тематическое планирование элективного курса для специальных коррекционных классов 9Б "Уход за домашними животными"
рабочая программа по теме
Тематическое планирование элективного курса "Уход за домашними животными" для специальных коррекционных классов. Пояснительная записка, планирование разработано на 2 часа в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Абанского района Красноярского края
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
на методическом объединении протокол №_______________ | заместитель директора по УВР __________________________ | директор школы _____________________ |
от «__» __________20__ г. | «__»_______________20__г. | «__»_____________20__г. |
Рабочая программа
по предмету «Уход за домашними животными»___________ (учебный предмет) |
для 9 Б класса КРО |
Сергеева Татьяна Вячеславовна
|
2012 - 2013 учебный год
УМК:
1) Государственная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида: 5-9 класс в 2 сборниках / под редакцией В.В. Воронковой– М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. год- сб. 1.224 с.
2) Тихонов, А. «Удивительные животные». – М. : Дрофа – Плюс, 2008. – 69с., 79с.,87с.,143с..
3) Тихонов, А. «Про собак и кошек». – М. : Дрофа – Плюс, 2007. – 1с. - 168с..
4)Животные русского леса: Потешки, сказки, загадки, стихи и рассказы. – М.: Дрофа – Плюс, 2007. – И.С. Соколов – Микитов. – 171с., 173с..
5) Шустова И.Б. «Азбука. Звери и птицы России». – М.: Дрофа, 2008. – 14с., 15с., 19с., 20с., 21с., 23с., 45с., 58с..
6) Серия «Эрудит». Мир животных. – М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги», 2006. – 74с.75с., 126с. – 127с., 146с. – 147с..
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой государственной образовательной политики является развитие специальных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку.
Нормативно-правовые акты разных уровней образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки, в том числе - педагогической поддержки данной части населения. Основными законодательными актами являются:
- Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации (1997);
- Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995);
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996);
В данном правовом поле организована моя педагогическая деятельность - обучение учащихся с нарушениями интеллекта.
Содержание курса.
1) Животные бывают дикие и домашние. Чем они отличаются друг от друга? Темы с 1 по 14. Дикие животные: белки, волки, зайцы, слоны, львы, тигры, медведи, зебры, кенгуру, носороги, жирафы, обезьяны, лисы, верблюды. Домашние животные: коровы, лошади, свиньи, козы, кошки, собаки, ослы, овцы, куры, утки и т.д. Правильное содержание и ухаживание за домашними животными.
2) Темы с 15по 26. Домашние животные в современных квартирах. Определенные правила содержания животных, чтобы не возникало конфликтов с другими жильцами, забота и о безопасности животных.
Домашние грызуны и мелкие млекопитающие. Этот раздел посвящен нашим маленьким питомцам - домашним грызунам и мелким млекопитающим. Самыми распространенными домашними грызунами являются хомяки, ручные крысы и мыши, морские свинки, хорьки, суслики, шиншиллы и другие представители этого семейства. Также в этом разделе мы рассмотрим зайцев и кроликов, ежей, белок и других мелких млекопитающих.
Содержание грызунов в качестве домашних питомцев выгодно отличается от содержания собак или кошек тем, что они менее прихотливы в пище, для них достаточно просто оборудовать место жительства (как правило, это клетка) с лотком для воды, добавить древесных опилок или искусственный их заменитель, который как правило, продается во всех зоомагазинах - и такие условия питомцы воспримут как вполне комфортные.
3) Пернатые друзья птицы. Тема с 27 по 31 . Этот раздел посвящен нашим пернатым друзьям - птицам. Своими мелодичными трелями, щебетанием, красивой расцветкой, подвижностью пернатые питомцы способны поднять настроение, улучшить самочувствие, доставить радость и истинное наслаждение их хозяевам. Для содержания в домашних условиях наименее пригодны дикие певчие птицы, требующие к себе повышенного внимания и особого ухода. В отличие от них, домашние певчие и декоративные птицы менее прихотливы. Они легко привыкают к условиям комнатного содержания и кормления, быстро перестают быть пугливыми, становясь ручными.
Наибольшей популярностью и любовью среди различных видов комнатных певчих и декоративных птиц пользуются канарейки и попугаи, обладающие целым рядом достоинств и доставляющих массу удовольствия своим хозяевам.
Отдельный разговор – о таких пернатых друзьях, как голуби. Истинные любители этих птиц порой проносят свою любовь к ним через всю жизнь. Одни из них предпочитают такую разновидность, как почтово-спортивные голуби, отдавая дань многовековой традиции использования этих пернатых в качестве почтовой связи. Другие самозабвенно занимаются селекцией, выведением новых пород. Кто-то просто разводит голубей для получения эмоционального наслаждения, наблюдая за жизнью своих любимцев, восхищаясь их верностью и преданностью, восторгаясь тем, как они взмывают ввысь и парят в небесах. Общение с голубями помогает снять отрицательные эмоции, легче переносить различные стрессы, делает людей добрее, благороднее душой.
