Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
"Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают развивать творческие способности у тех ребят, которые хотят научиться рисовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы учителя ИЗО | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с одарёнными детьми
(из опыта работы учителя изобразительного искусства Стеблецкой Н.А.)
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важным являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Как показали исследования в области психологии творчества, достижения результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности. Созидательные возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей выражается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Если у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию, эти дети отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные внеурочные занятия, консультации и т.п.).
Для работы с одарёнными детьми педагог сам должен обладать определёнными качествами. Проявляя чуткость и доброжелательность, разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы. Учитель должен иметь высокий интеллектуальный уровень, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, личное творческое мировоззрение, обладать чувством юмора.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься выявлением и развитием одаренных детей.
Моя система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, индивидуальная работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Определив таких ребят в начальном звене, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого, а так же с целью развития природных задатков учащихся на уроках использую творческие задания. Так, например, индивидуальные карточки-задания помогают актуализировать знания учащихся, настроить их на творческий поиск.
Выбор средств для выразительности работы на уроке каждый школьник выбирает сам, подходящие для него, не существует жестких рамок при выборе способов изображения. Это дает возможность осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Дети могут слушать музыку в наушниках во время самостоятельной, творческой работы. Многим это позволяет создать для себя собственное пространство и атмосферу для творчества. Стараюсь не сдерживать инициативу детей..
Использование ИКТ значительно расширило возможности учебной информации. У детей есть возможность погрузиться в мир искусства, побывать в выставочных залах, картинных галереях, в музеях.
На уроках и внеурочной деятельности использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы об истории искусства, знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах, применяю технологии проектного обучения. В его основе лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Данное направление работы расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Учащиеся создают презентации на защиту творческих проектов по различной тематике.
. На уроках изобразительного искусства стараюсь показать учащимся, что знание основ изобразительной деятельности им пригодятся в дальнейшем. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, демонстрирую работы талантливых ребят, которые закончили нашу школу и учатся в ВУЗах.
Каждому ребенку важно видеть плоды своего труда, оценку окружающих, поощрение за интересную работу. Выставочная деятельность, конкурсы как раз и нацелены на повышение самооценки учащихся.
Такая работа даёт свои положительные результаты. Мои ученики из года в год становятся победителями конкурсов разного уровня (муниципального, краевого, Всероссийского, Международного).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя изобразительного искусства
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках «Изобразительное искусство» и «Искусство» посредством реализации современных технологий развития творческого мышления....
Обобщение опыта работы по теме: «Социальная работа с «трудными» детьми в условиях реабилитационного центра»
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста чис...
Обобщение опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ "Киржеманская основная школа"Кемаевой Веры Николевнвы
опыт работы...
Дипломная работа на тему: «Организация работы с одарёнными детьми».
Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы. Задачами рабо...
Выступление из опыта работы «Коррекционный вектор в работе воспитателя с детьми»
Выступление из опыта работы на тему "Коррекционный вектор в рабо воспитателя с детьми"...