Просветитель, педагог С.И.Дергачев
статья по теме
О Народном учителе СССР С.И. Дергачеве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvetitel_pedagog_.s.i.dergachev.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.И. Наумкина учитель
Родного языка и литературы
МБОУ « Кочкуровская СОШ» Дубенского муниципального района.
Культура мордовского народа – составная часть многонациональной культуры нашего общества. У истоков этой культуры стояли лучшие люди России, прогрессивные деятели русской общественной мысли. Они не только проявляли научный интерес к самобытной истории, верованиям, обрядности, быту мордовского народа, не только стремились облегчить его участь в условиях социального и национального угнетения, но и выступали в роли активных его просветителей и организаторов народного образования и культуры.
Просветительская деятельность замечательных сынов русского и мордовского народов, внесших неоценимый вклад в развитие просвещения и культуры нашего края, Советской Мордовии, заслуживает всестороннего изучения, ставит задачу познакомить с жизнью и просветительской деятельностью педагогов, сыгравших важную роль в становлении и развитии духовной культуры мордовского народа. Жизнь и деятельность каждого из них , их труд на благо народа могут служить замечательным примером для молодежи нашей страны, нашего края.
Не один век насчитывает история села Кочкурово, что на земле Дубенской. Много поколений землепашцев, животноводов, мастеровых людей жило и живет поныне в этом дружелюбном, трудолюбивом селении. Отсюда родом были такие мордовские просветители, как Е.В. Скобелев, М.И. Наумкин, С.З. Варламов и С.И. Дергачев. С.И.Дергачев – великий человек, просветитель и педагог, и наконец ,Народный учитель СССР . . В Мордовии он был один. Один из немногих в СССР. О нем писал стихи известный поэт, тогда главный редактор журнала « Юность» Андрей Дементьев.
25 апреля 1925 года в семье Дергачевых родился ребенок. Мальчик. Назвали Степой, что в переводе с греческого означает «венец ». С детства мальчик отличался любознательностью, целеустремленностью. Степа всегда старался постичь чего-то нового. Интересовался всем, воспитывал в себе выносливость, характер, силу воли. После окончания Кочкуровской неполной школы он решил продолжить учебу в селе Шейн- Майдан Атяшевского района. Трудно приходилось. Надо было много работать, помогать родителям, кормить семью, но благодаря тяге к знаниям Дергачев оканчивает школу и начинает работать бригадиром колхоза «Марс» в родном селе. Уже тогда он понимает, что родная земля поможет всегда, залечит любые раны. Парень старается помогать людям, родному краю, строит планы, надеясь на светлое будущее, но…
22 июнь 1941 год… Эту дату мир не забудет никогда. Началась самая кровопролитная в истории человечества война. Она заглянула в каждый дом, к каждому постучалась в окошко. Не обошла она и семью Дергачевых. В 1943 году, едва достигнув 18 лет, вместе с другими ребятами, уходит на фронт и Степа.
Русская армия отчаянно ведет бой за каждый клочок, каждый сантиметр родной земли. Трудно приходится и мордовскому парню. Пришлось повидать все: голод, холод, кровь. Приходилось смотреть в глаза смерти, но вот, наконец, и долгожданная радость победы! Возвратившись в родное село, Степан уже отчетливо понимает, чему он хочет посвятить свою жизнь. Экстерном оканчивает Саранское педагогическое училище, затем Мордовский государственный учительский институт и приходит в родную Кочкуровскую школу.
- Эту школу знали тогда все : и учителя, и учащиеся , - рассказывает специалист министерства образования И.М.Наумкин. – Помню, было это в 1964 году прошлого, теперь, столетия. В последние дни учебы в четвертом классе пошли мы на экскурсию в село Кочкурово соседнего, Дубенского района. Шли пешком километров двадцать. Тогда это было обычным делом. Дошли до села. Нам показали школу, музей. Тогда это был, наверное, первый школьный музей в нашей республике. Нам все понравилось. Вечером всем классом пошли на пруд, около села. Рыбаки угостили ухой. Потом распределили по избам колхозников на ночевку. Приняли всех радушно. Угощали щедро. Запомнилось, что тогда в селе было организовано соревнование на лучший двор. Чистота, порядок были везде.
Эту школу тогда знали не только в Мордовии. Здесь проводились семинары для учителей из всего СССР. Здесь, в Кочкуровской школе, первыми, в тогда большой стране, ввели для учеников продленный день. Кормили детей горячими бесплатными завтраками, обедами.