4) Аквариумные рыбки. Тема с 32 по 33. Этот раздел посвящен аквариумным рыбкам. Для тех, кто хочет завести красивого домашнего питомца, но любит тишину и спокойствие, самым подходящим вариантом будет покупка аквариумной рыбки, а может быть сразу нескольких. Большое многообразие пород позволит выбрать именно тех питомцев, которые Вам больше всего нравятся - от больших и ярко окрашенных до маленьких, серых и незаметных. Уход за ними потребуется минимальный и, как правило, аквариум не занимает много места, поэтому зачастую аквариумных рыбок заводят даже те хозяева, которые не могут похвастаться избытком свободного времени и квадратных метров в своей квартире.
5) Кошки. Как кошки стали домашними животными. Темы с 34 по 49 . Данный раздел посвящен домашним животным семейства кошачьих - котятам, котам и кошкам. Эти красивые, умные, независимые, чистоплотные, нежные, элегантные и нетребовательные животные с высокоразвитой психикой могут быть идеальными четвероногими друзьями, как для детей, так и для взрослых. Взрослых кошек легко содержать в домашних условиях, и, в отличие от собак, их совсем не обязательно выводить на уличную прогулку.
Купить котенка можно на птичьем рынке или взять в приюте для бездомных животных. Однако если Вы всерьез заинтересовались разведением породистых кошек, то лучше всего обратиться в один из специализированных клубов или кошачьих питомников. Только в этом случае у Вас будет гарантия того, что Ваш питомец - чистых кровей.
Серьезной задачей может стать содержание котенка в городской квартире, поэтому непременно нужно тщательно следить за условиями содержания своего питомца, заботиться о нем, как еще об одном члене семьи. Ведь его судьба находится в Ваших руках, поэтому крайне необходимо создать ему все условия для здоровой, полноценной жизни. К этому относится как транспортировка котенка к месту проживания, так и организация спального места, кошачьего туалета, места для приема пищи, подбор игрушек не только для котят, но и для взрослых кошек и котов, постоянный уход за шерстью, когтями и различными частями тела питомца.
Правильное питание и тщательный уход за кошкой помогут сохранить и укрепить ее здоровье, уберечь от многих несчастных случаев. Однако Вы всегда должны быть готовы прийти на помощь своему питомцу в случае его болезни - грамотно оказать первую помощь и организовать уход за ним в полном соответствии с тем, что рекомендует лечащий ветеринарный врач. В этом разделе мы расскажем о самых распространенных болезнях кошек и о мерах, которые необходимо применять для их лечения.
Сегодня не подлежит никакому сомнению популярность этих животных во всем мире, в чем не последнюю роль играет психологический фактор, поскольку общение с грациозными, самостоятельными и во многом загадочными котами и кошками успокаивает нервы и приносит ощущение комфорта и уюта в доме. Мы надеемся, что Ваш любимчик доставит много счастливых минут Вам и Вашим близким.
- Наши верные друзья собаки.
Темы с 50 по 67. Наши верные друзья собаки.
Данный раздел посвящен щенкам и взрослым собакам. С древних времен собаки считались самыми верными и преданными друзьями человека. Благодаря высокоразвитой психике собаки не только создают уют и комфорт в доме, доставляя радость своим присутствием, но и помогают человеку в самых разных областях деятельности - от службы на границе и таможне до помощи людям с ограниченным зрением. Взрослых собак легко содержать в домашних условиях, они нетребовательны к условиям проживания, однако щенка желательно содержать в комфортных для него условиях и уделять довольно много времени его воспитанию.
Благодаря большому разнообразию пород, Вы всегда можете найти себе любимца по своему характеру и привычкам - от лежебоки до самого отъявленного непоседы. Купить щенка можно на птичьем рынке или взять в приюте для бездомных животных. Однако если Вы всерьез заинтересовались разведением породистых собак, то лучше всего обратиться в один из специализированных клубов или собачьих питомников. Только в этом случае у Вас будет гарантия того, что Ваш питомец - чистых кровей. Однако беспородные собаки или полукровки ничуть не менее, а зачастую даже более привязаны к своим хозяевам, чем чистопородные представители этого семейства.
Чтобы правильно вырастить и воспитать собаку, нужно тщательно следить за условиями содержания своего питомца от самого момента покупки щенка, заботиться о нем, как еще об одном члене семьи. Ведь его судьба находится в Ваших руках, поэтому крайне необходимо создать ему все условия для здоровой, полноценной жизни. Грамотно организовать спальное место, место для приема пищи, подобрать рацион питания, необходимые щенку развивающие игрушки и многое другое - все эти вопросы нужно решить если не до, то по крайней мере сразу же после того, как Вы принесли в дом его нового обитателя. По мере взросления и превращения щенков во взрослых собак необходимо уделять время уходу за шерстью, когтями и различными частями тела питомцев. И, конечно же, обязательно нужно сделать акцент на таких важных моментах, как правильное воспитание и дрессировка щенков. Тогда Ваши питомцы будут радовать Вас не только своей красотой, но и безукоризненным поведением.
