рабочая программа по физике 9 класс
материал (9 класс) по теме

Борисова Екатерина Олеговна

рабочая программа по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_9klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

                Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

               Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

        

Общая характеристика курса.

       Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

      Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

    овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

        воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место раздела в учебном плане.

Программа  составлена  на базе Образовательного минимума  содержания физического образования и  с учетом  содержания  учебника  А.В. Перышкин , Е.М.Гутник «Физика 9 класс» ( с сеткой 2 часа в неделю, всего 68 часов )

Требования к  результатам обучения

   

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

В результате изучения курса физики ученик должен:

Знать / понимать:

  1. Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение

  1. Смысл физических величин: скорость, путь, ускорение, сила, импульс, период, частота, энергия связи, дефект масс.

  1. Смысл физических законов:  Ньютона, всемирного тяготения. сохранения импульса,

          Уметь:

  1. Описывать и объяснять физические явления:  равномерное прямолинейное движение,, равноускоренное прямолинейное движение,  механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию, дисперсию, свойства ЭМВ

  1. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:  расстояния, промежутка времени, скорости,  периода, частоты колебаний

  1. Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости:  пути  от времени, периода колебаний маятника и его частоты от длины нити, периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза,

  1. Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ

  1. Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных  и  квантовых явлениях

  1. Решать задачи на применение  изученных физических законов

  1. Осуществлять самостоятельный поиск информации  естественнонаучного содержания с использованием различных источников и ее обработку и представление в разных формах (словесно, графически, схематично)

  1. Использовать приобретенные  знания и умения в повседневной жизни

                                         

Содержание курса

Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Законы движения и взаимодействия тел-27 часов

Перемещение Определение координаты движущегося тела Перемещение при прямолинейном равномерном движении Ускорение График скорости при равноускоренном движении Перемещение при равноускоренном движении Перемещение при равноускоренном движении без начальной скорости Относительность движения Второй и трктий закон Ньютона, Свободное падение тел Движение тела, брошенного вертикально вверх Закон всемирного тяготения Движение по окружности Искусственные спутники земли Закон сохранения импульса Реактивное движение

Знать/понимать

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, кинетическая энергия, потенциальная энергия,

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

 описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение,

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков. 

Механические колебания и волны-11 часов

Колебательное движение Маятники Закон сохранения энергии Волны Характеристики волнового движения Звуковые колебания

Знать/понимать

смысл физических величин: период колебаний, частота колебаний, длина волны, высота звука

смысл физических законов: сохранения механической энергии

описывать и объяснять физические явления: механические колебания и волны

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины,  

Электромагнитное поле-12 часов

Магнитное поле Направление тока и магнитных линий Правило левой руки Индукция магнитного поля Магнитный поток Явление электромагнитной индукции Получение переменного тока Электоромагнитное поле Электоромагитные волны Свет

Знать понятия: магнитное поле, электромагнитная индукция, магнитный поток, переменный ток, электромагнитная волна.

Различать по графикам виды магнитных полей: однородное и неоднородное.

Уметь определять направление вектора магнитной индукции, силы Ампера.

Решать задачи с применением изученной формулы.

Строение атома и атомного ядра-14 часов

Радиоактивность Опыт Резерфорда Радиоактивные превращения атомных яде Экспериментальные методы исследования частиц  Открытие протона и нейтрона Состав атомного ядра Энергия связи. Цепная реакция .Ядерный реактор Атомная энергетика Биологическое действие радиации Термоядерная реакция

Знать строение атома, состав атомных ядер.

Принцип расщепления некоторых массивных ядер под действием нейтронов и выделение энергии при расщеплении (на качественном уровне)

Уметь определять состав атомных ядер различных элементов (По таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»)

Понимать устройство атомной электростанции по аналогии с обычной тепловой электростанцией, в которой роль топки играет атомный реактор.

Иметь представление о радиоактивности, поглощенной дозе излучения и ее биологическом действии.

Повторение 4часа

Кинематика Динамика Колебания

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 « Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Лабораторная работа №2   « Период колебаний маятника»

Лабораторная работа №3« Явление электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №4 «Исследование треков заряженных частиц»

Формы и методы контроля

      В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

     Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем  равно 5:

Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны. Звук»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

     Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие  небольшую часть урока (  от 10 до  20 минут).

Список литературы

Для учителя

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.        

Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. – М.:   Просвещение, 2007.

Рымкевич А.П., Рымкевич П.А.  Сборник задач по физике  .- М.: Просвещение, 1983 г.

Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 8 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.

Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.

Телюкова Г.Г. «Тематическое планирование. Физика 7-11»,- Волгоград, «Учитель», 2006.

Для учащихся

1. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.        

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

3.  . Рымкевич А.П., Рымкевич П.А.  Сборник задач по физике  .- М.: Просвещение, 1983 г.

                                              

«Согласовано»

Председатель М/О учителей

Математического цикла

_________  /  Якимович Р.А. /              


Протокол №

от «   » августа  2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________  / Титова С.С./



«    »  августа 2012 г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ ЦО №879



________   / Мальцева О.Ф./


Приказ №

от «   »  августа 2012 г.

Рабочая программа

Государственного бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 879

Учителя  Борисовой Екатерины Олеговны

по  курсу «физика  » к учебнику А.В.Перышкина Е.М.Гутник , 9 класс

                                                                                     

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол №  от «  » августа 2012г.

2012 - 2013  учебный год

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: физика Класс: 8 Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Предмет: физика       Класс: 8           Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 7.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2021/2022 учебный годПредмет физикаКласс 7Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышк...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2021/2022 учебный год Предмет физика Класс 8.

Предмет физикаКласс 8Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.М.: Просвещение, 2015г. Учебник «Физик...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2020/2021 учебный год Предмет физика Класс 9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕна 2020/2021 учебный годПредмет физикаКласс 9Рабочая программа по физике для общеобразовательных учреждений «Физика» 7-9 классы по учебникам А.В. ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: ФИЗИКА КЛАСС: 7

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПРЕДМЕТ: ФИЗИКАКЛАСС: 7...