Практико-ориентированные задания на уроках биологии, как этап подготовки к итоговой аттестации
статья по биологии на тему
С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.
Переосмыслив роль учителя в системе образования я поняла, что необходимо применять активные формы и методы обучения в биологии. Учитель не может быть только информатором, он должен активизировать учащихся и направить их на добывание знаний самостоятельно.
Применяя активные методы, все учащиеся работают интенсивно, с интересом и желанием слушать, наблюдать, читать и выполнять задания, поэтому волей-неволей каждый ученик вовлечён в урок и, так или иначе, получает знания.
Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannye_zadaniya_na_urokah_biologii.zip | 606.09 КБ |
Предварительный просмотр:
С приходом итоговой государственной аттестации в школы мы учителя работаем на результат. Результатами являются баллы, полученные нашими детьми на ЕГЭ и ГИА.
Переосмыслив роль учителя в системе образования я поняла, что необходимо применять активные формы и методы обучения в биологии. Учитель не может быть только информатором, он должен активизировать учащихся и направить их на добывание знаний самостоятельно.
Применяя активные методы, все учащиеся работают интенсивно, с интересом и желанием слушать, наблюдать, читать и выполнять задания, поэтому волей-неволей каждый ученик вовлечён в урок и, так или иначе, получает знания.
Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Даже те ученики, которые имеют высокий уровень предметной подготовки, часто сталкиваются с рядом проблем, как только речь заходит о любых формах аттестации.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
На мой взгляд, подготовку к экзамену начинать с самых первых уроков биологии в 5 и 6 классе. Каким же образом? Этот вопрос, наверное, задавал себе каждый учитель. Ребенок запомнит то, что ему интересно, познавательно, актуально. И каждый раз, садясь за письменный стол и погружаясь в конспекты, я думаю, как сделать так, чтобы мои уроки стали увлечением для ребят, как заинтересовать, как создать условия для такого учения. Подготовкой к ОГЭ и ГИА нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно.
На своих уроках, в зависимости от ситуации и возраста учащихся, особенностей класса, я использую различные педагогические технологии, т. е. различные способы организации учебного процесса, позволяющие достичь заданных целей обучения. Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий. Главное - необходимо научить ребенка учиться, поэтому учитель должен из носителя готовых знаний превратиться в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Обучение с использованием компьютерных технологий приводит к резкому повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности учащихся, выработки у них высокой культуры умственного труда, обеспечивающей, в конечном счете, их развитие, желание и умение самостоятельно овладевать знаниями. Развивая самостоятельные шаги, самостоятельность мысли, мы обогащаем детей, помогаем их общению между собой. Средства новых информационных технологий, используемые на уроке, сами по себе являются стимулом к изучению предмета.
Тестирование накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки. В связи с этим нам учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения уже с 5 класса. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Кроме того, во время таких тренировок формируются соответствующие навыки психологической саморегуляции и самоконтроля, позволяющие мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями, способствуют развитию навыков мыслительной работы.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.
Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ: лабораторных и практических работ по биологии.
Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения.
Самостоятельная работа неразрывно связана с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.
Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.
Во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, а я спрашиваю учащихся, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.
Лабораторные работы являются одной из форм работы на уроках биологии для проверки знаний, умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем и разделов. Лабораторные работы отражают не только теоретические знания учащихся, но также позволяют проверить их мыслительную деятельность, самостоятельность, внимание, концентрированность, творческий подход и воображение. Кроме того, лабораторные работы позволяют проявить свои умения и методическую грамотность самому учителю, который ищет новые подходы и методы в обучении учащихся, пытается их заинтересовать и вовлечь в изучение предмета.
Важное значение при выполнении лабораторных и практических работ отводится вводной беседе, на которой определяется проблема и ставится цель работы. Затем разъясняется ход лабораторной работы, раздаются инструктивные карточки или задания, указывается форма записи результатов наблюдений (схема, таблица, график, текстовая запись и др.), ставятся вопросы для выводов и обобщений. В конце работы, после ее проверки, выводы, полученные в результате проведенного исследования, обобщаются. С целью экономии времени при проведении лабораторной работы.
Лабораторные занятия – занятия, на которых учащиеся под руководством учителя самостоятельно изучают предметы и явления природы.
Характерные признаки лабораторных занятий:
1. Проводят в классе (кабинете) биологии в специально отведенное время.
2. Объекты изучения даются учащиеся для непосредственного чувственного восприятия и детального изучения.
3. Учащиеся изучают полученные объекты на основе устного или письменного задания учителя.
Учебно-воспитательное значение лабораторной работы:
1. Загружают детей работой.
2. Развивают наблюдательность.
3. Обеспечивает полное представление об объектах, т. к. в восприятии принимают участие различные органы чувств.
4. Представление прочно удерживаются в памяти. Лабораторные работы учат приобретать знания самостоятельно. В процессе занятий учащиеся приобретают практическое умения.
Этапы проведения лабораторной работы:
1. Восстанавливают в памяти знания, имеющих связь с содержанием предыдущих занятий.