Правильно подобранное питание и тщательный уход за собакой помогут сохранить и укрепить ее здоровье, уберечь от многих несчастных случаев. Однако Вы всегда должны быть готовы прийти на помощь своему питомцу в случае его болезни - грамотно оказать первую помощь и, следуя назначениям лечащего ветеринарного врача, организовать уход за ним. В этом разделе мы расскажем о самых распространенных болезнях собак и о мерах, которые необходимо применять для их лечения.
О собаках написано множество книг, сняты фильмы, их изучают во многих институтах и научных центрах. Но никакие слова или просмотры видеороликов не могут передать даже малой толики всех эмоций и впечатлений хозяина собаки от счастливого процесса общения со своим питомцем, которого он вырастил и воспитал, и который стал ему верным другом и помощником на многие годы.
Тема 68. Итоговый тест за год.
Число часов в неделю - ________2__, всего _____68___ часов.
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа направлена на повышение уровня знаний о животных и уровню умений по уходу за ними. Все о чем говорится в темах программы, основано на подлинных наблюдениях ученых – зоологов. Цели и задачи данной программы заключаются в том, чтобы повысить уровень знаний и умений по уходу за домашними и животными. Вызвать у учащихся интерес к образу жизни птиц и зверей, их повадкам, привычкам, развить у ребят любознательность и наблюдательность. Рассказы, представленные в программе, посвящены родной природе и удивительной жизни самых разных животных. Помогут в осуществлении целей и задач.
Актуальность содержания программы заключается в следующем: в настоящее время дети мало информированы о том, какие бывают породы собак, кошек, пернатых, рыб и других домашних и декоративных питомцев. Как за ними ухаживать, чем кормить, как они размножаются и многое другое. Данная программа позволяет рассказать как можно больше и доступнее об этом. И позволяет с помощью уроков – экскурсий научить учащихся наблюдать за повадками животный и птиц в разное время года.
Основной целью моей рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении элективного курса – уход за домашними животными.
Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач:
- Формировать элементарные представления.
- Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.).
- Развивать любознательность.
- Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь животных.
- Прививать умение бережно относится к природе родного края.
- Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.
На уроках будут применяться комплексно все методы обучения:
- Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов .
- Наглядные: демонстрация иллюстративной наглядности, экранно-звуковые средства обучения.
- Практические: экскурсионные наблюдения в природе .
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия. Наряду с традиционными уроками будут проводиться и нетрадиционные формы уроков (игры )
Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, офтальмотренаж, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и правильной посадкой учащихся. Один раз в полгода произведу пересадку учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью нормализации эмоционально-психологического состояния учащихся мною будут использоваться технологии бесконфликтного общения (я-сообщение, активное слушание).
Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по данному элективному курсу для детей с нарушением интеллекта. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с запоминанием большого объёма учебного материала.
Для обучения используются следующие средства обучения:
- Библиотечный фонд
- Печатные демонстрационные пособия
- Технические средства обучения
- Персональный компьютер
Контрольные мероприятия организуются после изучения каждого большого тематического раздела на последнем уроке из раздела и по итогам года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащихся должны знать:
- основные отличия животных от растений;
- признаки сходства и различия между изученными группами животных;
- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
* рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Тематическое планирование
Уход за домашними животными
Элективный курс 9 б класс 68 часов
№п/п | Тема урока | Элементы содержания | Дата проведения план /факт |
1. | 1) Животные бывают дикие и домашние. Чем они отличаются друг от друга? | Дикие животные: белки, волки, зайцы, слоны, львы, тигры, медведи, зебры, кенгуру, носороги, жирафы, обезьяны, лисы, верблюды и т.д. | |
2. | Домашние животные | Коровы, лошади, свиньи, козы, кошки, собаки, ослы, овцы, куры, утки и т.д. | |
3. | Корова | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - корова | |
4. | Лошадь | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Лошадь | |
