Музейно-педагогическая программа "В мире искусства" для 5-6 классов
методическая разработка по мхк (5, 6 класс)
Программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5_klass.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейно-педагогическая программа
«В мире искусства»
для 5-6 классов
Срок реализации программы 1 год
Санкт-Петербург
Оглавление
Оглавление 2
Пояснительная записка 3
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 6
Формы и методы проведения занятий 7
Перечень оборудования в кабинете для реализации программы 8
Содержание курса 9
Календарно-тематическое планирование 13
Источники, литература, электронные ресурсы 17
Пояснительная записка
Нормативным основанием для составления программы внеурочной деятельности обучающихся средних классов являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (зарегистрирован в Минюсте России от 12.12.2011 г. N 2357) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N373».
- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. №189).
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N03-255
"О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Санкт-Петербурга»
- План внеурочной деятельности ГБОУ Гимназия при Государственном Русском музее.
Представленная рабочая программа составлена на основе авторской программы Подрезовой И.И. «Загадки Древнего мира», опубликованной на портале «Социальной сети работников образования» 11.12.2014 г. (http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2014/12/11/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti) и нормативных документов: Государственного образовательного стандарта.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Цель программы развития Всероссийской гимназии при ГРМ - создание педагогической модели, в управлении и совершенствовании которой каждый участник образовательного процесса (педагог, обучающийся, родитель) может выстроить свою траекторию развития.
Такую возможность предоставляет программа внеурочной деятельности «В мире искусства». Можно отметить социальную значимость программы: она решает не только проблемы повышения качества образования (история, география, литература, мировая художественная культура, технология, изобразительное искусство), но и повышает качество воспитания, уровень занятости школьников. Каждый ребёнок может найти себе дело по душе: рисовать, заниматься исследовательской деятельностью, посещать музеи, проводить экскурсии.
Программа внеурочной деятельности «В мире искусства» адресована для школьников 5-6 классов и ориентирована на практическое применение учащимися полученных знаний. На занятиях учащиеся выполняют оригинальные творческие работы (эскиз папируса, роспись древнегреческой вазы и т.д.), посещают музеи. В рамках данной программы учащиеся впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью, создавая оригинальные работы культурологической тематики. Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству.
Актуальность программы внеурочной деятельности «В мире искусства» определяется тем, что все большее значение приобретает идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условии достижения высокого качества образования. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Программа внеурочной деятельности разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.
Цель программы внеурочной деятельности «В мире искусства» - погружение в мир художественной культуры, пробуждение у школьников интереса к искусству, к восприятию мира через гуманитарное знание; развитие культуры речи и творческих способностей учащихся.
Задачи:
Познавательные:
- дать представление об истоках и основных этапах исторического развития мировой художественной культуры;
- на материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих мастеров;
- познакомить обучающихся с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи и литературы, созданными народами Древнего мира и Средневековья.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся в процессе просмотра и обсуждения произведений искусства народов мира и при выполнении творческих заданий, исследовательских работ;
- стимулировать желание обогащать свой жизненный опыт, познание окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к процессу обучения;
- воспитывать уважение к наследию Древнего мира и Средневековья.
Объем программы. Предлагаемый объем – 68 часов в год (2 часа в неделю). Программа адресована школьникам 5-6 классов и рассчитана на два года обучения.
Принципы программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Первый уровень результатов — приобретение школьником знаний о культуре Древнего мира и культуре Средневековья, знакомство с классификацией искусств культуры Древнего мира и культуры Средневековья.
Второй уровень результатов — развитие понятий об особенностях культуры Древнего мира и культуры Средневековья, постижение системы знаний о многообразии культур различных народов мира.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельной творческой деятельности (создание проектно-исследовательских работ); освоение основных этапов развития культуры Древнего мира и культуры Средневековья как уникального явления, имеющего непреходящее мировое значение.
В результате изучения программы по внеурочной деятельности «В мире искусства» учащиеся должны получить следующие знания и умения:
1.Знать:
- основные этапы в художественном развитии человечества;
- эстетические идеалы народов Древнего мира и народов Средневековья;
- основные стили и направления в мировой художественной культуре;
- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
- выдающиеся памятники и произведения искусства Древнего Египта, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Руси; средневековой Германии, Франции и Италии, Византии.
- основные художественные музеи мира.
