В гостях у Кая и Герды
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме
Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию, в котором дети сами подходят к выводу закона этики "Поступай с людьми так, как хотелось бы чтобы поступали с тобой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у Кая и Герды | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию.
«В гостях у Кая и Герды»
Говырина Наталья Дмитриевна
воспитатель
первой категории
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная(коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья с.Ковалевского Краснодарского края
Цели и задачи занятия:
- расширять представления детей о примерном поведении в обществе;
- воспитывать вежливость в общении друг с другом;
- развивать диалогическую речь;
- учить сравнивать, анализировать и обобщать поступки людей;
- учить строить отношения с окружающими, познавать в процессе общения другого человека и самого себя, развивать средства такого общения.
Действующие лица: Бабушка
Господин Советник
Маленькая разбойница
Герда
Кай
Подготовительная работа: на внеклассном чтении следует прочитать сказку Евгения Шварца.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас состоится серьёзный, очень взрослый разговор. Может быть, сначала не всё вам покажется понятным. Но в этом нам поможет хорошая сказка, которую мы читали на внеклассном чтении, «Снежная королева» которую написал Евгений Шварц.
Мы поговорим об ЭТИКЕ. Вы пока не знаете точного смысла слова, но, конечно, слышали его или похожие слова. Какие, например? ( «Этикет»). Что это такое? ( Это правила как себя вести, как общаться с людьми… Например, дома, в школе, в транспорте и т.д.).Верно. Понятие «этикет» обычно относится к поведению. А этика – наука о нравственности. Она говорит не о том, как себя вести, А о том , как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям. А ещё вы слышали, наверно, слово «неэтично». Мы говорим: такой-то человек совершил неэтичный поступок. Что это значит? Это значит поступок грубый, некрасивый. Например, человек кого-то обидел, оскорбил, обманул… Сейчас мы посмотрим сценку. Она будет иллюстрацией к нашему разговору, и мы сможем обсудить её.
Советник: Здравствуйте, хозяйка.
Бабушка: Здравствуйте, господин…
Советник: …коммерции советник. Долго же вы заставляете себя ждать, хозяйка.
Бабушка: Но, господин коммерции советник, я ведь не знала, что вы придёте к нам.
Советник: Это неважно, не оправдывайтесь. Вам повезло, хозяйка. Вы бедны, разумеется?
Бабушка: И да и нет. Деньгами не богата, а вот…
Советник: А остальное - вздор! Перейдём к делу. Я узнал, что в вашем саду расцвёл розовый куст. Я покупаю его!
Бабушка: Куст не продаётся.
Советник: Вздор!
Бабушка: Уверяю Вас! Этот куст всё равно, что подарок. А подарки не продаются.
Советник: Вздор!!!
Бабушка: Поверьте мне! Наш друг, студент – сказочник, уж так ухаживал за этим кустом! Он перекапывал землю, он посыпал его какими-то порошками, он даже пел розовому кусту песни…
Советник: Да что за вздор вы несёте!
Бабушка: Спросите у соседей. И вот после всех его забот куст расцвёл среди зимы. Да как же можно продать его!?
Советник: Какая вы хитрая, хозяйка! Молодец! Вы набиваете цену! Так, так! Сколько?
Бабушка: Куст не продаётся!
Советник: Ну вот что, любезная, не задерживайте меня! Я богатый человек. Я всё могу купить. Сколько стоят ваши розы?
Бабушка: Неужели Вы так любите цветы?
Советник: Вот ещё! Да терпеть не могу! Я просто люблю редкости! Я на этом разбогател. Летом лёд редкость, я продаю лёд. Зимой редкость цветы, я буду их продавать. Вот и всё! Сколько?
Бабушка: Ах вот оно что! Нет, я не продам розы!
Советник: Вздор! Вот десять талеров. Берите, живо! Мало!? 20! 30! 50! 100! И сто мало? Ну, хорошо, 200! Этого на целый год хватит и вам, и вашим гадким детям! Подумайте только: 200 талеров за самый обыкновенный куст!
Бабушка: Это не обыкновенный куст господин советник. Сначала на ветках его появились бутоны, совсем ещё маленькие, зелёные, с розовыми носиками. Потом они развернулись, расцвели. И вот цветут и не отцветают. За окном зима, а у нас лето!
Советник: Вздор! Если бы у нас было лето, лёд поднялся бы в цене!
Бабушка: Эти розы наша гордость, господин советник.
Советник: Чушь, ерунда! Деньги – вот это радость! Я вам предлагаю деньги, понимаете, ДЕНЬГИ!!!
Бабушка: Господин советник! Есть вещи более сильные, чем деньги!
Воспитатель: Вот мы услышали разговор бабушки и господина советника. Как вы думаете, кто из них прав? (Конечно, бабушка права, что не захотела продать розовый куст злому человеку, который ценит только деньги).
А как вы догадались, что он злой? (Во-первых, он говорил с бабушкой грубо – перебивал её, делал ей замечание… . Во-вторых, он думал, что бабушка набивает цену, будто она хочет перехитрить его ради своей выгоды. А бабушка вообще не хитрила. Просто плохой человек во всём видит плохое).