5. | Осёл | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Осёл | |
6. | Коза | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Коза | |
7. | Свинья | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Свинья | |
8. | Овца | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Овца | |
9. | Собака | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Собака | |
10. | Кошка | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Кошка | |
11. | Кролик | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Кролик | |
12. | Гусь | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Гусь | |
13. | Утка | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Утка | |
14. | Петух и курица | Правильное содержание и ухаживание за домашним животным - Петух и курица | |
15. | 2) Домашние животные в современных квартирах | Определенные правила содержания животных, чтобы не возникало конфликтов с другими жильцами, забота и о безопасности животных. | |
16. | Домашние грызуны и мелкие млекопитающие. | Содержание грызунов в качестве домашних питомцев. | |
17. | Домашние декоративные мыши. | Окрасы декоративных мышей. Полёвка (рисуем цветными карандашами). | |
18. | Грызуны. | Шиншилла. Водосвинка (капибара). | |
19. | Полевки. Мыши. Землеройки. | Содержание декоративных мышей и уход за ними. | |
20. | Ёж обыкновенный. И.Б. Шустова Ёж. | Описание ежа обыкновенного. Среда обитания. Спячка и размножение. | |
21. | Ёж обыкновенный. Рассказ И.Соколова – Микитова «Ёж» | Содержание ежа обыкновенного в домашних условиях. Лепка из пластилина. | |
22. | Ёж ушастый | Описание ежа ушастого. Содержание и уход. Чем кормить. Где купить. | |
23. | Морские свинки. Породы морских свинок. | Длинношерстые, короткошерстые, голые морские свинки. | |
24. | Морские свинки. | Окрасы морских свинок. Почему морские свинки так называются? Творческая работа (рисуем цветными карандашами). | |
25. | Сирийский хомяк. | Описание сирийского хомяка. Корм. Содержание и уход. Где купить? | |
26. | Соня-полчок. | Описание сони-полчка. Содержание и уход за соней-полчком. Творческая работа (рисуем цветными карандашами). | |
27. | 3) Пернатые друзья – птицы. Домашние – певчие декоративные птицы. | Домашние – певчие декоративные птицы. | |
28. | Клетка для птиц. И.Б. Шустова «Воробей» | Какую клетку купить? Размеры и форма клетки для птиц. Конструкция и материалы клетки. Творческая работа (рисунок воробья). | |
29. | Корм для канареек. И.Б. Шустова «Ворона». | Чем кормить канарейку. Корма растительного и животного происхождения. Творческая работа (рисунок голубя). | |
30. | Канарейки декоративные, певчие и цветные. | Виды канареек. Содержание канареек. Обустройство клетки для канареек. Уход за канарейками. Питание дрозда. Виды дроздов. Творческая работа (рисунок птицы). | |
31. | «Попугай Жако». | Доктор – леса. Попугай Жако. Творческая работа (рисунок птицы). | |
32. | 3) Аквариумные рыбки. | Аквариумные рыбки. Творческая работа (рисунок аквариума). | |
33. | Гуппи – аквариумные рыбки. | Родина гуппи. Разведение, содержание и уход за гуппи в аквариуме. Кормление гуппи. Творческая работа (рисунок рыбки - гуппи). | |
34. | 4)Весной домашним животным необходим особый уход | Половая активность у домашних животных. | |
35. | Прививки домашним животным | Как может произойти заражение? Когда нужно делать прививку? Нужно ли делать прививку самому либо обратиться к ветеринару? | |
36. | Последствия авитаминоза и линька | Шерстной покров домашних животных меняется в зависимости от времени года, от возраста. Витамины. | |
37. | 5)Кошки. Как кошки стали домашними животными. | Котята, коты и кошки. Творческая работа (рисунок домашнего животного кошки). | |
38. | Как кошки стали домашними животными. | Человек и кошка: начало взаимоотношений. Кошки в Древнем Египте. | |
39. | Как кошки стали домашними животными. | Кошки в Европе. Кошки на Востоке и в Азии. Кошки в России. | |
40. | Короткошерстные кошки. | Британская короткошерстная кошка. Окрасы короткошерстной. Особенности породы. Абиссинская кошка. | |
41. | Короткошерстные кошки. | Американская кошка. Бенгальская кошка. Кошка – бомбей. Бурма. Бурмилла. | |
42. | Короткошерстные кошки. | Европейская кошка. Египетский мау. Девон – рекс. Ориентальная кошка. Оцикет. Сиамская кошка. | |
43. | Короткошерстные кошки. | Русская голубая кошка. Короткохвостый Эльф (Пиксибоб). Сингапура. Бразильская кошка. Корат. Белоножка (Сноушу). | |
44. | Полудлиношерстные кошки. | Сибирская кошка. Описание и окраски сибирских кошек. Особенности сибирской породы кошек. Творческая работа (рисунок кошки). | |
45. | Полудлиношерстные кошки. | Как приучить котенка к лотку. Американский бобтейл. Вислоухая кошка. Курильский бобтейл. Енотовая кошка (мейн - кун). | |