2. Уметь:
- отличать произведения искусства различных стилей;
- самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для различных эпох и народов;
- сформулировать свое оценочное суждение;
- пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.
Программа внеурочной деятельности «В мире искусства» способствует развитию у учащихся ключевых образовательных компетенций, таких, как информационная, коммуникативная, интегративная и общекультурная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности.
Образовательный результат программы состоит в совершенствовании навыков индивидуальной и коллективной исследовательской работы, навыков анализа художественного слова, образа; в развитии образного мышления и реализации творческого потенциала личности, в развитии навыков рисования по памяти, по представлению, в повышении культуры интеллектуального и творческого общения.
Формы и методы проведения занятий
Программа «В мире искусства» предполагает различные виды работ:
- лекция с элементами беседы;
- работа со словарем (этимологический анализ, морфемный анализ) и справочной литературой;
- подготовка развернутого устного высказывания (составление характеристик мифологических персонажей, устное словесное рисование);
- исследовательские и творческие работы;
- рисование, лепка, работа с бумагой;
- инсценировка обрядов;
- выразительное чтение;
- оформление слайдов.
При построении занятий используются следующие методические приемы:
- создание игровых ситуаций;
- самостоятельная поисково-исследовательская деятельность;
- театрализация;
- принятие определенных социальных ролей;
- моделирование;
- дидактические игры и игровые задания, развивающие восприятие, мышление, воображение, память, речь и мелкую моторику.
В рамках реализации образовательного курса используются следующие технологии:
- Диалог культур
- Интеграция предметов гуманитарного цикла
- Проектная деятельность
- Технология групповой деятельности
- Технология коллективной творческой деятельности
- Музейная педагогика
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Перечень оборудования в кабинете для реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры,
- проектор,
- экран.
Научно-методическое обеспечение:
- методические пособия,
- интернет-ресурсы,
- мультимедийный блок «Культура Древнего мира» и «Культуры эпохи Средневековья»
Содержание курса
Структура программы. Программа состоит из основных разделов, списка тем исследовательских и творческих работ, списка литературы. Данная программа основана на изучении пяти разделов, которые сопровождаются творческими мастерскими.
Разделы:
- Культура древних цивилизаций.
- Культура Древнего Египта.
- Культура Месопотамии
- Культура Древней Греции.
- Культура Древнего Рима.
Календарно - тематическое планирование 2016-2017 гг.
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Неделя | Дата |
Раздел 1. Культура древних цивилизаций | ||||
1 | Тайны древних пещер: художественная культура древних цивилизаций. Культовые постройки древнего человека. | 1 | ||
2 | Магия и культура: особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Творческий практикум Создание «наскального» рисунка. | 1 | ||
3 | Магия и культура: особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Творческий практикум Рисуем орнамент для вазы. | 1 | ||
4 | Магия и культура: особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. Творческий практикум Создание собственной системы петроглифов. | 1 | ||
5 | Постройки древнего человека. Менгиры. Долины менгиров. | 1 | ||
6 | Постройки древнего человека. Дольмены. Дольмены Геленджика. | 1 | ||
7 | Постройки древнего человека. Стоунхендж. Модель вселенной в конструкции Стоунхенджа. | 1 | ||
8 | Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании. Творческий практикум Создание виртуальной экскурсии по острову | 1 | ||
9 | Тайны океанских глубин. Марианская впадина. Тайны Бермудского треугольника. | 1 | ||
10 | Искусство Древней Америки. Загадки древнеамериканской культуры (пирамиды в Мексике, Перу). | 1 | ||
11 | Искусство Древней Америки. Загадки древнеамериканской культуры (пирамиды в Мексике, Перу). Пустыня Наска | 1 | ||
12 | Загадки Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология. | 1 | ||
13 | Загадки Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология. Творческий практикум Инсценирование одного из мифов. | 1 | ||
14 | Загадки Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. | 1 | ||
15 | Загадки Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. Творческий практикум Церемония китайского чаепития | 1 | ||
