тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
календарно-тематическое планирование по физике (5 класс) по теме

Тематическое планирование пропидевтического курса  физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_planirovanie.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Тереньгульская средняя (полная) общеобразовательная школа

Тематическое планирование

Физика – 5 кл

Учитель: Чунаева В. В.

Пояснительная записка.

Изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения.

Практические задачи курса:

  -Осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем нас мире;

  - Привить интерес к изучению физики;

  -  Подготовить учеников к систематическому изучению курса физики.

Тематическое планирование выполнено на основе программы базовой школы авторов А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак  Физика – химия  (5 – 6 классы). Сетка часов 2+2 ч в неделю. (Программа прилагается)

С учетом учебного планы школы, по которому на изучение этого курса выделено 1 + 1 час в неделю я составила рабочую программу. В программе предусмотрена преемственность в изучении материала на первой и второй ступенях. Некоторая часть понятий и явлений, рассмотренных в 5 -6 классах, только повторяется, в большинстве же случаев углубляются и расширяются.

Особенность данной программы заключается в том, что согласно ей механика изучается в конце курса, что вызвано необходимостью достаточно высокого уровня математической подготовки учащихся.

Литература.

1. Программа МОРФ для базовой школы авторов А.Е. Гуревич, Д.А.Исаев, Л. С. Понтак  Физика – химия  (5 – 6 классы). Сетка часов 2+2 ч в неделю. 2000

2  Преподавание ведется по учебнику « ФИЗИКА. ХИМИЯ». 5 -6 классы. А.Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. М., Дрофа, 1990, 2002. Учебниками обеспечены все учащиеся.

3  При подготовке уроков используется методическое пособие « Физика. Химия» 5 -6 класс. А.Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак. М., Дрофа, 2000.

4. методические издания: Журнал «Физика в школе», газета «Физика» приложение к «Первому сентября».

Рабочая программа.

Введение. 5 ч

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек-часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

  Знакомство с простейшим физическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, пипетка, штатив с лапкой и муфтой.

  Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные опыты.

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием.
  2. знакомство с измерительными приборами.
  3. определение размеров физического тела.
  4. измерение объема жидкости и ёмкости сосуда с помощью мензурки.
  5. измерение объема твердого тела.

Тела и вещества.10 ч

Характеристики тел и веществ (форма, объем). Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Плотность вещества.

Лабораторные опыты.

  1. Наблюдение тел и веществ.
  2. Сравнение физических тел по их характеристикам.
  3. наблюдение воды в различных состояниях.
  4. измерение массы с помощью рычажных весов.
  5. Определение плотности вещества.
  6. наблюдение делимости вещества.
  7. наблюдение явления диффузии.

Взаимодействие тел.14 ч

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры её учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная.Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноимённо и разноимённо заряженных тел.

 Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

 Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

 Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, её направление. Зависимость силы упругости от деформации.

 Давление тела на опору. Зависимость силы давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

  Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.

 Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объёма погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные опыты.

  1. Измерение силы с помощью динамометра.
  2. наблюдение зависимости инертности от массы тела.
  3. Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействие.
  4. Изучение свойств магнита.
  5. Изучение трения.
  6. Наблюдение различных видов деформации.
  7. исследование зависимости силы упругости от деформации.
  8. Изучение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
  9. Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.
  10. изучение зависимости давления от площади опоры.
  11. Исследование действия жидкости на погруженное в неё тело.
  12. Выяснение условия плавания тел в жидкости.

Физические явления.

Механические явления. 4 ч

Понятия об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

 Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебания – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Лабораторные опыты.

  1. наблюдение относительности механического движения.
  2. измерение пути и времени движения.
  3. измерение скорости движения.
  4. ознакомление с источниками звука.

Тепловые явления. 4 ч

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использования его в технике.

 Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды.

 Испарение жидкостей. Охлаждение жидкостей при испарении. Конденсация.

Теплопередача.

Лабораторные опыты.

  1. наблюдение измерения длины тела при нагревании и охлаждении.
  2. наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.
  3. Отливка игрушечного солдатика.
  4. наблюдение испарения и конденсации воды
  5. изучение испарения жидкостей.
  6. наблюдение охлаждения  жидкости при испарении.
  7. наблюдение кипения воды.
  8. разметка шкалы термометра.
  9. наблюдение теплопроводности различных веществ.

Электромагнитные явления. 7 ч.