46. | Полудлиношерстные кошки. Кормление котят, кошек и котов. | Чем кормить котенка. Сибирская кошка (невская маскарадная). Ангорская кошка. Лаперм. | |
47. | Натуральное питание. | Натуральное питание для котят, кошек и котов. Американский кёрл. Ван. | |
48. | Длинношерстые кошки. Сухой корм и консервы. | Сухой корм и консервы для котят, кошек и котов. Персидская кошка. Рэдголл. Балинезийская кошка. Священная Бирма. Нибелунг. | |
49. | Экзотические кошки. Искусственное вскармливание котят. | Искусственное вскармливание котят. Канарский сфинкс. Замшевые кошки (Петерболд). Манкс. | |
50. | 6) Наши верные друзья собаки. | Как собаки стали домашними животными. Щенки и собаки. | |
51. | Воспитание щенка. Служебные собаки. | Кличка щенка. Московская сторожевая. Дог. Мастиф. | |
52. | Воспитание щенка. Служебные сторожевые собаки. | Место для щенка. Ирландский волкодав. Боксер. Далматин. Бультерьер. Доберман. Сенбернар. | |
53. | Воспитание щенка. Служебные сторожевые собаки. | Команда «место». Ротвейлер. Ньюфаундленд. Лабрадор – ретривер. Кавказская овчарка. Бобтейл. Золотистый ретривер. | |
54. | Служебные сторожевые собаки. | Пиренейская горная собака. Колли. Черные (русский) терьер. | |
55. | Служебные сторожевые собаки. | Стаффордширский бультерьер. Эрдельтерьер. Бриар. Босерон. Пули. | |
56. | Служебные сторожевые собаки. | Немецкая овчарка. Грюнандаль. Хердер. Командор. Английский бульдог. Бульмастиф. Мастино. Ризеншнауцер. | |
57. | Борзые. | Русская борзая. Английская борзая. Афганская борзая. Персидская борзая (салюки). Арабская борзая (слугги). Уиппет. Левретка. | |
58. | Гончие. | Английская гончая. Бигль. Русская гончая. Бассенд – хаунд. Бассет – гриффон. Риджбек. Дункер. Кунхаун. Бландхаунд. Фараоновая собака. Испанский поденгу. | |
59. | Урок – экскурсия. | Творческая работа (рисунок собаки). | |
60. | Легавые собаки. | Английский сеттер. Ирландский сеттер. Пойнтер. Курцхаар. Дратхаар. Веймарская легавая. Венгерская выжла. | |
61. | Спаниели. | Английский кокер – спаниель. Американский кокер – спаниель. Русский спаниель. Английский спрингер – спаниель. Кламбер – спаниель. Филд – спаниель. | |
62. | Спаниели. Экскурсия – наблюдение за собаками. | Американский водяной спаниель. Кавалер – спаниель. Тибетский спаниель. | |
63. | Лайки. | Карелло – финская лайка. Русско – европейская лайка. Западно – сибирская лайка. Шведская лайка (элкхаунд). Маламут. Эскимосская лайка. Самоедская лайка. | |
64. | Шпицы. | Лапландский шпиц. Волчий шпиц. Чау – чау. Карликовый шпиц. Японский шпиц. | |
65. | Норные собаки. | Фокстерьер. Ягдтерьер. Вельш –терьер. Таксы. Английский той – терьер. | |
66. | Норны собаки. | Норвич – терьер. Кэрн – терьер. Скотч – терьер. Австралийский терьер. | |
67. | Декоративные собачки. /Редкие породы. | Чихуахуа. Собачка – хризантема. Пекинес. Карликовый пудель. Тибетский апсо. / Шарпей. Португальская водяная собака. Мексиканская голая собака. Китайская хохлатая собачка. Басенджи. | |
68. | Итоговый контрольный тест за год. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Абанского района Красноярского края
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
на методическом объединении протокол №_______________ | заместитель директора по УВР __________________________ | директор школы _____________________ |
от «__» __________20__ г. | «__»_______________20__г. | «__»_____________20__г. |
Рабочая программа
по Развитие психомоторика и сенсорных процессов. (учебный предмет) |
для 5 - 6 специальных коррекционных классов VIII вида |
Сергеева Татьяна Вячеславовна (Ф.И.О. составителя программы) |
Школьный психолог (занимаемая должность) |
2012 - 2013 учебный год
Рабочая программа
по Развитие психомоторика и сенсорных процессов. |
Пояснительная записка
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей с отклонениями в развитии, поскольку большая часть из них и по настоящее время не является охваченной дошкольным воспитанием, а значит что до школы ребенок не получил необходимую для его развития квалифицированную коррекционную поддержку.
Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является самой распространенным и тяжелым дефектом развития.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояния здоровья, индивидуально типологические особенности. Поэтому необходимо вести работу оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленную на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Теоретической основой программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов учащихся младшего школьного возраста явились положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого- педагогической программы.
Цель программы коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»- на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития и более эффективное социализации ребенка в обществе.
