Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
статья по физике

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией и другими предметами. В наше время наиболее четко выражен процесс слияния разных наук в одну, в так называемую, гибридную. Такое объединение происходит благодаря единству окружающего нас мира. Каждая отдельная дисциплина не только улучшается в своем направлении, но и расширяет возникновения гибридных наук, например, биофизика, физическая химия, астрофизика, физическая география и т.д. 

Сегодняшняя педагогика диктует новый принцип реализации метапредметных технологий, которые изложены в документах Министерства образования науки России, это приказ от 31.12.2015 №1578 с новыми дополнениями ко второй части пп. 6,8 от 07.08.2017 г. «О требованиях к метапредметным принципам, результатам освоения основной образовательной программы». Этими документами и определяются междисциплинарные программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.

Физика является одной из фундаментальных наук. Для развития физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией и другими предметами. В наше время наиболее четко выражен процесс слияния разных наук в одну, в так называемую, гибридную. Такое объединение происходит благодаря единству окружающего нас мира. Каждая отдельная дисциплина не только улучшается в своем направлении, но и расширяет возникновения гибридных наук, например, биофизика, физическая химия, астрофизика, физическая география и т.д.

Рассмотрим слияние физики и биологии на примере одного урока. Например, тему по физике «Механическая работа» можно рассмотреть с параллельной ей темой из биологии «Работа мышц и ее регуляция» и «Строение и работа сердца». Урок проводится для обобщения и углубления знаний о механической работе и рассмотрения ее в системе «Человек». При этом мы выделили триединые цели для проведения данного урока: образовательная – обобщить и систематизировать знания о механической работе на примере организма человека; развивающая – развить умение сравнивать и сопоставлять ранее изученные явления и факты; воспитательная – воспитать бережное отношение к здоровью.

При изучении данного вопроса вспоминают определение «работа» и когда она равна нулю.  Решают качественную задачу: совершает ли работу штангист, когда держит штангу над головой, с точки зрения физики и биологии, а также вспоминают какие существуют работы мышц. Мышцы выполняют работу, даже когда человек находится в неподвижном состоянии. Вычисляют работу, которую совершает бицепс. Предлагается задача: одна из самых сильных мышц – икроножная, может поднять груз в 130 килограмм. Какую она совершает работу, поднимая груз на 5 метров
Вторая часть урока направлена на изучение работы сердца. Здесь слушают выступление ученика, который рассказывает где расположено сердце, ее особенности и работу. После этого делают вывод по данной информации.

Предлагается решить фронтально задачу на вычисление работы, совершаемую человеческим сердцем за сутки. На этом основании можно сделать вывод, что тренированное сердце – это основа человеческого здоровья. На этапе закрепления знаний можно провести практическую работу. Она направлена на проверку работы собственного сердца. Подробнее рассмотрим ее практическую часть: 1) найдем пульс, для этого надо положить 2 пальца к лучезапястному суставу и придавить лучевую артерию к лучевой кости; 2) подсчитаем сколько ударов произойдет за 1 минуту в спокойном состоянии и информацию запишем в таблицу (табл. 5); 3) проделав 20 приседаний вновь подсчитаем количество ударов сразу после нагрузки, через 30, 60, 120, 180 сек. Информацию впишите в таблицу (табл.1); 4) построим график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени по полученным данным; 5) какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений? 6) напишите вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.

Таблица 1 – Результаты исследования

Пульс в покое

Пульс сразу после работы

Пульс через 30с

Пульс через 1мин

Пульс через 2мин

Пульс

через 3мин

Таким образом, мы самостоятельно можем измерить свой пульс, узнать разницу при определенных нагрузках. Тем самым мы можем контролировать кровообращение и работу сердца нашего организма.

Урок направлен на повторение механической работы с точки зрения системы «Человек». Основой является физическое понятие «работа», на базе которого рассматриваются биологические закономерности.

Таким образом мы рассмотрели возможность реализации межпредметных связей с биологией на уроках физики. Привели пример урока с межпредметными связями и составили план – конспект урока.



Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме «Механическая работа»

Класс: 10 класс.

