Дело его жизни (сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).
статья по теме

Игнатьева Алевтина Ивановна

 

                           Дело его жизни

(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

Оборудование:

1.     Макет журнала под названием «Дело его жизни» и его страниц: «Детские годы. Школа», «В гимназии и университете», «Алфавит, переводы и издания», «Инспектор чувашских школ. Общественное признание», «О вас болел я всей душой. Последние строки».

2.     Книжно-иллюстративная  выставка «Верный сын земли своей» со следующими разделами:

·        Страницы великой жизни.

·        И.Я.Яковлев и его современники.

·        Богатое наследие И.Я.Яковлева.

3.     Презентация  о жизни и деятельности И.Я.Яковлева.

4.     Музыкальное сопровождение.

Действующие лица:

Ведущий 1, ведущий 2, чтец 1, чтец 2, мальчик, библиотекарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yakovlev.doc103.5 КБ
Microsoft Office document icon iyaya.doc2.92 МБ

Предварительный просмотр:

                           Дело его жизни

(сценарий устного журнала для детей старшего возраста, посвященного 165-летию со дня рождения выдающегося чувашского педагога-просветителя И.Я.Яковлева).

Оборудование:

  1. Макет журнала под названием «Дело его жизни» и его страниц: «Детские годы. Школа», «В гимназии и университете», «Алфавит, переводы и издания», «Инспектор чувашских школ. Общественное признание», «О вас болел я всей душой. Последние строки».
  2. Книжно-иллюстративная  выставка «Верный сын земли своей» со следующими разделами:
  1. Страницы великой жизни.
  2. И.Я.Яковлев и его современники.
  3. Богатое наследие И.Я.Яковлева.
  1. Презентация  о жизни и деятельности И.Я.Яковлева.
  2. Музыкальное сопровождение.

Действующие лица:

Ведущий 1, ведущий 2, чтец 1, чтец 2, мальчик, библиотекарь.

 

Ход сценария:

Звучит чувашская песня. В зал входят две девушки – ведущие в чувашских национальных костюмах.

Библиотекарь:

160 лет тому назад в одной из деревень Симбирской губернии родился мальчик – будущий чувашский педагог, демократ и просветитель И.Я.Яковлев. Ныне его юбилей отмечается как праздник дружбы и духовного единения народов России. Об И.Я.Яковлеве у нас и пойдет сегодня речь. Предлагаем вашему вниманию устный журнал «Дело его жизни». Первое, с чего хотелось бы начать наш рассказ – это детские годы великого сына чувашского народа. Итак, открываем первую страницу нашего устного журнала, которая называется «Детские годы. Школа».

Ведущий 1:

 Ребята!  Давайте вместе с вами заглянем в прошлое Чувашии, а именно, перенесемся на 160 лет  назад.

Ведущий 2:

Деревня, где 25 апреля 1848 года родился  И.Я.Яковлев, называется Кошки – Новотимбаево. Она расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, впадающей в Свиягу. Издавна в деревне жили чуваши. Население было сплошь неграмотно.

Чтец 1:

Здесь Яковлев родился – с лишним век

Тому назад, нелегкою была

Его судьба, но этот человек

Нес знанья в мир насилия и зла.

Ефимов Г. «Начало пути»

Ведущий 1:

Еще, будучи грудным ребенком, Иван осиротел. Его мать – Анастасия – умерла на второй день его рождения. Отца он не знал. Фамилия и отчество даны были Ване при крещении по крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Кириллова (в воспоминаниях И.Я.Яковлева - Пахомова) из той же деревни. Глава семьи, дед Пахом, был слепой, и Иван, немного повзрослев, стал его поводырем.

Ведущий 2:

Как в большинстве крестьянских семей того времени, в семье Пахомовых детей с малых лет приучали к труду: «часто по ночам, - вспоминает И.Я.Яковлев,- я пас лошадей с другими мальчиками деревни Кошки, ездил со старшими в город Тетюши летом и осенью, когда туда возились для продажи огурцы, картофель. Бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил. Водил лошадей на водопой».

Чтец 2:

При этом, как вспоминает И.Я.Яковлев: «в раннем детстве я был больным, хилым, тщедушным, малорослым,  молчаливым ребенком». Вот, что записано в книге  И.Я.Яковлева «Моя жизнь»: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились, как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая….Только когда мне исполнилось лет 17, то есть, когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья… ».

