Рабочая программа учебной дисциплины "Элементы математической логики"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Элементы математической логики предназначена для специальности 230111 "Компьютерные сети" и расчитана на 96 часов аудиторной нагрузки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_matematicheskoy_logiki.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гусь-Хрустальный технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
для специальности
230111 Компьютерные сети
Гусь-Хрустальный
2012
Рабочая программа дисциплины «Элементы математической логики»
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Протокол №___ от _______ 2012 г. Председатель: | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего Утверждаю: Заместитель директора по учебно-методической работе: |
Авторы: Мещерякова Анна Владимировна, преподаватель спец. дисциплин | |
Рецензенты: |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………........4 |
2.Структура и примерное содержание учебной дисциплины….……….…..5 |
3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.…...…..11 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.……….12 |
1. Паспорт программы учебной дисциплины
«Элементы математической логики»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Элементы математической логики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;
- формулы алгебры высказываний;
- методы минимизации алгебраических преобразований;
- основы языка и алгебры предикатов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 144 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 96 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в этой строке часы не указываются |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Элементы математической логики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение в предмет | 2 | ||
Введение. | Цели изучения дисциплины «Основы математической логики». Совокупность дисциплин и математический аппарат, составляющих «Математическую логику». Взаимосвязь с другими дисциплинами. Практические проблемы, изучаемые методами математической логики. | 2 | 1 |
Теория множеств | 32 | ||
Тема 1.1. Общие понятия теории множеств. Язык теории множеств. | Понятие «множество», элемент множества. Способы задания множеств: указание характеристического свойства, перечисление элементов. Пустое множество. Изображение множеств (круги Эйлера, диаграммы Венна). Понятие «подмножества». Универсальное множество. Равные множества. Мощность множества. | 2 | 2 |
Практическое занятие №1 | 2 | ||
Изображение множеств с помощью кругов Эйлера. | |||
Тема 1.2. Основные операции над множествами | Введение операций над множествами. Свойства операций над множествами. Теоретико-множественные операции и их связь с логическими операциями: включение, объединение, пересечение, разность, дополнение множеств. Законы пересечения и объединения множеств. Прямое (декартово) произведение множеств. Основные тождества алгебры множеств. | 4 | 2 |
Практическая работа №2 ,3,4 | 6 | ||
Законы пересечения и объединения множеств. Доказательство основных тождеств алгебры множеств | |||
Декартово произведение множеств. Изображение декартово произведения множеств на координатной плоскости | |||
Решение задач с использованием аппарата теории множеств. | |||
Контрольная работа по темам 1.1, 1.2. | 2 | ||
Тема 1.3. Соответствие между множествами. Отображения. | Основные понятия: соответствие между множествами, образ и прообраз элемента, множество значений, область определений, обратное соответствие. Задание соответствий: аналитический, табличный, графический. Виды отображений: взаимно-однозначное, обратное отображение, равносильное, эквивалентное, равномощные. Композиция функций. Тождественное отображение. | 4 | 2 |
Практическая работа №5,6 | 4 | ||
Составление отношений и построение графиков. Определение выполнимости свойств отношений на заданных множествах. | |||
Установление взаимно-однозначного соответствия. | |||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1:
| 8 | ||
Раздел 2. | Формулы логики | 34 | |
Тема 2.1. Логические операции. Формулы логики. Таблица истинности. | Алгебра логики. Высказывания и высказывательные формы. Отрицание высказываний. Конъюнкция и дизъюнкция. Союзы языка и логические операции (Язык и логика). Импликация, эквиваленция, сумма по модулю два. Таблицы истинности. | 4 | 2 |
Практическая работа №7, 8, 9 | 6 | ||
Составление простых и составных высказываний. | |||
Формализация высказывания. | |||
Составление таблиц истинности логических выражений. | |||
Тема 2.2. Законы логики. Равносильные преобразования. | Формулы алгебры логики. Составление таблиц истинности для формул. Классификация формул алгебры логики. Равносильные преобразования. Упрощение формул. Закон двойственности в алгебре логики. | 4 | 2 |
Практическая работа №10, 11, 12, 13 | 8 | ||
Составление таблиц истинности для формул логики. Выявление эквивалентных логических выражений. | |||
Доказательство законов алгебры логики. | |||
Тождественные преобразования формул с использованием законов алгебры логики. | |||
Решение текстовых задач с использованием алгебры логики. | |||