Продолжительность урока: 45 минут (один урок)

Тема урока: «Механическая работа»

Цели урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о механической работе на примере организма человека.

Развивающая: развить умение сравнивать и сопоставлять ранее изученные явления и факты.

Воспитательная: воспитать бережное отношение к учебе, товарищество, уважение к другим людям и дисциплинированность.

Задачи урока:  

- вспомнить определение «работа»;

- расширить знания по теме «Механическая работа»;

- показать область применения полученных на уроке знаний в жизни человека.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод преподавания: фронтальный, наглядный.

Дидактический материал: учебник, дидактический материал.

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

Учебная литература:

1) Физика. 10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский (2010 год).

2) Биология. 8 класс. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов (2010 год).

Методический материал:

  1. М.В. Волькенштейн «Биофизика»
  2. Герман И. «Физика в организме человека»
  3. https://multiurok.ru/files/miekhanichieskaia-rabota-v-sistiemie-chieloviek.html

        План урока

I.        Орг. момент – 2 мин.

II.       Обобщение и систематизация знаний – 25 мин.

III.        Закрепление знаний – 10 мин.

IV.        Сообщение домашнего задания – 4 мин.

V.        Рефлексия – 4 мин.

Время

Урока

(мин)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2

Орг. момент

Здравствуйте, тема нашего урока «Механическая работа в системе Человек». Запишите число и тему урока.

Приветствуют учителя, записывают тему урока.

25

Обобщение и систематизация знаний

Сила, приложенная к телу, совершает работу, если под её действием тело перемещается.

Нам уже известна формула для вычисления работы , но когда перемещение тела не совпадает с направлением действия силы, а образует с ним некий угол, формула работы примет вид: 

Давайте рассмотрим задачу.

Совершает ли работу штангист, держащий штангу над головой?

Таким образом, при решении этой задачи на уроке физики мы приходим к выводу, что механическая работа сил равна нулю. Но с этим можно не согласиться, если обратиться к другой науке – биологии.

Вспомним о поперечно-полосатых мышцах и узнаем об их работе. Что составляет опору нашего тела?

Скелет и мышцы.
У штангиста во время
подъема штанги будут работать мышцы ног.

Икроножная, бедренная;

Мышцы тазового пояса: (малая, средняя и большая ягодичные мышцы);

Мышцы живота (брюшного пресса);

Мышцы груди (малая и большая грудные мышцы);

Мышцы плечевого пояса (дельтовидная);

Мышцы спины (трапециевидная, широкая и широчайшая);

Мышцы рук (бицепсы и трицепсы, т.е. двуглавая и трехглавая);

Мышцы предплечья.

Все мышцы находятся в напряженном состоянии, следовательно, они совершают работу.

Работа, выполняемая мышцами, может быть статической и динамической. Даже когда человек находится в неподвижном состоянии, мышцы всё равно выполняют работу.

Можно оценить работу, которую мы совершаем при самых обычных событиях: ходьбе, письме, физических упражнениях и т.д.

Каркасом тела служит скелет, состоящий приблизительно из 200 костей, соединенных между собой таким образом, что при движении относительное расположение их может изменяться. Кости приводятся в движение скелетными мышцами, каждая из которых прикрепляется к двум различным соседним костям. Сокращаясь, мышцы приводят в движение кости, действуя на них, как рычаги. Кости начинают двигаться вокруг точки опоры, под влиянием приложенной к ним силы.

При возбуждении мышцы её длина уменьшается, угол между соответствующими костями скелета изменяется.

Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой совершенный и сложный орган.

Физиологи определяют работу сердца с помощью следующей формулы:

Где М – масса крови, D – давление крови в аорте, S – число сердцебиений за 1 минуту.

; ;

механическая работа сил равна нулю.

Работа сердца

   Сердце человека располагается в грудной клетке. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни. По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей – правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек.

Масса сердца в среднем 300 г. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу.