Ведущий 1:

Когда Ване исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в село Бурундуки.  Иван Яковлев обладал хорошей памятью, был смышленым, поэтому учеба давалась ему легко. В этой школе он проучился четыре года (с 1856 по 1860 гг.). Вскоре его   перевели в только что открытые землемеро-таксаторские классы, которые готовили таксаторов-оценщиков земли, леса, землемеров.

Ведущий 2:

По окончании этих классов Иван Яковлев работал землемером в разных местах поволжских губерний, населенных русскими, чувашами, татарами. В семье управляющего имениями княгини Долгоруковой поляка О.Л. Коссинского он впервые увидел, что у поляков, как у русских и татар, есть книги на родном языке. «Почему же, думалось мне, - вспоминает Яковлев, - нет таких книг на чувашском языке у чуваш?.. Мне было досадно и обидно».

Ведущий 1:

У Коссинского Иван заработал значительную сумму денег. Он решил, используя их, получить образование в гимназии и университете, чтобы осуществить свое стремление дать чувашскому народу возможность писать и читать на родном языке. Таким образом, определилась у него великая цель всей жизни.

Ведущий 2:

А теперь я приглашаю восемь человек для участия в небольшой викторине.

(Желающим участвовать в викторине вручаются конверты с карточками внутри, на которых написаны вопросы викторины).                                        

     Викторина (здесь и далее правильный ответ указан в скобках):    

  1. Была ли состоятельной подавляющая часть крестьянского населения середины XIX века? (Нет).
  2. Что обычно ели чувашские крестьяне в середине XIX века?

(Растительную пищу: картофель, капусту и прочее; хлеб, ржаную кашу, кисель и т. д.).

  1. В каких случаях, кроме праздников, чуваши готовили лучшие блюда? (В случае прихода гостей).
  2. Опиши одежду чувашских детей середины XIX века. Из какой ткани ее шили? (Дети  носили нательную рубаху, кафтан, брюки, лапти Одежду в основном шили из холста, домотканого сукна, войлока и кожи. Обувь  (лапти) плели из лыка).
  3. Как назывались дома чувашей середины XIX века? Из чего их строили? (Изба. Строили избы из липы, хвойных деревьев, глино-соломенной смеси).
  4. Читали ли чуваши в середине  XIX века? (Нет, так как население Чувашии было большей частью неграмотным и книг на чувашском языке было мало , они были недоступны и непонятны).
  5. Чем обычно занимались чувашские крестьянские дети вашего возраста?(Самостоятельно пахали , жали, сеяли ,бороновали поля , косили , помогали родителям продавать выращенный урожай , то есть трудились наравне со взрослыми).
  6. Как вы думаете, чем занимались чувашские дети в свободное время?

(Желательно, чтобы дети не ограничились односложными ответами, а преподносили их в форме небольших рассказов. Тем, кто ответит полно и правильно ,учитель ставит «5» по КРК .).

Звучит чувашская мелодия

Ведущий 1:

Вторая страница нашего устного журнала называется «В гимназии и университете». В 1867 году И.Я.Яковлеву удалось осуществить мечту о поступлении в Симбирскую гимназию.

Чтец 1:

Симбирская гимназия дала многое: кроме массы сведений по разным отраслям знаний, научила сознательно читать на русском языке.  И.Я.Яковлев вспоминал: «Для лучшего усвоения русского языка, будучи в гимназии, я много читал газет и книг, хотя много и не усваивал. С восторгом  я прочел роман «Война и мир» Л. Толстого. Читал Белинского…. Коснувшись курса, пройденного мною в гимназии, могу сказать, что у меня не существовало каких – либо особо любимых предметов. Русская литература, хотя интересовала меня, но не увлекала. Любимых писателей у меня не было».

Ведущий 2:

Во время учебы окончательно окрепло решение относительно просвещения чуваш и необходимости создания для них с этой целью чувашской школы. В октябре 1868 года Яковлев открыл в городе Симбирск частную школу, пригласив на учебу А.В. Рекеева, а затем и других. Ко времени окончания гимназии с золотой медалью в 1870 году в этой школе обучалось четыре мальчика, которых содержал Иван Яковлевич на средства, добываемые частными уроками и на пожертвования.

Ведущий 1:

В благородном деле просвещения неоценимую помощь И.Я.Яковлеву оказывали И.Н. Ульянов, Н.А. Бобровников, другие педагоги. Благодаря всесторонней помощи Ильи Николаевича Ульянова Симбирская чувашская школа, постепенно развиваясь, превратилась в среднее педагогическое учебное заведение. В 1920 году она была преобразована в Чувашский институт народного образования -  первый вуз в истории чувашского народа.

