Программа дополнительного образования "Юный исследователь"
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Программа дополнительного образования по историии "Юный исследователь" предназначена для учащихся 5-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО гуманитарного цикла

протокол №1

от 31 08. 2015

Председатель ШМО

_________ О.А.Баранова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

______С.В. Чупахина

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия №17»

_________Е.Ф.Лебедева

01.09.2015

Программа дополнительного образования

 ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Возраст обучающихся – 11-12 лет

Срок реализации программы -1 год

        Составитель:

М.С. Засыпкина

учитель истории и обществознания

   

 Нижний Новгород

2015 г.


Пояснительная записка

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Успешность в изучении истории – одной из основных гуманитарных наук может быть достигнута при условии овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями.

Данный курс позволит приступить к выполнению данной задачи. Обучающиеся должны в ходе изучения овладеть первоначальными историческими понятиями,  ознакомиться с видами исторических источников, усвоить главное назначение курса истории как науки – давать представление о прошлом, учить анализировать настоящее, возможность предвидеть будущее.

В основе курса лежит методологическое положение о роли и месте истории в жизни общества, понимании смысла изменений в жизни отдельного человека и всего человечества на линии исторического события, исторических личностей, исторического времени

Данная программа рассчитана на то, что поможет:

- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;

- активизировать в первую очередь обще-учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, само оценочные;

- формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно-сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- рассмотреть принцип связи обучения с жизнью.

Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.

 В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер является высокая степень самостоятельности, инициативности учебно-познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательской и творческой деятельности; медпредметная  взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Цель программы: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии; создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Задачи программы:

Обучающие:
Сформировать систему знаний и умений в использовании базовых понятий и терминов.
Научить определять историческое время, место, причинно – следственные связи событий.
Заложить основы проявления интереса к изучению истории и истории России особенно.

Научить учащихся методам работы с историческими источниками (информационные, метапредметные УУД).

Научить учащихся преобразовывать практическую задачу в познавательную (целеполагание, метапредметный тип УУД).

Развивающие:
Сделать шаг от элементарного курса «Ознакомление с окружающим миром» начальной школы к систематическому курсу истории  в 5 -11 классах.
Вооружить обучающихся основными приёмами и алгоритмами работы с историческим материалом.
Развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся.

Развитие навыков проектной деятельности;

Развить у учащихся способность к адекватной самооценке успешности своей деятельности (смыслообразование, личностный тип УУД);

Развитие умения составлять план и последовательности действий (планирование, метапредметный тип УУД).

Воспитывающие:
Способствовать воспитанию «привычки к труду благородной», к учебному труду в целом и изучению истории конкретно.
Формировать чувство ответственности за учебную трудовую деятельность.
Осуществлять главную воспитательную задачу курса истории – воспитание патриотизма, любви к Родине, готовности служить Отчизне на военном или гражданском поприще.

Сформировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре (нравственно-этическая ориентация личности, личностный тип УУД).

 Планируемые результаты освоения программы

 1. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, милосердия, доброжелательности, уважение к членам семьи и старшему поколению.

2.Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает свою Малую Родину, ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

3.Высокий нравственный и культурный уровень, способность корректировать свое поведение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение общаться со старшим поколением.

4.Расширение кругозора учащихся о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа, а также всех народов, проживающих в нашем крае, в нашей стране. Активное совместное участие учащихся и их родителей в проектной  деятельности.

  • устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
  • уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
  • посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
  • самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
  • соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
  • способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.

В ходе осуществления программы могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Составлять «ленту времени» своей жизни;
  • Составлять родословное древо;
  • Вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
  • Применять полученные знания на практике;
  • Работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • Формировать собственную позицию, делать выводы.

