Рабочая программа по ОПК для 6 класса
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа по ОПК для 6 класса, учебник Л.Л.Шевченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._opk_6_klass_2012_g._.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрена» Руководитель МО учителей гуманитарных дисциплин ________ Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Принята» На заседании педагогического совета школы Протокол № от « » ___________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Зеленовская сош ________ Ковалева Р.И. Приказ № __ от «___»____2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя первой квалификационной категории
Обуховой Татьяны Ивановны
ПО ПРЕДМЕТУ «основы православной культуры»
6 класс
Базовый уровень
2013 – 2014 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», концепции и программы учебного предмета «Православная культура» автора Шевченко Л.Л. М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
Учебно-методический комплект
Название курса | Класс | Учебно – методическая литература. Название, автор. | Издательство, год издания. |
Основы православной культуры | 6 | Л.Л. Шевченко «Православная культура 6-й год обучения» Л.Л. Шевченко «Православная культура. Методическое пособие для учителя» Л.Л. Шевченко «Наглядное пособие. Православная культура» | М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 М:, Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 |
Ведущей темой программы 6 года обучения является интегративная тема «История христианской Церкви в житиях ее святых», «Святая Русь» (10-17 вв) 18-20 вв
Целью программы 6 года обучения является воспитание духовности, уважения к прошлому, ценностям отечественной и мировой культуры (светской и духовной) на основе знакомства с материалом истории христианской Церкви в житиях святых.
Задачи программы:
- Дать понимание учащимся о том, что основанием жизни христиан являлась духовная культура.
- На примере житий великих святых в историческом контексте развития христианской культуры, истории Церкви, показать ведущие добродетели и нормы христианской этики. высший уровень духовной жизни человека святого самопожертвование во имя любви к Богу.
- Ознакомление учащихся событиями истории Отечества (10-17 вв), христианской Церкви в житиях ее святых.
- Сформировать понятия у учащихся о Христианском подвиге.
- Дать знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества, духовной литературы, живописи.
- Развитие способностей к самостоятельному анализу событий истории, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, полученных в ходе изучения курса.
- Создание представлений об исторических источниках духовно-краеведческого характера, их особенностях.
- Формирование системы ценностей и убеждений, основанных на православных традициях, воспитание патриотизма, уважение к прошлому и настоящему христианского мира.
Количество учебных часов по предмету, на которое рассчитана программа: 35 часа в год ( 1 час в неделю).
В конце 1, 2 полугодия урок повторения пройденного материала включает контрольные работы в виде письменных работ, разноуровнего тестирования. Запланирована экскурсия к православным святыням, в краеведческий музей в 4 четверти
Формы обучения: комбинированный интегрированный урок, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, обсуждения и др.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, рисование, чтение, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, составления маршрутов духовного краеведения, игры на тему нравственного выбора, доклады и др
Содержание учебного курса
6 год обучения Святая Русь (10-17 века)
Первые христиане на Руси. Россия - наша Родина. Почему Русь - Россию «святой именовали» Христианская вера завещана как святыня. Славяне - наши предки.. Верования славян. Первые КНЯЗЬЯ Руси Рюрик, Синеус, Трувор. Первая христианская проповедь на Руси святого апостола Андрея Первозванного. Первые христиане на Руси - святая равноапостольная княгиня Ольга, святые Феодор и его сын Иоанн. Крещение Руси. Как святой равноапостольный князь Владимир выбирал веру. Преподобный Нестор Летописец рассказывает о причинах обращения князя Владимира ко Христу. Первый русский митрополит Михаил. Первые школы на Руси.. Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.
Литературные памятники Древней Руси. Митрополит Иларион и его сочинение «Слово о законе и благодати ». Рассказ о Крещении Руси в русской духовной поэзии. Отражение этого исторического события в произведениях иконописи и живописи на религиозные темы. О почитании святого князя Владимира - храмы, названные в его честь.
Первые святые Руси - князья Борис и Глеб. Сыновья князя Владимира - святые братья-княжичи. Евангельская притча о хозяине виноградника и работниках, пришедших в разный час. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. Мученики -страстотерпцы. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии.
Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах. Борисоглебский монастырь.
Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры. Роль монастырей в утверждении христианской веры на Руси. Святой Антоний - основатель монашества на Руси. Святой Феодосии Печерский.
Храмы и святыни Киево-Печерской лавры. История создания церкви Успения Божи-ей Матери. Чудотворная икона «Успение Божией Матери» (Печерская). Величайшая святыня лавры - мощи Печерских святых. Ближние и Дальние пещеры лавры. Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.
Русские святые времен татарского нашествия. Междоусобная вражда русских князей. Нашествие татар. Христиане-мученики: черниговский князь Михаил, боярин его Феодор, тверской князь Михаил, святой благоверный князь Олег Брянский, преподобная Ефросиния Суздальская. Святой благоверный князь Александр Невский. Отражение их подвига в духовной поэзии, житийной литературе, иконописи. Христианская добродетель смирения, проявленная князем-воином. В чем заключался подвиг князя?
Русский фольклор - о понимании христианами действия Промысла Божиего в событиях жизни, истории. Почитание памяти святых в объектах православной культуры.
Святители Московские митрополиты Петр и Алексий. Как укреплялось Русское государство. Великий князь Иоанн Данилович Калита. Как был построен Успенский собор Кремля. Значение служения митрополита Петра в возвышении Москвы. Детские годы святителя Алексия (в детстве - Елевферия). Слава митрополита как молитвенника и чудотворца. Как митрополит ездил в Орду.. Заслуги святителя в объединении князей вокруг Москвы.
История возведения Архангельского и Успенского соборов Московского Кремля, Чудова, Богоявленского, Спасо-Андроникова монастырей. Общее и отличное соборов. Икона Божией Матери « Петровская ». История ее написания митрополитом Петром.
Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской. Годы татарского ига на Руси. Гибель русского князя Василька Ростовского.
Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Чему учил преподобный Сергий русских князей.
Защитники Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Святые сторожа Руси: Троице-Сергиева Лавра, Хотьков монастырь, Симонов монастырь, Донской монастырь. История чудотворных образов «Явление иконы святителя Николая князю Димитрию Донскому» и Божией Матери «Донская».
Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?
Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие Зосима, Савватий и Герман. Соловки - остров славной истории. Ученики преподобного Сергия основывают монастыри на северных землях. Послушник Кирилло-Белозерского монастыря - Савватий.. Начало жизни святых Савватия и Германа на пустынном острове. Святой Зосима. Икона Божией Матери «Боголюбс-кая» с житием преподобных Зосимы и Савватия.
Соловецкий монастырь - духовная твердыня и военная крепость России.
Святые Нил Сорокин и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии. О чем размышляли святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Почему землю русскую называли Святой Русью? Два пути монашеского служения. Внешнее устроение Нило-Сорской Пустыни и Иосифо-Волоцкого монастыря как отражающее духовный смысл жизни их святых устроителей. Отражение в фольклоре и русской поэзии христианского понимания смысла жизни и пути преодоления страстей души; совесть как критерий чистоты души.
Свирский чудотворец. Какими подвигами прославился святой Александр Свирский?. Явление Святой Троицы преподобному Александру. Добродетели, которыми прославился святой. Чудотворная икона преподобного Александра из Успенского собора Кремля. Святые обители, связанные с именем преподобного: Введено-Оятский и Александро-Свирский монастыри. Москва и святой Александр Свирский. Песнопения в честь святого. Почитание святого. Памятники зодчества.
Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный.. Заповеди Блаженства - законы счастливой жизни. Добродетели, которыми украшен человек счастливый. Пророк Давид воспевает достоинства счастливого человека. Почему Христа ради юродивых на Руси называли счастливыми? Святой Христа ради юродивый Андрей, изображенный на иконе «Покров Божией Матери ».
История московского храма Василия Блаженного и иконы « Церковь воинствующая ».
Христа ради юродивые: Николай Саллос, святая блаженная Ксения Петербургская.
Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. Распространение православной веры на Дальнем Севере и Востоке. Укрепление царской власти. Ее вмешательство в дела церковные. Борьба бояр за власть.
Святыни Соловецкого монастыря. Иконы, посвященные святителю.
Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Падение Византийской империи и самостоятельность Русской Церкви. Первые русские патриархи Иов, Ермоген, Филарет. Начало Смутного времени на Руси после смерти царя Бориса Годунова. Борьба за русский престол. Деятельность первых русских Патриархов. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Памятники русской культуры, увековечившие память деятелей Смутного времени. Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авра-амия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках.
Исправление церковных книг. Патриарх Никон.. Царская власть и церковная власть. Царь Алексей Михайлович Романов и Патриарх Никон. Исправление богослужебных книг. Староверы, старообрядцы. Разрыв между царем и Патриархом. Русский Иерусалим Патриарха Никона - Новоиерусалимский монастырь - зримое напоминание христианам о святых ценностях.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
- События и основные даты истории Отечества, христианкой Церкви, отраженные в житиях святых.
- Основные источники по истории Отечества.
- Значение Русской Православной Церкви в истории Руси.
- Основные даты и события развития духовной культуры Руси.
- Основные понятия, отражающие представления учащихся о православной христианской культуре.
- Понимать язык христианской православной культуры.
- Содержание отдельных библейских сюжетов и строить на основе них свою нравственную позицию
- Особенности христианской живописи, архитектуры, музыки, литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках.
- Обосновывать свою позицию по отношению событиям истории, житиям святых.
- Раскрывать причинно-следственные связи духовной истории.
- Отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях.
«Формы и средства контроля»
Контрольные работы
Вариант 1. 2 четверть
1. Назовите имя князя, при котором Русь принимает Крещение. Год и место принятия первыми славянами православной веры.
2. Назовите имя первого митрополита из русских и его литературный труд об истории Руси.
3. При каком князе и в честь какого события построен храм Святой Софии в Киеве.
4. Назовите имена первых русских Святых страстотерпцев.
5. Назовите известный монастырь Киевской Руси, являвшийся духовным центром просвещения. Имена его основателей.
6. Перечислите имена Святых князей принявших смерть во время татарского нашествия.
7. Кто из митрополитов был духовным наставником князя Ивана Калиты.
8. Какая икона является главной заступницей Руси, история её появления во Владимире связана с именем князя Андрея Б……..
9. Название главного собора Кремля, который является усыпальницей митрополитов и патриархов.
10. Имя Святого преподобного Сергия Радонежского в отрочестве(детстве).
Вариант 2. 2 четверть
1. Назовите имя Святой равноапостольной княгини, принесшей на Русь христианскую веру. В каком городе она принимает Крещение?
2. Назовите имя сына князя Владимира, продолжившего дела отца.
3. Первый каменный храм на Руси: имя князя, построившего его, название праздника в честь , которого освящен храм.
4. Назовите имя монаха –летописца составившего «Повесть временных лет».
5. Назовите известный русский монастырь, основанный Сергием Радонежским.
6. Назовите имена Святых благоверных князей одержавших победы во время татаро-монгольского ига. Название этих сражений.
7. Назовите имя духовного наставника князя Дмитрия Донского.
8. Название иконы, сопровождающей русское войско во главе с Донским на Куликовом поле.
9. Название собора Кремля, который является усыпальницей князей и царей.
10. Назовите имена воинов-монахов, которых дал Сергий Радонежский в помощь князю Дмитрию Донскому.
