учебная программа по физкультуре ( ритмика) методическая разработка
методическая разработка по физкультуре по теме
Программапо предмету Ритмика (ритмическая гимнастика) на возрастную группу детей 7-12 лет, расчинана на 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmicheskaya_gimnastika_5.docx | 807.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Ритмика»
7-12 лет на 2 года
Составитель:
Учитель физкультуры
Курепина Е.Б.
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка:
В настоящее время значительно повысился интерес молодежи к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и восстановления сил, для обеспечения хорошей спортивной формы и состояния здоровья. Фитнес-клубы, оснащенные современными тренажерами, новые виды занятий по фитнес-аэробике, фестивали, конвенции – все эти направления способствуют развитию и поддержанию интереса к оздоровительным занятиям. Среди этих оздоровительных тренировок особое место заняла Ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.
Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика используется в оздоровительных целях. Всестороннее развитие физических способностей у человека, профессионально-прикладная физическая подготовка становятся необходимыми условиями эффективной учебной деятельности.
Воздействие ритмической гимнастики на организм человека: активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию.
Длительное систематическое выполнение упражнений (достаточной интенсивности) приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга.
По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда происходит ее второе название – аэробика.
Новизна программы состоит в изучении Ритмической гимнастики в условиях продленного дня, в игровой форме освоения физических упражнений и танцевальных движений.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что сегодня нужно совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. Необходимость двигательной активности для здоровья ребенка ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами компенсировать гиподинамию, с какой нагрузкой заниматься остаются дискуссионными. Достичь определенных результатов в работе над своим телом, физическим развитием можно с помощью различных средств: бега, езды на велосипеде, плавания, гимнастических упражнений.
В этих условиях повышается роль педагога дополнительного образования в решении выше перечисленных проблем.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Цель программы: оздоровление и раскрепощение детей путём укрепления физического и психологически - эмоционального состояния ребенка.
Задачи программы:
Образовательные
- Познакомить детей с музыкальной грамотой
- Познакомить детей с комплексом ритмической гимнастики
- Научить детей исполнять физические упражнения
- Научить правилам техники безопасности при исполнении физических упражнений
Развивающие
- Развивать способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
- Развивать двигательные качества и умения координировать движения.
- Развивать гибкость, ловкость, точность, пластичность.
- Формировать выносливость, силу.
- Формировать правильную осанку, красивую походку.
- Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве.
- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Воспитательные
- Формировать навыки здорового образа жизни
- Прививать дисциплину и самоорганизацию ребенка
Условия реализации: программа рассчитана на детей 7-11 лет на 2 года обучения, 144 часа в год, 4 академических часа в неделю. Занятия могут проходить по 2часа 2 раза в неделю. Оптимальная наполняемость группы 15 человек, однако в большом пространстве (улица или спорт зал) допустимо большее количество детей.
Занятия могут проходить в школьной рекреации, в спортивном или актовом зале, на уличной площадке.
Инвентарь необходимый для занятий: магнитофон, гимнастические ковры или коврики для занятия йогой (для партерных упражнений).
Кадровое обеспечение: занятия может вести педагог, имеющий специальное образование по физическому воспитанию .
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы по ритмической гимнастике учащиеся должны достигнуть следующего уровня.
После первого года обучения.
Знать и иметь представление:
- О
- О
- Об изученных физических упражнениях
Уметь:
- Исполнять физические упражнения под музыку
- Выполнять комплекс физических упражнений
После второго года обучения.
Знать и иметь представление:
- О
- О
- Об изученных физических упражнениях
- О причинах травматизма и правилах его предупреждения
Уметь:
- Исполнять под музыку
- выполнять комплекс физических упражнений
Анализ результатов освоение программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой
- текущий контроль знаний при устном опросе
- тематический контроль умений и навыков после изученных тем
- итоговый контроль умений и навыков
Итоги реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений.
Учебно тематический план 1 года
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Основы знаний | 5 | 5 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы музыкальной грамоты | 4 | 4 | |
3 | Упражнения для мышц шеи | 8 | 3 | 5 |
4 | Упражнения для рук и плечевого пояса | 28 | 4 | 24 |
5 | 31 | 3 | 28 | |
6 | Основы хореографии | 29 | 3 | 26 |
7 | 21 | 1 | 20 | |
8 | 18 | 3 | 15 | |
9 | Зачетные занятия | 4 | - | 4 |
итого | 144 | 22 | 122 |
Содержание программы 1 год обучения
- Основы знаний
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.
II . Основы музыкальной грамоты
Понятие музыкального метра, такта, ритма, доли, размера, длительности. Понятие ритмического рисунка, ритмического деления, пунктирного ритма. Понятие мелодии, динамики. Синкопа, стаккато (staccato), легато (legato).
Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом.
- Метод музыкальной интерпретации- широко используется при построении танцевальных композиций в аэробике. В его реализации можно выделить два подхода: первый связан с конструированием конкретного упражнения, а второй - с вариациями движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. В основе этого подхода лежит составление упражнения на заданную музыку с учетом содержания, формы, ритма, динамических оттенков, т.е. конструирование упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее "удобным" для выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой.
- Упражнения для мышц шеи (часов)
1 И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину.
Поворот головы направо, налево. Четко фиксируйте крайнее положение, сохраняйте правильную
осанку: плечи опущены, живот втянут. Начните с небольшой дозировки, так как чрезмерное раздражение вестибулярного аппарата, возникающее при движениях головой, может вызвать головокружение и тошноту. Повторить по 4 раза.
2 И.п. - то же. Повернуть голову направо, приподнять, опустить и повернуть налево. То же влево. Повторить по 4 раза.
3 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, голова направо. Опуская, повернуть голову налево (по дуге). Темп выполнения- от медленного до среднего. То же в другую сторону. Повторить по 4 раза.
4 И. п. - стойка ноги врозь, руки за спину.Наклон головы вперед, с небольшим полуприседом наклон головы назад. Повторить 4 - 8 раз.
5 И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. Наклон головы вперед, локти вперед, слегка надавить на затылок, усиливая наклон головы. Повторить 4 - 8 раз.
- Упражнения для рук и плечевого пояса ( часа)
1 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны-книзу под углом 60 градусов. Скрестные маховые движения руками перед телом (правая, затем левая сверху). Руки прямые, мышцы напряжены, пальцы вытянуты.
При перекрещивании локти касаются друг друга. Темп от среднего до быстрого. Повторить по 8 - 16 раз.
2 Упражнение аналогично предыдущему, но выполняется в наклоне прогнувшись. Повторить по 8 - 16 раз.
3 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны- книзу. Сгибая правую ногу, выводя таз влево, руки скрестно перед телом, вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить по 8 - 16 раз.
4 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны- книзу, кисти разогнуты (от себя). Скрестные маховые движения руками перед телом. Здесь активно участвуют в работе статически напряженные разгибатели кисти. Повторить по 8 - 16 раз.
1 Упражнение аналогично предыдущему,но выполняется в полуприседе.
2 И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам, локти в стороны. Движением таза вправо, правую руку в сторону, ладонью вверх, движение таза влево, правую руку к плечу, левую в сторону, ладонью вверх. Повторить по 8- 1 6 раз.
3 И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед. Втянуть живот, таз вперед (ягодичные мышцы напряжены), вернуться в и. п. Прогнуться в пояснице, таз отвести назад (плечи не наклонять вперед). Возможно выполнение упражнения без фиксации и. п.: движение таза вперед-назад. Выполнить пружинящим движением. Повторить по 8 - 16 раз.
4 И. п. - полуприсед в стойке ноги врозь, руки в стороны. "Восьмерка" тазом (движение таза вправо- влево сочетается с поворотами, тяжесть тела постепенно переносится на правую, затем на левую ногу). Повторить 8 - 16 раз.
- Основы хореографии
Обучение основам хореографического языка: виды танцевального шага, бега, прыжка; позициям рук, ног, головы, правильной работы корпуса;
2. Развитие и тренинг силы мышц: подготовка мышечной структуры к выполнению технически трудных и всеболее усложняющихся танцевальных движений;
3. Выработка полной координации движений, одновременной и слитной работы рук, ног, головы и корпуса;
1 И. п. - полуприсед в стойке ноги вместе, колени вправо, согнутые руки вправо (на уровне талии). Перевести колени и руки влево. Повторить по 16 - 32 раза.
2 И. п. - полуприсед в стойке ноги врозь, колени вправо, согнутые руки вправо (правая рука на уровне головы, левая - талии). Перевести колени и руки влево. Повторить по 16 - 32 раза.
3 И. п. - стойка ноги вместе, руки в стороны. С полуприседом колени вправо, и. п., то же в другую сторону. Повторить по 8 - 16 раз.
4. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Полуприсед колени внутрь, руки согнуть, вернуться в и. п. Повторить 16 - 32 раза.
5 И. п. - то же. Приседание с поворотами коленей внутрь. Вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
6 И. п. - глубокий присед в стойке ноги врозь, колени в стороны, носки наружу; постарайтесь руками взяться за голень или поставить руки на пол. Пружинить. Повторить 16 - 32 раза.
7 И. п. - то же. Подъемы на полупальцы. Повторить 8 - 16 раз.
8 И. п. - стойка ноги вместе, руки в стороны. Поочередные махи согнутыми ногами с хлопками под ногой. Повторить по 8 - 16 раз.