Задачи программы:
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности;
Коррекция недостатков познавательной деятельности через развитие восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
Формирование пространственно- временных ориентировок;
Развитие слухоголосовых координаций;
Формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Совершенствование сенсорно- перцептивной деятельности;
Обогащение словарного запаса учащихся, развитие артикуляции;
Формирование точности и целенаправленности движений и действий;
Совершенствование зрительно- двигательной координации.
Календарно - тематический план занятий « Развитие психомоторики и сенсорных процессов является вариативным и имеет индивидуальную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения (недоразвитие мелкой моторики рук, ослабленность процесса зрительного восприятия, затруднения ориентировки в пространстве и т.д.).
Количество индивидуальных и подгрупповых занятий определяется исходя из потребностей детей в каждом классе.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся 1 час в неделю на каждый класс. Продолжительность занятий 15-25 минут.
Содержание программы
5 б класс (34 часа)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель). Обучение целенаправленным действиям по трехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных изображений. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.
Тактильно-двигательное восприятие (2часа)
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие - жесткие, мелкие - крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).
Кинестетическое и кинетическое развитие (2 часа)
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы, т.д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (7 часов) Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объемных геометрических фигур - круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационные рядов из 4 - 5 предметов по заданному признаку цвета. Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4 часа)
Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (3 часа)
Развитие осязания (теплее - холоднее). Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче); взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2 часа)
Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). Упражнения для развития артикуляции.
Восприятие пространства (3 часа)
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование( схема) пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части.
Восприятие времени (4 часа)
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.
Учащиеся должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета;
- составлять цветовую гамму от темного до светлого;
- определять на ощупь поверхность предметов;
- зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам;
- сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
6 б класс (34 часа)
Обследование вновь принятых детей (0,5час)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (5 часов) Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный). Игры с мелкой мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (2часа)
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (6 часов) Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5часов)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 - 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 - 3 предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (5 часов)
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - суше, влажное - мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительные приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Ароматы (парфюмерные, цветочные, др.). Измерение веса разных предметов на весах. Противоположные качества предметов (чистый- грязный, темный - светлый, вредный - полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть - закрыть, одеть- раздеть, расстегнуть - застегнуть).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков. Развитие слухомоторной координации. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Восприятие пространства (3 часа).
Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Восприятие времени (3 часа)
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарно года. Возраст людей.
Учащиеся должны уметь:
- группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;
- смешивать цвета;
- находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- определять противоположные качества свойства предметов;
- моделировать расположение предметов заданном пространстве;
- пользоваться календарем;
определять возраст людей.
5 б класс
Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий (1 час)
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 1.Упражнения на развитие меткости 2.Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) 3.Обучение целенаправленным действиям по двух трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед - поворот направо - один шаг назад, т.д.) 4.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия 5.Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) 6.Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях Рисование бордюров по образцу 7.Графический диктант (зрительный и на слух) 8.Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 6 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 | 06.09.12 06.09.12 13.09.12 13.09.12 20.09.12 27.09.12 04.09.12 11.10.12 |
Тактильно-двигательное восприятие 1.Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы) 2.Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). 3.Дидактическая игра «Что бывает ...(пушистое)» 4.Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 2 0,5 0,5 1 | 18.10.12 18.10.12 25.10.12 |
Кинестетическое и кинетическое развитие 1.Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений .Растяжки. 2.Выразительность движений (имитация повадок животных) | 2 1 1 | 1.11.12 15.11.12 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 1.Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.) 2.Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине из 4 - 5 предметов 3.Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку 4.Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4 - 5 кругов разной насыщенности одного цвета 5.Дидактическая игра «Цветик-семицветик» 6.Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов 7.Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | 7 1 1 1 1 1 1 1 | 22.11.12 29.11.12 6.12.12 13.12.12 20.12.12 27.12.12 17.01.13 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 1.Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу 2.Нахождение отличительных и общих признаков на нарядном материале (сравнение 2-х картинок) 3.Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами 4.Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 4 1 1 1 1 | 24.01.13 31.01.13 07.02.13 14.02.13 |
Восприятие особых свойств предметов 1.Развитие осязания (теплее - холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) 2.Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение 3.Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость. Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз» | 3 1 1 1 | 21.02.13 28.02.13 07.03.13 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 1.Определение направления звука в пространстве (справа - слева - спереди - сзади). 2.Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Упражнения для развития артикуляции | 2 1 1 | 14.03.13 21.03.13 |
Восприятие пространства 1.Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. 2.Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части 3.Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа) | 3 1 1 1 | 4.04.13 11.04.13 18.04.13 |
Восприятие времени 1.Определение времени по часам 2.Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час) Дидактическая игра «Успей за 1 - 2 - 5 минут» 3.Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) 4.Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает» | 4 1 1 1 1 | 25.04.13 02.05.13 16.05.13 23.05.13 |
6 б класс
Обследование вновь принятых детей(0,5ч.)