16 | Культура древнейших цивилизаций Африки. | 1 | ||
17 | Ремесла и прикладное искусство африканских народов. | 1 | ||
18 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства первобытного общества в Эрмитаже. | 1 | ||
19 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства первобытного общества в Эрмитаже. | 1 | ||
Раздел 2. Культура Древнего Египта | ||||
1 | Культура Древнего Египта. Первооткрыватели. Достижения культуры Древнего Египта. | 1 | ||
2 | Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. Творческий практикум Инсценирование одного из мифов. Раскраска: боги Древнего Египта | 1 | ||
3 | Религиозные представления древних египтян о сущности человека. Книга Мертвых. | 1 | ||
4 | Обряд мумификации. Пирамиды – погребальные комплексы древних египтян. Фрески погребальных камер. Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта. Творческий практикум Создание модели пирамиды из бумаги. | 1 | ||
5 | Становление египетского стиля. Каноны в изобразительном искусстве Древнего Египта. Творческий практикум Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. | 1 | ||
6 | Древнеегипетский храм и его роль в религиозной жизни. | 1 | ||
7 | Символика художественного образа древнеегипетского храма. | 1 | ||
8 | Музыка и литература Древнего Египта. | 1 | ||
8 | Древние города. Каменный город в Иордании (Петра). Месса Верде. Нагорье Бандиагара. Вардзия. Творческий практикум Виртуальное путешествие в мир городов в скалах и пещерах. | 1 | ||
9 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства Древнего Египта в Эрмитаже. | 1 | ||
10 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства Древнего Египта в Эрмитаже. | 1 | ||
Раздел 3. Культура Месопотамии | ||||
1 | Культура Месопотамии. Первооткрыватели. Достижение культуры Месопотамии. | 1 | ||
2 | Религиозно-мифологические представления народов Междуречья. | 1 | ||
3 | Искусство Шумер и Аккад. | 1 |
| |
4 | Искусство Ассирии и Нововавилонского царства. | 1 | ||
Раздел 4. Культура античного мира. Древняя Греция | ||||
1 | Древняя Греция. Крит. В лабиринте Минотавра. Творческий практикум-игра Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта. | 1 | ||
2 | Загадочная Атлантида. Творческий практикум Отметить на карте местонахождение Атлантиды по разным версиям. | 1 | ||
3 | Платон и Аристотель. | 1 | ||
4 | Легенды и мифы Древней Греции. Пантеон божеств. Творческий практикум Составить схему родства богов. | 1 | ||
5 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. | 1 | ||
6 | Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах. Творческий практикум По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. | 1 | ||
7 | Аполлон. Миф о рождении Аполлона. Музы Аполлона. Творческий практикум Состязание поэтов (выразительное чтение стихотворений). | 1 | ||
8 | Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма. Творческий практикум Инсценирование отрывка из мифов. | 1 | ||
9 | Мир героев и чудовищ. Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»). Творческий практикум Подписать названия подвигов Геракла под рисунками, которые представляют собой изображения на метопах храма Зевса в Олимпии. | 1 | ||
10 | Мир героев и чудовищ. Древнегреческие герои: Ясон («Путешествие Ясона за золотым руном») | 1 | ||
11 | Знаменитые путешествия. «Одиссея». Творческий практикум Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея» | 1 | ||
12 | Знаменитые путешествия. «Илиада». | 1 | ||
13 | Басни Эзопа. Творческий практикум Выучить наизусть отрывок одной из басен Эзопа. | 1 | ||
14 | Путешествие в Античность: «крылатые выражения» из древнегреческих мифов. Викторина «Самый умный» | 1 | ||
15 | Античные храмы – «жилища» богов. | 1 | ||
16 | Афинский акрополь Творческий практикум Создать маршрут экскурсии по Афинскому акрополю. | 1 | ||
17 | Древнегреческий театр. Греческая драма. | 1 | ||
18 | Древнегреческие драматурги и их произведения. | 1 | ||
19 | Тайны древнегреческой керамики. Творческий практикум Создание древнегреческой вазы в разных техниках: граттаж, аппликация. | 1 | ||
20 | Красота человеческого тела в скульптуре Древней Греции. | 1 | ||
21 | Семь чудес Древнего мира. | 1 | ||
22 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства Древней Греции в Эрмитаже. | 1 | ||
23 | «Музейное ориентирование» на экспозиции искусства Древней Греции в Эрмитаже. | 1 | ||
Раздел 5. Культура Древнего Рима | ||||
Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология. Творческий практикум Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия. | легенда о Ромуле и Реме мифология | ||