Электрический ток как направленное движение зарядов. Сила тока. Амперметр. Ампер – единица измерения силы тока. Постоянный и переменный ток.

Напряжение. Вольтметр. Вольт – единица измерения напряжения.

Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства)

Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение.

Действия тока. Нагревательное действие тока, Лампы накаливания. Электронагревательные приборы.

 Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели.

Химическое действие тока.

Лабораторные опыты.

  1. Сборка простейших электрических цепей.
  2. сборка простейшего электромагнита.
  3. Наблюдение различных действий тока.

Световые явления.6 ч

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.

Прямолинейное распространение света, образование теней.

Отражение света. Зеркала.

Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

 Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал) .

Глаз и очки.

Разложение белого света в спектр. Радуга.

Лабораторные опыты.

  1. Наблюдение теней и полутеней.
  2. изучение отражения света.
  3. наблюдение отражения света в зеркале.
  4. наблюдение преломления света.
  5. получение изображения с помощью линзы.
  6. наблюдение спектра Солнца.

Человек и природа. 15 ч

Земля – планета Солнечной системы. 8 ч

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о земле. Солнечная система. Солнце.

 Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости её орбиты, смени времен года.

Луна- спутник Земли. Фазы Луны.

Изменение горизонтальных координат в течении суток.

Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.

 Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королёв- основоположника советской космонавтики. Ю. А. Гагарин- первый космонавт Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

Лабораторные опыты.

  1. наблюдение звездного неба.
  2. наблюдение Луны в телескоп.
  3. Определение азимута Солнца с помощью компаса.
  4. Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца.

Земля – место обитания человека.3 ч

Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.

Лабораторные опыты.

  1. Измерение атмосферного давления барометром.
  2. знакомство с гигрометрами.

Человек дополняет природу. 4 ч

Механизмы – помощники человека. Простые механизмы: рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блок: их назначение.

Механическая работа, условия её совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, её роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Современная наука и производство. Роль автоматики, электроники.

Средства связи и передача информации: телефон, телеграф, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Лабораторные опыты.

  1. Знакомство с простыми механизмами.
  2. вычисление механической работы
  3. Изучение устройства и принципа действия телефона и телеграфа.

Резервное время. 3 ч

Введение. 5 ч.

№ урока

дата

Тема

Д/з        (стр).

СУМ

Ученики должны знать/ понимать

1/1

Введение

4-6 в тетради

Разделить лист на 4 части, нарисовать примеры на тему урока.

Природа живая и неживая. Понятия о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от неё, преобразует её. Необходимость изучать природу. Физика – наука о природе.

Понятия: природа, явления природы.

2/2

Тела и вещества

6-7, на стр 7 ? письменно

Тела и вещества. Многообразные явления природы. Физические явления природы: механические, тепловые, электромагнитные, световые.

Понятия: тела и вещества.

Физические явления природы: механические, тепловые, электромагнитные, световые.

3/3

Методы исследования.

Лабораторное оборудование.

10-11

Домаш. Наблюд.

Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория.

Лабораторное оборудование, штативы. Правила пользования и правила безопасности.

Методы исследования природы: опыт, наблюдение, теория

. Правила пользования приборами и правила безопасности..

4/4

Измерения. Измерительные приборы.

12

Роль измерений в научных исследованиях и в практике. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерений.

. Шкала прибора: цена деления, предел измерений.

Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений.

5/5

Простейшие измерения

Л/Р «Определение

Размеров физического тела». Стр 13

Л\Р : Измерение объема жидкости, вместимости стакана, объема твердого тела.

Правила пользования приборами

Ученики должны уметь

демонстрации

МО

ФОПД

Контроль

С

В

У

А

Приводить примеры

- явлений природы,

- как человек зависит от природы,

- как человек преобразует природу.

- всегда ли преобразования идут на пользу.

Слайды, картины о природе, о преобразовании природы.

Рис. учебника

Обзорно

иллюстр

фронт

+

Приводить примеры

-  тел, веществ,

- механических, тепловых, световых, электромагнитных явлений.

Отличать из приведенных примеров названные явления.

Различных физических явлений.

Частич.-

Поисков

индивид

+

Проводить наблюдения, опыты по заданной теме.

Пользоваться лабораторным оборудованием.

Штативы с лапкой и муфтой и кольцом. Колбы, пробирки, стаканы, шарики.

исслед

парная

+

Находить цену деления и предел измерения прибора.