9 И. п. - ноги вместе, руки в стороны. 4 маха согнутой правой ногой, 4 - левой, руки касаются колена; 2 маха согнутой правой, 2 левой, повторить 2 раза; мах согнутой правой, то же левой, повторить по 8 раз.
1 Бег высоко поднимая колени.
2 Бег сгибая ноги назад. Можно с различными движениями рук: из и. п. руки к плечам раскрыть в стороны, вверх, вперед.
3. Подскоки ноги врозь, ноги скрестно (правая или левая впереди);руки в стороны- вниз - одна вперед, другая за телом.
- Зачетные занятия
Учебно тематический план 2 года
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Основы знаний | 2 | 2 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
1.2 | Основная терминология в примерах | 1 | 1 | |
2 | 84 | 12 | 72 | |
2.1 | 40 | 6 | 36 | |
2.2 | 40 | 6 | 36 | |
3 | 18 | 4 | 14 | |
4 | 20 | 4 | 16 | |
4.1 | 10 | 2 | 8 | |
4.2 | 10 | 2 | 8 | |
5 | Зачетные занятия | 4 | - | 4 |
6 | 16 | 16 | ||
6.1 | Школьные мероприятия | 4 | 4 | |
6.2 | Городские соревнования | 10 | 10 | |
итого | 144 | 22 | 122 |
- Основы знаний (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие (1 час)
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.
Тема 2. Основная терминология в примерах (1 час) лекция
1.2 Основная терминология в примерах
Основные движения и терминология базовой аэробики Разновидности аэробных шагов, используемых в оздоровительных программах, часто имеют несколько вариантов названий. Здесьприведены существующие варианты терминов на английском и их
терминологическое название на русском языках.
К ним относятся:
1. ПОДЪЕМ КОЛЕНА (Knee lift, Knee up). Из исходного положения, стоя на одной ноге (прямой), другую ногу, сгибая, поднять вперед выше горизонтали (допускается любой угол в коленном суставе), носок оттянут. Туловище следует удерживать в вертикальном положении. Не допускается сопутствующий движению поднимаемой ноги поворот таза. При подъеме колена может быть использован любой вариант движения (стоя на месте, с перемещением в любых направлениях, с поворотом, на
шагах, беге подскоках).
2. МАХ (kick) выполняется в положении стоя на одной ноге. Прямая маховая нога поднимается точно вперед, разрешено небольшое «выворотное» положение стопы, но без сопутствующего маху поворота таза. Амплитуда маха определяется уровнем подготовленности контролируемое опускание ноги после маха (падение). Минимальной
амплитудой в спортивной аэробике можно считать мах выше уровня горизонтали, но для оздоровительного направления аэробики рекомендована амплитуда маха не выше 90°. Разрешается использовать в занятиях любое сочетание маха ногой с движениями на месте, шагами, бегом, подскоками. Возможна также разная плоскость движения — мах
вперед, вперед - в сторону (по диагонали) или в сторону. Если мах сочетается с подскоком, то при приземлении следует обязательно опускаться на всю стопу, избегать баллистических приземлений и потери равновесия. Low kick - разновидность маха голенью. Выполняется на 2 счета. 1 — сгибая колено, поднять правую ногу вперед
- вниз (мах может быть выполнен в любом направлении — вперед, по диагонали, назад). В момент разгибания в коленном суставе правой ноги, сделать мах голенью. 2 — вернуться в исходное положение.
3. ПРЫЖОК НОГИ ВРОЗЬ - НОГИ ВМЕСТЕ (Jumping jack,Hampelmann)
выполняется из исходного положения ноги вместе (пятки вместе, носки слегка врозь — на ширину стопы). Движение состоит из двух основных частей. Первая — отталкиваясь двумя ногами, выпрыгнуть невысоко вверх и затем принять положение полуприседа ноги врозь (стопы слегка повернуты наружу или параллельны), при приземлении опуститься на всю стопу. Расстояние между стопами равно ширине плеч, тяжесть тела
равномерно распределена на обе ноги, направление коленей и стоп должно совпадать. При этом движении проекция колен не должна выходить за пределы опоры стопами, угол в коленных суставах должен быть больше 90°. Вторая часть движения — небольшим подскоком соединить ноги и возвратиться в исходное положение. При выполнении этого движения не допускаются перемещения туловища (наклоны,
повороты)
4. ВЫПАД (Lunge) может быть выполнен любым способом (шагом, скачком, после маха), а также в разных направлениях (вперед, в сторону, назад). Основным вариантом этого «аэробного шага» является положение выпада вперед. При этом тяжесть тела смещается на согнутую ногу, выставленную вперед. Угол в коленном суставе должен
быть больше 90°, голень опорной ноги располагается близко к вертикальному положению, а проекция колена не выходит за пределы опоры стопой (обязательно следует опуститься на пятку опорной ноги).14 Поворот таза не допускается, нога сзади должна быть прямой, касаться носком пола, пятка поднята (вверх).
