Уроки развивающего контроля как средство подготовки к итоговой аттестации
статья (11 класс) по теме
Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ? Проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче экзаменов, можно условно разделить на три основные группы. Механизмом решения всех трёх групп проблем могут стать уроки развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_razvivayushchego_kontrolya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Уроки развивающего контроля как
средство подготовки к итоговой аттестации
Как сформировать у обучающихся умение работать в ситуации «самооценивания», «контроля над знанием», в частности контроля успешного выполнения заданий ГИА, ЕГЭ?
Проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся при сдаче экзаменов, можно условно разделить на три основные группы:
- отсутствие необходимого уровня предметной подготовки;
- отсутствие необходимой тестовой культуры;
эмоциональные проблемы, не позволяющие демонстрировать умения в непривычных условиях.
Механизмом решения всех трёх групп проблем могут стать уроки развивающего контроля, которые проводятся в завершение крупных разделов курса.
Их главная задача – это формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала. Данная задача решается путём написания школьниками контрольных работ и их рефлексивного анализа, самооценки.
Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с эталоном этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Рекомендуют уроки контроля проводить в два этапа. На 1 уроке обучающиеся пишут контрольную работу, проводят её критериальное оценивание. На 2 уроке – делают рефлексивный анализ выполненной работы, самооценку и коррекцию допущенных в ней ошибок.
Различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:
- самоконтроль – эталонный вариант работы предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
- взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируются на основе последующей проверки учащимися справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок.
- педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путём согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.
Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие включает в себя два этапа:
- мотивация
- актуализация.
Для реализации первого этапа требуется:
- организовать мотивирование обучающихся («хочу»-«надо»-«могу»);
- установить форму и процедуру контроля и самоконтроля;
- предъявить критерии выставления оценки.
Для реализации второго этапа требуется:
- активизировать мыслительные операции и познавательные процессы;
- организовать повторение контролируемых способов действий; самостоятельную работу учащихся; сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов;
- предоставить возможность провести самооценку своих работ по критериям.
Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов, но самыми главными считаются три: самоконтроль (взаимоконтроль), самооценка, рефлексия.
Здесь хочу акцентировать внимание на следующем: учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свои работы с эталоном (сравнение необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий) и выполняют задания творческого характера (заранее приготовленное учителем) или выступают в качестве консультантов.
Остальные учащиеся анализируют свои работы, определяют место ошибок, выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки. В ходе этой деятельности учащиеся выясняют, над чем им надо работать, что и фиксируют в оценочном листе.
При необходимости определяют задания для самоконтроля, что тоже может фиксироваться в оценочном листе.
Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-мерительные материалы, с учениками оговариваются критерии оценок.
В тематическом планировании данный тип урока должен занимать определённое место: он проводится в завершении изучения крупных тем, так обеспечивает самоконтроль и самооценку.
Уроки развивающего контроля должны проводиться не только в старшей школе, но и в среднем звене, так как подготовка к итоговой аттестации обучающихся начинается именно там.
Всё выше сказанное позволяет говорить о целесообразности использования уроков развивающего контроля для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации «контроля над знаниями» (ситуации успеха).
МОУ Пречистенская СОШ Ярославской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для контроля ЗУН учащихся 9 классов для подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА
Данная методическая разработка предназначена для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, отвечающих за организацию контроля ЗУН учащихся по всем предметам. В сборнике помещены к...
Программа развивающих занятий с учащимися при подготовке к итоговой аттестации
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ГИА - 9 как форма экзамена по...
Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации
С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные нашими детьми на ЕГЭ и ГИА. ...
Методический материал-презентация "Использование ресурсов памяти на уроках географии для эффективной подготовки к итоговой аттестации".
Результатом недостаточно эффективного функционирования внимания и памяти является неуспеваемость. Как следствие на основе неуспеваемости могут развиться агрессивность, недисциплинирован­...
Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации
Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....
Материал для работы на уроке, домашнее задание для подготовки к итоговой аттестации по теме "Геометрическая прогрессия".
Материал по теме "Геометрическая прогрессия составлен с использованием материалов сайта "РЕШУ ОГЭ" , он может использоваться для работы на уроке и дома уча...