Методический материал-презентация "Использование ресурсов памяти на уроках географии для эффективной подготовки к итоговой аттестации".
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс) на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Результатом недостаточно эффективного функционирования внимания и памяти явля­ется неуспеваемость. Как следствие на основе неуспевае­мости могут развиться агрессивность, недисциплинирован­ность, неумение слушать объяснение учителя, ответы учеников и ряд других личностных и поведенческих наруше­ний. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ресурсов памяти на уроках географии для эффективной подготовки к итоговой аттестации МБУ «Лицей №6» Коростелева Е.Ю., к.п.н .

Слайд 2

Результатом недостаточно эффективного функционирования внимания и памяти явля­ется неуспеваемость. Как следствие на основе неуспевае­мости могут развиться агрессивность, недисциплинирован­ность, неумение слушать объяснение учителя, ответы учеников и ряд других личностных и поведенческих наруше­ний. В средней школе взаимосвязь между неуспеваемостью и личностными нарушениями выступает наиболее отчётливо. Лично­стные нарушения в подростковом возрасте могут спровоцировать неуспеваемость. У старшеклассников причины неуспе­ваемости более сложны, однако упражнения по коррекции недос­татков внимания и памяти приносят свои результаты. ПАМЯТЬ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Слайд 3

Память Память представляет собой процесс запечатления, сохранения и воспроизведения обстоятельств жизни и дея­тельности человека и самой деятельности - т.е. того, что человек видит, слышит, думает и т, д. Работу памяти назы­вают также мнемической деятельностью. Память лежит в основе всей жизни человека. Изучение нового материала, воспроизведение пройденного, ориентация в окружающей действительности невозможно без памяти . Без памяти оказывается невозможным и мышление. Для того, чтобы оперировать понятиями и образами, для того, чтобы создавать на их основе нечто новое, эти понятия и образы должны быть удержаны и сохранены Необходимо иметь опре­деленный запас представлений и понятий, который сохраняется в памяти.

Слайд 4

Человеческая личность, её целостность и индивидуальность также обеспечивается памятью. Личность характеризуется определёнными установка­ми, мотивами, потребностями, отношением к миру. Устойчи­вость этих базовых характеристик личности обусловлена функ­ционированием памяти. Человек, утративший память, тем самым утрачивает и личность ; его поведение начинает диктоваться внешними воздействиями и элементарными потребностями. Па­мять обеспечивает человеку единство восприятия собственной жизни, связывая его прошлое с настоящим и помогая прогнози­ровать будущее. Особенности функционирования памяти во многом обу­славливают успеваемость школьников.

Слайд 5

Виды памяти I . Разли­чают генетическую (наследственную) и прижизненную память: генетическая память создаёт определённое анатомо-физиологическое строение живого организма. Прижизненная память сохраняет знания, получаемые в течение жизни. У разных учеников различный объем запоминаемого материала. Например, один ученик запоминает яркие события, происходившие с ним в глубоком детстве (покупка велосипеда, поездка к морю и т.д.), а другой ничего не может вспомнить из этого жизненного периода. II . От того как ученик запоминает материал вы­деляют: словесно-логическую, образную и эмоциональную память. III . По способу работы различают механическое и смы­словое запоминание. IV . По наличию или отсутствию установ­ки на запоминание различают непроизвольную и произ­вольную память. V . По времени сохранения - кратковремен­ную и долговременную память . Все эти характеристики памяти связаны между собой и подчинены скорости проте­кания её процессов: запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания. Скорость, в свою очередь, зависит от возраста и индивидуальных особенностей.