   Сердце работает относительно нервной системы автономно. В самой сердечной мышце возникают импульсы, которые заставляют сокращаться предсердия, а потом желудочки. В ритмичном состоянии работы и покоя сердца – источник его неутомляемости. Расслабляясь, сердце отдыхает. Можно сказать, что  у человека в возрасте 60 лет сердце 30 лет отдыхало. Человек еще не создал такую машину, которая могла бы беспрерывно работать 70 -80 лет и более. Сердце – двигатель огромной работоспособности.

   Сердечный цикл складывается из трех основных фаз: систолы предсердий, систолы желудочков и общей диастолы, или паузы сердца, равен 0,8 с.

   Фаза сокращения предсердий (систолы) равна 0,1 с.

   Фаза сокращения желудочков (систолы) равна 0,3 с.

   Фаза расслабления (общей диастолы) равна 0,4 с.

   Итак, сердечный цикл составляет 0,8 с, из которых 0,4 с вполне хватает для отдыха сердца, поэтому сердце является уникальным органом человеческого тела.

10

Закрепление знаний.

За сутки человеческое сердце делает около 100000 ударов. При одном ударе совершается такая же работа, как при поднятии груза массой 1 кг на высоту 20 см. Вычислите работу, совершаемую человеческим сердцем за сутки.

Рассчитайте работу желудочков, если М=0,07 кг, давление в аорте 20 Па, число сердечных сокращений за 1 минуту равно 72.

Дано: N=100000, m=1кг, h=0.2м
Найти:A
-?
Решение:
\boxed{A = mgh} \ ; \ A_{0} = A * N \\ \\ A_{0} = mgh * N = 1 *10*0.2*100000 = 200000 \ [Ds] \ = 200 \ [kDs]
Ответ: A
 = 200 кДж

133,5 Дж за 1 минуту.

4

Сообщение домашнего задания

    Во время тяжёлой физической работы сердце человека сокращается до 150 раз в минуту. При         каждом своём сокращении оно совершает работу, равную поднятию груза массой 500 г на высоту 40 см. Определите мощность, развиваемую сердцем в этом случае.

Записывают домашнее задание.

4

Рефлексия

Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что:

•        существует взаимосвязь двух наук о природе: биологии и физики;

•        человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и любые другие окружающие природные явления;

законы природы едины;

законы физики применимы к живому организму

Человек – это Вселенная, это великое, неизведанное чудо, созданное природой. Познать самого себя, значит познать весь мир.

Наука биофизика также позволяет заняться исследованиями в области физики и биологии по многим другим направлениям.

Слушают учителя, делают выводы.


План – конспект урока по теме «Вязкость жидкости»

Класс: 10 класс.

Продолжительность урока: 45 минут (один урок)

Тема урока: «Вязкость жидкости»

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «вязкость жидкости».

Развивающая: развитие познавательной деятельности, логического мышления, умения выделить основные моменты.

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание интереса и любознательности, расширение кругозора учащихся.

Задача: сформировать представление вязкости жидкости, неньютоновской жидкости и вязкости крови

Тип урока: лекция.

Метод преподавания: лекция, беседа.

Методы контроля: фронтальный опрос.

Методический материал:

http://vmede.org/sait/?id=Medbiofizika_fedorov_2008&menu=Medbiofizika_fedorov2008&page=10

Структура урока:

1.        Орг. Момент – 2 мин.

2.        Изучение нового материала – 25 мин.

3.        Рефлексия – 5 мин.


Орг. момент:

Здравствуйте, сегодня у нас урок- лекция по теме «Вязкость жидкости»

План лекции:

  1. Вязкость жидкости
  2. Неньютоновская жидкость
  3. Опыт
  4. Вязкость крови

Изучение нового материала:

Вязкость жидкости.

Вязкостью называют один из видов явлений переноса. Она связана со свойством текучих веществ (газов и жидкостей), сопротивляться перемещению одного слоя относительно другого. Это явление вызывается движением частиц, которые составляют вещество.

