Музейная педагогика и межпредметные связи
статья на тему
Цели изадачи музейной педагогики и их практическое применение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_shkole.docx | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЪЕКТОМ музейной педагогики является особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной творческой инициативной личности, способной стать активным участником диалога. Учащийся из обезличенного объекта воздействия превращается в полноправного участника диалога.
ЦЕЛЬ музейной педагогики – создание условий для развития личности, включая её в деятельность музея.
МУЗЕЙНЫЙ ПЕДАГОГ должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний, но и вступать в диалог с ними, побуждать их к самостоятельному творческому поиску, изучению историко – культурного наследия. Учащийся из обезличенного объекта воздействия превращается в полноправного участника диалога.
ЗАДАЧИ музейной педагогики:
- воспитание любви к родному краю и его людям;
- воспитание любви к школе, уважения к учителям и работникам школы;
- формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, художественного восприятия действительности;
- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия;
- развитие творческих и организаторских способностей;
- формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
Задачи должны чётко согласовываться с ПРИНЦИПАМИ:
предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность, которые должны ярко прослеживаться в ТЕХНОЛОГИЯХ музейной педагогики.
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Они дают возможность учащимся проявить себя в поисково-исследовательской работе. Таким способом были сделаны следующие работы: « Красная школа – колыбель образования и культуры в Солнцеве в 40-х-50-х годах» учеником 10 класса Андреем Волковым, « Афган был…Воины – интернационалисты – выпускники Солнцевских школ» учениками 9 класса, «История Солнцевских предприятий : ЗВС, НПО « Взлёт», автобаза МИСМ» учащимися 10-11 классов.
На подготовительном этапе изучается тема по специальной литературе и по материалам, имеющимся в архиве музея, проводятся беседы с местными жителями – очевидцами или участниками тех событий. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика – краеведа, так как через его личностное отношение к существующей проблеме выявляется его гражданская позиция.
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ( ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ) ТЕХНОЛОГИИ.
Оформление событий отражается с помощью художественных и технических средств. На втором этаже, около музея истории Солнцева, систематически, ежемесячно, оформляются тематические стенды, по которым проводятся беседы учениками – гидами или учителями – предметниками. Чаще всего здесь оформляется материал по историческим событиям и беседы проводятся под руководством учителя истории В.С.Григорян.
Так в 2011-2012 учебном году на стендах были раскрыты следующие темы: « День знаний. Здравствуй школа» и « День Учителя» - оформила целиком ученица 8_А класса Афанасьева Ира; «День Города» и «День Солнцева» - оформила ученица 8 А класса Аксёнова Лена; « День Учителя», « К 50-ти летию школы»,» «Дни воинской славы» и т.д.
Силами учащихся создано большое количество презентаций по воспитательным темам и по школьным предметам: «Уроки мужества», где рассказываются судьбы ветеранов Великой Отечественной войны – жителей нашего Солнцева, «История Солнцевских предприятий»; « 70-летие Красной школы – колыбели воспитания и образования в Солнцеве в 40 – 50-е годы» и др.
Для уроков английского языка : « Жизнь и творчество Эдгара Алана По», « Жизнь и творчество Роберта Бёрнса», « Спорт», «Достопримечательности Лондона», и др. Много презентаций сделали ученики В.С.Григорян для уроков истории. Всё это используется и на уроках и во внеклассной работе. При оформлении своих работ учащиеся широко пользуются компьютером и интернетом.
Оформляются учащимися и переносные стенды для проведения мероприятий в классах: стенд « Как Солнцево защищало Москву во время Великой Отечественной войны», «Братья наши меньшие».
В музее есть кассеты с записью голосов ветеранов ВОВ – учителей нашей школы, последних жителей деревень Суково и Терешково и т.д
ЭКСКУРСИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Музейная экскурсия – это форма культурно-образовательной деятельности музея по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенность этой технологии в сочетании рассказа и показа. Здесь используется вопросно-ответный метод, приём игры, театрализация и продуктивная деятельность детей ( рисунок, лепка, моделирование). Задача этой технологии – сформировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем, развить способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию. С большим интересом посещают учащиеся картинную галерею школы и слушают рассказ гидов – учеников о жизни и творчестве художников нашего Солнцева.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Роль детей – следопыты, путешественники, управленцы. Детям даются такие задания: « Если бы ты был президентом, мзром города, путешественником и т д.
« Знаешь ли ты Солнцево?» « Угадай, что это?», « Составь картину в галерее из кусочков, дай название, угадай автора», « Будь гидом по музею истории Солнцева» и др.
ПРАЗДНИКИ В МУЗЕЕ. Творческие вечера, встречи с интересными людьми ( профессии, очевидцы событий, выпускники школы и др). В педагогических классах мы организуем встречи с учителями нашей школы – ветеранами, с молодыми учителями. Ведут эти встречи сами ученики. В 2011и 2012 г.г. это были Алексеев Сергей и
Главная идея всех музейных технологий – это обучение в сотрудничестве. Необходимо сформировать умения учиться сообща, ставить задачи самосовершенствования и решать их творчески в совместной деятельности ( круглые столы, деловые игры, мозговые штурмы, викторины и др).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Мероприятия в музее не заменяют урок, а дополняют его. На уроке учащиеся получают знания, а в музее они углубляют и дополняют их. Каждое посещение музея – это занятие и оно имеет учебную, воспитательную и развивающую цель.
Наиболее эффективные формы работы:
-массовые – экскурсии, походы, вечера, встречи, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции , музейные уроки мудрости, мужества, любви, урок – сказка, сюрприз, урок – суд, следствие и т.д.
-групповые – кружки, общества, издания путеводителей, технические и устные ( живые) звуковые сопровождения;
- индивидуальные – работа с документами, архивом, подготовка к докладу, реферату, беседе, написанию работы.
Основной принцип работы ученика – активность.
Для эффективного функционирования школьного музея необходимо его органическое включение в образовательно-воспитательный процесс школы.
Музей – это корни и крылья, это память и надежда.
КОРНИ – это история своего народа, ведь жить без истории всё-равно, что быть бездомным.
КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы.
Литература
- Харитонова А.А. « Формирование музейной культуры у старших школьников»
- Белянкова Н.М. « Возможности музейного педагога в организвции исследовательской работы младших школьников».
- Воронович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи в педагогике
доклад...
Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.
О проблемах внедрения положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...
Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
Реферат По дисциплине «Педагогика» На тему: «Связь педагогики с другими науками»
СОДЕРЖАНИЕ1. Что является предметом и что - объектом педагогики?2. Каковы основные категории педагогики?3. Что представляет собой образование?4. Какие методы исследований применяются в педагогике?5. К...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...
Внеклассное мероприятие, межпредметные связи "Всё совсем связано"
Внеклассное мероприятие для 5-6 классов...