Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.
статья по истории по теме

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ИВЛЮШКИНА Ю.А.

        РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

      Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особо выделяется такая значимая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных  традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

      Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены не в пользу духовно-нравственных ценностей. В связи с этим школа,  все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Заметную роль в решении  данной задачи может сыграть школьный музей.

      Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

       Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация, а все традиционные музейные функции подчинены этому главному. Конечно, школьный музей используется и в учебных целях, как иллюстрация страниц учебников, но всё же основная его цель – развитие познавательной и общественной деятельности детей. Хочу обратить внимание именно на общественную деятельность.  Ведь какой бы тематике не был посвящён школьный музей: войне или истории школы, писателю, поэту или общественному деятелю нашей страны или зарубежному, музей всегда воспитывает патриота своей Родины,  рождает в ребёнке гордость за свою школу,  в которой есть настоящий музей с настоящими ценностями, гордость за себя и свой труд,  так как школьный музей только тогда жив, когда в нём работают ученики: пишут исследовательские работы, проводят экскурсии, выпускают газеты.

      В МОУ «Гимназия №29»  имеется хорошая база по патриотическому воспитанию учащихся – комплекс «Сыны Отечества», состоящий из 2-х музеев: «Пламя»,  музей имени Игоря Васильевича  Косарева и памятник «Воинам-интернационалистам».

      Патриотическое воспитание в гимназии является одним из ведущих направлений в воспитательной работе с учащимися. Перед педагогическим коллективом  МОУ «Гимназия №29» стоят следующие воспитательные задачи:

- воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими  поколениями;

- воспитание готовности к защите своей Родины;

- создание условий для творческой самореализации учащихся;

- приобщение к духовным ценностям;

- воспитание ответственности, гражданской активности.

Педагоги стараются выполнить поставленные перед ними задачи. Проводят уроки мужества в музеях, классные часы, открытые мероприятия по патриотическому направлению.

      Главной особенностью школьных музеев является  их учебно – педагогическое назначение. Являясь результатом совместного коллективного труда учителей и учащихся, музеи всей своей деятельностью способствуют улучшению учебно – воспитательной работы в школе. Экспонаты в музеях – это уже готовые учебно – наглядные пособия для уроков.

       Хочется поделиться опытом, накопленным в ходе работы нашего музея  имени  Игоря Васильевича Косарева.

      И.В. Косарев был участником Великой Отечественной войны. Он был призван на фронт в начале 1943 года. Геройски погиб в марте 1943 года на Брянском направлении, близ села Букань, Людиновского района, Калужской области.  Награжден Орденами Отечественной войны I и II степеней.

      12 апреля 1985 года в нашей школе был основан музей имени Игоря Васильевича Косарева.

      Программа  деятельности  музея имени Игоря Васильевича  Косарева состоит из следующих направлений:

     - поисковое направление («Летопись Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Дети войны», «Летопись в судьбах учителей-ветеранов»);

     - творческое направление (конкурсы авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву, Великой Отечественной  войне, Родине);

      - традиции  (торжественная линейка, посвященная И. В. Косареву,  праздник для первоклассников «Посвящение в гимназисты»,  классные часы «Сыны Отечества», уроки истории, литературы);

      - экскурсии  (экскурсии для учащихся  гимназии, других школ города, ветеранов войны и труда, гостей гимназии, родителей).

      Экспозиция музея состоит из следующих разделов:

  •  «Бессмертен твой подвиг солдат»
  •  «Летопись Великой Отечественной»
  •  «Людиновские орлята»
  •  «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»
  •  «Во имя жизни на земле»
  •  «Навечно в памяти нашей»
  •  «Почетные граждане гимназии»

      Фонды музея: основной  (подлинные  памятки); вспомогательный,  создаваемый в процессе работы над экспозицией.                                                   

      Основной фонд состоит из 280 экспонатов. Предметы основного фонда делятся на три группы:

а) вещественные памятники  (археологические находки, предметы быта, военные принадлежности солдат, награды,  атрибуты пионерской и комсомольской организаций);

б) письменные и печатные материалы (документы,  газеты, книги,  письма);

в) изобразительные материалы (рисунки, открытки, фотографии, графические материалы).

       К материалам вспомогательного фонда в музее относятся схемы, диаграммы, макеты, фотокопии.

     Любой музей ценится богатством своего основного фонда, поэтому его комплектование  -  главная задача, причем сбор материала ведется постоянно и не прекращается на протяжении всего времени существования музея.

     Пути сбора материалов различные.  Основным из них является систематический сбор материалов через систему поисковых краеведческих заданий в процессе учебы,  экскурсий, встреч, путем переписки с учреждениями, организациями и отдельными лицами.

     На базе музея проходят встречи с участниками Великой Отечественной войны, вдовами погибших солдат, очевидцами тех страшных событий (например, детьми блокадного Ленинграда).

     В музейном деле важным моментом является наличие постоянного актива учащихся, которые под руководством учителя ведут систематическую работу по комплектованию фонда, учету, хранению, показу и пропаганде материалов музея.

      Такой актив учеников в нашей гимназии в настоящее время состоит из  двенадцати человек   10 и 11 классов.

      Они проводят экскурсии по экспозициям музея. Экскурсоводы музея хорошо владеют всем материалом для проведения экскурсий, выступают перед различными возрастными группами школьников, участвуют в презентациях научно - исследовательских работ. Например,  «Солдатская слава живет» - исследование, которое привело к выявлению малоизученных фактов  из жизни героя – Игоря Васильевича Косарева. На примере героического подвига Игоря  Косарева учащиеся стараются воспитать в себе гражданско  – патриотические качества, которые сегодня необходимы каждому гражданину России.  

      Большое значение в нашей гимназии придается сохранению, поиску, созданию и отработке традиций, связанных с деятельностью музея. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, ветеранами-педагогами, концерты, экскурсии в их честь, линейки, посвященные И. В. Косареву.

     Также уделяется огромное внимание творческому направлению. В гимназии проводятся  конкурсы рисунков, плакатов, авторских стихов, песен, посвященных И. В. Косареву,  Великой Отечественной войне, Родине.

      Педагоги стремятся к тому, чтобы  организация мероприятий, их содержание были просты, понятны учащимся и приняты ими, а также значимы по смыслу и по воспитательному эффекту.

       Совместная работа педагогов и учащихся дает свои положительные результаты и способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, настоящего защитника Отечества.

      Литература: 
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М., 2011.
2. Вяземский Е.Е. Модернизация школьного исторического образования в России. Ответы на вызовы времени // Историческое образование в современной школе, 2004. № 2. С.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Одним из методов рабо...

Роль школьного музея в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Обобщение опыта на районных педагогических чтениях  «Мы – твои наследники, Победа!». Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...

«Организация проектно-исследовательской работы с активистами школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения»

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знак...