1 вариант 3 четверть 1.Назовите имена основателей Соловетского монастыря. 2. Почему святые выбрали для жизни суровый Соловетский монастырь? 3. Как вы понимаете слово нестяжание? 4. В чем видел Иосиф Волоцкий проявление духовного невежества? 5. Как понимал смысл монашеской жизни преподобный Нил Сорский? 6. Что такое совесть? 7. Чем могут быть поучительны современному человеку жития Святых? 8. Назови христиански добродетели, которыми прославился святой Александр Свирский. 9.Какому видению удостоился Александр Свирский? 10. В честь какого святого назван в народе храм в Москве на Красной площади? 11. В честь какого события поставлен храм на Красной площади? 12. Назови имена архитекторов этого храма. 13. Что означает слово Блаженный? 14. За что юродивые прославлены как святые? | 2 вариант 3 четверть 1. какой монастырь Руси назыали духовной твердыней Беломорья? 2. Назови христианские добродетели, которыми прославились Святые Засима , Саватий, Герман. 3. как вы понимаете слово цедломудрие? 4. В чем заключается, по мнению Иосифа Волоцкого, смысл монашеской жизни? 5. Как человек может по вашему и по мнению Нила Сорского сохранить духовную красоту? 6. Какое значение играет совесть в жизни человека? 7. Какие качества мог бы позаимствовать современный человек у святых? 8. Как вы думаете, какие наставления преподобного Александра сВирского, оставленные в завещании, могут быть полезны в жизни современного человека? 9. Почему Александра Свирского прозвали Чудотворец? 10. В честь какого православного праздника освящен храм Василия Блаженного на Красной площади? 11. По велению, какого царя он был построен? 12. Чем необычен этот сбор? 13. Почему юродивые представлялись безумными? 14. какой дар приносил в жертву Богу Василий Блаженный? |
20.05.13г. Вариант 1. 4 четверть
1. Назовите имя князя, при котором Русь принимает Крещение. Год и место принятия первыми славянами православной веры.
2.Назовите известный русский монастырь, основанный Сергием Радонежским. Название иконы Рублева, написанной в память о Сергии Радонежском.
3. Перечислите имена Святых князей принявших смерть во имя веры, во время татарского нашествия.
4. Кто из митрополитов помог объединить русское войско и подготовил победу на Куликовом поле?
5. За какие качества называли Александра Невского русские люди «Солнцем русской земли»?
6. Назовите основателей Соловетского монастыря.
7. Как понимал смысл монашеской жизни Нил Сорский?
8. Какой Святой удостоился видению Святой Троицы на земле?
9. Назови христианские добродетели, которые проявил митрополит Филипп.
10. В чем состоял духовный подвиг Патриарха Гермогена?
11.В день празднования, какой иконы Богоматери установлен государственный праздник России — День народного единства?
12. Какие церковные реформы проводил Патриарх Никон?
13. Объясните значение слова «нестяжание»
Вариант 2. 4 четверть
1. Назовите имя Святой равноапостольной княгини, принесшей на Русь христианскую веру. В каком городе она принимает Крещение?
2. Назовите известный монастырь Киевской Руси, являвшийся духовным центром просвещения. Имена его основателей.
3. Назовите имена первых русских Святых страстотерпцев.
4. Кого из русских святых называли игуменом земли Русской? (Он благословил Донского на Куликовскую битву)
5. В честь какого исторического события заложил Иван Грозный храм на Красной Площади? В честь какого праздника освящен этот храм, как называют его в народе?
6. В чем состоял духовный подвиг Александра Невского?
7.В чем заключался , по мнению Преподобного Иосифа Волоцкого, смысл монашеской жизни?
8. Кто такие святые –блаженные? Перечисли имена известных русских юродивых?
9. О необходимости выполнения, каких заповедей Христовых напоминал митрополит Филипп царю Иоанну?
10.Назови имена народных героев, поднявших ополчения против польских интервентов.
11. Обретение, какой иконы Богоматери было воспринято в России как знак взятия страны под особое покровительство Богородицы?
12. Назови имена известных вам Патриархов Руси, начиная с самого первого.