В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:

  •  Личностные универсальные учебные действия
  • у обучающегося будут сформированы:
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
  • Обучающийся получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.
  •  Регулятивные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
  •  Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Учащиеся смогут:
  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  •  Познавательные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Содержание изучаемого курса

ТЕМА 1. «Что изучает история»  -9 часов

1.История – наука о прошлом, настоящем человечества. Понятие «наука». Основные разделы исторической науки. Основные периоды истории. Создатели науки. Историки России. Запись лекции в тетради, беседа, постановка проблемных вопросов.

Экскурсия в музей истории  художественных промыслов . Записи в тетради, беседа, работа в музее по экспозициям.

Дома у бабушек и дедушек, у родителей узнать какие особенные выражения, пословицы, поговорки, легенды, присказки, архаизмы используются в вашей семье. Какими народными промыслами занимались ваши родственники. Дома составить проект по теме «Культура и творчество семьи: вчера и сегодня».

2.Историческое время. 
Понятие «время» (год, век, столетие, тысячелетие). Исторические эпохи, эры.
Счёт лет в истории. Христианская эра. Время на карте истории.

Беседа. Работа с учебниками, картой.
Практикум по ленте времени.
3. История человеческого общества 
Понятие «первобытные люди», их отличие от животных, переход от варварства к цивилизации. Присваивающее хозяйство. Расселение. Род, племя, община, государство, человечество.

Исторический рисунок. Кроссворд.
4. Исторические события 
Понятие «историческое событие», причины событий, виды причин, виды событий. Основные события истории. История – это цепь разнообразных событий, их причины.
Базовые исторические события. Понятие «историческое событие».События всеобщие (глобальные).Первобытность, дикость. Цивилизация.
«Здравствуй, мудрый дом. История книги» – познавательный час. Экскурсия в библиотеку.
ТЕМА 2. Как изучают историю -15 часов

1.Археология – главный источник о прошлом времени.
Понятие «исторический  источник». Виды источников. Что и как изучает археология. Археология нашего края. Что дают истории археологи? Понятие «культурные слои».

Раскопки. Археологи. Вещественные памятники. Реставраторы. Археологические карты.Карта Поволжья.

Беседа. Работа с иллюстрациями, раздаточным материалом. 

2.Памятники старины. 

Понятие «памятники».  Виды исторических памятников (материальные, культурные, движимые, недвижимые, под открытым небом, бытовые, древние,  современные). Создатели памятников (зодчие, архитекторы, художники, поэты и писатели, народ). Что дают истории памятники? История в памятниках. (времена, эпохи, события)

 Беседа, записи в тетрадях. Описание памятника по выбору обучающегося

Экскурсия  в исторический архив.

3. О чём может рассказать старинная монета.

Знакомство с историческим источником « нумизматикой».

Исторические явления и события на монетах и бумажных деньгах (время, материал изготовления, стоимость, место изготовления, авторство и т.д.) Виды монет и бумажных денег. Русские деньги Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое  аверс (лицевая сторона  монеты), реверс  (оборотная сторона монеты), гурт (ребро монеты), легенда (надпись на  монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают  о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской  монетной системой. Первые русские монеты появились  в конце Х века и именовались  златниками и серебренниками, поскольку их чеканили  из золота и  серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из  всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга   деньга) и полушка. Все остальные существовали только  как  счетные единицы  при Петре начали  чеканить серебряные  рубли полтины, гривны и алтыны. Решение задач по данной теме. Анализ монеты или денежных знаков.

Время, материал, авторство изготовителей монеты России.

4.Какое место в истории занимает геральдика? 

Понятие «герб»,  «геральдика», «геральд.». Где и когда появились гербы, их содержание и виды. Герб России.
Герб Нижнего Новгорода.
Возникновение эмблем, их значимость.
Виды эмблем.
Как работает герб
 Гербы России.
5. Сфрагистика 

Знакомство с особенностями  печатей как исторического  источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные  школьниками   при изучении антропонимики и геральдики. Довести до учащихся, что печать это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник.