Слайд 6

Специализация Что касается видов памяти, выделяемых в зависимо­сти от типа запоминаемого материала, то у каждого чело­века присутствуют все эти виды памяти, но одни из них развиты больше, чем другие, так что мы можем говорить о преобладании того или иного вида памяти. Так, при преобладании словесно-логической памяти человек лучше запоминает слова, мысли, облечённые в словесную форму, логические схемы, символы, общие идеи. Часто запоминаемый материал не сопровождается никакими образами. Человек с ярко выраженной словесно-логической памятью обычно бывает склонен к развёрнутым словесным рассуждениям, философским построениям, соз­данию сложных логических конструкций. Внутри словесно-логической памяти также возможна своя “специализация”: одни люди с преобладанием этого вида памяти лучше за­поминают числа, даты , географические диаграммы, а дру­гие - схемы, символы. Если словесно-логическая память - это память на идеи, то образная память - это память на представления. Внутри образной памяти выделяются зрительная, слуховая и кинестетическая память. Один и тот же материал может быть воспринят через эти разные модальности, а при по­мощи одной модальности можно воспринимать разные ви­ды материала.

Слайд 7

Тип образной памяти человека довольно легко опре­делить по тому, на какую модальность осуществляется опо­ра при запоминании и воспроизведении; существенную по­мощь в этом также могут оказать характерные для человека речевые обороты и движения глаз . Человек с преобладающей зрительной (визуальной) памятью лучше запоминает словесный материал при зри­тельном предъявлении. Он лучше запоминает материал при чтении про себя, чем при чтении вслух. Нередки случаи, когда, вспоминая, человек “видит” то место страницы, на котором напечатан текст. У человека с преобладающей зри­тельной памятью запоминаемая или вспоминаемая инфор­мация предстаёт в виде картин, зрительных образов. При передаче этой информации человек жестикулирует, как бы очерчивает то, что видит. В разговоре используются фразы, указывающие на преобладание зрительной модальности, типа: “представьте себе...”, “это выглядит так...”, “посмотрим, что же...”, “это очевидно...” и т.п. Обобщая изложенный материал, человек со зрительным типом памя­ти говорит: “Итак, всё, о чём мы сегодня говорили, указы­вает на то...”, или “Итак мы видим, что...”. При воспроиз­ведении материала взгляд направлен вверх, влево - вверх, вправо - вверх или прямо .

Слайд 8

Специализация по типу работы По способу работы различают механическое и смы­словое запоминание. Механическое запоминание основано на многократном повторении материала, в результате чего происходит упрочение мнемических следов. Механическое запоминание используется тогда, когда необходимо бук­вальное воспроизведение - при заучивании географических названий, точных формулировок и т.п. Смысловое запо­минание основано на использовании мышления в процессе запоминания: материал анализируется, в нём устанавлива­ются логические взаимосвязи. При смысловом запомина­нии воспроизводятся мысли, смысловое содержание; при этом выражение одного и того же содержания может быть различным. По наличии или отсутствию установки на за­поминание различают непроизвольную и произвольную память. Непроизвольное запоминание происходит как “побочный продукт” при осуществлении какой-либо другой деятельности, когда собственно цель запомнить не ставит­ся. При этом продуктивность непроизвольного запомина­ния зависит от того, какое место занимает запомненный материал в структуре деятельности. Лучше всего запомина­ется то, что составляет цель деятельности, что находится в центре внимания. Так, если предложить ученику сравнивать материки по форме рельефа, то лучше запоминается форма рельефа, а если предложить сортировать материки по цвету в физической карте, то лучше запомнятся цветовые от­тенки. Чем более активно человек работает с материалом, тем лучше он запоминается . На уроках географии закрепление результативно проводить в контурной карте.

Слайд 9

Плохая или хорошая память? Ключевым пара­метром, определяющим качество памяти, является объём кратковременной памяти. Через какую бы модальность информация не поступи­ла к человеку - зрительную, слуховую, кинестетическую, обонятельную и т.д. - вся она попадает в кратковременную память. Кратковременная память представляет собой спо­собность сохранять информацию (которая поступает из разных анализаторов или из долговременной памяти) и оперировать ею в течении короткого промежутка времени (от нескольких секунд до нескольких минут) после её по­ступления. Для того, чтобы материал мог быть сохранён в кратковременной памяти, необходимо , чтобы на него было обращено внимание. Типичный пример кратковременного запоминания – удержание в памяти телефонного номера, только что прочитанного в телефонной книжке. Цифры удерживаются в памяти, пока набирается номер, а затем “стираются”. Физиологическим механизмом кратковремен­ной памяти является циркуляция возбуждения по ревербационным (нейронным) кругам . Ревербационные круги воз­никают в момент восприятия какой-либо информации. При переходе информации в долговременную память происходит упрочение, консолидация следа; при этом происходят химические изменения нейронов.