Работать с подвижными шкалами.

Линейка, секундомер, измерительная лента, мензурка. Динамометр.

исслед

индивид

+

Выполнять лабораторные работы по описанию в учебнике.

Мензурка, тело на нитке, разные пузырьки. Бруски.

исследов

Парния

л/работа

+

ТДЦ: О: Способствовать углублению знаний о природе живой и неживой; о научных методах изучения природы.

          В. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, охране природы.

          Р. Способствовать развитию экспериментальных навыков путем изучения приборов и работы с ними.

Тела и вещества. 10 ч

№ урока

дата

Тема

Д/з        (стр).

СУМ

Ученики должны знать/ понимать

6 /1

Характеристики тел и веществ.

17. привести примеры разных тел, имеющих разные характеристики

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

7\2

Состояние вещества.

18 -19

Таблица с примерами.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Основные свойства тел в разных состояниях.

Три состояния вещества.

Основные свойства тел в разных состояниях.

8\3

Масса. Измерение массы.

С. 20, 21

Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон. Рычажные весы правила работы с ними.

Обозначение массы, от чего зависит масса.

Когда и как измеряется масса.

Правила взвешивания. Эталон массы.

9\4

Температура.

С. 22,23

Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры, правила работы с ними.

Температура – характеристика нагретости тела. Важность температуры для живых организмов.

Термометр- прибор для измерения температуры, правила работы с ним. Обозначение температуры.

10\5

Строение вещества.

С. 24, 25

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Значение знаний о строении вещества.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Строение молекул. Представлять размеры этих частиц.

11\6

Движение частиц вещества.

26,27

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Движение частиц и температура тел. Примеры диффузии в быту, природе и технике.

Понятие диффузии. Связь скорости молекул с температурой тела.

12/7

Взаимодействие частиц вещества. Строение тел.

28,29,30

Доказательство существования  притяжения  и отталкивания между частицами вещества. Склеивание и сварка. Пояснение строения твердых тел, жидкостей и газов на основе знаний о строении вещества.

Что частицы вещества притягиваются и отталкиваются.

Зависимость сил от расстояния.

Строение жидкостей, газов и твердых тел.

13/8

Строение атома. Ионы.

31,32

Роль исследований строения атома в науке. Э. Резерфорд- создатель планетарной модели атома. Строение водорода, гелия, лития.

Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; массы частиц. Заряды протона и электрона. Их взаимодействие, заряд ядра.

Образование ионов.

14/9

Плотность вещества.

43.

Плотность как характеристика вещества. Задачи на вычисление плотности.

Что показывает плотность.

Формулу плотности. Обозначение и единицы измерения плотности.

15/10

Решение задач на связь между объемом, плотностью и массой.

44,45

Преобразование формул. Решение задач с помощью формул.

Формулу плотности. Обозначения и единицы

Ученики должны уметь

демонстрации

МО

ФОПД

Контроль

С

В

У

А

-указывать из каких веществ изготовлены тела;

-приводить примеры тел, а)изготовленных из одного и того же вещества;

б) тел имеющих одинаковую форму, но разные объемы.

Тела различные и одинаковые по форме, объему.

Исслед.

Частич.-

Поисков.

Лабор. Работа

парная

+

Приводить примеры веществ в разных состояниях.

Применять при решении качественных задач знания о свойствах тел.

Различные твердые тела. Переливание жидкости в сосуды разной формы. Опыт с резиновым шариком. Испарение воды и её конденсация. Плавление стеарина и его отвердевание.

Исслед.

Частич.-

Поисков.

Лабор. Работа

парная

Приводить примеры тел разной массы.

 Находить массу тел с помощью рычажных весов.

Весы, разновесы, гири разной массы ,тела разной массы.

Обзорно

Иллюстрат

Исследоват

Лабор. Работа

парная

+

Измерять температура с помощью термометра. Определять цену деления и предел измерения прибора.

 Измерять температуру своего тела с помощью градусника.

Воспламенение спички, увеличение объема жидкости при нагревании.

Термометры.

Обзорно

Иллюстрат

Исследоват

Лабор. Работа

парная

+

Приводить примеры делимости вещества.

Объяснять качественные вопросы с помощью знаний о строении вещества.

Модели различных молекул и атомов.

Делимость мела.

Окрашивание воды марганцовкой

Обзор.

иллюстрат

Фронталь

Индивид..

+

Приводить примеры диффузии в природе, быту и технике.