6.Топонимика   

Знакомство с историческим источником « Топонимика»

Для понимания особенностей каждого исторического источника: географического названия фамилии, герба или печати - необходимо познакомиться с его происхождением. Самый лучший способ для достижения этой цели - создание  ситуации,  в которой ученик становится исследователем и самостоятельно  совершает открытие. Поэтому темы  « Топонимика»,  «хронология», « Историческая метрология» можно объединить  общим сюжетом, где есть  и самостоятельный поиск решений, и приключения. Знакомство с картой, способами создания топонимов: по природным особенностям, по именам известных, прославленных  людей; по именам  первых поселенцев; по занятиям  жителей; из книг. Помочь учащимся понять, что каждое название,  каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших  событий, источник знаний о прошлом. Вместе  со старым названием уходит в прошлое  и информация, закрепленная  в его названии.

7. Историческая  метрология. Знакомство с исторической дисциплиной метрология.

Ребят подвести к выводу, что некоторые единицы  измерения дарит нам природа  ( День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни- меры длины). Знакомить с древнерусской  системой  измерения. Предложить  положить  на лист бумаги  ладонь  с расставленными пальцами и обвести  ее контуры.. На этом  рисунке обозначаются единицы  длины: пядь  ( максимальное расстояние от большого  пальца до мизинца), вершок ( два  верхних сустава пальца), палец ( применяется в шитье), дюйм ( ширина большого пальца), ладонь ( ширина  ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением  фрагмента  из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова из былины « Алеша Попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах  измерениях поможет ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять  необходимость введения новой системы, основной единицей  которой стал  метр. Измерив длину стола  в сантиметрах, ученики  определяют соотношение древнерусских  единиц  измерения  длины.     

«История возникновения разных вещей» – познавательный час. Экскурсия в библиотеку.

Найти дома любое количество старинных или старых предметов быта и принести на следующее занятие. Подготовить о них рассказ.

ТЕМА 3. «История семьи в истории России» - 11 часов.

1.Происхождение имен и фамилий в семье.

2.Как составить свою родословную.

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.
3.Генеалогическое древо семьи.

Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Собрать информацию про своих родителей, дедушек, бабушек – записать всю информацию в тетрадь с указанием рода занятий родственников и другой информацией (год рождения, работа, награды, военная служба и т.д).

Учащиеся составляют на занятии из информации, собранной дома, генеалогическое древо своей семьи.

4. Семейная фотография – особая реликвия семьи.

Примеры семейных фотографий, надписи на фотографиях.

Беседа, постановка проблемных вопросов

Найти дома старинные или старые фотографии и описать, кто на них изображен, по какому случаю сделана фотография, фотографию отксерокопировать и поместить в свой исторический архив.

5. Участие семьи  в событиях истории России.

Виды деятельности: игровая, познавательная. Опыт наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на имеющийся жизненный опыт. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность.

Примеры семейных документов. Постановка проблемных вопросов.

Найти дома старинные или старые документы ( грамоты, свидетельства,  письма, удостоверения, наградные документы) и т.д . Собрать информацию про своих родителей, дедушек, бабушек – записать всю информацию в тетрадь с указанием рода занятий родственников и другой информацией (год рождения, работа, награды, военная служба и т.д).

6. «Моя семья в Великой Отечественной войне»

Сбор информации из разных источников и составление биографии родственников воевавших с фашистами. Поиск информации о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Беседа, записи в тетрадях

Спросить у бабушек и дедушек что они помнят о своих родных воевавших в Великой Отечественной войне. Информацию записать и принести на следующее занятие. Принести ксерокопию наград, грамот, похоронок родственников, их фронтовые письма и прочее.

Защита проектов, беседа, постановка проблемных вопросов.

Учебный план

Программа рассчитана на учащихся 5 класса (11-12 лет). Объем часов всего – 34. В неделю – 1 час.

Тематическое планирование

5 класс, 34 часа.