Хорошее наблюдение! Действительно, в этой сказке советник – недобрый человек. А как вы думаете, если бы он притворился добрым, говорил с бабушкой вежливо, - может надо было продать ему розы? ( Нет! Он не понимает даже, что цветы красивые. Он хотел купить розы не для того, чтобы любоваться ими или подарить кому-нибудь, доставив радость. Советник хотел продать их ради наживы. Жадный!)
Но ведь он предлагал бабушке очень много денег. На эти деньги можно прожить безбедно целый год! ( А бабушка сказала, что есть вещи поважнее денег).
Интересно, какие? ( Наверное, доброта, дружба. Розовый куст – это подарок друга. Сказочник старался, выращивал цветы, чтобы доставить радость своим друзьям, хорошим людям. Продать розы – это было бы не красиво по отношению к другу).
То есть – неэтично по отношению к другу. Господин советник требовал от бабушки, чтобы она совершила неэтичный поступок. Или как ещё говорят, безнравственный. Но добрая бабушка на это не согласилась. И нам кажется, что она права. Но подумайте-ка вот о чём! Каждый человек имеет свои представления о доброте и справедливости… Мы считаем, что бабушка права, а советник думает иначе! Одному что-то кажется правильным, а другому – вовсе нет! Как же тогда отличить этичный поступок от неэтичного! ( Пауза). Хорошо, что вы задумались. Я нарочно задала вам очень сложный вопрос. На него невозможно ответить сразу. Многие великие учёные, мыслители, философы размышляли над этой проблемой. Поэтому я попробую дать вам подсказку. Может быть, она наведёт вас на мысль
Маленькая разбойница: Я ведь говорила: пока мы с тобой не поссоримся, никто тебя не тронет. Да даже если поссоримся, то я никому тебя не дам в обиду. Я сама тогда тебя убью: ты мне очень, очень понравилась. Твою шубку, перчатки, меховые сапожки и муфту я возьму себе. Ведь подруги должны делиться. Тебе же не жалко?
Герда: Нет, нисколько. Но я боюсь, что замёрзну насмерть, когда попаду в страну Снежной королевы.
Маленькая разбойница :А ты не поедешь туда! Вот ещё глупости: только что подружились – и вдруг уезжать. У меня есть целый зверинец: собаки, голуби, олень, но ты мне больше нравишься, Герда. Собак я держу во дворе, а олень тут. Сейчас я тебе его покажу. ( Открывает занавеску; за нею показывается голова оленя). Это очень редкий олень – северный!
Герда: Северный? Я хочу спросить у него. Олень, ты знаешь, где страна Снежной королевы? ( Олень кивает головой).
Маленькая разбойница: Ах, знаешь, тогда убирайся вон! ( Задёргивает занавеску ). Я всё равно тебя никуда не отпущу, Герда!
Герда: Девочка, поговорим с оленем…Два слова… Только два слова… Пожалуйста!
Маленькая разбойница: Ну уж ладно, будь по твоему. Олень! Сюда! Да поживее! (Отдёргивает занавеску. Показывается голова оленя).
Герда: Скажи мне, пожалуйста, милый олень, ты видел Снежную королеву? ( Олень кивает головой). А скажи, не видал ли ты с ней когда-нибудь маленького мальчика? ( Олень снова кивает головой).
Маленькая разбойница: Довольно, наговорились! И не смей на меня смотреть так жалобно, а то я тебя застрелю. Я с тобой не поеду, потому что терпеть не могу холода, а одна я здесь не могу жить… Я к тебе привязалась! Понимаешь?!
Воспитатель: Какая сложная ситуация, не правда ли? Ребята, а вам понятно, какие чувства испытывает Маленькая разбойница? ( Ей среди разбойников тоскливо и одиноко. Поэтому Маленькая разбойница не хочет отпускать Герду. Но кроме того ей и жалко Герду. Она позволила расспросить оленя, хотя и не хочет расставаться с ней).
Верно. И Герда тоже страдает. Сбежать, значит огорчить девочку, которая спасла её от разбойничьих ножей, не сбежать – значит Кай останется у Снежной королевы. И Маленькой разбойнице тоже трудно, она не знает, как поступить: без подружки ей будет плохо, но Герда рвётся спасать Кая…Как же в такой ситуации сделать правильный выбор, чтобы не совершить безнравственный поступок? ( Надо хорошенько подумать: кому сейчас хуже всех? И поступить так, чтобы ему именно помочь в первую очередь).
Хорошая мысль, Маленькая разбойница поступит именно так? ( Да, она так и сделает. Она хоть и выросла среди разбойников, среди грубых и злых людей, но сама она добрая. Она поймёт, что надо спасать Кая, и отпустит Герду вместе с оленем).
Верно! И ещё одна подсказка… Как бы себя чувствовала разбойница, если бы не отпустила Герду? ( Её бы замучила совесть, ей было бы стыдно).