Звенит звонок, ученики, затаив дыхание, ждут учителя. В класс Степан Ильич входит не спеша, но уже с порога начинает рассказывать что-то новое, интересное. По словам учеников, голос у Дергачева всегда спокойный, говорил он тихо, и это еще больше заставляло детей слушать. Да, он был строг и требователен, но он мог заинтересовать учащихся. Для него был важен внутренний мир ребенка. К каждому он мог найти подход. Часто брал детей на экскурсии: открывал новый мир красоты села. Основным направлением его методики обучения являлось воспитание любви к своей малой родине, родному эрзянскому языку, своему родному краю. Ведь сам Степан Ильич был истинным патриотом своего села. Директор, будучи Народным учителем, отказался от предложенной работы в министерстве просвещения. Он не любил городскую суету, да и школу, детей, к которым привязался, не мог оставить. Не мог покинуть отчий дом, землю, на которой трудился и за которую воевал. Может поэтому, и любили его сельчане? Всегда обращались за советом, помощью. Никому и никогда Степан Ильич не отказывал. Он был человеком слова.
Степан Ильич написал три книги : « Изучаем край, в котором мы живем», « Школьная нива», « О Родине малой моей». А вообще он часто публиковался в средствах массовой информации всех уровней. Его талант, дело стали достоянием не только учителей Мордовии, но и СССР. Ездил сам Степан Ильич, делился опытом, приезжали к нему. Создал лучший тогда в республике краеведческий музей. В селе Кочкурово краеведческий музей давно обладает притягательной силой для кочкуровцев. В ней вся история села. Благодаря ему не только учащиеся, но и жители узнают и осмысливают прошлое и настоящее своего села, района , республики.
Отличие школьного музея от общего заключается в том, что здесь всё сделано для школьников и руками самих школьников. Учащиеся являются экскурсоводами и хозяевами музея.
Поисковая работа началась с организации в 1959 году историко – краеведческого кружка, который возглавил Дергачев Степан Ильич. Нашлись настоящие энтузиасты, которые не только поддержали его предложение, но и активно стали организовывать учащихся на создание краеведческого уголка.
За большой творческий , организаторский труд награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями. Дела Степана Ильича остались не только в его родной Кочкуровской, теперь средней школе, но и в республике. Его опыт изучается, перенимается директорами, учителями.
Степан Ильич старался давать ребенку разностороннее воспитание, так как отчетливо понимал, что учителя это все равно, что родители для ребенка. Поэтому директор всегда окружал себя умными, талантливыми людьми. Даже подбором кадров занимался лично. У него была железная хватка. Месяц за месяцем, год за годом Дергачев создавал школьную империю. Это был настоящий пример не только для детей и коллег, но и для всех сельчан.
Стаж работы Дергачева Степана Ильича – 40 лет. За это время он успел сделать то, чего некоторые не могут достичь за 100 лет! Этот человек собирал все по крупицам и достиг многого. Школа действительно процветала. Сейчас в нашей школе преподают уже бывшие ученики Степана Ильича, которые являются достойными продолжателями дел педагога . Они всегда с теплотой и любовью говорят об этом замечательном человеке, который жизнь отдал родному краю, всего себя посвятил детям, пронес любовь к своему делу, к своей профессии через всю жизнь.
Да ,Степан Ильича нет сейчас с нами, но его дела будут жить вечно. В начале октября 2003 года в селе состоялось знаменательное событие. На школе установили мемориальную доску. На мероприятие собрались руководители, соратники, сельчане, ученики. Многие бывшие воспитанники стали солидными руководителями. На митинге выступающие с теплотой вспоминали о делах, вкладе Степана Ильича Дергачева. Особо тепло говорили о великом учителе бывший в те годы директор совхоза, бывший начальник РОО Т.Ф.Каргина, специалист министерства образования В.И.Меркушкина.
В Кочкурове всегда будут чтить память того, кто приложил свой ум, руки и сердце к созданию школьной империи.
Имя С.И.Дергачева тепло хранят в памяти односельчане.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 8 классе "Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов"
Данная статья была подготовлена к четвёртым научным чтениям, которые были приурочены к Дню славянской письменности и культуры. Тематика конференции: "Просветительское движение на Северном Кавказ...
Педагог и просветитель Чишмай Пшунелов.
Статья к уроку истории Адыгеи в 8 классе....
Устный журнал "Просветители словенские"
Внеклассное мероприятие проводилось 24 мая....
Иновационный урок английского языка «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художник, просветитель»
Урок английского языка для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием современных инновационных образовательных технологийТема: «Ломоносов – отец русской науки, поэт, художн...
Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).
Дело его жизни(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дн...
Тезисы к выступлению на V республиканских педагогических чтениях имени татарского просветителя, педагога и общественного деятеля Мухлисы Буби
21 апреля в МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов" Ново-Савиновского района г.Казани прошли V республиканские педагогические чтения ...