Объяснять качественные вопросы о диффузии.

Диффузия пахучего вещества. Модель броуновского движения

исследоват

Л/р Наблюдение явления диффузии

+

Отвечать на качественные вопросы. Объяснять склеивание и сварку. Приводить примеры, показывающие, что молекулы взаимодействуют.

Взаимодействие свинцовых цилиндров.

Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.

Модели кристаллических решеток.

Частично поисковый

л/Р.Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

+

Находить число протонов, нейтронов и электронов в атоме.

Указывать чем могут отличаться атомы друг от друга.

Таблица «Строение атома»

Обзор.

иллюстрат

Фронталь.

Пользоваться таблицей плотности. Применять формулу при решении задач.

Взвешивание тел одинакового объема , но разной массы

Проблем.

изложение

индивид

Применять формулы при решении задач.

Частично поисковый

парная

+

ТДЦ, О: Способствовать углублению знаний о строении вещества: о молекулах, атомах, ионах.  О физических величинах: массе, температуре, плотности.

           Р. Способствовать развитию экспериментальных навыков путем изучения приборов и работы с ними; развитие навыков решения физических задач.

           В. Содействовать воспитанию внимания, аккуратности и умения работать в паре.  

         

Взаимодействие тел. 14 ч.

№ урока

дата

Тема

Д/з        (стр).

СУМ

Ученики должны знать/ понимать

16\ 1

Силы.

46, 47,48

Сила как хар –ка взаимодействия. Силы разной природы: сила тяжести, силу упругости, электрическая и магнитная сила, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от её значения, направления, точки приложения.

Все тела на Земле взаимодействуют. Тела изменяют скорость и форму под действием других тел.

Сила- мера взаимодействия.

Обозначение силы.

17/2

Всемирное тяготение.

49,50

Всемирное тяготение, его проявления: падение тел на Землю, движение планет, спутников, приливы и отливы. Сила тяжести, её зависимость от массы. Закон всемирного тяготения. Ньютон.

Закон всемирного тяготения на качественном уровне. Исаак Ньютон открыл ЗВТ. Сила тяжести, её зависимость от массы. Как найти силу тяжести.

18/ 3

Деформация.

51 рис предметов в комнате и какие деформации они испытывают.

Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, кручение и сдвиг. Применение деформации в природе, в быту и технике.

Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, кручение и сдвиг.

19/ 4

Сила упругости.

Измерение силы.

52,53,56

Возникновение силы упругости при деформации. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации.

Возникновение силы упругости при деформации. Направление силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации.

20/5

. Трение.

57,58.

Сила трения: её проявление в природе, в быту, условия её возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение. Зависимость силы трения от силы тяжести тела.

Сила трения: её проявление в природе, в быту, условия её возникновения; причины возникновения трения. Трение скольжения и трение качения – их сравнение.

21/6

Электрические силы.

59-61

Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.

Что значит тело заряжено: положительно и отрицательно.

Взаимодействие заряженных тел

Устройство и принцип действия электроскопа.

22/7

Магнитное взаимодействие.

62,63,64.

Постоянные магниты. Притяжение ими железных тел. Полюса магнита. Магнитная стрелка. Компас. Земля как магнит.

Магниты: виды, полюса.

Применение магнитов. Взаимодействие магнитов.

23/ 8

Давление

65 - 67

Сила давления и давление. Единица давления- 1 паскаль. Способы увеличения  и  уменьшения давления.

Сила давления и давление. Единица давления- 1 паскаль. Формула давления. Способы увеличения  и  уменьшения давления.

24 /9

Решение задач на вычисление давления.

65-67

Задачи на вычисление давления тела на опору.

Формулу давления.

25/10

Давление в жидкостях и газах.

68

Закон Паскаля. Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике.

Закон Паскаля.

26/11

Давление на глубине.

69

Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной. Равенство давлений внутри жидкости на одной глубине.

Почему внутри жидкостей существует давление, от каких величин оно зависит.

27/12

Сообщающиеся сосуды.

70

Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов, их применение.

Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Примеры сообщающихся сосудов, их применение.

28/13

Архимедова сила.

71,72

Выталкивающая сила, её возникновение на опыте. Измерение выталкивающей силы.

Выталкивающая сила. Архимед. Легенда об Архимеде.

29/14

Плавание тел.

73

Выяснение условий плавания тел.Выполнение упражнений «подумай и ответь»

Условия плавания тел.