Молодцы! Жизнь часто ставит человека перед этическим выбором. И правильным, нравственным поступком, вероятнее всего, будет тот, который продиктован чувством сострадания, и тот, которого не придётся потом стыдиться!
Вспомните ещё раз нашу сказку. Когда Герда нашла Кая во дворце Снежной королевы, мальчик собирал из льдинок слово «вечность» и почти не слушал, что ему говорила Герда. Но всё-таки она расколдовала его! Как? Давайте посмотрим сценку.
Герда: Кай! Кай!
Кай: Тише, Герда, ты сбиваешь меня.
Герда: Кай, милый, это я! Я нашла тебя! Кай, ты что, забыл меня?
Кай: Я никогда ничего не забываю!
Герда: Подожди, Кай, я столько раз видела во сне, что нашла тебя… Может быть я опять вижу сон, только очень плохой? Кай, ты нарочно пугаешь меня, дразнишь? Ты подумай, я столько дней иду, иду – и вот нашла тебя, а ты даже не сказал мне «здравствуй».
Кай: Здравствуй, Герда. (сухо)
Герда: Как ты это говоришь? Ты даже не взглянул на меня! Я не испугалась короля, я ушла от разбойников, я не побоялась замёрзнуть, а с тобой мне страшно. Кай, это ты? Кай, Кай, бедный мой мальчик! (Бросается к нему, обнимает, уговаривает). Пойдём домой, ты тут всё забыл. А там что делается! Там есть и хорошие люди, и разбойники, - я столько увидела, пока искала тебя. Я ведь не могу оставить тебя одного. Ты только вспомни: дома уже весна… Там весна! Мы вернёмся и пойдём на речку, когда у бабушки будет свободное время. Мы посадим её на травку. Ведь мы хотели купить ей удобное кресло и очки… Кай, без тебя во дворе идёт всё худо. Ты помнишь сына слесаря? Того, что всегда хворает, так вот его побил соседский мальчишка…
Кай: Из чужого двора?..
Герда: Да. А я подумала: «Если бы Кай был дома, то заступился бы за него!» Ведь правда?
Кай: Конечно. (Беспокойно) Мне холодно.
Герда: А ещё они хотят утопить бедную собаку. Лохматая, помнишь? Помнишь, как она тебя любила? Если бы ты был дома, спас бы её… А бабушка всё плачет и стоит у ворот. Кай, ты слышишь? Дождь идёт, а она стоит и ждёт, ждёт…
Кай: Герда?! Герда, это ты? (вскакивает) Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? Как ты попала сюда? Как здесь холодно!
Герда: Идём отсюда! Быстрее! Мы дойдём, мы обязательно дойдём!
Воспитатель: Вы поняли, что спасло заколдованного Кая? Какие чувства в нём проснулись от слов Герды? ( Она рассказала ему, что делается дома, и Каю стало жалко всех, кто страдает без него. И у него тогда весь лёд растаял. Ему захотелось заступиться за мальчика, спасти лохматую собаку, пожалеть бабушку.) То есть, ему захотелось совершить нравственные поступки, верно? А почему мы так уверены, что это нравственные поступки? ( Потому, что нам хотелось бы, чтобы все так поступали).
Молодцы! Вот ещё один способ отличить нравственный поступок от безнравственного! Если ты хочешь, чтобы все люди поступали так же по отношению к тебе, значит этот поступок нравственный. По секрету скажу, что мы с вами додумались до самого главного, самого справедливого закона этики. Великий мыслитель Эммануил Кант сформулировал его ещё в 18 веке.
Конечно, ребята, не каждый способен задумываться, правильно ли он поступает. Иногда у человека не хватает времени на то, чтобы поразмыслить; иногда его мысли омрачены какими-нибудь неприятными обстоятельствами; да и не у всех, между прочим хватает ума на то, чтобы задуматься о последствиях своего поступка… Но чем мудрее человек, тем чаще он оценивает свои действия с точки зрения этики, чтобы не навредить родным, друзьям, чтобы не было потом стыдно. Пожалуйста, и вы старайтесь думать о своих поступках, оценивать их прежде, чем совершать! Умнее всего – сначала подумать, потом действовать! Чем больше людей будут соблюдать нравственные законы, тем лучше будет всем нам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Снежный Король, или сказка про то, как на Новый Год маленький мальчик Кай спас девочку Герду
Новогодняя музыкальная сказка на современный лад....
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Театральная постановка на трех языках «Новые приключения Кая и Герды»
Методическая разработка к уроку как способ повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков на разных этапах обучения....
Конспект учебного занятия по литературе «В чем сила Герды» (по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева»)
Участники: воспитанники 5 класса специального (коррекционного) класса VII вида Цели урока:· развитие творческих и аналитических способностей в...
Мастер-класс "Бисерное ткачество: обереги-герданы"
Данный мастер-класс формирует знания и умения по технологии изготовления герданов в технике бисерное ткачество, значению древнерусских символов....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сравнительная характеристика Снежной королевы и Герды.
Модель смешанного обучения "Ротация станций"....
Новые приключения Кая и Герды
Сценарий новогоднего праздника для начальной школы...