Требования к портфолио
материал по теме

Ульев Андрей Борисович

к портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_portfolio.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Общие положения

В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории. 

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.

Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Оформление портфолио

Портфолио педагогического работника оформляется в скоросшивателе. Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.

Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна строго соответствовать экспертному заключению.

Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и  имеет подпись автора (составителя, разработчика).

Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения или уполномоченным лицом.

Структура портфолио педагогического работника

Титульный лист.

Раздел 1.  Общие сведения о педагоге

  1. копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
  2. повышение квалификации за последние 5 лет (копии документов).

Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации

экспертное заключение (для работы экспертов);

Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения

Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта

Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений

Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности

Документы разделов 3-6  портфолио должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении (Методика оценки уровня квалификации педагогических работников, стр.48-49, 118-135,150-165) . Все, о чем писал педагог в заявлении, должно найти свое подтверждение в портфолио. Например, педагог писал, что разработал программу элективного курса,  необходимо ее представить. Уровень профессионализма  должен быть подтвержден несколькими уроками( мероприятиями) по теме самообразования , описаны технологии, которые применяет педагог на уроках и  во внеурочной деятельности. На высшую квалификационную категорию необходимо заострить внимание на новизне опыта педагога.  В портфолио должны быть представлены результаты за 3- 5лет, в том числе грамоты ( и детей), сертификаты, дипломы и т.д. При собеседовании с экспертами  необходимо отметить форму участия в различных конкурсах, конференциях, семинарах (эксперт, докладчик, автор статьи, член жюри и т.д.)

   Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.

Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30, 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

  1. Структура портфолио педагогического работника
  1. Титульный лист  содержит Ф.И.О. педагогического работника, число, месяц и год рождения;
  2. Раздел 1.  "Общие сведения о педагоге": 
  1. образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  2. трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении;
  3. повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  1. копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
  2. копия документа о повышение квалификации в межаттестационный период.
  1. Раздел 2. "Документы для проведения процедуры аттестации":
  1. Лист самооценки педагогического работника, заполненный им в период подготовки к экспертной оценки уровня практической деятельности педагогического работника.
  1. Раздел 3. "Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения".
  1. разработки учебных занятий, подтверждающие владение аттестуемым предметом на повышенном и углубленном уровне на основе современных образовательных технологий, методик;
  2. разработки учебно – воспитательных занятий подтверждающие использование индивидуального подхода к личности учащихся и ее развитию;
  3. разработки образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся;
  4. программы кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности и результативность их деятельности в межаттестационный период;
  5. итоги организации внеклассной, воспитательной работы по предмету в межаттестационный период в рамках недель и предметных месячников (разработки, сценарии, таблицы по итогам участия, видео или фотоматериалы);
  1.  Раздел 4. "Вклад аттестуемого в повышение качества образования, распространение собственного опыта":
  1. итоги участия аттестуемого в экспериментальной или научно-методической деятельности образовательного учреждения, создание и реализация сетевых программ, авторские тексты разного типа (аналитическая справка, заверенная руководителем);
  2. итоги работы аттестуемого педагогического работника в методическом объединении по специальности, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями (аналитическая справка, заверенная руководителем);
  3. конспекты открытых уроков, мастер-классов и др. форм распространения накопленного в межаттестационный период педагогического опыта;
  4. итоги участия аттестуемого и его обучающихся в социально – значимых проектах;
  5. статьи, тезисы, являющиеся итогом участия в научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (муниципального, регионального. Всероссийского уровней);
  6. копий публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период); размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.;
  7. итоги личного участия аттестуемого в муниципальных, региональных и Всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период);
  8. итоги выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи  "молодым педагогам";
  9. итоги работы над собственным педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация).
  1. Раздел 5. "Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений":
  1. В данном разделе могут быть представлены схемы, диаграммы, таблицы по итогам достижений аттестуемого педагогического работника в освоении обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
  1. Раздел 6. "Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности".
  1. Раздел может содержать копи наградных документов за успехи в профессиональной деятельности муниципального, городского, регионального, всероссийского и международного уровней участия аттестуемого.
  2. Копии поощрений от руководства и иные награды.
  1. Раздел 7 "Дополнительные материалы "
  1. В данном разделе портфолио могут быть представлены материалы, иллюстрирующие обеспеченность учебного процесса необходимым комплектом пособий, материалов.
  2. В этом разделе помещаются документы:

-  выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  1. список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  2. список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  3. справка о техническом оснащении учебного кабинета или деятельности аттестуемого (наличие персонального компьютера и компьютерных средств обучения, программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
  4. справка о наличии аудио и видео учебных пособий;
  5. справка о наличии дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
  6. другие документы по желанию учителя.
  1. Анализ содержания портфолио достижений экспертами экспертных групп аттестации.
  1. Портфолио достижений анализируется экспертами в соответствии с содержанием заявления педагогического работника, поданного в аттестационную комиссию на прохождение аттестации.  
  2. Портфолио достижений оценивается по наличию материалов, указанных в требованиях к оформлению без использования бальной системы.
  3. Эксперты экспертных групп, анализируя результаты педагогической деятельности аттестуемого педагогического работника, могут задавать аттестуемому вопросы по содержанию представленных материалов.
  4. Итоги анализа портфолио вносятся в экспертный лист по позициям, указанным в нём.

Экспертное заключение на портфолио, предъявленное при аттестации с использованием "иной формы" аттестации.

По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертный лист и итоговое экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности.  Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:

  1. наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
  2. уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),

По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого педагогического работника.

Критерии оценки портфолио

Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:

1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.

2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности.

3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.

4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).

6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.

7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции).

8. Участие педагога в  исследовательской и экспериментальной деятельности.

9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).

10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.

11. Открытые уроки и  мероприятия.

12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование.

            5 баллов - очень высокая степень выраженности  показателей;

4 балла - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».

3 балла - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях   представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых -   соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».

2 балла - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».

1 балл - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям.  Ответ экспертов - «нет».

После оценки каждого показателя экспертам необходимо просуммировать полученное количество баллов и разделить данный результат на 6. Среднее значение будет соответствовать значению показателя уровня квалификации.

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям

 первой или высшей квалификационным категориям

Уровень квалификации

Значение показателя уровня квалификации

Первая квалификационная категория

3 - 4

Высшая квалификационная категория

4,1- 5


Полное наименование образовательного учреждения по Уставу




Портфолио

профессиональной деятельности

_______________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество (в родительном падеже)


_______________________________________________________________________________

(должность с указанием  преподаваемого  предмета для учителя,

направления деятельности  для иных педагогических работников)
























Волгорад,2012




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к портфолио обучающегося

У каждого обучающегося должно быть «Портфолио», то есть индивидуальный  «Портфель» образовательных и производственных достижений (результаты районных, областных олимпиад, «Марафонов Знаний»...

Требования к оформлению портфолио педагога

Это положение поможет тем педагогам, которые еще не оформили свое портфолио....

Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения выступление па совещании зам. директоров...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения презентация...