Архитектура и скульптура Древнего Рима. Изобразительное искусство. Знаменитые памятники древнеримской архитектуры. Подземный город в Каппадоккии. Римские карнавалы. Творческий практикум Создание карнавальной маски из бумаги в технике «Аппликация». Работа с пластилином: создание мини-скульптуры. | форум амфитеатр Пантеон камея барельеф карнавал | ||
Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. Оружие гладиаторов. Творческий практикум. Я на арене Колизея. Раскраска: виды гладиаторов. | Колизей гладиаторы | ||
История одной картины. К.Брюллов «Последний день Помпеи». Извержение Везувия и судьба римских городов. Творческий практикум Словесное рисование: образы горожан на картине К.Брюллова. | Везувий | ||
Чудеса света в древности. Творческий практикум Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света. | |||
5. | Культура Древней Руси | ||
5.1. | Древняя Русь. Славянская мифология. Перун – один из главных богов славянского пантеона. | традиции обряды мировое древо | 1ч. |
5.2. | Велес, Даждьбог, Световид, Макошь. Характеристика образа, символы, атрибуты. Творческий практикум «Узнай героя» - узнать славянского бога по описанию. | славянские боги символ атрибут | 1ч. |
5.3. | Лада – богиня любви и очарования. Богиня Лада в художественных образах (Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка»). Творческий практикум Образы Снегурочки в произведениях Н.Римского-Корсакова и А.Островского. | образ | 1ч. |
5.4. | Купало, Ярило, Кострома – персонажи весенних праздников и покровители земного плодородия. Творческий практикум Рисунок воображаемого цветка папоротника. | календарные праздники | 1ч. 1ч. |
5.5. | Существа, составляющие близкое окружение человека (водяной, леший, домовой, кикимора). Обряды, связанные с ними. Творческий практикум Обрядовый фольклор: загадки, былички, предания. Конкурс на лучшего рассказчика. Чтение фрагментов из сказок А.Толстого, А.Ремизова. | заговор обряд ритуал поверье | 2ч. 2ч. |
5.6. | Языческая мифология славян. Почитание славянами своих предков. Праздники времён года. Гадания. Творческий практикум – игра Проведение святочных гаданий, масленичных игр. Создание птички-веснянки из пластилина или соленого теста. Глиняные игрушки (Дымково, Абашево). Раскраска. | святки масленица радоница | 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. |
5.7. | Семейно-бытовые обряды древних славян (свадебный обряд, рождение ребёнка). Творческий практикум «Что в имени тебе моем…» - загадки имен. Свадебные наряды Древней Руси. Раскраска. | символика имени генеалогическое древо | 2ч. 1ч. |
5.8. | Особенности русского деревянного и каменного зодчества. Семантика православного храма. Иконы. Иконопись. Творческий практикум Эскиз древнерусской крепости: символическое значение деталей. | деревянное (Кижи) каменное зодчество (собор Василия Блаженного) иконы | 1ч. 1ч. |
5.9. | Воины Древней Руси. Вооружение воинов (меч, щит, шлем, кольчуга). Обереги. Знаменитые полководцы Древней Руси. Творческий практикум. Вооружение воина Древней Руси. Раскраска. | 1ч. 1ч. | |
5.10. | Тайны древнерусских городов. Творческий практикум Виртуальное путешествие по городам Древней Руси | 1ч. | |
5.11. | Диалог с античностью. Конкурс знатоков (интерактивная игра) | 1ч. | |
Экскурсии в музей славянской мифологии. | 4ч. | ||
Экскурсия в Томский областной художественный музей. Выставка «Иконы». | 1ч. | ||
Экскурсии в Музей истории Томска | 2ч. | ||
Экскурсия в областной краеведческий музей | 1ч. | ||
Резервные занятия | 1ч. | ||
Выставка нашей фантазии. Подведение итогов. Вручение сертификатов. ИТОГО | 1ч. 34ч. |
Раздел №1
Культура древних цивилизаций
История человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар — арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств.
Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи).
Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды.
Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.
Мегалитические постройки первобытного человека — менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов (погребальные культовые строения). Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.
Религиозное содержание Стоунхеджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной в архитектурной конструкции Стоунхенджа. Равноправие в конструкции Стоунхеджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность.
Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.
Географические, климатические и природные контрасты Центральной Америки. Древнеиндейские племена (ацтеки, инки и майя) и их роль в освоении местности и развитии цивилизации.