5. ШАГ (March) напоминает естественную ходьбу, но отличается большей четкостью. Стоя на прямой ноге (туловище вертикально), другую ногу сгибая поднять точно вперед (колено ниже горизонтального положения), без сопутствующего движению поворота таза. Стопа поднимаемой ноги находится на уровне верхней трети голени, носок
оттянут (т.е. голеностопный сустав согнут). Marching — ходьба на месте, Walking — ходьба в различных направлениях, вперед-назад, по кругу, по диагонали.
6. БЕГ (Jog) — переход с одной ноги на другую как при ходьбе, но с фазой полета. Joging — вариант бега, типа «трусцой».
7. Подскоки (Skip, rick kick). Основное движение выполняется в ритме «И — РАЗ» или «РАЗ — ДВА».
Basic Step — базовый шаг. Выполняется на 4 счета.: 1 — шаг правой ногой вперед, 2 — приставить левую , 3 — шаг правой назад, 4 — приставить левую.
Squat — полуприсед, выполняется в положении ноги вместе или врозь. Часто это движение сочетается с наклоном туловища вперед.
Step-Touch — приставной шаг. Выполняется на 2 счета: 1 — шаг в сторону (назад или вперед), тяжесть тела распределяется на обе ноги. 2 — приставить другую ногу на носок. Часто этот шаг сочетается с полуприседанием, которое может быть выполнено на один из счетов (1 или 2) или на каждый счет.
Touch — Step — выполняется на 2 счета в последовательности, обратной приставному шагу: 1 — коснуться носком пола возле опорной ноги. 2 — с той же ноги шаг в сторону в стойку ноги врозь.
Scoop — вариант приставного шага, выполняемый со скачком: 1 — шаг на правую ногу (в любом направлении). 2 — прыжком приставить другую ногу.
Double Step Touch — два приставных шага в сторону.
Push Touch, Toe Tap — выполняется на 2 счета. 1 — одна нога без переноса веса тела выставляется в любом направлении, носок касается пола - «теп» (Тар — легкий стук). 2 — вернуться в исходное положение
Side to Side, Plie Touch, Side Tip, Open Step — разновидность ходьбы в стойке ноги врозь или перемещение с ноги на ногу в стойке ноги врозь (чуть шире плеч). Второй вариант движения выполняется на 2 счета из полуприседа ноги врозь. 1 — передать тяжесть тела на одну ногу, колено полусогнуто, но без дополнительного приседания, пятка на полу. 2 — носок свободной ноги «давит» на пол, притопывает (Tip). Это же
движение можно выполнять полуприседая и вставая, как бы пружиня.
Curl, Hopscoth, Humstring Leg Curl — сгибание голени назад. Движение выполняется шагом в сторону (ноги врозь чуть шире плеч) на 2 счета. 1 — передать тяжесть тела на правую ногу, с небольшим приседанием, пятка на полу, другая нога прямая в сторону на носок, 2—левую ногу согнуть назад (отвести бедро в сторону - назад и согнуть голень по15 направлению к ягодичной мышце), 3-4 движение повторить в другую
сторону. Вариантом этого движения может быть двукратное или четырехкратное сгибание одной и той же голени назад. В этом случае меняется порядок движений. На счет 1 — согнуть голень назад, а на 2 — разгибая, поставить ногу в сторону на носок, затем повторить движениенужное количество раз.
Heel Dig, Heel Touch — выставление ноги на пятку. Выполняется на 2 счета. В исходном положении обе ноги полусогнуты. 1 — одна нога выставляется вперед или по диагонали вперед на пятку (разгибая колено). 2 — вернуться в исходное положение.
Mambo — вариация танцевального шага мамбо выполняется на 4 счета:
1 — небольшой шаг левой ногой вперед в полуприсед (тяжесть тела на ногу полностью не передавать), другая нога полусогнута сзади на носке. 2 — передавая тяжесть тела на правую ногу, полуприсед на ней. На 3-4 выполняются шаги, аналогичные счетам 1-2, но перемещаясь левой ногой назад. Используется и другая разновидность шага мамбо — «квадрат»: 1 — шаг одной (правой) ногой на месте. 2 — небольшой шаг другой ногой (левой) вперед (тяжесть тела на ногу полностью не передавать). 3 — передавая тяжесть тела на правую ногу, встать на нее. 4— вернуться в исходное положение (стойка ноги врозь). Затем можно повторить движение, но с шагом назад. В соответствии с танцевальным стилем шаги выполняются с покачиванием бедрами.