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков 1.Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок-бег вперед, два хлопка - бег назад, т.д.) 2.Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо - два шага вперед - один шаг назад). Графический диктант с усложненными заданиями 3.Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). Дорисовывание симметричной половины изображения 4.Вырезание ножницами «на показ» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко) 5.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия | 5 1 1 1 1 1 | 05.09.12 13.09.12 20.09.12 27.09.12 04.10.12 |
Тактильно-двигательное восприятие 1.Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий) 2.Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). Игры в мозаику(мелкую) | 2 1 1 | 11.10.12 18.10.12 |
Кинестетическое и кинетическое развитие 1.Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий. 2.Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Растяжки. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 2 1 1 | 25.10.12 1.11.12 |
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 1.Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом 2.Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету 3.Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 - 5 предметов 4.Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных пара- метров предметов (по длине, ширине, высоте). Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) 5.Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет» Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы) 6.Узнавание предмета по одному элементу. Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию» | 6 1 1 1 1 1 1 | 15.11.12 22.11.12 29.11.12 06.12.12 13.12.12 20.12.12 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти 1.Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2 - 3-х предметных /сюжетных/ картинок) 2.Нахождение «нелепиц» на картинках 3.Дидактическая игра «Лабиринт» 4.Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». 5.Профилактика зрения. Гимнастика для глаз | 5 1 1 1 1 1 | 27.12.12 17.01.13 24.01.13 31.01.13 07.02.13 |
Восприятие особых свойств предметов 1.Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое - влажное - мок- рое, т.д.); их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха 2.Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий - слаще, кислый- кислее, т.д.); словесное обозначение 3.Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» 4.Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, темный- светлый, вредный - полезный ) 5.Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть- закрыть, расстегнуть-застегнуть, одеть-раздеть) | 5 1 1 1 1 1 | 14.02.13 21.02.13 28.02.13 07.03.13 14.03.13 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 1.Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) 2.Дифференцировка звуков по громкости (неречевых, речевых, музыкальных). 3.Дидактическая игра «Угадай по голосу» (ребенок, взрослый, пожилой, измененный голос ребенка). Упражнения для развития артикуляции | 3 1 1 1 | 21.03.13 04.04.13 11.04.13 |
Восприятие пространства 1.Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции 2.Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений 3.Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 3 1 1 1 | 18.04.13 25.04.13 03.05.13 |
Восприятие времени 1.Определение времени по часам. Длительность временных интервалов. 2.Дидактическая игра «Береги минутку». Работа с календарем и моделью календарного года 3.Дидактическая игра «Когда это бывает». Последовательность основных жизненных событий .Возраст людей | 3 1 1 1 | 10.05.13 17.05.13 24.05.13 |
Контрольные вопросы и задания
для учащихся 5 - 6 классов специальной (коррекционной) школы в рамках диагностики и анализа результатов преподавания
курса « Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
I. Развитие крупной и мелкой моторики рук; графомоторные навыки.
1.Целенаправленные действия по 2-3 звеньевой инструкции педагога:
А) руки согнуть к плечам, ноги на ширине плеч;
Б) руки в стороны, ноги шире плеч;
В) руки вытянуты вперед, левая нога вперед- вверх)
2.Графический диктант
А) Продолжи узор ( зрительный)
Б) Одна клеточка вверх, одна клеточка влево, одна клеточка вверх;( на слух).
3.Проведи на листе бумаги, расположенном горизонтально, ряд горизонтальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга.
4. Начерти окружность, квадрат, треугольник.
5. Вырежи ножницами по контуру елочку
II. Тактильно- двигательное восприятие
Найди в ряде предметов мягкий предмет, твердый предмет
( с закрытыми глазами на ощупь)
Угадай предмет (гладкий, шершавый, колючий, пушистый, деревянный) на ощупь
Слепи человечка по схеме 6 действий)
III. Кинестетическое и кинетическое развитие.
1.Выполнение растяжки «Травинка на ветру».
2.Покажи воображаемые действия ( надуть шар, вдеть нитку в иголку, прополоскать и развесить белье).
IV. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
сгруппируй предметы по двум признакам ( форма, цвет).
А)Что больше? Что меньше? ( по картинкам)
Б)Что длиннее? Что короче? (по картинкам)
В)Что выше? Что ниже? (по картинкам)
Г)Что толще? Что тоньше? (по картинкам)
Д)Что шире? Что уже?( по картинкам)
А)Назови цвет. ( по показу).
Б)Как получить оранжевый, фиолетовый, серый цвета (смешение цветов).
Сложи орнамент из фигур( по схеме).
V. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
1.Сравни картинки( 2-х сюжетные)
2.Нарисуй по памяти ( из диагностического комплекта Н.Семаго).
VI.Восприятие особых свойств
1. Рассмотри картинки, вспомни вкус этих продуктов и назови их.
