Требования к портфолио
материал по теме
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
Общие положения
В течение межаттестационного периода педагогический работник формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации на первую или высшую квалификационные категории.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио педагогического работника - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
Основная цель портфолио- проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Оформление портфолио
Портфолио педагогического работника оформляется в скоросшивателе. Основными принципами составления портфолио являются: системность; полнота и конкретность представленных сведений; объективность информации; презентабельность.
Последовательность документов, вкладываемых в портфолио, должна строго соответствовать экспертному заключению.
Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).
Все копии должны быть заверены руководителем образовательного учреждения или уполномоченным лицом.
Структура портфолио педагогического работника
Титульный лист.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
- повышение квалификации за последние 5 лет (копии документов).
Раздел 2. Документы для проведения процедуры аттестации
экспертное заключение (для работы экспертов);
Раздел 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Раздел 4. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Раздел 5. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Раздел 6. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности
Документы разделов 3-6 портфолио должны соответствовать требованиям, указанным в экспертном заключении (Методика оценки уровня квалификации педагогических работников, стр.48-49, 118-135,150-165) . Все, о чем писал педагог в заявлении, должно найти свое подтверждение в портфолио. Например, педагог писал, что разработал программу элективного курса, необходимо ее представить. Уровень профессионализма должен быть подтвержден несколькими уроками( мероприятиями) по теме самообразования , описаны технологии, которые применяет педагог на уроках и во внеурочной деятельности. На высшую квалификационную категорию необходимо заострить внимание на новизне опыта педагога. В портфолио должны быть представлены результаты за 3- 5лет, в том числе грамоты ( и детей), сертификаты, дипломы и т.д. При собеседовании с экспертами необходимо отметить форму участия в различных конкурсах, конференциях, семинарах (эксперт, докладчик, автор статьи, член жюри и т.д.)
Педагог сам определяет «набор» документов (в соответствии со своей педагогической деятельностью), которые он может собрать в межаттестационный период.
Экспертное заключение учитывает деятельность педагогического работника в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (пункты 30, 31) и приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Структура портфолио педагогического работника
- Титульный лист содержит Ф.И.О. педагогического работника, число, месяц и год рождения;
- Раздел 1. "Общие сведения о педагоге":
- образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
- трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении;
- повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
- копия аттестационного листа предыдущей аттестации;
- копия документа о повышение квалификации в межаттестационный период.
- Раздел 2. "Документы для проведения процедуры аттестации":
- Лист самооценки педагогического работника, заполненный им в период подготовки к экспертной оценки уровня практической деятельности педагогического работника.
- Раздел 3. "Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения".
- разработки учебных занятий, подтверждающие владение аттестуемым предметом на повышенном и углубленном уровне на основе современных образовательных технологий, методик;
- разработки учебно – воспитательных занятий подтверждающие использование индивидуального подхода к личности учащихся и ее развитию;
- разработки образовательных программ, позволяющих осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся;
- программы кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности и результативность их деятельности в межаттестационный период;
- итоги организации внеклассной, воспитательной работы по предмету в межаттестационный период в рамках недель и предметных месячников (разработки, сценарии, таблицы по итогам участия, видео или фотоматериалы);
- Раздел 4. "Вклад аттестуемого в повышение качества образования, распространение собственного опыта":
- итоги участия аттестуемого в экспериментальной или научно-методической деятельности образовательного учреждения, создание и реализация сетевых программ, авторские тексты разного типа (аналитическая справка, заверенная руководителем);
- итоги работы аттестуемого педагогического работника в методическом объединении по специальности, экспертных советах, сотрудничество с методическим центром, другими учреждениями (аналитическая справка, заверенная руководителем);
- конспекты открытых уроков, мастер-классов и др. форм распространения накопленного в межаттестационный период педагогического опыта;
- итоги участия аттестуемого и его обучающихся в социально – значимых проектах;
- статьи, тезисы, являющиеся итогом участия в научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях (муниципального, регионального. Всероссийского уровней);
- копий публикаций в специализированных педагогических изданиях (за анализируемый период); размещение авторских материалов в сети Интернет и т.д.;
- итоги личного участия аттестуемого в муниципальных, региональных и Всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период);
- итоги выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи "молодым педагогам";
- итоги работы над собственным педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация).