Pivot Turn — поворот вокруг опорной ноги (Pivot — точка вращения). Выполняется на 4 счета. Одна нога все время остается на месте, другая движется вокруг нее. 1 — шаг правой ногой вперед (на всю стопу), тяжесть тела на обе ноги. Продолжая движение, передать тяжесть тела на правую ногу, и выполнить поворот налево кругом (движение начинается с пятки). 2 — не разгибая опорную ногу, передать тяжесть тела (шагнуть) на левую. 3 и 4 —- повторить движение 1 -2 и вернуться в основное направление. Этот шаг хорошо сочетается с движением мамбо.
Rivers – разноименный поворот на 180 или 360 градусов.
Pendulum — прыжком смена положения ног («маятник»). Прыжки выполняются на 4 счета. 1 —прыжок на одной ноге, другую поднять в сторону - вниз. 2 — прыжок на две ноги. 3-4 — повторить движение в другую сторону. Более подготовленные занимающиеся могут выполнять прыжки без промежуточного перехода на две ноги (с ноги на ногу). Движение маятник можно выполнять и в направлении вперед-назад
Chasse, Gallop — галоп. Чаще всего выполняется в сторону. Выполняется на счет «Раз» — «два». «И» — скользящий шаг правой ногой в сторону (колени слегка согнуты). 1 — приставляя левую ногу к правой (подбивая левой ногой правую), выполнить прыжок вверх. 2 —приземляясь, перекатиться на всю стопу и слегка согнуть колени,
Two Step — переменный шаг. Выполняется на счет «Раз» — «и» — «два». 1 — шаг правой ногой вперед. «И» — приставить левую к правой.16 2 — шаг правой ногой вперед, левая сзади на носке. Затем движение повторить с другой ноги.
V-Step — разновидность ходьбы в стойку ноги врозь, затем — вместе. Направление шагов напоминает написание английской буквы «V». Выполняется с передвижением вперед или назад на 4 счета.: 1 — с пятки шаг правой ногой вперед - в сторону, колено согнуто. 2 — то же с другой ноги (в положение полуприсед ноги врозь, носки ног прямо или слегка повернуты наружу). 3 - 4 — вернуться в исходное положение.
Polka — полька — переменный шаг, выполняемый легкими прыжками. «И » — подскок на левой ноге, правую ногу поднять вперед. При каждом последующем повторении цикла движений на этот счет происходит смена ноги 1—скользящий шаг правой ногой. «И» — приставить левую ногу сзади. 2 — шаг правой ногой вперед. Повторить весь цикл движений с другой ноги.
Scottisch — сочетание шагов с подскоком на одной ноге. Выполняется на 4 счета. 1 -3 — три шага вперед (правой, левой, правой). 4 — подскок на правой ноге, левую согнуть вперед. Движение можно выполнять и на шагах назад.
Slide — скольжение. Шаги в любом направлении, выполняемые со скольжением стопой по полу.
Cha- Cha- Cha — часть основного танцевального шага «ча-ча-ча». Тройной шаг — вариант шагов с дополнительным движением между основными счетами музыки — на счет «И». Может выполняться на месте и с продвижением в сторону. Часто используется для «смены ноги» 1 — шаг правой. «И» — шаг левой. 3—шаг правой.
Twist Jump — прыжки на двух ногах со скручиванием бедер.
Grape Wine — скрестный шаг в сторону. Выполняется на 4 счета: 1 — шаг правой в сторону. 2 — шаг левой вправо сзади (скрестно). 3 — шаг правой в сторону. 4 — приставить левую к правой.
Cross — «крест» вариант скрестного шага с перемещением вперед. Выполняется из стойки на 4 счета.: 1 — шаг правой вперед, 2 — скрестный шаг левой перед правой, 3 — шаг правой назад. 4 — шагом левой назад принять исходное положение.
Scissors – «ножницы», «лыжи» смена положения ног прыжком.
II. Уражнения для мышц шеи
1 И. п. - стойка ноги врозь, руки вниз. Сгибая правую ногу, выводя таз влево,наклонить голову влево и одновременно выполнить щелчок пальцами левой руки (в такт музыкального сопровождения).То же в другую сторону. Повторить по. 4 - 8 раз.
2 И. п. - стойка ноги врозь, левой рукой обхватить грудную клетку, правой - голову. Наклон головы вправо, слегка надавливая на нее рукой. То же в другую сторону. Повторить по 4 раза. Возможно выполнение пружинным движением по 2 - 4 раза в каждую сторону.
3 И. п. - стойка ноги врозь, руки на бедрах. Вывести голову вперед, вернуть в и. п. Туловище прямо, вперед не наклонять, сохранять правильную осанку: мышцы живота втянуты, ягодичные мышцы напряжены, плечи опущены. Повторить 8 раз.
