Статья " О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников"
статья
Статья может быть использована учителями ОРКСЭ для подготовки к родительскому собранию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_meste_i_roli_predmeta_orkse_v_duhovno-nravstvennom_razvitii_i_vospitanii_shkolnikov.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Уроки ОРКСЭ появились в российских школах в 2012-м году. Курс состоит из шести модулей:
"Основы православной культуры";
"Основы исламской культуры";
"Основы иудейской культуры";
"Основы буддийской культуры";
"Основы мировых религиозных культур";
"Основы светской этики".
Право выбора модуля предоставляется школьникам и их родителям (законным представителям). Оценка по этому предмету не ставится. Включение в список обязательных предметов в школе этого предмета связано с пониманием и признанием: поликультурности, многонациональности и поликонфессиональности современного российского общества;
- пониманием необходимости формирования у подрастающего поколения основополагающих представлений об этнической, культурной, гражданской идентичности в условиях кризиса идентичности и нарастания социальной дезадаптации
- пониманием роли образования как уникального, важнейшего института социализации, находящегося в непрерывном и сложном взаимодействии с другими институтами (семья, религия, СМИ и пр.);
- пониманием специфики задач образования в условиях развития систем массовой коммуникации и информационной социализации;
- пониманием необходимости привить навыки безопасного существования в условиях глобализации и расширения географических горизонтов;
- формирования одной из ключевых компетенций для жизни в мобильном и разнообразном мире – искусства общения с другими людьми, умение вести адекватный диалог, принимать позицию другого человека или как минимум слышать друг друга.
Современное российское общество полифонично. Многие проблемы сегодняшнего школьника существуют на культурно-стилистическом уровне, когда социокультурные нормы, прививаемые ребёнку в обществе, семье и школе, не совпадают. В подобной ситуации важно сформировать единые ценностно-смысловые, духовно-нравственные основания социальной и индивидуальной жизни современного школьника и гражданина.
Важно подчеркнуть, что какой бы модуль не выбрали родители, преподавание ведётся на основе культурологического, а не религиозного подхода. Не случайно в названии каждого модуля есть слово «культура». Пояснить можно на примере темы «Молитва». Религиозный подход учит тексту молитвы, учит самой молитве. Культурологический подход предполагает рассказ о том, почему молитва была важна для человека на протяжении столетий, о ценности духовной жизни человека. Слово «культура» происходит от латинского глагола colere, что значит возделывать землю, ухаживать за чем-либо. В контексте данной темы предмет ОРКСЭ даёт возможность учителю, глубоко и системно говоря об этических и нравственных нормах, «возделывать» душу ребёнка.
По содержанию предмет ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир». С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История» и «Литература». Изучение курса ОРКСЭ поможет лучше усвоить эти предметы в средней школе.
Изучение модуля «Основы православной культуры» поможет глубже понять русскую историю, живопись, архитектуру, литературу, т.к. всё это пронизано православием.
Курс ОРКСЭ имеет огромный воспитательный потенциал в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.
Именно на этом уроке идёт обсуждение нравственных ценностей, формирование нравственных ориентиров и качеств¸ без которых ребёнок может быть, по словам нашего патриарха «смыт информационным потоком».
«Если не будет ясных убеждений у наших детей, не будет сильно воспитанного и нравственного чувства, то нынешний информационный поток может смести все. Я имею в виду не только нравственность — любовь к Отечеству, самые основные принципы, на которых основывается общество. Мы можем тогда стать частью глобализации не как системы, которая обеспечивает международное сотрудничество, а как идеи, которая обеспечивает господство некой идеологии, абсолютно для нас чуждой, идущей вразрез с нашей традицией, нашей культурой и нашей верой", — подчеркнул в своей речи патриарх.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос добрым, справедливым, милосердным. А как часто родители говорят на темы, которые помогут ребёнку разобраться в понятиях «хорошо» и «плохо»? Следует вспомнить - то, что прививается в детстве обладает большей психологической устойчивостью. Поэтому появление предмета ОРКСЭ в школе – это огромная помощь в воспитании школьников и учителю, и семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья на тему " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников среднего звена на уроках литературы при изучении русского народного творчества
Статья написана для участия в работе IIIМеждународной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание школьников"...
Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"
Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....