МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
статья по обж (10 класс)

Ширкунов Александр Николаевич

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Сегодня мало, вооружить школьника суммой знаний, и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi_i_problemy_integratsii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

                          В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ      

                                                  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         

   

   Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Сегодня мало, вооружить школьника суммой знаний, и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.   

        В настоящее время, необходимы поиски наиболее результативных путей улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе и ОБЖ. Обучение ОБЖ должно соответствовать требованиям времени: формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности, способствовать приобретению  ими знаний   и практических умений,  сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.

  В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания ОБЖ, важная роль принадлежит использованию межпредметных связей, которые играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся.

    Межпредметные связи  рассматриваются как дидактический принцип обучения. Они позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности обучающихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

 Все разделы ОБЖ логически взаимосвязаны не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами школьного курса. Эти связи не      только служат углублению, обогащению и систематизации знаний, но и оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, активацию его познавательной деятельности, развития интереса к предмету.

 Чтобы  умело  использовать  межпредметные  связи  в  учебном  процессе,учитель ОБЖ должен ознакомиться с соответствующими разделами программ и учебников других учебных предметов и опираться на них при изложении определенных тем по ОБЖ. Посещать некоторые уроки учителей по темам, близким  к соответствующим темам ОБЖ. Поддерживать связь с учителями и договариваться  с ними об углублении и расширении знаний и навыков по ОБЖ на соответствующих уроках по общеобразовательным предметам.    

      Межпредметные  связи  являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в  образовательном процессе  и в жизни общества. Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных уроков по разным предметам, в результате которых формируется деятельный подход в обучении. Интегрированный урок позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.  Поэтому интегрированные уроки по ОБЖ необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

         В интегрированном  уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

        В последнее время сокращено количество часов, отведенных на изучение предмета ОБЖ, поэтому интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать  дублирование материала по разным предметам, уделить большое  внимание   тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения. Так при изучении в 7 классе главы «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения», возможно, проводить интегрированные уроки ОБЖ и географии, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем, это  "Землетрясения",«Вулканы»,  «Ураганы, бури, смерчи ».    Особенно широко можно использовать интеграцию  ОБЖ, биологии,  физкультуры при изучении в  8 классе раздела  «Основы  медицинских  знаний и здорового  образа  жизни»

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой. Это здоровьесберегающий подход в обучении. 

        Интеграция      является      средством   формирования           познавательной      компетенции    учащихся.    Хочется    сказать,  что    задуматься   над   тем,  что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован  в формировании всесторонне развитой личности. Интеграция это  длительный  этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.

Литература

1.  Н.И.Хромов методическое пособие «Преподавание ОБЖ в школе и  средних специальных образовательных учреждениях»  - Москва 2008г.

2.  Ю.А.Савинков учебно-методическое пособие «Допризывная подготовка» - Воронеж 1996г.

3.А.Т.Смирнов методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» - Москва  «Просвещение» 2010г.

4.  В.С.Кузнецов методика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» - Москва 2010г.

5. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина  научно-практическое пособие «Современный урок»   издательство «Учитель»  2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблем интеграции образовательного процесса и межпредметных связей при изучении математики в колледже

Современный этап развития науки и производства характеризуется глобальной информатизацией, затронувшей все сферы жизни общества. Постановка образования современного человека невозможна без хорошей мат...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества про...

Применение мобильных средств связи в процессе обучения истории: педагогические возможности и проблемы

Тотальная телефонизация, или «мобилизация», населения делает актуальным исследование влияния МТ на подростков.Как влияет МТ на людей, чье мировоззрение еще формируется? Какое воздействие о...

«Проблемы в процессе обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов»

Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку в начальной школе и решение их с помощью технологических приемов....

«Межпредметные связи уроков математики и трудового обучения, математики и СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

В докладе рассмотрены вопросы организации межпредметных связей уроков математики, труда, коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировки как условие подготовки учащихся к социально-трудовой ад...

Статья "Использование азартных технологий в процессе обучения как актуальная психолого-педагогическая проблема"

Современный учитель должен обратить особое внимание на такой феномен, как азарт с положительной коннотацией.  На сегодняшний день, не только дети, но и взрослые большое количество времени проводя...

Межпредметные связи на примере уроков трудового обучения

Межпредметные связи помогают учащимся сформировать ясную картину об окружающем нас мире, о его свойствах и происходящих процессах. Таким образом, изучая технологию, школьник может увидеть явную взаимо...