4 Упражнение аналогично предыдущему, но в и. п. сед по-восточному. Повторить 8 раз.
5 И. п. - стойка ноги врозь, согнутые руки в стороны, ладони вверх. Вывести голову вправо, влево. Туловище фиксировано, плечи не поднимать. Повторить по 4 - 8 раз.
6 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, небольшой полуприсед. Круговые движения головой вправо и влево. Колени не выпрямлять, выполнять движение по большой амплитуде. Темп от медленного до среднего. Повторить по 2 - 4 раза.
Упражнения для рук и плечевого пояса
1 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны- книзу, слегка отведены назад. Скрестные махи руками за телом. Руки не сгибать, в пояснице не прогибаться. Повторить по 8 - 16 раз.
2 Упражнение аналогично предыдущему, но выполняется в наклоне вперед прогнувшись. Повторить 8 - 16 раз.
3 И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Рывки руками внутрь: правая над левой, левая над правой. Движение выполняется активно, резко. Повторить 8 - 16 раз.
4 И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вверх. Круги вперед с небольшим
радиусом. Движения со слишком большим или малым радиусом не будут эффективны для развития силы мышц рук и плечевого пояса. Руки выпрямлены до предела, кисти напряжены, пальцы вместе, плечи опущены, голова прямо, мышцы туловища напряжены. В поясничном отделе не прогибаться. Повторить 16 - 32 раза. Аналогично выполняются круговые движения назад.
5 Упражнение аналогично предыдущему, но ладони вниз, кисти сжаты в кулак. Повторить 16 - 32 раза.
Упражнения для туловища
1 И. п. - стойка ноги врозь, правая нога слегка согнута, согнутая правая рука в сторону (предплечье вверх), левая согнута, ладонь на уровне желудка, таз отведен влево. Передать тяжесть тела на правую ногу, таз вправо, поменять положение pук Повторить по 8 - 16 раз.
2 И. п. - круглый полуприсед в стойке ноги врозь, руки на бедрах. Прогнуться в поясничном отделе позвоночника, лопатки свести, голову наклонить назад. Вернуться в и.п. Повторить 8 - 16 раз.
3 И. п. - полуприсед в стойке ноги вместе, спина округлена, руки согнуты, ладони на уровне желудка. Не разгибая ног, прогнуться в поясничном отделе позвоночника, правую согнутую руку в сторону (предплечье вверх), вернуться в и. п. То же с другой руки. Повторить по 8 - 16 раз.
4 И. п. - круглый полуприсед в стойке ноги вместе, руки перед грудью. Прогнуться
в пояснице с одновременным рывком руками назад, вернуться в и. п.; прогнуться в пояснице с одновременным рывком прямыми руками назад. Повторить 4 - 8 раз.
5 И. п. - то же. Прогнуться в пояснице с одновременным рывком правой рукой вверх, левой в сторону. То же с другой руки. Повторить 4 - 8 раз.
6 И. п. - полуприсед в широкой стойке ноги врозь, колени в стороны, стопы развернуты, руки перед грудью. Повороты туловища направо, налево. Можно пружинящим движением по 2 - 4 раза в каждую сторону. Повторить по 4 - 8 раз.
Упражнения для ног
1 И. п. - ноги вместе, руки в стороны. Мах согнутой левой ногой вперед, согнуть левую руку, опустить левую ногу носком на пол, левую руку вниз; вновь мах левой вперед, согнуть левую руку, приставить левую ногу к правой. То же с другой ноги. Повторить по 4 - 8 раз.
2 И. п. - стойка ноги вместе, руки к плечам, локти в стороны. Мах согнутой правой ногой вперед, небольшой поворот туловища направо, коснуться локтем левой руки, колена правой ноги. То же с другой ноги. Повторить 8 - 16 раз.
3 И. п. - основная стойка, руки в стороны. Махи согнутыми ногами в стороны, рук на бедра. Повторить по 8 - 16 раз.
4 И. п. - основная стойка, руки перед грудью, пальцы сцеплены. 4 маха согнутой правой ногой в сторону, небольшой наклон вперед, руки вниз; то же левой; 2 маха правой, 2 левой (повторить 2 раза); по одному маху повторить по 8 раз.
5 И. п. - то же, что в упражнении 100. Мах согнутой правой ногой в сторону (невыворотно, колено вниз), стараться локтем коснуться пятки. То же левой. Повторить по 8 - 16 раз.
6 И. п. - основная стойка. Мах согнутой правой ногой назад, правая рука в сторону, левая вверх-наружу. То же с другой ноги. Повторить по 8 - 16 раз.
Беговые упражнения, подскоки
1 Подскоки на двух ногах вправо, влево, в полуприседе, с небольшими наклонами в стороны; руки в стороны.
2 Подскоки на двух ногах постепенно приседая и вставая, колени вправо, влево (твист).