Слайд 10

Процесс обработки информации Первичная информация обрабатывается в кратковре­менной памяти и либо передаётся в долговременную па­мять, либо отсеивается. Для того, чтобы человек мог вос­произвести информацию, хранящуюся в его долговремен­ной памяти, она предварительно также должна быть пере­ведена в кратковременную память. Пропускная же способ­ность кратковременной памяти ограничена; она равна, как установил Д. Миллер, 7±2 единиц информации. При этом единицы могут быть как более мелкими, так и более крупными. Благодаря этому человек может увеличивать объём информации, содержащейся в кратковременной памяти, переводя её в более крупные единицы. Так, например, при запоминании изолированных букв будет запомнено 7±2 буквы. При объединении букв в знакомые слова будет за­помнено 7±2 слова, что существенно увеличивает объём запомненной информации. Если между словами имеются смысловые связи, то они запомнятся в большем объёме. Когда слова оформлены в осмысленную фразу, то число запоминаемых слов- и тем более букв - резко возрастёт, а количество запомненных фраз будет по-прежнему находит­ся в пределах 7±2. Таким образом, ограниченность объёма кратковременной памяти не препятствует запоминанию большего объёма осмысленного материала, как вербально­го, так и образного. Поэтому при диагностике кратковре­менной памяти важно оценивать не только количество за­поминаемых единиц, но также и способность к объедине­нию мелких единиц материала в более крупные. Именно объём кратковременной памяти и определяет “качество” памяти - т.е. хорошую или плохую память.

Слайд 11

Профилактика Произвольная память отличается тем, что мы сознательно ставим себе цель - запомнить, а в нужный момент это при­помнить, воспроизвести. И запомнить нужно именно то, что требуется, независимо от того, интересно это или нет, хочется или не хочется запоминать. Если бы человек запо­минал только то что ему нравится, он не смог бы осуществ­лять ни учебную, ни трудовую, да и никакую другую деятельность. Любой вид памяти может быть произвольным и непроизвольным. Однажды на уроке географии в двух 8 классах учитель зачитал текст «Уральский самоцвет» . В одном классе он сказал, что спросит его содержание на следующем уроке, а в другом, что спросит через неделю. Проверка проводилась в обоих классах через месяц. Оказа­лось, что во втором классе, где цель была запомнить надол­го, текст воспроизводился в несколько раз лучше. Поэтому, приступая к приготовлению уроков, нужно самому поставить перед содой цель - запомнить. При этом нужно представить себе, что именно и как следует запом­нить: всё подряд или отдельные части материала, наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Такая точная настройка помогает добиться нужного результата. Отчётливое, сознательное намерение запомнить надолго, “навсегда”, повышает прочность запоминания.

Слайд 12

Если работа памя­ти основывается главным образом на многократном повто­рении, то говорят о механической памяти. Механическая память всегда даёт простую копию того материала, кото­рый запоминается. Если же мнемическая деятельность на­правлена на то, чтобы понять, о чём говорится в тексте, на выделение главного, установление связи с уже имеющими­ся знаниями, то мы имеем дело со смысловой памятью. Смысловая память характеризуется пониманием и некото­рым преобразованием материала. При использовании смыслового способа работы, помимо работы над пониманием текста, его полезно повторить - и не один раз. При этом привлекается к работе механическая память, которая подчиняется смысловой и помогает выполнить цель - запомнить . Бывает, что какой-то материал надо запомнить слово в слово , а не на основе содержания и даже не близко к тексту: имена исследователей, даты, определения и т.д. Тут уж, конечно, на первое место выступает механическая память. Однако она потребует много усилий, если мы не призовём на помощь смысловой способ работы, смысловую память. Например, перед заучиванием имен надо разобраться что и где он исследовал. Будем не просто повторять дату, а одновременно рисовать перед собой картину собы­тия (какой-то эпизод). Можно припомнить дату исследования, предшествующую этой, посчитать, какой разрыв меж­ду ними.

