ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
статья по психологии на тему
В статье раскрывается понятие "Девиантное поведение", рассмотрены диагностические методикы, а также даны рекомендации учителю по работе с детьми с девиантным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы учителя с детьми с девиантным поведением | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Название статьи:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Автор:
Береснева В.А.
Научная статья
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, является одной из наиболее важных проблем любого социального
общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом
обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут
существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут
или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.
Понятие «Девиантное поведение».
Говоря о самом понятии, стоит для начала разобраться, что такое социальные нормы. Социальные нормы – это определенные правила, образцы поведения, предписывающие то, что человек должен говорить и делать в конкретных ситуациях. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
- поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
- социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:
- биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
- психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
- социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.
Рекомендации учителю:
Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.)
Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:
- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
- ее объектом являются подростки с повышенным индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
- часто она подспудно ассоциируется как суррогат или аналог исполнения уголовного наказания;
- иногда она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, заимствованных из пенитенциарной системы и обусловленных менталитетом разделения «тюремного персонала» и «тюремного мира»;
- в идеале она никогда не прекращается с окончанием срока пребывания, так как бывший воспитанник нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;
- специалист, проводящий воспитательно-коррекционную работу, занимает объективно особое место, осуществляя миссию посредничества между философией социального контроля и враждебной ей философией девиации. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения в этих антагонистических отношениях
Диагностические методики:
Работа социального педагога с семьей.
Коррекционная работа с неполной семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением.
Работа социального педагога с ребенком
Организация взаимодействия по профилактике девиантного поведения с педагогами школы.
Список литературы:
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)
Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...
Особенности работы учителя с детьми, занимающимися по индивидуальной программе
Работа педагога с детьми, занимающимися по индивидуальной программе (надомное обучение), во многом отличается от работы учителя на уроке с целым классом....
План работы с трудными, педагогически запущенными детьми, детьми с девиантным поведением на 2014-2015 учебный год
План работы с трудными, педагогически запущенными детьми,детьми с девиантным поведениемна 2014-2015 учебный год...
4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...
Особенности работы учителя с детьми с ОВЗ
Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...