2. Найди теплый предмет, затем горячий, затем холодный предмет.
3.Для чего нужен градусник? Температуру чего можно измерить градусником?
VII.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
1. Назови «звучная» или «незвучная» картинка? ( изображение предметов, вызывающие и не вызывающие звуки).
2. Назови предметы и животные на картинке и изобрази как поют птички, кричат животные, шумит транспорт.
VIII. Восприятие пространства
Расскажи, что на картинке далеко, что близко. Что находится близко друг к другу, а что дальше?
Что лежит справа от книги, что находится впереди полки, что лежит рядом с яблоком, что находится за полкой ( диагностический комплект Н.Семаго).
IX. Восприятие времени
1. Какая часть суток идет после утра( дня, вечера, ночи)?
2. Назови дни недели по порядку( месяцы года)
3. Назови времена года по порядку.
4. Определи время по часам.
5. Кто старше на этих рисунках? Почему так думаешь?
Раздел I
№ задания Ф.И. ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
а | б | в | а | б |
2б -правильное (полное) выполнение задания, без затруднений
1б -частичное выполнение задания
0б -задание не выполнено (нет ответа, неправильный ответ)
Раздел II
№ Задания Ф.И.ученика | 1 | 2 | 3 |
2б - правильное (полное) выполнение задания
1б -частичное выполнение задания
0б -задание не выполнено(нет ответа, неправильный ответ)
Раздел III
№ задания Ф.И ученика | 1 | 2 |
2б - правильное(полное) выполнение задания
1б - частичное выполнение задания
0б - задание не выполнено(нет ответа, неправильный ответ)
Раздел IV
№ задания Ф.И.ученика | 1 | 2 | 3 | |||
А | Б | В | Г | Д | А | Б |
2б - правильное( полное) выполнение задания, самостоятельно находит основания для группирования
1б - частичное выполнение задания( с помощью педагога)
0б - задание не выполнено (нет ответа, неправильный ответ)
Раздел V
№ задания Ф.И.ученика | 1 | 2 |
2б - правильное(полное) выполнение задания, самостоятельно проводит сравнение
1б - частичное выполнение задания ( по наводящим вопросам)
0б - задание не выполнено (нет ответа, неправильный ответ)
Раздел VI
№ Задания Ф.И.ученика | 1 | 2 | 3 |
2б - правильное(полное) выполнение задания
1б -частичное выполнение задания
0б -задание не выполнено(нет ответа, неправильный ответ)
Раздел VII
№ задания Ф.И.ученика | 1 | 2 |
2б - правильное(полное) выполнение задания
1б - частичное выполнение задания
0б - задание не выполнено(нет ответа, неправильный ответ)
Раздел VIII
№ задания Ф.И.ученика | 1 | 2 |
2б - правильное(полное) выполнение задания, обосновывает ответ самостоятельно
1б - частичное выполнение задания( по наводящим вопросам)
0б - задание не выполнено (нет ответа, неправильный ответ)
Раздел IX
№задания Ф.И.ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2б - правильное (полное) выполнение задания, обосновывает ответ
1б - частичное выполнение задания( по наводящим вопросам)
0б - задание не выполнено(нет ответа, неправильный ответ)
Литература
1.Сиротюк А.Л. Упражнения для развития психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М.:АРКТИ,2008.-60с.
2. Коррекционные программы для образовательных учреждений( классов) Пермской области, обучающихся детей с отклонениями в развитии. Пермь , 2002.-232с.
3.Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет.- Ярославль. Академия развития,2001.-176с.
4.Тихомирова Л.Ф.Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.М.:2000.-142с.
5.Герасимова А.С.Тесты для подготовки к школе. Развитие речи, математика, мышление.-М.:Айрис-пресс,2004.-192с.
6.Семаго Н.Я., Семаго М.М.Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.-СПб.:Речь,2005.-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в 6-7 специальном коррекционном классе 8 вида
Русский язык 7 класс( 8 вид). литература 6 класс,...
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Календарно - тематическое планирование элективных курсов по биологии (9 класс)
Календарно - тематическое планирование элективных курсов: "Питание и здоровье" (автор Р. С. Карпова), "Медицинская экология" (автор Ю. К. Немировская, Ф. Р. Салахова), "Социальная экология" (автор В.Л...
Календарно-тематическое планирование элективного курса "Компьютерная графика" 10 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л.А. Залоговой, канд. физико-математических наук, доцента кафедры математическо...
Тематическое планирование элективного курса по физике 10 класс
№ урока по разделуСодержание (тема)Общее кол-во часов по разделуОриентированные срокиОсобые формы проведения урокаТребования к учащимся пог данному разделу 1 Комбинированные задачи на 1ый з...
Тематическое планирование элективного курса по химии 8 класс.
Планирование элективного курса 8 класс....
Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"
Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"....