Слайд 13

Забывание Важнейший процесс памяти, охраняющий её от пере­грузки, но иногда создающий досадные помехи - забыва­ние. С ним, однако, вполне можно справится. Забывание особенно сильно развивается в первые 48 часов после восприятия любого материала. Наибольший процент забывания падает на первые 24 часа. Поэтому, что­бы не дать развиться забыванию, следует готовить уроки не накануне того дня, когда они понадобятся, а сразу же в день объяснения, “по горячим следам”. Полностью заучивать их даже не надо. Достаточно посмотреть в учебник и убедить­ся, что всё понятно. Если всё понятно, выделить главное и попробовать один раз пересказать хотя бы основное. Ещё раз прочитать, отметить про себя, что запомнилось , а что нет, и отложить до того дня, когда его надо готовить к школе. Например, в понедельник объясняли схему по географии. Вечером на неё необходимо ещё раз взглянуть. Второй урок по географии в пятницу. В четверг, когда, как обычно , готовишь географию и оказывается, что всё почти запомнилось. Экс­перименты убедительно доказали, что при такой подготов­ке уроков требуется в два раза меньше времени, чем при подготовке накануне.

Слайд 14

Иногда забывание может возникать тогда, когда близ­кие по содержанию предметы учишь один за другим, они как бы стирают друг друга. Поэтому при подготовке до­машних заданий необходимо правильное чередование предметов. Если в один день надо сделать алгебру, исто­рию, литературу, то следует учить в такой последователь­ности: 1) историю; 2) алгебру; 3) литературу, Когда же приходится учить все близкие друг другу предме­ты: географию, историю, литературу , то тут на первое ме­сто надо ставить более трудный предмет, затем - более лёг­кие. Переходя от одного материала к другому, нужно сде­лать небольшой перерыв. Часто задают вопрос: как заучивать наизусть стихи -целиком или по частям? Очень соблазнительно учить по маленьким отрывкам - вот и ещё один кусочек выучил- Но конечный результат может быть не совсем эффективным: при воспроизведении всего стихотворения в целом появ­ляются “спотыкания” при переходе от одного кусочка к другому. Поэтому небольшие по объёму стихотворения следует заучивать целиком. При запоминании большого отрывка следует применять комбинированный способ. Вна­чале заучивается отрывок в 15-25 строк, затем - второй, потом - оба вместе повторяются. После этого выучивается третий отрывок и опять читается всё стихотворение вместе.

Слайд 15

Как улучшить запоминание Память многолика, к ней надо быть очень вниматель­ным, всегда помнить о её особенностях и поддерживать её. Если что-то быстро запоминается и так же быстро забыва­ется, то необходимо вовремя организовать повторение материа­ла. Если происходит медленное запоминание материала и медленное его забывание, то следует обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями. Прекрасно, если запоминание быстрое, а забывание м едленное. Лучше не бывает! А если запоминается медленно, а забывается быстро , то следует особенно много и постоянно работать над раз­витием памяти.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ при подготовке к итоговой аттестации

Материалы по работе с сайтами Д. Гущина РЕШУ ЕГЭ и СДАМ ГИА...

Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации

С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные   нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.  ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Рассматривается возможность использования электронных образовательных интернет ресурсов на уроках математики и во внеурочное время для качественной подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 ...

Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации

Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....

Материал для работы на уроке, домашнее задание для подготовки к итоговой аттестации по теме "Геометрическая прогрессия".

Материал по теме "Геометрическая прогрессия  составлен с использованием материалов сайта  "РЕШУ ОГЭ" , он может  использоваться для работы  на уроке и дома уча...