3 Скачок на левой, правую вперед-в сторону- книзу, руки в стороны, небольшой наклон вправо; скачок на левой, правую согнуть, колено у колена опорной, правую руку назад, левую согнуть перед грудью. То же с другой ноги.
4 Скачок на левой, правую согнутую вперед, скачок на левой, правую согнуть невыворотно, колено внутрь. То же с другой ноги.
5 Подскоки в полуприседе ноги врозь с поворотами коленей вправо, влево, руки в стороны.
Упражнения для мышц туловища и ног в партере
1 И. п. - сед. Поочередное сгибание и разгибание стоп. Спина прямая, ноги не сгибать. Повторить 8 - 16 раз.
2 И. п. - сед углом. Сгибание и разгибание стоп с постепенным разведением и сведением ног. Повторить 4 - 8 раз.
3 И. п. - то же. Поочередное сгибание и разгибание стоп, не отрывая носки от пола. Повторить 8 - 16 раз.
4 И. п. - сед согнув ноги. Положить бедра вправо, вернуться в и. п., то же влево. Повторить по 8 - 16 раз.
5 Упражнение аналогично предыдущему, но в положении седасогнув ноги на ширине плеч. Повторить 8 - 16 раз.
6 И. п. - сед на правомбедре, левая нога согнута, руками опираться о колени. Повернуть левую ногу внутрь, положить колено на пол. Повторить 8 раз. То же с другой ноги.
Примерный комплекс ритмической гимнастики.
Подготовительная часть.
- Подъемы на полупальцы. Повторить 16 раз в медленном, 16 раз в быстром темпе.
- И. п. - руки к плечам, предплечья вниз. При опускании рук небольшой щелчок пальцами в такт музыки. Повторить 8 раз.
- То же, но с полуприседом на обеих ногах. Повторить 8 - 16 раз.
- То же, но с поворотом туловища и отведением рук назад-книзу. Повторить 8 - 16 раз.
- Небольшие подскоки на двух ногах, руки внизу, расслаблены. Повторить 16 - 32 раза
Основная часть.
Серия 1
1. И. п. - стойка ноги врозь. Поднимание плеч. Повторить 4 раза.
2. И. п. - то же. Поочередное поднимание плеч (правое, левое). Повторить 8 раз.
3. То же, что в упражнении 1, но с подъемом на полупальцы. Повторить 4 раза.
4. То же, что в упражнении 2, но с приседом на обеих ногах. Повторить 2 - 4 раза.
5. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны- книзу. Скрестные махи перед телом. Руки прямые, пальцы вытянуты. Повторить 16 - 32 раза.
6. То же, что в упражнении 5, но с постепенным подниманием рук вперед, вверх и опусканием вперед. Повторить 2 - 4 раза.
7. И. п. - стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. Скрестные махи согнутыми руками. Повторить 16 - 32 раза.
8. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны, ладонями вверх. Круговые вращения в плечевых суставах. Руки прямые, пальцы вытянуты, напряжены. Повторить - 16 - 32 раза.
9. И. п. - стойка ноги чуть шире плеч, полуприсед на обеих ногах, руки согнуты, кисти сжаты в кулак. Разгибание- сгибание рук в стороны, вверх. Повторить 4 - 8 раз.
10. И. п. - стойка ноги врозь, руки на бедрах. Движения грудной клетки вправо-влево. Повторить 16 - 24 раза.
11. И. п. - стойка ноги врозь, руки на голове, локти в стороны. Движения таза вправо-влево. Повторить 8 - 16 раз.
12. И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Повороты таза направо, налево. Повторить 8 - 16 раз.
13. И. п. - то же. Движения таза вправо, вперед, влево, назад (прогнуться в поясничном отделе позвоночника). Повторить 4 - 8 раз.
14. И. п. - стойка ноги врозь. Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (спина прямая). Повторить 8 - 16 раз.
15. И. п. - ноги чуть шире плеч. Пружинящие наклоны вперед, ноги прямые, сгибая ноги. Повторить 8 - 16 раз.
16. И. п. - широкая стойка ноги врозь, руки за спину. Выпад вправо с наклоном туловища вперед. То же влево. Повторить 4 - 8 раз.
17. И. п. - стойка ноги чуть шире плеч, руки в стороны. Наклоны в стороны (пружинить) по 4 раза в каждую (повторить 2 раза) по 2 раза (повторить 4 раза), по одному разу (выполнить 8 раз).
Серия 2
(продолжительность от 30 с до 5 мин)
1. Бег сгибая ноги вперед с различными движениями рук.
2. Бег сгибая ноги назад.
3. Скачки на двух с поворотами таза направо, налево.
4. Скачки на двух с поворотами таза направо, налево и одновременным приседанием
5. Скачки на одной ноге с маховыми движениями другой вперед, в сторону.
