Музейная педагогика и межпредметные связи
статья на тему

Соколова Инна Викторовна

Цели изадачи музейной педагогики и их практическое применение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_shkole.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                                                                                         

    ОБЪЕКТОМ музейной педагогики является особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной творческой инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Учащийся из обезличенного объекта воздействия превращается в полноправного участника диалога.

ЦЕЛЬ музейной педагогики – создание условий для развития личности, включая её в деятельность музея.

МУЗЕЙНЫЙ  ПЕДАГОГ должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний, но и вступать в диалог с ними, побуждать их к самостоятельному творческому поиску, изучению историко – культурного наследия.  Учащийся из обезличенного объекта воздействия превращается в полноправного участника диалога.

ЗАДАЧИ музейной педагогики:

- воспитание любви к родному краю и его людям;

- воспитание любви к школе, уважения к учителям и работникам школы;

- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, художественного восприятия действительности;

- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия;

- развитие творческих и организаторских способностей;

- формирование  детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

     Задачи должны чётко согласовываться с ПРИНЦИПАМИ:

предметность, наглядность,  эмоциональность, интерактивность, которые должны ярко прослеживаться в ТЕХНОЛОГИЯХ музейной педагогики.

    ПРОЕКТНО  - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ. Они дают возможность учащимся проявить себя в поисково-исследовательской работе. Таким способом были сделаны следующие работы: « Красная школа – колыбель образования и культуры в Солнцеве в 40-х-50-х годах» учеником 10 класса  Андреем Волковым, « Афган был…Воины – интернационалисты –  выпускники Солнцевских школ» учениками  9 класса, «История Солнцевских предприятий : ЗВС, НПО « Взлёт», автобаза МИСМ» учащимися 10-11 классов.

    На подготовительном этапе изучается тема по специальной литературе и по материалам, имеющимся в архиве музея, проводятся беседы с местными жителями – очевидцами или участниками тех событий. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика – краеведа, так как через его личностное отношение к существующей проблеме выявляется его гражданская позиция.  

ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ( ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ) ТЕХНОЛОГИИ.

Оформление событий отражается с помощью художественных и технических средств. На втором этаже, около музея истории Солнцева, систематически, ежемесячно, оформляются тематические стенды, по которым проводятся беседы учениками – гидами или учителями – предметниками. Чаще всего здесь оформляется материал по историческим событиям и беседы проводятся под руководством учителя истории В.С.Григорян.

         Так в 2011-2012 учебном году на стендах были раскрыты следующие темы: « День знаний. Здравствуй школа» и « День Учителя» - оформила целиком ученица 8_А класса Афанасьева Ира;  «День Города» и  «День Солнцева» -   оформила ученица 8 А класса Аксёнова Лена; « День Учителя», « К 50-ти летию школы»,» «Дни воинской славы» и т.д.

        Силами учащихся создано большое количество презентаций по воспитательным темам и по школьным предметам: «Уроки мужества», где рассказываются судьбы ветеранов Великой Отечественной войны – жителей  нашего  Солнцева, «История Солнцевских предприятий»; « 70-летие Красной школы – колыбели воспитания и образования в Солнцеве в 40 – 50-е годы» и др.

Для уроков английского языка : « Жизнь и творчество Эдгара Алана По», « Жизнь и творчество Роберта Бёрнса», « Спорт», «Достопримечательности Лондона», и др. Много презентаций сделали ученики В.С.Григорян  для уроков истории. Всё это используется и на уроках и во внеклассной работе.  При оформлении своих работ учащиеся широко  пользуются компьютером и интернетом.

       Оформляются учащимися и переносные стенды для проведения мероприятий в классах:  стенд « Как Солнцево защищало Москву во время Великой Отечественной войны»,  «Братья наши меньшие».

       В музее есть кассеты с записью голосов ветеранов ВОВ – учителей нашей школы,  последних жителей деревень Суково и Терешково и т.д

ЭКСКУРСИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ. Музейная экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенность этой технологии в сочетании рассказа и показа. Здесь используется вопросно-ответный метод, приём игры, театрализация и продуктивная деятельность детей ( рисунок, лепка, моделирование). Задача этой технологии – сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем, развить способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию. С большим интересом посещают учащиеся картинную галерею школы и слушают рассказ гидов – учеников о жизни и творчестве художников нашего Солнцева.

ИГРОВЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ. Роль детей – следопыты, путешественники, управленцы. Детям даются такие задания: « Если бы ты был президентом, мзром города, путешественником и т д.                      

« Знаешь ли ты Солнцево?» « Угадай, что это?», « Составь картину в галерее из кусочков, дай название, угадай автора», « Будь гидом по музею истории Солнцева» и др.

ПРАЗДНИКИ  В  МУЗЕЕ. Творческие вечера, встречи с интересными людьми ( профессии, очевидцы событий, выпускники школы и др). В педагогических классах мы организуем встречи с учителями нашей школы – ветеранами, с молодыми учителями. Ведут эти встречи сами ученики. В 2011и 2012 г.г. это были Алексеев Сергей и

       Главная идея всех  музейных технологий – это обучение в сотрудничестве. Необходимо сформировать умения учиться сообща, ставить задачи самосовершенствования и решать их творчески в совместной деятельности ( круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы, викторины и др).

     ФОРМЫ  И  МЕТОДЫ  РАБОТЫ.

     Мероприятия в музее не заменяют урок, а дополняют его. На уроке учащиеся получают знания, а в музее они  углубляют и дополняют их. Каждое посещение музея – это занятие и оно имеет учебную, воспитательную и развивающую цель.

     Наиболее эффективные формы работы:

-массовые – экскурсии, походы, вечера, встречи, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции , музейные уроки мудрости, мужества, любви, урок – сказка, сюрприз, урок – суд, следствие и т.д.

-групповые – кружки, общества, издания путеводителей, технические и устные ( живые) звуковые сопровождения;

- индивидуальные – работа с документами, архивом, подготовка к докладу, реферату, беседе, написанию работы.

Основной принцип работы ученика – активность.

      Для эффективного функционирования школьного музея необходимо его органическое включение в образовательно-воспитательный процесс школы.

     Музей – это корни и крылья, это память и надежда.

КОРНИ – это история своего народа, ведь жить без истории всё-равно, что быть бездомным.

КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы.

Литература

  1. Харитонова А.А. « Формирование музейной культуры у старших школьников»
  2. Белянкова Н.М. « Возможности музейного педагога в организвции исследовательской работы младших школьников».
  3. Воронович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...

Реферат По дисциплине «Педагогика» На тему: «Связь педагогики с другими науками»

СОДЕРЖАНИЕ1. Что является предметом и что - объектом педагогики?2. Каковы основные категории педагогики?3. Что представляет собой образование?4. Какие методы исследований применяются в педагогике?5. К...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...