2. Постановка задачи лабораторной работы. Цель записывается в тетрадь учащихся, т. к. она определяет направление физической и мыслительной деятельности учащихся и облегчает формулировку вывода.
3. Обеспечить технику безопасности.
4. Выполнение работы с учащимися.
5. Оказание учителем помощи учащимся, допускающим ошибки, или затрудняющимся при выполнении задания.
6. Фиксирование учащимися в тетради результатов наблюдений в виде записей, схем, рисунков (проводится одновременно с работой или после).
7. Заключительная беседа, которая подведет детей к выводу.
8. Вывод.
Практическая или лабораторная работа требует от обучающихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Обучение школьников биологии включает обязательное выполнение лабораторных и практических работ. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся.
Задания итоговой аттестации аналогичны заданиям практических и лабораторных работ. Основной акцент при проверке должен быть направлен на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. В процессе повторения разделов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» основное внимание следует уделить работе с изображениями организмов и их отдельных частей. Учащиеся должны научиться узнавать наиболее типичных представителей животного и растительного мира, определять их принадлежность к типу, отделу, классу.
Задания взятые из ФИПИ:
Биология 5 класс « Клеточное строение организмов»
I. Оптимальный способ изучения растительной клетки —
1)наблюдение
2микроскопия
3)замораживание-скалывание
4)окрашивание
Биология 5 класс « Клеточное строение организмов» Лабораторная работа № 1 « Устройство микроскопа и приемы работы с ним»
II. В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.
Ход работы
1)Открыть диафрагму.
2)Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.
4)Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5)Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
6)Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7)Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
8)Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.
Биология 7 класс
III. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет
5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
Биология 6 класс
Лабораторная работа № 3 « Знакомство с клетками растений» ( рассматривание клеток томата и кожицы лука)
IV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2)рассмотрите препарат с помощью лупы
3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4)разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5)пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло
Учащиеся должны использовать знания в новых условиях
Биология 6 класс
V. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5)зажмите препарат лапками-держателями
6)максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте
Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов
VI. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист
2)опустите лист в раствор йода
3)прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4)прокипятите лист в спирте (40–70%)
5)расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки
Биология 8 класс ( из лабораторной работы 5- класса, приемы работы с микроскопом)
VII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2)зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3)положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет
5)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6)поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стол
VIII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2)осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3)пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4)положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5)рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
(объектив – ×8, окуляр – ×7)
6)пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
IX. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2)препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3)протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4)отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5)рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)
X. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива×40?
1)×240
2)×46
3)×34
4)×640
Биология 6 класс Опыт « Условия прорастания семян»
XI. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6)добавьте в банку немного воды
Биология 8 класс
Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.Р.№8 «Действие ферментов слюны
на крахмал»
XII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью – столько же воды
2)пометьте пробирки и налейте в каждую по 2–3 мл клейстера
3)сделайте вывод
4)через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора
5)возьмите три чистые пробирки
6)первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью – в тёплую воду
Биология 6 класс опыт « Значение листа в жизни растений»
XIII. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2)опустите лист хлорофитума в раствор йода
3)прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4)расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5)прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
XIVС одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения отличаются не только друг от друга, но и от материнского растения по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Результаты этого эксперимента позволяют установить
1)наличие ненаследственной изменчивости у растений
2)способность растений к половому размножению
3)высокую скорость размножения растений
4)особенности опыления растений
XV. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?
1)линза окуляра ×7, а линза объектива ×40
2)линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3)линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
4)линза окуляра ×5, а линза объектива ×80
XVI. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2)ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3)в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4)плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5)в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6)приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
Биология 8 класс Практическая работа « Пульс и движение крови»
XVII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2)приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3)освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4)после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5)подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6)слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
Биология 6 класс
XVIII. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего выделение растениями углекислого газа. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)Накройте комнатное растение стеклянным колпаком.
2)Поместите рядом с комнатным растением стакан с известковой водой.
3)Поместите комнатное растение, накрытое стеклянным колпаком, в тёмный шкаф.
4)Рассмотрите помутневшую известковую воду.
5)Возьмите комнатное растение с большим числом листьев.
Биология 6 класс
XIV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2)закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6поставьте тарелку в тёплое место
Биология 6 класс
XV. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2)глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3)положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4)зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5)зажмите препарат лапками-держателями
6максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
Биология 6 класс « Внешнее строение листа»
XVI. Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
| Б. Жилкование листа |
1) черешковый 2) сидячий
| 1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перистое |
В. Форма листа
1) перисто-лопастный | 2) перисто-раздельный |
3) перисто-рассечённый | 4) цельный |
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее
широкой части
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
1) яйцевидный | 2) овальный | 3) обратно-яйцевидный |
Длина превышает ширину в 3–4 раза. | ||
1) ланцетный | 2) продолговатый | 3) обратно-ланцетный |
Д. Форма края листа
1) цельнокрайный | 2) волнистый | 3) пильчатый | 4) двояко-пильчатый | 5) лопастной |
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Биология 8 класс
Лабораторная работа « Клетки ткани под микроскопом»
XVII. Какая ткань изображена на рисунке?
1)эпителиальная
2)мышечная
3)нервная
4)соединительная
Самостоятельная работа с рисунками научит детей брать информацию не только с изображенного рисунка, но поможет научиться работать с графиками и таблицами.