Всем реальным жидкостям в той или иной степени присуща вязкость, или внутреннее трение. При течении реальной жидкости между ее слоями возникают силы трения. Эти силы получили название сил внутреннего трения или вязкости. Вязкость – это трение между перемещаемыми относительно друг друга слоями жидкости. Силы вязкости (внутреннего трения) направлены по касательной к соприкасающимся слоям жидкости и противодействуют перемещению этих слоев относительно друг друга. Они тормозят слой с большей скоростью и ускоряют медленный слой. Можно указать две основные причины, обусловливающие вязкость:

во-первых, силы взаимодействия между молекулами соприкасающихся слоев, движущихся с различными скоростями;

во-вторых, переход молекул из слоя в слой и связанный с этим перенос импульса.

Вследствие этих причин слои взаимодействуют друг с другом, медленный слой ускоряется, быстрый замедляется. В жидкостях ярче выражена первая причина, в газах – вторая.

Ньютон установил, что сила трения между двумя слоями жидкости прямо пропорциональна площади соприкосновения слоев и величинеhello_html_me33f385.png:

hello_html_m60ef160d.pnghello_html_me33f385.png

hello_html_m1184170b.png- величина, показывающая, как быстро меняется скорость при переходе от слоя к слою.

Эта формула (1) называется формулой Ньютона для вязкого трения. Коэффициент пропорциональности hello_html_330cc805.png получил название коэффициента вязкости (внутреннего трения).hello_html_41c8dfc2.png

Жидкости, для которых выполняется формула Ньютона (1), называют ньютоновскими. Для таких жидкостей коэффициент вязкости зависит только от температуры. К ньютоновским жидкостям можно отнести плазму крови.

Для многих реальных жидкостей соотношение (1) строго не выполняется. Такие жидкости называют неньютоновскими. Для них коэффициент вязкости зависит от температуры, давления и ряда других величин. К таким жидкостям относятся жидкости с крупными сложными молекулами, например, цельная кровь, водный раствор крахмала.

В системе СИ единицей измерения коэффициента вязкости является

hello_html_7546b5fc.png(паскаль – секунда),

в СГС – системе коэффициент вязкости измеряется в hello_html_m782ae17f.png(пуазах), причем

hello_html_3c989896.png.

Закон Ньютона для жидкости применяется в медицине – в лабораториях определяют вязкость крови для выяснения на содержание эритроцитов, общего содержания белка и соотношения его фракций в плазме, а также содержания в крови углекислоты. Повышение вязкости отмечается при сгущении крови и некоторых видах лейкозов (эритремии, миелофиброзах), понижение — при анемиях.

Неньютоновская жидкость

Можно ли ходить по воде? Конечно, если рассматривать с точки зрения физики, то это невозможно, но это если не рассматривать неньютоновскую жидкость. Разберемся, что такое неньютоновская жидкость и почему по ней можно ходить.

Ньютоновская жидкость— вязкая, подчиняющаяся в своём течении закону вязкого трения Ньютона, жидкость. Неньютоновская жидкость - это особенная, чрезвычайно непонятная и удивительная субстанция. Загадочность такой жидкости заключается в том, что при сильном воздействии на нее, она сопротивляется словно твердое тело, в то же время, при медленном – приобретает жидкие свойства. В отличие от однородной ньютоновской, она имеет неоднородную структуру и состоит из крупных молекул. Ньютоновские и неньютоновские жидкости в последнее время вызывают активный интерес не только ученых, но и простых людей. Это связано с тем, что неньютоновская жидкость легко изготавливается своими руками и подходит для домашних опытов

Проведем опыт с неньютоновской жидкостью, для этого мы должны:

  • Смешать крахмал (250 гр.) и воду (100гр.) в глубокой тарелочке, для того чтобы увидеть удивительные свойства неньютоновской жидкости
  • Перемешать ингредиенты до образования однородной массы.
  • После этого из полученной жидкости попытаемся скатать маленький шарик. Можно заметить, что в том случае, если катать шарик очень быстро, то он будет тверже и прочнее. Если прекратить скатывать такой шарик, то он растечется по руке.
  • Если аккуратно опустить палец в неньютоновскую жидкость, то он без сопротивления войдет во внутрь нее, т.е. она ведет себя как жидкость; но если резко ударить кулаком по ее поверхности, то он встретит твердый отпор.