(В зал входит чувашский паренек. На нем холщевая рубашка, на ногах лыковые лапти, за плечом – сумка. Он садится на скамейку, снимает сумку, развязывает ее и достает книгу).

Мальчик:

Вот книги, подаренные сельским учителем Никифором Петровичем, сухари, которые мать дала в дорогу. Как не хотела она отпускать меня в неведомый город Симбирск! Письмо на месте! Оно для меня самое главное.

(мальчик читает письмо):

Дорогой Иван Яковлевич!

Я, сельский учитель Никифор Петрович, буду бесконечно признателен, если вы зачислите Петра Курочкина в школу. У мальчика отменные способности. Он очень любознателен. Отличается усердием и прилежанием в познании наук. Сам я уже в преклонном возрасте и вижу в пареньке своего преемника, который понесет светоч знаний новым поколениям чувашского народа.

С уважением сельский учитель Н.П.Кузнецов.

Мальчик:

(оглянувшись на декорации, восхищенно): Ух, ты! Вот Симбирск, как огромный муравейник, населенный людьми. А где же чувашская школа? Я ведь не знаю, где она находится. А может, здесь Ивана Яковлевича все знают? Конечно, еще бы такого человека не знать!

Мальчик:

Я  уже, который год собираюсь в школу, где учатся чуваши на учителей. И вот, наконец, я тут!

Ведущий 1:

Вскоре этот мальчик станет учеником Симбирской учительской школы.

Ведущий 2: В Симбирской школе учились дети разных возрастов. В учительскую школу принимали с 12 лет , а в начальные школы при них -  с 9 лет. Поступали сюда представители многих народов. 25 % учащихся составляли русские. Предпочтение отдавалось крестьянским детям, которые, получив образование ,возвращались в свою среду для распространения научных знаний.

Ведущий 1:Все это способствовало быстрому росту авторитета школы среди народа , превращению в культурный центр чувашского народа , желающих поступить в школу с каждым годом становилось всё больше и больше. Яковлев заранее предупреждал , что школа принимает только тех , кто идет «работать в школу не из-за денег и других материальных выгод , а так сказать, по убеждению , для того , главным образом ,чтобы принести пользу народу чувашскому , а значит и русскому».

Ведущий 2:Симбирская чувашская учительская школа под руководством Ивана Яковлевича Яковлева внесла огромный вклад в подготовку учительских кадров для начальных школ. Начавшись с одного ученика ,она к 1917 году выпустила более 1200 учителей. Имена её лучших воспитанников стали известны всей Чувашской Республике и далеко за её пределами.

Чтец 2: 

Сын пастуха неграмотного, он

Немало унижения познал,

Но был, в конце концов, преодолен

Им знаний неприступный перевал.

И если бы Ульянов не помог,

Вовек бы не сбылась его мечта.

И этот братской помощи урок

Сын пастуха запомнил навсегда.

И он возглавил к знаниям поход

Бесправного народа своего…

Сказал татарский молодой поэт,

Что Яковлев и ныне – Прометей,

Несущий людям знания и свет.

И этот свет всё ярче и сильней.

                               Ефимов Г. «Начало пути».

Ведущий 1:Первым из чувашей поступил И.Я.Яковлев в Казанский государственный университет. Здесь он  учился в 1870-1875 годах.

Ведущий 2:В августе 1870 года, отбывая на учёбу в Казанский университет, И.Яковлев просил директора Симбирской губернии И.В.Вишневского поддержать его школу материально и морально. Вначале она была оставлена на попечение Вишневского, но вскоре перешла под ведение инспектора народных училищ Симбирской губернии, видного педагога-демократа И.Н.Ульянова, который в 1871 году добился её принятия на государственное содержание.

Чтец 1: В книге «Моя жизнь» Яковлев описывает годы учебы в университете, вспоминает людей, с которыми познакомился. На первом курсе университета ему выпало великое счастье познакомиться с Николаем Ивановичем Ильминским. Яковлев мечтал о просвещении инородцев, о поднятии их духовно-нравственного уровня и материального благосостояния, но у него не было ясной, определенной и последовательной программы действий. Н.И. Ильминский открыл перед молодым человеком широкие горизонты, указал великие цели и надёжные пути их достижения, утвердил на выбранной дороге, укрепил силы и вдохнул свою непоколебимую силу и воодушевление.

Ведущий 1:С этого времени И.Я.Яковлев полностью посвятил себя просветительской деятельности и стал заниматься обучением не только чувашских детей, но и детей других губерний. В то время велико было и стремление самих крестьянских детей учиться.