Пирамида в мифологии древних индейцев. Пирамида солнца в Теотиуакане, храм с нишами в Тахине, пирамида надписей в Паленке. Культовое значение и конструктивные особенности этих сооружений (многоступенчатость, ориентация в пространстве, ложные своды, обилие скульптурных украшений). Календарь ацтеков — «Солнечный камень».
Культура Древней Индии, Древнего Китая, Древней Японии.
Раздел №2
Культура Древнего Египта
Географическое положение Древнего Египта. Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.
Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.
Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).
Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством.
Древнеегипетский храм, его место и роль в религиозной, политической и общественной жизни. Трактовка храма как модели космоса и жилища бога на земле. Природные реалии (течение Нила с юга на север, движение Солнца с востока на запад) и их влияние на пространственную ориентацию храма. Символика художественного образа древнеегипетского храма, состоящего из семи обязательных элементов — аллея сфинксов, пилоны, открытый дворик с колоннадой, гипостильный зал, зал Ладьи, Святилище, световое отверстие. Горизонталь и вертикаль в символике древнеегипетского храма.
Два типа древнеегипетской колонны — связка папируса, цветок лотоса.
Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Образцы архитектурных фрагментов: аллея сфинксов, стелы фараонов, пилоны.
Религиозные представления древних египтян о «многосоставной» природе и сущности человека. Отношение древних египтян к земной жизни и осознание ими необходимости подготовки к вечному существованию после смерти. Задача сохранения тела. Повторение мифа об Осирисе в обряде мумификации. Погребальные комплексы древних египтян — пирамиды и скальные гробницы. Трактовка пирамид и гробниц как «жилища для вечности». Типы погребальных сооружений: надземные (пирамиды), подземные (скальные гробницы).
Система пространственных построений в искусстве Древнего Египта (сочетание различных точек зрения, развитие действия вдоль плоскости, возможность его продолжения вправо и влево). Сочетание знаков-символов (иероглифов) с изображениями предметного мира. Определённые канонические требования в искусстве Древнего Египта: фигуры выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу (голова и ноги фигуры показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас).
Творческая мастерская
Искусство Древнего Египта. Символический язык древнеегипетской росписи. Анализ системы основных средств пластических искусств: объёма, массы, опоры и перекрытия - в архитектуре; плоскости, линии, силуэта, цветового пятна - в рельефе и живописи. Канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости.
Зарисовки человеческой фигуры с учетом канонов. Анализ пропорций человеческой фигуры. Изображение человека через вспомогательные формы (круг, треугольник, овал). На формате А4 учащиеся выполняют зарисовки с натуры.
Срисовывание сцен с репродукций фресок, рельефов. Учащимся предлагается рассмотреть репродукции фресок, барельефов (иллюстративный материал берётся из энциклопедий по истории и мировой художественной культуре; из Интернета). Анализ композиции, особенности плоскостного, поярусного расположения фигур, построения и пропорций человека в соответствии со статусом.
Сочинение истории из жизни фараона и египтян и создание папируса (имитации), с учётом основных канонов. Работа выполняется на формате А3, А4. Лист тонируется акварельными красками или гуашью, наносится фактура с использованием холстины и жёсткой щётки. Композиция с эскиза переносится на тонированный лист и выполняется в цвете.
Раздел №3
Культура античного мира.
Древняя Греция
Источники изучения древнегреческой цивилизации (мифология, литературные произведения, архитектура, скульптура). Особенности крито-микенской культуры. Дворцовый комплекс в Кноссе: колонные залы, лабиринт, фресковая живопись.
Греческие вазы — важнейший источник знаний о культуре Древней Греции. Бытовые, религиозные, мифологические сюжеты росписей древнегреческих ваз.
Тема освоения земли и моря в древнегреческих мифах о Геракле, Тесее, Ясоне, Одиссее. Образцы краснофигурных и чернофигурных древнегреческих ваз.
Установление Зевсом мирового космического порядка и распределение сфер влияния между богами (Зевс — небо и земля, Посейдон — океан и море, Аид — подземное царство). Формирование олимпийского пантеона главнейших богов Древней Греции (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Аполлон, Артемида, Гестия, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес). Их функции, родственные связи и атрибуты. Олимп — место обитания богов и географическая точка на карте Древней Греции.
Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека. Аполлон и девять муз (Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Калиопа). Представление наук и искусств музами, их функции и атрибутика. Рождение древнегреческого театра, особенности театрализованного действия.
Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.
Олимпийские игры: возникновение, система проведения.
Древнегреческий храм, его место и значение в религиозной, политической и общественной жизни. Храмовый ансамбль Афинского Акрополя. История создания Парфенона.
Ориентация древнегреческого храма в пространстве (восток — боги живые, запад — герои мертвые, вход в храм с востока, освещение через проем двери или через отверстие в крыше).
Творческая мастерская
Изучение античной расписной керамики. Анализ колорита в древнегреческих орнаментальных мотивах. Древнегреческая вазопись. Вазопись — роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд, имеющий не только повседневно – бытовое (утилитарное), но и декоративное значение. Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков.
Эпоха геометрии. Формы ваз. Виды, стили, узоры (меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки). Чёрнофигурная и краснофигурная техника. Чернофигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда. Краснофигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.
Сюжеты росписей и их соответствие назначению ваз: мифологические сюжеты, повседневная жизнь греков, битвы, атлетические состязания. Составление эскиза росписи керамической вазы. Зарисовки карандашом из книг, с репродукций ленточного орнамента, человеческих фигур. Анализ форм, пропорций. Выбор темы и составление эскиза круговой композиции для вазы на листе, перенос его на вазу (ваза из белой глины, первого обжига). Знакомство с техникой «Граттаж». Тонирование вазы цветом, нанесение рисунка карандашом. Процарапывание иглой контура. Окончательное завершение композиции, путем «сцарапывания» краски в светлых местах.
Изготовление вазы в технике «Аппликация». Использование готовых элементов из цветной бумаги: ваза, орнамент, фигурки людей и мифологических животных.
Раздел № 4
Культура Древнего Рима
Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. Художественная культура греков и римлян, сходство их мифологических представлений. Трансформация имен древнегреческих богов в римские. Своеобразие римской религии: включение не только олимпийского пантеона, но и новых божеств (Гении, Лары, Пенаты, Янус).
Театр, его место в системе художественной культуры Древнего Рима. Рождение лозунга «Хлеба и зрелищ!» и его значение в жизни древних римлян. Типы и виды зрелищ: гладиаторские и морские бои, спортивные состязания, карнавал.
Архитектурные памятники Древнего Рима. Создание новой конструктивной системы: арочно-сводчатые конструкции (аркады, акведуки, амфитеатры, триумфальные арки). Остатки римских форумов. Пантеон — «храм всех богов». Архитектурные достижения Пантеона в Риме. Применение новых технологий: кирпичные постройки, использование бетона.
Амфитеатр Флавиев «Колизей», его конструкция, особенности художественного образа и современное состояние.
Извержение Везувия и судьба римских городов Геркуланума, Стабии, Помпеи. Археологические раскопки Помпеи: фресковая живопись.
Творческая мастерская
Изобразительное искусство: монументальная живопись (фреска). Архитектура (циркульная арка, круглый храм, тип частного дома с атрием). Арочно-сводчатая конструкция. Господствующий тип сооружения общественного характера: триумфальная арка, амфитеатр, базилика, термы, военно-инженерные сооружения.
Знакомство с портретом. Скульптурный портрет, как одно из крупнейших достижений римской культуры, развившийся из древних восковых масок, связанных с погребальным культом.
Изучение пропорций головы. Выполнение на листе карандашом эскиза головы в анфас и в профиль, с учетом правил построения.
Психология трактовки портрета. Как характер влияет на черты человека, и как лицо раскрывает характер. Знакомство с барельефом, горельефом.
Выполнение портрета современника в барельефе. Работа пластилином. Передача в портрете индивидуальности личности одноклассника, подруги, ровесника.
Раздел № 5
Культура Древней Руси
Нравы, традиции, обряды восточных славян. Славянская мифология. Система мифологических представлений древних славян. Четыре основных пласта древнейших мифологических понятий: боги, земля, отвлеченные понятия, существа низшего круга. Антропоморфизм как тип отношения к окружающей действительности. Представление о Мировом древе.
Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком. Обряды, связанные с домовым (заговоры, обряд задабривания). Кикимора: этимология имени, функции, отношения с человеком. Обряды и жанры фольклора, связанные с Кикиморой (обряд изгнания кикиморы, поговорки).
Сказка Алексея Ремизова «Кикимора»: отражение мифологических представлений о персонаже. Авторское отношение к Кикиморе, отразившееся в оценочных суффиксах, интонационной окрашенности текста. Речь как средство характеристики персонажа.