(Ученики вместе с учителем проводят опыт)

Это все объясняется тем, что частицы крахмала набухают в воде и между ними формируется физические контакты в виде хаотических сплетенных групп молекул. Эти прочные связи называются зацеплениями. При резком воздействии прочные связи не дают молекулам сдвинуться с места, и система реагирует на внешние воздействия, как упругая пружина. При медленном же воздействии молекулы успевают растянуться и распутаться, сетка рвется и молекулы равномерно расходятся. Если в опыте взять более большой объем этой жидкости и пробежаться по ней человеку, то он теоретически не утонет и продолжит движение по ней, как по твердому телу.

Мы можем сделать вывод, что по поверхности жидкости можно не только ходить, но и даже танцевать. Главное помнить, что неньютоновская жидкость- твердая только тогда, когда есть движение. Стоит остановиться, сразу утонешь. Итак, по жидкости ходить возможно!

Вязкость крови.

Наша кровь — это тоже типичная неньютоновская жидкость. Она представляет собой суспензию эритроцитов, лейкоцитов и других элементов в плазме. А это значит, что вязкость в различных участках сосудистой системы может изменяться. Кровь – это жидкая среда организма, которая состоит из плазмы и взвешенных в ней клеток – эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Кровь определяет качество процессов, протекающих в органах и тканях. Одним из показателей качества крови является ее вязкость, которая определяется как соотношение между количеством кровяных клеток и объемом плазмы.

Вязкость крови имеет огромное значение для нормального функционирования организма человека, и в первую очередь – для сердечно-сосудистой системы. Нормальным уровнем вязкости крови считается 4-5 мПа•с, любые отклонения от этого значения могут привести к серьезным нарушениям в работе органов и систем человеческого организма. На вязкость крови влияют гематокрит, температура крови, расход крови и диаметр сосудов. Под гематокритом понимается удельный вес эритроцитов в общем составе крови: чем процент гематокрита ниже, тем жиже кровь, и наоборот, по мере увеличения процента гематокрита кровь становится более густой. Каждый градус снижения температуры тела снижает вязкость крови на два процента, а каждый градус повышения температуры тела увеличивает ее вязкость на аналогичный показатель. Быстрый приток крови провоцирует снижение ее вязкости – из-за снижающейся адгезии, то есть слипания, клеток и белков, а также клеток друг с другом. Меньший диаметр кровеносных сосудов будет снижать вязкость крови из-за снижения уровня гематокрита. Также на вязкость крови влияют различные инфекции.

Рефлексия:

Сила жидкого трения (сила сопротивления) возникает и при движении твердого тела в жидкости. Благодаря тому, что сила сопротивления растет с увеличением скорости, любое тело в вязкой среде при действии на него какой-либо постоянной силы, например, силы тяжести, в конце концов, начинает двигаться равномерно. Такое движение было предложено использовать для определения коэффициента вязкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межпредметные связи на уроках физики.

При изучении темы "Оптика в 8 классе затрагивается вопрос строения органа зрения - глаза. Такой же матариал есть и в курсе биологии. В своей презентации предлагаю рассмотреть вопросы, и с точки зрения...

Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"

Реализация межпредметных связей на уроках физики...

Межпредметные связи на уроках физики, как способ повышения интереса к предмету у учащихся.

Пример межпредметных связей на уроке по теме: "Законы геометрической оптики"....

Межпредметные связи на уроках физики в средней школе. Биофизика.

Методическая разработка «Межпредметные связи на уроках физики и биологии. Биофизика» наряду с теоретической частью, где даются понятия и классификация межпредметных связей, их формы и функции, с...

Межпредметные связи на уроках физики

Межпредметные связи на уроках физики...

Межпредметные связи на уроках физики (из опыта работы)

Связь физики с другими предметами формирует основы естественнонаучной картины мира, показывает место человека в ней, знакомит с применением физических законов в практической деятельности человека. ...

Реализация межпредметных связей на уроках физики

В работе раскрывается взаимосвязь курса физики 10 класса с общественными, естественными и техническими предметами...