Ведущий 2:Третья страница нашего журнала называется «Алфавит, переводы и издания».

Ещё обучаясь в землемеро-таксаторских классах, Иван Яковлев      познакомился с книгами на чувашском языке и убедился, что они недоступны и непонятны простым чувашам, потому что чувашские слова, написанные русскими буквами, часто теряли свой истинный смысл. Яковлев понимал, что нужно усовершенствовать алфавит чувашей. Вплотную к составлению алфавита он подошёл в университете, когда, обучаясь, консультировался у опытных филологов, языковедов. Позднее они оказали ему практическую помощь в разработке нового чувашского алфавита.

Ведущий 1:Приспособить русский алфавит к чувашскому языку пытался ещё исследователь чувашского языка Н.И. Золотницкий (1829-1880), но не довел дело до конца. А до него в своей переводческой деятельности русский алфавит для обозначения чувашских звуков использовал видный учёный-тюрколог Н.И. Ильминский (1822-1891). Он же глубоко исследовал  звуковой строй чувашского языка с целью составления алфавита.

С учётом опыта предшественников, И.Я.Яковлев со своими помощниками и единомышленниками создал в 1871 году ныне существующий новый алфавит, состоящий из 23 букв.

      ( Выступление учащихся 4-5 класс ).

Чтец 1: Иван Яковлевич Яковлев петем пурнасне чаваш халахне верентес есе пана.Вал Чěмпĕр гимназийенче, Хусан университетенче веренне. Чěмпĕрте веренне чухнех хайен хваттеренче шкул усна. Унта чăваш ачисене верентме учительсем хатĕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             рлене. 1871çулта И.Я.Яковлев чăваш халăхне алфавит парнелет, букварь, нумай кенеке пичетлесе каларна.

Чтец 2:  Халăхшăн вăл тунă сас палли,

               Ачасем валли букварь кăларнă.

               Пирěншĕн, пулас ăру валли,

               Ялсенче шкулсем уçса хăварнă.

Чтец 3:  Илер-ха ак чăваш алфавитнех.

                Ặна та асатте хайларĕ мар-и?!

                Кĕнекене хěвел шевли витнех –

                Çук, ç ухалмарě Яковлев букварĕ!

Чтец 4: Паллашар-ха сак асла кенекепе. «А» - автан. (Читает наизусть сказку «АВТАН»).

Чтец 5: (Читает наизусть сказку «ХУРАСКА»).

Чтец 6:  Çиçеççĕ, ылтăн пек, сас паллисем,

                Халь вĕсенче чăваш чĕлхин кăварĕ.

                Умрах ав чăвашсем, чи паллисем,

                Çын тунă вĕсене чăваш букварĕ!

Чтец 7:  Иван Яковлева манмастпăр,

               Усратпăр халăх асĕнче.

               Ặна сума суса юрлатпăр

               Тăван Чăваш çĕршывĕнче.

(Дети поют чувашскую песню «Илемлĕ, илемлĕ…»).

Ведущий 2: В дальнейшем Яковлев выпустил десятки учебников: по истории, естественным наукам, медицине, сельскому хозяйству, а также художественных книг на родном языке. С его именем связано возникновение и становление чувашской художественной литературы. А знаете ли вы сказки и рассказы для детей Ивана Яковлевича Яковлева?

(учащиеся 4-5 классов читают сказки и рассказы на чувашском и русском языках).

Ведущий 1:Помимо работы по культурному просвещению народов Чувашии, а также разработки чувашской письменности, Иван Яковлевич славился и как распространитель христианства среди крестьян. Он был убеждён в том, что отрыв чувашей от язычества и вовлечение в христианство способствует сближению их с русским народом, привитию им более высокой, как он пишет, «русско-христианской» культуры, а также сохранению их как народности.

Ведущий 2: Хотя Яковлев всю свою жизнь работал над переводом Библии на чувашский язык, об этом умалчивалось, потому что религия была объявлена в Советском Союзе орудием угнетения и одурманивания трудящегося народа.

Ведущий 1: Действительность подтвердила, что Яковлеву не удалось закончить перевод всех книг Ветхого Завета. Но то, что было переведено, в1922 году было отправлено в Британское иностранное библейское общество. И только в 1988 году под эгидой Стокгольмского института по переводу Библии выходит в свет «Библия» на чувашском языке.

Ведущий 2: Сейчас мы приглашаем всех желающих разгадать кроссворд, чтобы узнать зашифрованное слово.

