Инновационные процессы в образовательных учреждениях России
учебно-методический материал по теме

Шишацкая Ольга Алексеевна

В статье описаны те инновационные процессы, которые осуществляются в образовательных учреждениях Российской Федерации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные процессы в образовательных учреждениях России

Инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Под инновацией (от латинского «innovatio» – нововведение, изменение, обновление) в образовании понимается нововведение, предназначенное для разрешения актуальной проблемной ситуации с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования или организации благоприятных условий усвоения материала. Последнее становится возможным в случае использования новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к изучению нового материала, контроля над его усвоением.

Таким образом, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [5].

Выделяют следующие виды инноваций.

Внутрипредметные инновации - инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые учебно-методические комплекты и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации – инновации, связанные с внедрением в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д.

Административные инновации -  это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Идеологические инновации – инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

В образовательных учреждениях инновационные процессы активно реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий [4].

Рассмотрим некоторые из них.

Внедрение личностно-ориентированных технологий.

  1. Технологии дифференциации и индивидуализации.

В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся, создаются условия для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора, соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам, содержания, форм и методов обучения. Для осуществления дифференциации подбираются различные виды деятельности и разноуровневые задания, которые используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Внутригрупповая дифференциация может осуществляться через использование факультативных и кружковых занятий. Для этих целей учителями разрабатываются собственные элективные курсы и планируется кружковая деятельность учащихся.

  1. Внедрение в процесс обучения компетентностного подхода.

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования. Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Для реализации компетентностного подхода в процессе обучения включают компетентностно-ориентированные задачи, при выполнении которых используются исследовательский, творческий и продуктивный характер деятельности. Полезными являются посещения выставок, музеев (например, музей занимательных наук «Экспериментариум», Политехнический музей и т.д.), изучение  этапов производства и т.п. В настоящее время данный подход активно внедряется в процесс обучения школы первой ступени.

3) Использование межпредметных связей и метапредметных образовательных технологий.

Применение метапредметных  технологий способствует выведению учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, суть метапредмедного  подхода  состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста и способствует формированию целостного мировоззрения.

Использование межпредметных и метапредметных связей позволяет решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Однако, из-за нехватки количества часов на изучения тех или иных предметов, метапредметное обучение учителя используют лишь на проходящих в школе неделях учебных предметов.

4) Проектные технологии.

Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность. Несмотря на то, что в школе отдельно не предусмотрены часы для проектной деятельности, данный вид работы все же применяется в образовательной работе на кружковых или дистанционных занятиях.

5) Внедрение портфолио.

Учащиеся составляют комплексные портфолио, которые дают полное представление о его владельце и включают в себя как официальные документы, так и творческие работы. Цель внедрения папки личных достижений - создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся сможет соотнести два личностно-значимых компонента: «хочу» (интересы, склонности) и «могу» (возможности). На основе полученной информации учащийся может выбирать профиль, профессию и учебное заведение.

6) Профильное обучение.

В старшей школе в зависимости от желания учащихся изучать тот иной предмет выбирается профиль. Мотивацией для выбора профиля являются экзамены, необходимые для сдачи ЕГЭ.

Внедрение новых информационных технологий.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей диктуется информатизацией общества и особенностями предметов, а именно потребностью в демонстрации явлений и их моделировании.

Для внедрения НИТ сейчас созданы все условия: в школу поступают персональные компьютеры (ноутбуки), Интернет проводится практически во все школьные кабинеты, выпускаются электронные образовательные ресурсы по предметам.

  1. Мультимедийные уроки.

Все чаще проводятся мультимедиа-уроки на основе компьютерных обучающих программ. По физике для этих целей используются следующие программы: «Открытая физика», «1С:Физика», «Уроки Кирилла и Мефодия» и т.д. Мультимедийные уроки позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Проведение уроков также может осуществляться на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ и докладов учащихся. Для создания уроков полезным будет привлечение учащихся школы.

Тестирование на компьютерах начинает применяться не только для подготовки к урокам, но и использоваться на уроках.

  1. Широкое использование дистанционных форм работы (участие в конференциях, семинарах, олимпиадах и т.д.).

Данные формы работы особенно целесообразно применять для учащихся, которые по тем или иным причинам не посещают школу.

  1. Создание информационного образовательного пространства школы, личных информационно-образовательных пространств учителей.

При создании иформационно-образовательного пространства решается ряд задач, среди которых:

- реализация национального проекта «Образование»: прозрачность образовательного процесса для общества, использование ИКТ в образовательном процессе;

- оказание учебно-методической, информационной поддержки всем участникам образовательного процесса;

- средство дистанционного обучения учащихся.

4)        Внедрение электронного дневника и журнала.

Внедрение электронного дневника лишает учащихся возможности «скрывать» от родителей информацию о своей успеваемости и посещаемости уроков.

Использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

  1. Проведение физкультурных минуток и спортивных мероприятий.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, в частности при использовании средств НИТ на уроках.

Применение перечисленных технологий удовлетворяют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

К факторам, препятствующим внедрению инноваций в образовательный процесс, можно отнести отсутствие должного финансирования, недостаточную компетентность представителей вышестоящих органов управления образованием, несогласованность действий отдельных учебных заведений, неподготовленность к инновационной деятельности педагогических кадров.

Пути преодоления данных факторов: обобщение и распространения опыта педагогов, которые активно внедряют в практику инновации, создание информационно-методической базы Российского уровня.

Таким образом, построение инновационной школы возможно в случае постепенного совершенствования основных составляющих ее деятельности, в частности, применении вышеперечисленных технологий в обучении.

Список использованной литературы

  1. Инновации в образовании. – Выпуск 2. – СПб., 2011. – 167 с.
  2. Инновации в образовании. Выступления участников VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. http://eidos.ru/journal/2005/0910-26.htm.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Орлова, А. И. Возрождение образования или его реформа?/ А. И. Орлова// Преподавание истории в школе. – 2006 – № 1. – с. 37
  5. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.).
  6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП Магистр, 1997. – 227с.
  7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространтсве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett Colledge. – М., 1997.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.
  9. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. Организация единого воспитательного пространства инновационной школы. – М.: МОДЭК, 2000. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные процессы в образовательном учреждении

Особенности реализации инновационных процессов в образовательном учреждении....

Инновационная деятельность в образовательном учреждении как важнейшая составляющая образовательного процесса и качественного образования

       В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является пон...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения

Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...