- Раздел 5. "Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений":
- В данном разделе могут быть представлены схемы, диаграммы, таблицы по итогам достижений аттестуемого педагогического работника в освоении обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
- Раздел 6. "Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности".
- Раздел может содержать копи наградных документов за успехи в профессиональной деятельности муниципального, городского, регионального, всероссийского и международного уровней участия аттестуемого.
- Копии поощрений от руководства и иные награды.
- Раздел 7 "Дополнительные материалы "
- В данном разделе портфолио могут быть представлены материалы, иллюстрирующие обеспеченность учебного процесса необходимым комплектом пособий, материалов.
- В этом разделе помещаются документы:
- выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
- список словарей и другой справочной литературы по предмету;
- список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
- справка о техническом оснащении учебного кабинета или деятельности аттестуемого (наличие персонального компьютера и компьютерных средств обучения, программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.);
- справка о наличии аудио и видео учебных пособий;
- справка о наличии дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.;
- другие документы по желанию учителя.
- Анализ содержания портфолио достижений экспертами экспертных групп аттестации.
- Портфолио достижений анализируется экспертами в соответствии с содержанием заявления педагогического работника, поданного в аттестационную комиссию на прохождение аттестации.
- Портфолио достижений оценивается по наличию материалов, указанных в требованиях к оформлению без использования бальной системы.
- Эксперты экспертных групп, анализируя результаты педагогической деятельности аттестуемого педагогического работника, могут задавать аттестуемому вопросы по содержанию представленных материалов.
- Итоги анализа портфолио вносятся в экспертный лист по позициям, указанным в нём.
Экспертное заключение на портфолио, предъявленное при аттестации с использованием "иной формы" аттестации.
По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертный лист и итоговое экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:
- наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
- уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),
По окончании экспертизы выводы и рекомендации членов экспертной группы доводятся до аттестуемого педагогического работника.
Критерии оценки портфолио
Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:
1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио. |
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности. |
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога. |
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. |
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций). |
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя. |
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции). |
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности. |
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции). |
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации. |
11. Открытые уроки и мероприятия. |
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование. |
5 баллов - очень высокая степень выраженности показателей;
4 балла - высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее да, чем нет».
3 балла - средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых - соответствуют. Ответ экспертов - «среднее значение».
2 балла - слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов - «скорее нет, чем да».
1 балл - показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов - «нет».
После оценки каждого показателя экспертам необходимо просуммировать полученное количество баллов и разделить данный результат на 6. Среднее значение будет соответствовать значению показателя уровня квалификации.
Нормативная таблица для определения соответствия требованиям
первой или высшей квалификационным категориям
Уровень квалификации | Значение показателя уровня квалификации |
Первая квалификационная категория | 3 - 4 |
Высшая квалификационная категория | 4,1- 5 |
Полное наименование образовательного учреждения по Уставу Портфолио профессиональной деятельности _______________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество (в родительном падеже) _______________________________________________________________________________ (должность с указанием преподаваемого предмета для учителя, направления деятельности для иных педагогических работников) Волгорад,2012 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к портфолио обучающегося
У каждого обучающегося должно быть «Портфолио», то есть индивидуальный «Портфель» образовательных и производственных достижений (результаты районных, областных олимпиад, «Марафонов Знаний»...
Требования к оформлению портфолио педагога
Это положение поможет тем педагогам, которые еще не оформили свое портфолио....
Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)
Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС) РЕГУЛЯТИВНЫЕ...
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
В помощь учителям музыки...
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения выступление па совещании зам. директоров...
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения презентация...