Одухотворение воды, растительности, животных, неживых предметов. Водяной, болотный, русалки. Характеры духов воды, отношения с человеком. Обряды и поверья, связанные с водой и духами, живущими в ней.
Сказка А. Толстого «Водяной». Народная сказка о водяном. Стихотворения А. Блока из цикла «Пузыри земли»: отражение представлений древних в творчестве поэта - символиста. Поэтизация народной веры. Луговик (полевик, межевик, кудельница), полуденницы: этимология имен, характеры, функции. Сказка А. Толстого «Полевик»: отражение народных поверий.
Леший – хозяин леса. Представления славян о жизни лешего, характер мифологического существа, правила поведения в лесу. Обряды и ритуалы, связанные с лешим.
Перун – один из главных богов славянского пантеона. Трансформация образа во времени и в различных культурах. Народные легенды о Велесе, Даждьбоге, Световиде, Макоши. Слияние языческого божества (Даждьбога) с фольклорным образом солнца.
Культ богини Ладо. Общность с греческой богиней Афродитой. Произведения народного творчества, связанные с богиней Ладо – песни, заклички.
Отражение языческих божеств (Купало, Ярило, Кострома) в народных праздниках, обрядах и поверьях.
Язычество и христианство в славянской мифологии. Почитание славянами своих предков. Календарные праздники и обряды (летние, осенние, зимние, весенние). Народные приметы. Семейно-бытовые обряды.
Первые каменные храмы (Киев, Новгород, Владимир). Мотивы белокаменной резьбы. Русский север – сокровищница деревянного зодчества. Ансамбль Кижского погоста – символ красоты русской души. Православный храм и его устройство. Иконопись на Руси.
Народные игрушки: глиняные, деревянные.
Творческая мастерская
Древние образы в народном искусстве. Солярные знаки (конь, птица, древо жизни). Значение солярных знаков (круг, конь), древа жизни, птицы, животных в вышивке, деревянной резьбе, росписи, глиняной игрушке.
Фетишизм. Тотемизм. Баба (кукла) как один из самых многозначных, объемных сюжетов народного искусства. Перерождение игрушки из ритуальной в игровую. Значение игрушки в воспитании ребенка. Знакомство с промыслами глиняной игрушки (Абашево, Кожля, Дымково, Филимоново, Хлудневская игрушка). Праздник – Свистопляс. История рождения праздника, традиции.
Создание и роспись глиняной игрушки-свистульки. Знакомство с устройством свистульки. Лепка игрушки из глины, настройка звука. Роспись по высохшей глине. Раскрашивать можно акриловыми красками либо гуашью или темперой, они хорошо ложатся на глину.
Темы исследовательских работ
- Образ змеи (дракона) в мифологии Древнего мира.
- Загадки куклы-оберега.
- Образ птицы в мифологии и культуре.
- Загадки древнеегипетского папируса.
- Мифологические образы в русском народном творчестве.
- Сюжеты античной керамики.
- Образы древнегреческих богов в античной керамике.
- Мода Древнего Египта.
- Символика бога Солнца в древней мифологии.
- Гладиаторские бои в Древнем Риме.
- Деревья в славянской мифологии.
- Мифологические животные Древнего мира.
- Священные животные Древнего мира.
- Колизей как величайшее архитектурное сооружение Древнего мира.
- Деревянное зодчество – Томск.
Темы творческих работ
- Создайте свой «наскальный рисунок».
- Внимательно прочитайте «Одиссею» Гомера, составьте по рассказу главного героя маршрут его странствий. Выясните, какие географические названия реальны, какие вымышлены, какие сохранились по сегодняшний день.
- Вы сказитель. На основе выбранного вами отрывка из поэмы Гомера «Одиссея» подготовьтесь к соревнованию аэдов (выразительное чтение отрывка).
- Проанализируйте страшные бедствия, подстерегавшие Одиссея в пути. О каких явлениях природы могла идти в них речь?
- Вы греческий поэт. Ваше имя? Вы должны сегодня выступить в состязании поэтов. Какие стихи вы прочтёте?
- Нанесите на карту известные вам в древности «чудеса света», найдите их изображение. Что бы вы добавили на «карту чудес»?
- Составьте путеводитель по семи чудесам света.
