краеведение в Дергачах
статья по краеведению на тему

РМО учителей истории и обществознания

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kravedenie_v_dergachah.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный круглый стол «Саратовский край: от истоков к современности»

Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства.

Адылгиреева Ардактина Бисенгалиевна, руководитель РМО учителей истории  и обществознания  р.п. Дергачи Саратовской области.

                                                      Чувство Родины нужно заботливо

выращивать, прививать духовную оседлость.

Если не будет корней в родной стороне —

будет много людей, похожих на иссушенное

                                                       растение перекати-поле...

Д. С. Лихачев

                                                                                                                      (сл.2)

                 Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь. 

                 История Саратовской области и нашего района  многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

     В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

  Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории родного края, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

            Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу Военно-патриотических клубов.

Большую помощь в осуществлении краеведческой работы нам оказывают книги наших краеведов и знаменитых земляков. (Книги)  

Учитель от бога, Черкасова Елена Всеволодовна проделала титаническую работу по созданию районного краеведческого музея, где собран бесценный  материал об  истории дергачевской земли с древнейших времен и до наших дней. Это материал и о древних стоянках первобытных людей, и о самой старой церкви на территории Саратовской области Святого Михаила Архангела (СЛ.3) , о 6-ти Героях Советского Союза(сл.4), о поднятии целины и др. Весной 2015 года прошла презентация книги нашего земляка Лепехина…………….. «Земля за Волгой».(Эскизы к книге)                                      

 Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

  1. «Топонимика нашего села»
  2. «Детство, опаленное войной»
  3. "Ветераны ВОВ в памяти нашей
  4. «Мемориальные и памятные места ВОВ  в р.п. Дергачи»
  5. "Труженики тыла нашего села"
  6. «Народные праздники, традиции, обряды дергачевской земли»

Для успешного выполнения поисковых заданий   используются такие формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

    Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем служит отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев.

У нас в районе все 24 школы имеют или школьный музей, или краеведческий уголок.  Существуют конечно и проблемы, школьным музеям необходимы методички и памятки: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”. Я хотела бы отметить наших историков-краеведов, которые на голом энтузиазме вместе со своими учениками, родителями создали школьные краеведческие музеи. Это Передреев Геннадий Анатольевич – ООШ с. Антоновка, это Дорофеева Татьяна Ивановна – СОШ №1 р.п. Дергачи; Директор школы №2 районного поселка Маляр Надежда Ивановна; бывший директор школы ООШ с.Алтата Абсалямова Гульшат Шафиевна.(сл.5) Сельские школы закрываются. Богатейший музей школы с. Антоновка может исчезнуть. И сейчас идет работа по сохранению его экспонатов, о переводе их в здание сельского Дома Культуры и в районный краеведческий музей.

Экскурсионная работа

       Важным направлением исследовательской работы является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа ребят, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это становится возможным благодаря обширному краеведческому материалу, который собран в ходе научно-исследовательской работы. (сл.6)

Этнографический  поиск.

     В летнее время можно проводить этнографические экспедиции, где собирать экспонаты по родному краю.

   Сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, материал по  народным промыслам. Экспонаты можно использовать на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях. Район многонациональный, этнические группы стараются сохранить свои обычаи, язык, культуру, передать это все молодому поколению. Так плодотворная работа по изучению истории, культуры казахского народа была отмечена  Благодарственным Письмом Министра Культуры области Шинчук Б.А. Уже 5 лет существует кружок «Байтерек» под моим руководством, мы сотрудничаем с областным национальным культурным центром, мои ребята участвовали в подготовке и проведении областных праздников «Наурыз» в 2013 и 2015 годах в г.Саратове и в прошлом году областной праздник прошел у нас в Дергачах. (сл.7)

    Военно-патриотическое движение .

    Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа . Ребята заслушивают и записывают военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники  отчитываются  о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

    В рамках этой работы исследователи устанавливают имена павших воинов, воинские части и соединения.

Для достижения конкретного результата ведется большая кропотливая работа с архивами, делаются запросы в военкомат, находимо   записывать  в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов. В связи с 70-летием Победы 5 школам района были присвоены  имена Героев Советского Союза, первая школа носит имя Наконечникова Александра Григорьевича со дня основания. А другим пришлось заняться в течение года поисковой работой. И вот совсем недавно, 19.02.2016 г. в школе №2 рп. Дергачи была открыта мемориальная доска Герою Сов. Союза Коннову Василию Дмитриевичу, чье имя теперь с гордостью носит наша школа.(сл.8)

    Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к родному краю, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе. (сл.9)

Наши дети выходят на всероссийский уровень: Рубец Людмила  с работой «Об этом я буду помнить всегда» приняла участие во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений 8-11 классов «Лаборатория историка: источник и метод» и стала лауреатом конкурса.

На   Х региональной учебно-научной конференции «Инициатива молодых» в марте 2008 года Морозова Галина награждается Дипломом I степени. Свое исследование «Вдовья доля» Морозова Г.  отправила на ХV Всероссийские юношеские чтения  имени В.И. Вернадского  и в апреле 2008 года вместе с научным руководителем  была приглашена в г. Москва  для участия в этом конкурсе.  Оргкомитет конкурса наградил Морозову Галину дипломом  и грамотами за победу в номинациях: «Самая активная работа» на секции «История: человек и событие», лучшая работа,  по мнению комиссии, на секции «Актуальное исследование».

В декабре 2008 года Морозова  Галина стала  лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации  от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» и получила денежное  вознаграждение  в размере 30 тысячи рублей.

     Приобретённый опыт исследования в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности. Мы думаем, что наши дети не войдут во взрослую жизнь Иванами, не помнящими родства. И считаем, что изучение краеведения необходимо в образовательных школах.

Патриотизм был и остаётся  в наше время нравственным принципом, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защитить.  Считаю, что воспитывать  патриотизм можно  активно  занимаясь  краеведением и  изучением  истории своей малой Родины, что  способствует  успешному  развитию    в ребёнке данного чувства.

Собранный учащимися краеведческий материал способствует  расширению  и углублению знаний по истории родного края, воспитание патриотизма, чувства гордости за многовековую историю, способствует сплочённости и толерантности нашего общества. Благодаря краеведческой работе через историю родного края удаётся сохранить связь времён и поколений, передать молодым  людям нравственные ценности, помогает ребятам определить смысл своей жизни и сделать правильный выбор жизненного пути, оправдать высокое звание - ЧЕЛОВЕК.(сл.10) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Просветитель, педагог С.И.Дергачев

О  Народном учителе СССР С.И. Дергачеве...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....