№ п\п

Тема

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

План

Факт

ТЕМА 1. «Что изучает история»

9

1-2

История – наука о прошлом, настоящем человечества.

2

3-4

Экскурсия в музей истории  художественных промыслов

2

5

Историческое время.

1

6

История человеческого общества

1

7

Исторические события

1

8-9

«Здравствуй, мудрый дом. История книги» – познавательный час. Экскурсия в библиотеку

2

ТЕМА 2. Как изучают историю

15

10-11

Археология – главный источник о прошлом времени

2

12

Памятники старины.

1

13

Экскурсия  в исторический архив

2

14

О чём может рассказать старинная монета.

1

15-16

Какое место в истории занимает геральдика?

1

1

17

Сфрагистика

1

18

Топонимика

1

19-20

Историческая  метрология

1

1

21-22

«История возникновения разных вещей» – познавательный час. Экскурсия в библиотеку 

2

23

«Час  Вдохновения и Самовыражения». Защита проекта

1

ТЕМА «История семьи в истории России».

11

24

Происхождение имен и фамилий в семье Поколение, потомки, предки.

1

1

25

Поколение, потомки, предки. Кто кому  кем приходится. Степени родства в семье

26

Как составить свою родословную.

1

1

27

Генеалогическое древо семьи.

1

1

29

Музей моей семьи: семейные реликвии

29

Семейная фотография – особая реликвия семьи.

30

Семейные традиции

31

Участие семьи  в событиях истории России.

1

1

32

«Моя семья в Великой Отечественной войне»

33

«Час  Вдохновения и Самовыражения». Защита проекта.

2

34

« Плох тот солдат, который не хочет стать генералом!» Планы на новый учебный год

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Методы и формы познавательной деятельности учащихся

 

- организация  экскурсий;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- подготовка Книг Памяти;
- формирование музейных коллекций;
- выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
- участие в олимпиадах  и конкурсах;

-система групповых занятий,

-индивидуальная работа,

-творческие мастерские.

Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.

 Изучение предполагает широкое использование активных  методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными  источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем  (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

            Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка,  викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

             Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

          При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

           Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

         Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Система оценки результатов освоения программы

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. 

Список литературы

Для учителя:

  1. Варанкина  Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва,  2011
  4. Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.

http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859

  1. ЦОР «Живая родословная»

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 

Для учащихся:

  1. Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
  2. Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
  3. Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
  4. Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/
  5. Виртуальный музей ГУЛАГА

http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01

  1. Правозащитное общество «Мемориал»  http://www.memo.ru/

Сайт Министерства обороны «Подвиг народа», Общедоступный электронный банк документов http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/

Ресурсы Интернет:

http://www.school.edu.ru

http://window.edu.ru

http://standart.edu.ru

VIII .Приложение

Отчёт о работе над проектом

1. Название проекта: __________________________________________________________________

2. Почему я начал работу над проектом? ___________________________________________________________________________________

3. Для чего я работал над проектом? _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Какой продукт я хотел получить? _____________________________________________________________________________________

5. Как я работал над проектом:

Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь

6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

________________________________________________________________________________________________________

7. Что нового я узнал, чему научился?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Мои впечатления от работы над проектом:_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов

Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...

Программа дополнительного образования "Исследователи природы"

Программа дополнительного образования "Исследователи  природы"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей Направление: познавательное, интеллектуальное Название: объединение «Юные исследователи» Срок реализации 3 года Возраст: 13-15 лет

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года, для учащихся 7-9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках естествознания и физики. Занятия кр...

Программа дополнительного образования в 5 классе "Я - исследователь"

Программа дополнительного образования "Я - исследователь" предполагает развитие у пятиклассников практичесих навыков постановки экспериментов....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Эколог-исследователь" предназначена для занятий по дополнительному образованию.Направление – эколого – биологическое....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Исследователь» (базовый уровень)

     Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа ориентированна на развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования ос...