Контрольная работа по разделу 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2: 1. Определение понятий. Операции над понятиями. Деление понятий. Классификация понятий. 2. Составить конспект по теме: «Логика вопросов и ответов» 3. Составление таблиц истинности логических выражений 4. Решение задач на минимизацию логических выражений с помощью алгебры логики. 5. Решить логическую задачу. | 10 | ||
Раздел 3. | Булевы функции | 44 | |
Тема 3.1. Функции алгебры логики. | Логические функции. Равенство функций. Формулы. Булевы функции одной переменной: тождественный нуль, тождественная единица, отрицание. Булевы функции двух переменных. | 2 | 1 |
Тема 3.2. Минимизация булевых функций | Разложение функций по переменным. Нормальные формы (ДНФ, СДНФ, КНФ, СКНФ). Построение нормальных форм для заданной булевой функции. Приведение формул к совершенным нормальным формам с помощью равносильных преобразований. Упрощение формул логики до минимальной ДНФ. Карты Карно. | 4 | 2 |
Практическая работа №14, 15, 16, 17 | 8 | ||
Представление функций в современных нормативных формах. | |||
Представление функций в виде СДФН и СКНФ | |||
Представление булевых функций в виде формул заданного типа. | |||
Преобразование логических выражений с помощью карт Карно. | |||
Контрольная работа по теме 3.2. | 2 | ||
Тема 3.3. Основные классы функций. Полнота множества. Теореме Поста. | Функционально замкнутые классы. Канонический полином Жегалкина. Функциональная замкнутость класса функций алгебры логики. Классы функций: класс функций, сохраняющих константу 0, класс функций, сохраняющих константу 1, класс самодвойственных функций, класс линейных функций, класс монотонных функций. Функционально полные системы функций. Критерий полноты системы функций. Теорема Поста-Яблонского. | 6 | 2 |
Практические работы 18, 19, 20 | 6 | ||
Проверка полноты множества функций. | |||
Использования теоремы Поста. | |||
Выявление связи теоретико-множественных операций с логическими. | |||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3:
б) L - класс линейных функций; в) М - класс монотонных функций. | 16 | ||
Раздел 4. | Предикаты | 10 | |
Тема 4.1. Предикаты | Предикаты и высказывательные формы. Множество истинности предиката. Равносильность и следование предикатов. | 2 | 2 |
Практическая работа №21, 22 | 4 | ||
Применение аппарата алгебры высказываний для работы с предикатами. | |||
Исчисление предикатов, выполнение операций над предикатами. | |||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4: 1. Составление конспекта по теме: «Кванторы» 2. Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды. | 4 | ||
Раздел 5. | Элементы теории алгоритмов | 22 | |
Тема 5.1. Элементы теории алгоритмов. | Алгоритм. Интуитивное представление об алгоритме. Основные требования к алгоритмам. Основная терминология теории алгоритмов. Математические модели алгоритмов. Нормальный алгоритм Маркова. Машины Тьюринга. | 6 | 2 |
Контрольная работа по разделу 5. | 2 | ||
Практические работы №23, 24. | 4 | ||
Чтение и выполнение программ, написанных для машины Тьюринга | |||
Построение программ для машины Тьюринга | |||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5.
| 10 | ||
Всего: Аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная работа | 144 96 48 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
3.1.1. Оборудование кабинета математики:
- посадочные места студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Математика».
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- проекционный экран;
- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
- сервер;
- блок питания;
- источник бесперебойного питания;
- колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Игошин В.И. Математическая логика и теория алгоритмов. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Спирин М.С., Спирина П.А. Дискретная математика. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Дополнительные источники:
1. Шапорев С.Д.Математическая логика. Курс лекций и практических занятий. – СПб.:БХВ-Петербург, 2005.
2. Гиндикин С.Г. Алгебра логики в задачах. Электронная библиотека Московского государственного университета: http://lib.mexmat.ru/books/1383
4. Контроль и оценка результатов
освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
знания: | |
формулы алгебры высказываний; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа. |
методы минимизации алгебраических преобразований; | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
основы языка и алгебры предикатов | практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики"
Рабочая программа дисциплины "Элементы математической логики" для студентов специальности 233015 Программирование в компьютерных системах по ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (СПО): 09.02.02 Компьют...
Рабочая программа учебного курса "Математический калейдоскоп"
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Материал создает основу математической г...
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс
Рабочая программа учебного предмета "Математические представления" 6 "Б" класс...
Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность
Рабочая программа учебного курса Математическая грамотность...
Рабочая программа учебного курса "Математический практикум"
Основное общее образование...