Ученики должны уметь

демонстрации

МО

ФОПД

Контроль

С

В

У

А

Приводить примеры:

-взаимодействующих тел,

-различных сил.

Находить на рисунках и показывать на демонстрациях взаимодействие тел.

Взаимодействие двух тележек,

Сегнерово колесо

Демонстрации с помощью детских игрушек.

исследов

Парная

Практ. работа

Объяснять приливы и отливы, движение планет и спутников на основе ЗВТ.

Решать простейшие задачи на нахождение силы тяжести.

Падение различных тел.

Таблица « Планеты и их спутники»

Обзорно

иллюстр

фронтальн

+

Приводить примеры

применения деформации в природе, в быту и технике.

Показывать все демонстрации на модели.

Прибор для разных видов деформаций.

Таблицы « виды деформаций».

Частич

поисков

Индивид.

Объяснять возникновение силы упругости с точки зрения МКТ.

Приводить примеры проявления силы упругости в природе, в быту. Учет и использование её в технике.

Возникновение силы упругости в пружине. Выстрел из пружинного пистолета.

Демонстрация силы упругости в игрушках.

исследов

Л/р « наблюдение возникновения силы упругости при деформации»

+

Объяснять возникновение силы трения с точки зрения МКТ.

Приводить примеры проявления силы трения в природе, в быту. Учет и использование её в технике.

Динамометры разного типа.

Трибометр.

Таблицы «трение», «Подшипники»

исследов

Л\р « измерение силы трения бруска по стосу»

+

Электризовать тело трением и касанием.

Пользоваться электроскопом.

Объяснять электрическое взаимодействие.

Электризовать тело трением и касанием. Электроскоп.

Электрометр.

Объяснит.

Иллюстр

С элементами исследован

Л/р « наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел»

Находить у магнита полюса. Пользоваться магнитной стрелкой, компасом.

Зарисовывать спектры магнитных полей.

Различные магниты, их действие на железные опилки и стальные тела. Динамик, телефонная трубка, магнитная защелка.

исслед

л/р « Изучение магнитного взаимодйствия».

+

Объяснять зависимость давления от площади и силы давления.

Давление на песок при различной площади опоры.

Объяснит.

Иллюстр

С элементами исследован

л/р « Вычисление давления тела на опору».

+

Применять формулу при решении задач.

Применять закон Паскаля при ответе на Учет и использование передачи давления жидкостями и газами по всем направлениям в технике.

Шар Паскаля.

Таблицы: Гидравлический домкрат и тормоз автомобиля.

Частич

поисков

Фронт.

и индивид

Измерять давление на различных глубинах с помощью манометра.

Жидкостный манометр. Прибор для демонстрации давления на глубине.

Частич

поисков

Индивид.

Приводить примеры сообщающихся сосудов.

сообщающиеся сосуды. Таблицы: «Схема водопровода», «Подача воды потребителю».

Частич

поисков

Индивид.

Измерять выталкивающую силу. Объяснять причины её возникновения.

Уменьшение веса тела, погруженного в воду.

Исслед.

Парная.

Л/р «Измерение выталкивающей силы».

+

Применять условия плавания тел при ответе на вопросы и на практике.

Различные тела, способные плавать и тонуть.

исслед

Группов.

Л/р «выяснение условий плавания тел»

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

Тематическое планирование элективного курса по математике в 9 классе на тему: " Трансфомация листа бумаги: из квадрата-в многогранник"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Календарно-тематическое планирование элективного курса для 11 класса.

Календарно тематический план элективного курса по теме "Исскуство Великобритании" ( раздел- "Литература")...

Тематическое планирование элективного курса по физике 10 класс

№ урока по разделуСодержание (тема)Общее кол-во часов по разделуОриентированные срокиОсобые формы проведения урокаТребования к учащимся пог данному разделу 1 Комбинированные задачи на 1ый з...

Тематическое планирование элективного курса для 5 класса

Элективный курс «Математическое моделирование» является дополнением школьного курса математики 5 класса. Он нацелен на формирование и развитие умения решать текстовые задачи....

Календарно-тематическое планирование элективного курса для 9 класса

Календарно-тематическое планирование элективного курса  для 9 класса...

Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике « Научные основы физики» с использованием детского оборудования « Школьный кванториум» ( «Точка роста») для 10-11 классов

Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике « Научные основы физики» с использованием  детского оборудования « Школьный кванториум» по программе &laqu...