- Проведите расследование: когда и почему погибли храм Артемиды Эфесской, Колосс Родосский, Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь, храмы на Акропольском холме в Афинах? Что можно было предотвратить и как?
- Что нам откроет звёздный атлас? Кто из героев мифов дал имя созвездиям?
- Выберите из девяти греческих муз ту, от имени которой вы сможете рассказать об искусстве, которому она покровительствует. Найдите интересную форму изложения.
- Выберите из предложенных вам текстов мифов тот, который можно было бы инсценировать с товарищами. Определите, кого вы пригласите играть в инсценировке мифа, кто может выполнить детали костюма, кого вы предложите в качестве рецензента вашего выступления.
- Соберите свою коллекцию сюжетов басен Эзопа, повторенных на свой лад другими баснописцами.
- Расскажите о греческом храме, максимально используя известные вам термины, будто вы архитектор данного храма.
- Вам посчастливилось побывать в римском античном театре. Расскажите об этом с точки зрения зрителя.
- Подготовьте экскурсию по виртуальному музею культуры Древнего мира.
- Проведите экскурсию «Прогулки по Древнему Риму».
- Подготовьте рассказ очевидца с места событий в Колизее (вы гладиатор).
- Придумайте рассказ, где вам пришлось бы использовать разнообразные термины и дать им понятное толкование.
- Посмотрите на различные изображения египтян, греков, римлян, русских воинов и попробуйте назвать, во что они одеты. (Используйте термины)
Литература
- http://school36.tomsk.ru/development/development Проект программы развития МБОУ СОШ №36 г.Томка: Школа открытого взаимодействия и развития.
- http://dk.mediashkola-plus.ru/shkola-dialoga-kultur/blog
- Грушко Е. А. Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. - Нижний Новгород, Русский купец и братья славяне, 1995.
- Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. - СПб., Литера, 1996.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.
- Костомаров Н. И. Славянская мифология. - М., Чарли, 1995.
- Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - Смоленск, Русич, 1995.
- Межевикина Елена Алексеевна «Общепедагогические технологии» http://festival.1september.ru/articles/514526/.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры: Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ. – Обнинск: Титул, 1998.
- Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М., 1994.
- Ривкин Б.И. Античное искусство. – М., 1972.
- Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., Эллис Лак, 1995.
- Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. - СПб.. 1995.
- Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М., 1971.
- Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
- Шмелёв И.П. Феномен Древнего Египта. – Минск, 1993.
Литература для учащихся
1. Энциклопедия школьника. Древний мир и античность. М.: ООО «Белый город», «Издательство: ИДДК, 2007.
2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Издательство «Терра – Книжный клуб», 2009.
3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1995. 480с.
4.Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л., 1971.
4. Парандовский Ян. Мифология. Верования и легенды греков и римлян. М., 1971.
5. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. М.: Наука, 1991.
6. ancient.gerodot.ru - сайт «Древний Мир». Древний мир - история далеких веков, забытых цивилизаций и стран. Войны и восстания, правители и завоеватели, легенды и мифы, история и вымысел, философия и религия, гипотезы и свежие новости из мира археологии. Подборки материалов по Древней истории и культуре по странам: Египет, Индия, Греция, Персия, Китай, Рим.
Источники
Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Литература
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Стандарты второго поколения. 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 год.
- Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.
Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006. - Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.
- Краткий словарь музейных терминов. М., 1983.
- Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.
- Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
- Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела. / Б. А. Столяров, Н. Д.Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.
- Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
- Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
- Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.
Электронные ресурсы
- Виртуальные музеи и галереи мира http://www.ph4.ru/virtur
- Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/
- Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/
- Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru
- Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp
- Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp
- Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html
- Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/
- Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1
- Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/
- Русский музей. http://rusmuseum.ru/
- Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/
- Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Анализ программ по изобразительному искусству и музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!" па предмет интеграции.
Статья посвящена анализу некоторых аспектов государственных программ по изобразительному искусству под редакцией В.С. Кузина и Б.М. Неменского на предмет интеграции раздела "Яз...
Музейно-педагогическая программа
Программа музея истории школы....
МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»
Мы живем в сложное время. Оно разрушает прежние нравственные идеалы, и понятия. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная аг...
Музейно-педагогическая программа
Программа по развитию музея в БОУ НПО "Профк=ессиональное училище №65"...
музейно-педагогическая программа
программа...
"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку
Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...
Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"
Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...