Биология 5 класс Практическая работа « Строение плодовых тел шляпочных грибов»
XVIII. Рассмотрите рисунок гриба. Какой цифрой на нем обозначено плодовое тело?
1)1
2)2
3)3
4)4
Биология 8 класс
Лабораторная работа « Строение костной ткани под микроскопом»
XIX. Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ
Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет (А). Тело трубчатой кости состоит из (Б). В головке кости оно переходит в (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится (Г), выполняющий кроветворную функцию.
1)губчатое вещество
2)надкостница
3)компактное вещество
4)жёлтый костный мозг
5)грудная клетка
6)свободная верхняя конечность
7)хрящ
8)красный костный мозг
Биология 9 класс « Схема фотосинтеза»
XX. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий
в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 2
на этой схеме?
1)вода
2)углекислый газ
3)кислород
4)глюкоза
Умение устанавливать соответсвие.
Биология 6 класс
XI. Установите соответствие между особенностью ткани растения и ее видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОСОБЕННОСТЬ ТКАНИ
А)клетки плотно прилегают друг к другу
Б)клетки имеют удлинённую форму
В)защищает органы растения от неблагоприятных воздействий среды
Госуществляет газообмен и испарение воды
Д)осуществляет восходящий и нисходящий ток веществ
Е)включает сосуды и ситовидные трубки
ВИД ТКАНИ
1)покровная
2)проводящая
Биология 10 класс « Вирусы»
XII. Что из перечисленного изображено на рисунке?
1)клетка дрожжей
2)клетка кишечной палочки
3)бактериофаг
4)холерный вибрион
Биология 5 класс
XIII. На микропрепарате листьев водного растения элодеи зеленые округлые части клетки − это:
1)вакуоли
2)оболочки
3)ядра
4)хлоропласты
XIV. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен. |
XV. Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом. |
|
|
XVI. Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и ее типом. |
|
|
Выполнение лабораторно-практических работ позволит учащимся приобрести профессиональную уверенность и обеспечит условия реализации одного из важнейших принципов дидактики – связи теории с практикой, атак же сформировать у учащихся наблюдательность, навыки самостоятельного решения педагогических проблем и будет способствовать формированию следующих компетенций:
• анализировать профессионально-педагогическую ситуацию и принимать
решения
• применять результаты научных исследований и опыт работы учителей
практиков при решении образовательных задач;
• пользоваться учебной, методической и справочной литературой,
графиками, таблицами и соответствующими схемами;
• подбирать и разрабатывать средства обучения и дидактические материалы
по конкретным темам программы;
• анализировать и обобщать полученные результаты
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее трудно усваиваемых школьниками знаний из основной школы. Это вопросы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
В целях повышения эффективности повторения следует учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности учащихся, прежде всего, обращая внимание на наиболее предпочтительный тип усвоения каждым из них учебной информации. Для этой цели в нашей школе формируются группы учащихся, с которыми проводится целенаправленная подготовка к экзамену. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объём поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса.
Учащимся необходимо оказывать психологическую поддержку, поскольку экзамен – процедура, зачастую вызывающая стрессовое состояние. Поэтому очень плодотворной оказывается совместная работа учителя и педагога-психолога.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.
Таким образом, на мой взгляд, можно выделить следующие этапы в работе при подготовке к итоговой аттестации:
1. Овладение материалом через формирование познавательного интереса у учащихся
2. Применение на практике биологических знаний в ходе решения тестовых заданий, а так же практических и лабораторных работ
Литература
- Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, Москва, “Методика обучения биологии”,“Просвещение”, 1989 г.
- К.И. Королева. Планирование урока комбинированного типа.Методические указания. – Ижевск, 1994.
- . Г.И. Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. – М., 2002.
- А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина и др., Москва, “Просвещение”, 1988 г. «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии”, А. Н.»
- Г. М. Муртазин, Москва, “Просвещение”, 1989 г. “Активные формы и методы обучения биологии”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к итоговой аттестации по средствам тестовых заданий на уроках физической культуры
Данное пособие составлено для учителей физической культуры чтобы в доступной форме для учащихся излагать материал и для учащихся, которым очень сложно практические умения сформулировать в теоретически...
Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по проведению экспериментальных заданий на уроках физики в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации. Перечень и разбор экспериментальных заданий согласно спецификаци...
Из опыта работы. Подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения.
Статья является обощением работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, итоговому сочинению....
Методический материал-презентация "Использование ресурсов памяти на уроках географии для эффективной подготовки к итоговой аттестации".
Результатом недостаточно эффективного функционирования внимания и памяти является неуспеваемость. Как следствие на основе неуспеваемости могут развиться агрессивность, недисциплинирован­...
Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации
Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»
Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...