6. Ходьба на месте пружинящим шагом.
Серия 3
1. И. п. - сед. Сгибание-разгибание стоп (колени прямые). Повторить 16 раз.
2. И. п. - то же. Сгибание-разгибание стоп с одновременным подъёмом ног. Повторить 2 - 4 раза.
3. И. п. - сед согнув ноги. Разгибание ног вперед. Повторить 8 - 16 раз.
4. И. п. - упор лежа сзади на предплечья. Махи вперед согнутой, затем прямой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой.
5. И. п. - лежа на боку. Махи в сторону согнутой и прямой ногой. Повторить 8 раз.
6. И. п. - лежа на левом боку, правая нога в сторону. Сгибание-разгибание стопы. Повторить 8 раз.
7. И. п. - лежа на левом боку, правая нога в сторону, стопа на себя. Опускание ноги вперед до касания пола, подъем ноги в сторону. Повторить 8 - 16 раз.
8. И. п. - лежа на левом боку с упором на предплечье. Поднимание правой ноги в сторону (слегка согнута в колене). Повторить 8 раз.
9. И. п. - то же. Поднимание ног в сторону. Повторить 4 - 8 раз. 10 - 14. То же, что в 5 - 9-м упражнениях, но на другом боку. Движения выполняются левой ногой.
15. И. п. - сед по-восточному. Повороты головы направо, налево. Повторить 4 - 8 раз.
16. И. п. - то же. Круговые движения головой вправо, влево с небольшим наклоном туловища.
17. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. ?Улитка? – приподнять голову, грудной отдел позвоночника, руки вперед. Повторять до явного утомления.
18. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты и разведены, руки вверх. Перейти в сед, руки вперед. Повторять до явного утомления.
19. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты, носки касаются пола. Повороты таза до касания коленями пола справа, слева. Повторить 8 раз.
20. То же, но слегка разогнув ноги, носки не касаются пола. Повторять до явного утомления.
21. И. п. - лежа на спине. ?Велосипед? - сгибать и разгибать ноги над полом. Повторить 16 - 32 раза.
22. И. п. - упор на коленях. Выгибание, прогибание спины с последующим отжиманием от пола. Повторить 4 - 8 раз.
23. В седе по-восточному пружинящие наклоны вперед. Повторить8 - 16 раз.
Серия 4
Повторить беговую серию
2. Заключительная часть
1. И. п. - стойка ноги врозь. Поднять плечи вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 4 - 8 раз.
2. И. п. - то же, медленно поднять руки в стороны, вверх - вдох, опустить, расслабляя - выдох. Повторить 4 раза.
V.Зачетные занятия (4 часа) открытый урок
Список литературы:
1. Виру А.А., Юримяэ Г.А., Смирнова Г.А. Аэробные упражнения. – М.:
Физкультура и спорт, 1989.
2. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения
оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. – М.: Терра-
Спорт, Олимпия пресс, 2001.
3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М., 1989.
4. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. – М. Физкультура и спорт, 1985.
5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и
методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная и профилактическая
гимнастика. Практическая энциклопедия. – М.:Эксмо, 2004.
7. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М.: Терра-
Спорт, 2000.
8. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание в художественной
гимнастике. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.
9. Черемисинов Н.В. Валеология – М.: Физическая культура, 2005.
10.Шипилина И.А. Аэробика. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
11.Е.С.Крючек "Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий"
12. Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах.
1 3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
1 4. Сотник Ж.Г Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении упражнений из ритмической гимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие учебные программы по физкультуре
Рабочие учебные программы по физкультуре, 7, 8, 10, 11 класс, составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы, доктор педагогических наук В.И.Лях, «Просвещение»,...
1. Классный час "Паралимпийцы - кто они?" 2. тесты к разделам учебной программы по физкультуре
тесты для проверки теоритических знаний по предмету физическая культура в 5 классе...
Учебная программа по предмету "Ритмика и танец"
Дисциплина "Ритмика и танец" является первой ступенью в хореографическом образовании. Её освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, развитию двига...
Учебный проект "Три способа согреться" методическая разработка.Тема: "Виды теплопередачи" 8 класс
Проект " Три способа согреться" носит прикладной характер.В результате осуществления проекта,учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла,но широко исследовали использование их в быту,технике,п...
Методические рекомендации по разработке учебных программ по физкультуре
в соответствии с ФГОС и Положением о ВФСК ГТО...
Учебная программа по физкультуре на основе РЕГБИ
Образовательное учреждение призвано способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающихся, их самосовершенствованию, познани...
учебная программа по физкультуре для детей с ОВЗ
@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2 } Рабочая программа для 5-11 классов составлена на основе учебной пр...