13.Объясните значение слова «Духовный подвиг»
Календарно - тематическое планирование
Общая тема 6 года « Святая Русь (10-17 вв)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание | |
По плану | фактически | ||||
I четверть « Святая Русь (10-17 вв) | |||||
1-2 | Первые христиане на Руси | 2 | 1-й ур.Работа со словарем понятий. 2-й ур.Задание 2 рубрики «Для самостоятельной работы». | ||
3-4 | Первые святые Руси - князья Борис и Глеб | 2 | 1-й ур.Ответить на вопросы к стих.«Княжич» Глеб 2-й ур.Выполнить задания к илл. 22. | ||
5-6 | Утверждение христианской веры. Святые Киево-Печерской лавры | 2 | 1-й ур.Работа со словарем понятий. Выполнить задание на с. 37 2-й ур.Составить рассказ к илл. 39 | ||
7-8 | Русские святые времен татарского нашествия | 2 | 1-й ур.Подготовить рассказ о житии А. Невского 2-й ур.Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». | ||
9 | Повторение пройденного материала по теме «Святая Русь (10-17 вв)». | 1 | Повторить основные понятия события изученного периода. | ||
II четверть | |||||
10-12 | Святители Московские митрополиты Петр и Алексий | 3 | 1-й ур.Составить рассказ о Московском Кремле (по плану) 2-й ур.Ответить на вопросы к стих. 3-й ур. «Московское предание» Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». | ||
13-15 | Избавление Руси от татарского ига. Преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный князь Димитрий Донской | 3 | 1-й ур.Подготовить рассказ по выбору (Сергий Радонеж-кий или Димитрий Донской) 2-й ур.Задания из рубрики «Для самостоятельной работы». 3-й ур.Подготовить сообщение о христианских святынях нашего края. | ||
16 | Рождественский праздник. | 1 | Подготовить сообщение опраздновании Рождества в семье. | ||
17 | Повторение по теме: «Святая Русь(10-17 вв)». | 1 | Повторить основные понятия события изученного периода. | ||
III четверть | |||||
18-20 | Духовная твердыня Беломорья. Чудотворцы Соловецкие - Зосима, Савватий и Герман | 3 | 1-й ур.Составить рассказ используя иллюстрации 107 – 111 2-й ур.Сообщение об одном из русских святых, имеющих отношение к Соловецкому монастырю. 2-й ур.Выполнить задание 5 на стр.109. | ||
21-23 | Святые Нил Сорский и Иосиф Волоцкий размышляют о богатстве и бескорыстии | 3 | 1-й ур.Подготовить рассказ по выбору ( Нил Сорский, Иосиф Волоцкий) 2-й ур.Выполнить задания стр. 121 - 122 3-й ур.Задание для самостоятельной работы. | ||
24, 25 | Свирский чудотворец | 2 | 1-й ур.Выполнить задание на стр.127 к илл. 140 2-й ур. Подготовить рассказ о храме Василия Блаженного. | ||
26, 27 | Русские святые, Христа ради юродивые. Василий Блаженный. | 2 | 1-й ур. .Выполнить задания стр. 141 - 142 2-й ур. Задания для самостоятельной работы с.148 | ||
28 | Повторение пройденного материала по теме« Святая Русь (10-17 вв). | 1 | Повторить основные понятия события изученного периода. | ||
IV четверть | |||||
29 | Святые во времена Московского государства. Святой Филипп, митрополит Московский. | 1 | . Задания для самостоятельной работы с.162 | ||
30, 31 | Русские святые Смутного времени: Патриархи Иов, Ермоген, Филарет. | 2 | 1-й ур. Подготовить рассказ о патриархе Ермогене 2-й ур. Подготовить сообщение об одном из 12 великих христианских праздников (по выбору) | ||
32, 33 | Исправление церковных книг. Патриарх Никон. | 2 | 1-й ур. Притча о неразумном богаче. 2-й ур. Задание 2 на стр. 186 к илл. 194 | ||
34 | Повторение пройденного по теме « Святая Русь (10-17 вв)». | 2 | 1, 2 -й ур. Повторить основные понятия, события изученного периода. | ||
35 | Итоговый урок | 1 | |||
Итого: |
Перечень учебно-методических средств обучения
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – 1000 экз.– ISBN 978-5-98475-034-9.
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст]: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 6 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008
- http://www.eroshka.ru
- http://www.skaz.ru
- http://www.radostmoya.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...