагога будут видеофильмы из серии «Русский музей – детям», особенно « В мастерской художника – живописца», «Скульптура». В условиях ограниченного времени урока, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Прекрасно продуманные, оформленные, учебно – методические комплексы: учебное пособие с лекциями, вопросами, списком рекомендуемой литературы, мультимедийный диск, набор слайдов с сопроводительными комментариями, рабочие тетради – это полный арсенал необходимый и достаточный для плодотворной работы учителя. Огромной благодарности достойны все участники и создатели этого «арсенала». Поистине это титанический, героический подвижнический труд большого коллектива единомышленников.
И всё же становится досадно, от невозможности реально использовать все преимущества этого комплекса в реалиях учебной жизни отдельно взятой школы из-за несовершенной материально – технической базы, из – за неумелой организации учебной работы в самой школе, из –за равнодушия властей, представителей бизнеса , родительской общественности к вопросам культуры в целом.
Если же говорить конкретно о содержательной стороне программы «Путь в изобразительное искусство», её разделе - «Язык изобразительного искусства» есть темы, которые достаточно просто закрепить в нескольких практических заданиях. Некоторые же темы: «Свет и тень. Свет и тень в живописи.» и «Цвет в природе и изобразительном искусстве. Цвет как предмет научного исследования.» достаточно проблематичны для изучения в 5 классе. Учащиеся 5 класса только начинают выполнять задания, где наряду с формой предмета необходимо показать его объём графическими или живописными приёмами. Поэтому задания, закрепляющие умения выявить объём предмета с помощью изображения светотени на поверхности предмета носят учебный характер, лишены творческого начала, что школьниками определяется эмоционально, как «скучно».
Некоторые вопросы теории цветоведения, касательно научных исследований для пятиклассников просто непонятны, и должны быть« переработаны» учителем и донесены школьникам в популярной и доступной форме. Основываясь на материале лекции №5,замечательного учебного пособия Бориса Андреевича Столярова, приходится до минимума не только сократить объём излагаемого материала, но и «упростить» для восприятия содержание, так как оптические явления и волновые теории рассматриваются в разделе физики, изучаемого только в 9 классе.
Таким образом, вывод из всего сказанного следует только один – интегрировать просто необходимо!
Вариантов может быть несколько. На мой взгляд, лучший из них – программа музейно- педагогическая – как основа и руководство к действию.
И в заключении, хотелось бы отметить очень важный аспект, для всех педагогов, рискнувших заняться интеграцией изобразительного искусства и музейной педагогики на основе многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!», которая уже в течение почти пятнадцати лет апробируется и внедряется в школах России. Недавно музейно-педагогическая программа получила статус государственной, поэтому при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений , использующих данную программу, не должно быть никаких проблем.
Рекомендуемые материалы для дальнейшего анализа и работы при
составлении авторского курса интегрированных занятий по изо
и музейной педагогике по разделу «Язык изобразительного искусства»:
- Курс «Язык изобразительного искусства» (5-6 классы)
- Программа « Изобразительное искусство и художественный
труд 1-11 классы» ( под редакцией Б.М. Неменского.
( 5 класс, 6 класс)
- Тематическое планирование занятий по изо
- для учащихся 5 и 6 классов
по программе Неменского.
- Программа «Изобразительное искусство»
1 -9 классы (под редакцией В.С. Кузина), 5 и 6 классы.
5. Тематическое планирование занятий по изо для учащихся 5 и 6
классов по программе В.С.Кузина.
- Тематическое планирование занятий по музейной педагогике для
учащихся 5-классов. «Язык изобразительного искусства».
- Презентация Маркушевой С.П. с иллюстративным материалом к
некоторым темам музейно- педагогической программы
«Здравствуй, музей!» , раздела программы -
«Язык изобразительного искусства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...