                            Звучит чувашская  музыка.

                                              Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

  1. Имя матери И.Яковлева. (Анастасия)
  2. Название деревни, в которой родился И.Яковлев. (Кошки - Новотимбаево)
  3. Видный ученый-тюрколог, друг И.Яковлева. (Ильминский)
  4. Величайший памятник духовной культуры, частично переведенный на чувашский язык И.Яковлевым. (Библия)
  5. Письменность в буквенном выражении.  (Алфавит)
  6. Высшее учебное заведение, которое окончил И.Яковлев.  (Университет)
  7. Название чувашской школы, созданной И.Яковлевым.  (Учительская)
  8. Его имя носит Чувашский государственный педагогический университет. (И.Яковлев)

Зашифрованное слово -  СИМБИРСК.

( Отгадавшему зашифрованное слово, учитель ставит «5» по чувашской литературе).

Ведущий 1:  « Инспектор чувашских школ. Общественное признание» - так называется четвертая страница нашего устного журнала.

В августе 1875 года Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, объединявшего Симбирскую, Самарскую, Саратовскую, Казанскую, Астраханскую и Вятскую губернии. В них он обязан был открывать новые школы, преобразовывать существующие.

Ведущий 2: В Поволжье им открыто множество школ в самых глухих уголках. А что значило во времена Яковлева организовать хотя бы одну сельскую школу? Финансовые трудности, преодоление бюрократизма чиновников, вот с чем связано каждое такое мероприятие.

Чтец 1: Как писал в воспоминаниях И.Я.Яковлев: «…на мою долю выпала нелегкая задача прокладывать новый путь в желательном Ильминскому и Шестакову (попечитель Казанского учебного округа) направлении… При назначении меня инспектором чувашских школ Казанского учебного округа я  застал ничтожно малое количество училищ в округе… Эти немногие школы были к тому же разбросаны на далёком расстоянии друг от друга. Они  находились в заброшенном состоянии. И мне, вместо того чтобы продолжить намеченное уже дело, приходилось заново организовывать его… .За время нахождения моего на должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа открыты были по моей  инициативе и при непосредственном моём участии училища, а при некоторых из них воздвигнуты и отдельные храмы…».

Чтец 2: Иван Яковлевич Яковлев был не только талантливым педагогом и воспитателем, но и крупным общественным деятелем. Так для крестьянского населения им были организованы кружки трудовой помощи, бесплатные библиотеки, школьные и общественные столовые. Кроме этого, Яковлев много сил приложил для того, чтобы устроить в школу детей-сирот. И.Я.Яковлева знали по всей России.

Ведущий1: Таковы результаты более чем полувековой общественно-политической деятельности И.Я.Яковлева, посвятившего свою жизнь национальному подъёму родного народа, всемерному сближению его с великим народом, приобщению к его культуре.

Опыт трудового воспитания, подготовки учителей для сельских школ, ряд других принципов и приёмов педагогической системы И.Я.Яковлева вполне приемлемы и в наши дни.

Ведущий 2:Пятая страница нашего устного журнала называется «О вас болел я всей душой».

И.Я.Яковлев оставил «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

                                     (Звучит чувашская мелодия).

Чтец 1: (на фоне музыки читает фрагменты «Завещания чувашскому народу» И.Я Яковлева): Обращаюсь к вам, друзья и родичи мои чуваши. Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в бога.

С верой в бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле.

Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ… Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним…

Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью.

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные  заветы  всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье  - защита от жизненных испытаний.  Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

Да сохранит и да обережёт вас Бог в жизненных путях ваших.

Ведущий 1: В каждом слове «Завещания чувашскому народу» - уникального человеческого документа ощущается биение беспокойного сердца умудрённого жизнью патриарха, озабоченного судьбой соплеменников. Просветитель народа, глубоко сознавая свою историческую миссию как волю бога, стремился поставить сородичей на путь нравственного очищения и прогресса.

Ведущий 2: Благодарные потомки чтят память о И.Я.Яковлеве. день его рождения – 25 апреля – ежегодно отмечается в Чувашской республике как День чувашского языка. Его именем названы в Чувашии первое высшее учебное заведение республики – Ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет (при котором был создан впоследствии музей имени И.Я.Яковлева), один из крупнейших проспектов столицы, две районные средние общеобразовательные школы – Бичуринская и Аликовская.

