Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)
статья по литературе (5 класс) по теме
В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Плюснина Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 62
г. Санкт-Петербург
Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы по литературе, формирующей духовно-нравственные ценности человека .
Литературно-музыкальная композиция в школе — одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности учащихся. И кажется, этот вид учительской и ученической деятельности устарел, но мой опыт показывает, что интерес к нему не угасает. Многолетний опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости проведения литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает возможность проявить свой творческий потенциал, реализовать себя в том виде деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают, обратить их внимание на многие исторические события , которыми гордится наша страна, что помогает формировать высоко нравственную личность, любящую свою страну и свой народ. Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма , любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре.
Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Ведь не секрет, что на уроках литературы многие не проявляют себя в полную силу, и , кажется, что им не интересен мир книг. И я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров, оформителей, создателей презентаций, музыкантов, оформителей сцены , фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия. Мне удалось заинтересовать детей , и я чувствую их огромное желание работать совместно.
Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы. И меня радует вопрос моих учеников: «А когда мы начнём работать над гостиной?»
Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:
- развивать интерес учащихся к изучению литературы;
- развивать любознательность, инициативность;
- воспитывать трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща, в содружестве;
- формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
- осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть, любовь, самоотверженность, благородство;
- пробуждать в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
- развивать творческие способности учащихся.
Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:
- отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
- составление сценария и распределение ролей;
- подбор и подготовка музыкального оформления;
- обсуждение оформления сцены;
- детальное выстраивание композиции ;
- обсуждение костюмов;
- составление презентации, подбор видеороликов;
- репетиции.
Внеклассная деятельность, по моим наблюдениям, вызывает огромный интерес у учащихся : всё больше желающих быть участником литературной гостиной. Состав творческой группы из года в год меняется, варьируется в зависимости от темы гостиной, от поставленной творческой задачи. Организуя внеклассную работу, я учитываю принцип доступности материала: ни в коем случае он не должен превышать возрастные особенности детей. Так, творческая задача литературной гостиной, посвящённой юбилею Н.В. Гоголя, « По страницам « Вечеров на хуторе близ Диканьки», состояла в том, чтобы показать, что «Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя - чудо русского языка, светлые захватывающие истории., это « описание племени поющего и пляшущего…, эта веселость, простодушная и вместе лукавая» ( Пушкин) .
Так как данное произведение по программе изучается в 5-6 классах , то участниками были пятиклассники и шестиклассники. Вместе с ними мы выбрали из повестей понравившиеся эпизоды для разыгрывания сценок, затем составили сценарий, продумали связывающие нити мини-сценок, разучили украинский танец, сочинили танец утопленниц, оформили сцену, выпустили стенгазету, в нашу творческую работу активно вовлеклись родители: сшили костюмы, помогли сделать декорации.
Литературно-музыкальная композиция формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе, к окружающему миру. Поэзия даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова. Работая над композицией « В краю берёзового ситца», посвящённой творчеству С.Есенина , участники ( это были учащиеся 7 класса) выбирали стихи о родной природе, о родном крае, о животных. Ребята творчески подошли к оформлению цены: украсили жёлтыми листьями, разноцветными русскими шалями, нарисовали картину , навеянную строками из стихотворений поэта. Творческая атмосфера, красочность помогли и участникам , и зрителям прикоснуться к тайнам поэзии, воспевающей красоту родного края, любовь ко всему живому, к родине.
Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие священного чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому, сохранение исторических корней . В рамках осуществления этих целей проведены литературно-музыкальные композиции ко Дню снятия блокады Ленинграда : с учащимися 7 класса 2011 г. - « Дети блокадного Ленинграда», 2013 г. - « Голос блокадного Ленинграда» (о великой блокадной поэтессе О. Берггольц), «Пионеры-герои» ( не секрет, что в последние годы о юных героях-защитниках Отчества стали несправедливо забывать), « Эх, дороги...» ко Дню Победы.
Уроками любви, доброты, сострадания является творчество В.Распутина. Писатель-современник размышляет о человеческой красоте , её внешнем и внутреннем , духовном проявлении, о нравственном выборе человека, о жизни и смерти, о сохранении своих корней. К 75-летию писателя с учащимися 9-11 классов провели литературно-музыкальную композицию «За каждой строкой доброта...» . Времени было очень мало: две недели. Учащимся был предложен материал : отрывки из разных произведений автора. Они читали, выбирали, что им понравилось, сами для себя определяли роль, потом все вместе составляли сценарий, подбирали музыкальное оформление ( оно оказывает эмоциональное воздействие на зрителей и участников) , составили презентацию, продумали оформление сцены. Конечно, за такой короткий промежуток времени некоторым трудно было выучить прозаические отрывки, поэтому добивались выразительного чтения. И результат не заставил себя ждать: уже в процессе подготовки учащиеся увлеклись чтением рассказов и повестей В.Распутина.
Работая над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки или учеников, умеющих играть на музыкальных инструментах ( пианино или гитара) : «живой звук» благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные композицией. Недаром Д. Б. Кабалевский говорил, что «музыка становится тем ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами жизни, чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей». Неоценимую помощь оказывает мне и библиотекарь школы, которая организует выставку книг, даёт краткие аннотации к некоторым произведениям автора. Такое сотрудничество не проходит даром: количество читателей увеличивается, и радует то, что они идут в библиотеку целенаправленно: берут произведения автора, творчеству которого и была посвящена композиция.
Я глубоко убеждена, что литературно-музыкальная композиция - это такая форма внеклассной работы по литературе, которая формируют духовно-нравственные ценности человека .
Список литературы:
- Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997
- Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников .- 2011.
- Добросолец И.И. Литературная композиция: проблемы и пути воплощения. Сайт : http://smrgaki.ru/8/4/1_9/3.htm.
- Викторова О.В. Литературная композиция на школьной сцене. Сайт:
- http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702111 — 2007 г «Литература»
- фото- личный архив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"
Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...
Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.
Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....
Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе
Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...
Формы организации работы по духовно - нравственному воспитанию.
О формах организации работы, технологиях воспитания, о педагогических условиях организации успешной работы по духоно - нравственному воспитанию....
Проект "Школьный сад, как одна из форм внеклассной работы"
Проект возрождение школьного сада., который выиграл грант при "РИтэк"...