Ведущий 1: В Чебоксарах перед зданием Национальной библиотеки Чувашской Республики в сквере воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву. В 1985 году Совет Министров утвердил в педагогическом университете стипендию имени И.Я.Яковлева. Так, всенародным признанием отмечена роль великого просветителя в жизни республики. Известность И.Я.Яковлева давно вышла за пределы Чувашии. В Ульяновске  (бывшем Симбирске) его имя носит улица, в Татарстане – Кошки-Новотимбаевская средняя общеобразовательная школа.

Ведущий 2: Знают чувашского педагога-просветителя и за рубежом. Учёные Венгрии, Германии, Австрии, США, Англии и других странах написали о нём немало работ. (Выступают учащиеся с текстом об И.Я.Яковлеве на английском языке).

Ведущий 1: В отечественной и зарубежной литературе И.Я.Яковлев является самым признанным и непревзойденным учёным и выдающимся деятелем культуры из чуваш. Его же имя находится на первом месте и по числу изданных о нём работ как в нашей стране, так и за границей.

Ведущий 2: Выдающимся событием последних лет жизни для Яковлева явилось празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия Симбирской чувашской школы. Осенью 1928 года эти знаменательные даты отметила вся наша страна. В этот год сняли первый фильм о его жизни и деятельности. Жаль, но история не сохранила до наших дней этого фильма. Дошло лишь несколько кадров, впоследствии использованных режиссёром студии «Центрнаучфильм» Д.Э.Дубинским в новом фильме под названием « Дело его жизни».

Ведущий 1: Умер Иван Яковлевич Яковлев в Соломенной Сторожке 23 октября 1930 года от миокардита и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, на северной стороне.

Заключительное слово библиотекаря: Иван Яковлевич Яковлев прожил трудную жизнь, не раз сталкивался с безграничной властью крепостников и чиновников, в то же время он постоянно видел самоотверженный труд и доброту простых людей, был свидетелем тесного общения чувашей с русскими, татарами, мордвой и другими народами.

В заключение хочется привести небольшую выдержку из книги И.Я.Яковлева «Моя жизнь»: « Однажды около нашей деревни на другой стороне реки расположился табор цыган. Я с семьёй Пахомовых (чуваш) и с кем-то из русских пошёл бродить по табору. Старая цыганка, взяв мою руку и разглядывая её, сказала по-русски: « Большой будешь человек. Далеко пойдёшь…». Думаю, есть все основания полагать, что слова гадалки оказались вещими.

                          Книжно-иллюстративная  выставка

                                     «Верный сын земли своей»

Цитата: «И.Я.Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в темное глухое время… Он создал литературный чувашский язык,… сделал то, что для славянских народов сделали Кирилл и Мефодий…»

                                                                          П.Хузангай, народный поэт Чувашии

1 раздел: Страницы великой жизни.

Цитата: Здесь Яковлев родился – с лишним век

    Тому назад, нелегкою была

    Его судьба, но этот человек

    Нес знанья в мир насилия и зла.

                                            Г.Ефимов «Начало пути»

2раздел: И.Я.Яковлев и его современники.

Цитата: «Яковлев не может умереть, дух его вечно будет жить в его просветительских делах - пока будут существовать народы – русский и чувашский »

                                          Александров Г., кандидат исторических наук.

3 раздел: Богатое наследие И.Я.Яковлева.

Цитата: Сказал татарский молодой поэт,

              Что Яковлев и ныне – Прометей,

              Несущий людям знания и свет.

              И этот свет все ярче и сильней.

                                                               Ефимов Г. «Начало пути»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Жизнь-подвиг", посвященный 95 летию со Дня рождения Махрова А.Г."

Сценарий урока по патриотическому воспитанию учащихся.Материал разработан в честь 95 летия со Дня рождения  Героя Советского Союза Махрова А.Г.(уроженца Атюрьевского района)...

Методическая разработка устного журнала для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «Белые журавлики – памяти кораблики»

Методическая разработка устного журнала  для дошкольников старшего возраста  студии "Малышок"  «Белые журавлики – памяти кораблики» посвящается празднику День белых журавлей. Цель мероп...

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»

Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения С.А. Есенина «Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения Сергея Есенина...

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста «Только раз под Новый год…..»

Цель: создать праздничную атмосферу, воспитывать желание радовать друзей и близких стихами, песнями, танцами.Задачи: развивать творческую самостоятельность, выразительность речевых и пантомимических д...

"Устный журнал", посвященный 215-летию со дня рождения В.И. Даля.

22 ноября 1801 года, родился Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». Создатель самого большого и известного словаря русского языка не был ...