ПРОЕКТ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
статья по теме
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Оглавление
1. Введение …………………………………………………….. 3
2.«Проектное обучение»- один из видов инновационной деятельности ………………………………………………… 4
3. Сторонники и противники « проектного обучения»……… 4
4. Проектирование как инструмент развития интеллекта и креативности учащихся в обучении …………………………. 6
5. Исторические корни «проектного обучения ……………… 6
6. Заключительная часть ……………………………………… 7
7. Литература …………………………………………………. 9
1.Введение
В современном российском обществе чрезвычайно высок интерес к проекту и проектированию, а в образовании – к «проектному обучению». Это общеизвестный факт, не нуждающийся в подтверждении, но очень любопытно и мало понятно другое – почему этот интерес столь велик и случайно ли он возник именно в наше время.
Обратимся к общепринятым трактовкам этих понятий и договоримся о том, какой смысл будем вкладывать в слова «проект» и «проектирование»; тогда станут более ясными и основные идеи проектного обучения.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:
- совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;
- предварительный текст какого-либо документа;
- какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами проектирования (архитектурно-строительное, машиностроительное и пр.), существуют и другие, самостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, экологических и социальных явлений и процессов и многое другое. Этот список можно долго продолжать.
2.«Проектное обучение» - один из видов инновационной деятельности
Любая деятельность человека порождает множество непредвиденных ситуаций, что может запутывать, сбивать и уводить в сторону от решения поставленных задач. Альтернативой этому стало проектирование, которое призвано оградить человека от непредсказуемости, возникающей в ходе его деятельности. Проектировщик всегда ясно формулирует цель, которой следует тщательно и точно, что так характерно для современного мира. Но не стоит забывать, что одной из основных причин безграничной любви к проектированию многих наших современников, кроется в подсознательном страхе людей перед реалиями меняющегося мира. Человек пытается упорядочить, запрограммировать свою жизнь и таким образом защитить себя от возможных превратностей судьбы, случайностей и проблем; забывая тем самым, что наша жизнь тем и прекрасна, что несет в себе элемент неожиданности, непредсказуемости, а, именно, они мобилизуют человеческий потенциал и дают стимул к самосовершенствованию.
Но не будем забывать, что основной ступенью к интеллектуальному, личностному и профессиональному росту человека является образовательный процесс, который подвергается постоянным обвинениям в консерватизме и инертности. Но, несмотря на это, реинкарнация «проектного обучения» идет под флагом инновационной деятельности, ориентированной, в первую очередь, на развитие интеллекта и креативности учащихся.
3. Сторонники и противники « проектного обучения»
Сторонники идеи утверждают, что проектирование вооружает ребенка новыми, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно активно поддерживаться и распространяться, не забывая об индивидуальном подходе к каждому воспитаннику. Исключением в качестве примера могут служить творчески направленные личности, потому что творчество не является деятельностью (Я.А. Пономарев), тогда как проектирование имеет и мотив, и цель. Таким образом, творчество может возникать в процессе любой деятельности, но связано оно не с достижением намеченного, а со случайным порождением в ходе деятельности некой новизны. Тогда как для нетворческого человека важны прямые, целесообразные результаты по достижению цели, а вовсе не новизна.
Несложно заметить тенденцию поголовного внедрения в современное образование идеи « проектного обучения», что применимо не всегда. Ведь в этом случае мы получим не творческую натуру, способную быстро адаптироваться к задачам выживания в современном динамичном мире, а проектировщика не способного правильно оценить незапланированную ситуацию. Следует помнить, что метод проектов, как и любой другой метод обучения, имеет свои «показания» и «противопоказания». Эта сложная работа не всегда оправдывает затраты времени и сил, особенно когда речь идёт о хорошо знакомом учебном материале.
Многие педагоги убеждены, что проектом можно считать любую самостоятельную работу учащегося: реферат или доклад. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо чётко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чём его отличие от других видов самостоятельной работы учащегося, какова степень участия педагога на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Решить эти задачи поможет цикл семинаров с элементами тренинга «Проектная деятельность учащихся» для педагогов. Проводить его может психолог совместно с методистом-организатором проектной деятельности.
4. Проектирование как инструмент развития интеллекта и креативности учащихся в обучении
Значительная часть специалистов, занимающаяся данным вопросом, продолжают спорить на тему «исследование», понимаемое как один из видов познавательной человеческой деятельности человека, и «проектирование», понимаемое как решение практической задачи, не видя разницы в этих понятиях; а исследовательское обучение отождествляют с обучением по «методу проектов». Главной целью исследовательского обучения является формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
Этот вопрос затронут и в других смежных областях науки, каковыми являются педагогическая и возрастная психологии, психодиагностика профессионального отбора и др. Но важно то, что результаты, полученные в ходе тестирования и анализа материала, собранного учеными этих направлений, и термины «проектирование» и «исследование» тесно связаны с таким понятием, как прогнозирование. Следовательно, в данном направлении проектирование и исследование рассматриваются учеными как инструмент развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Увидеть эти возможности позволит изучение особенностей действия механизмов мышления при исследовании и проектировании.
5. Исторические корни «проектного обучения»
Анализируя выше сказанное, опираясь на имеющиеся знания и опыт, нельзя не заметить взаимосвязь теории и практики в любом из затронутых нами вопросов. Судить о теории можно не только по правильным, тщательно выверенным текстам ее отцов-основателей, но и по практике, которую она порождает. Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни. В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что оно зародилось, стало успешно развиваться и развивается по сей день в рамках англосаксонской культурно-образовательной традиции, с внедрением в образование идей философии прагматизма, которые привели к тому, что и содержание и формы организации, и методы обучения выстраивались так, чтобы меньше забивать головы учащимся абстрактными идеями, свидетельствующими о сложности жизни, а учить тому, что больше пригодится им сегодня и завтра в реальной повседневной жизни. Знаменательно и то, что для нашей культурно-образовательной среды это уже вторая попытка внедрения проектного обучения. Первая, предпринятая в начале ХХ века, оказалась неудачной. Что касается нашего времени, то не существует однозначного отношения к данному вопросу. Наряду со сторонниками теории, можно проследить и негативное отношение части специалистов, работающих в сфере образования. Нельзя не отметить, что наше образование стоит на том, что лишних знаний не бывает. Знания с обывательской точки зрения кажущиеся ненужными, лишними и избыточными и делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Они дают возможность понять как сложен мир, как мало нами изучен, как человек может быть творцом своего счастья и т.п. Наша культура ориентирует человека не бояться нового и неожиданного.
6. Заключительная часть
Можно много и долго говорить по вопросу, рассматриваемому нами, можно с чем-то соглашаться или нет, можно иметь свою точку зрения или прислушиваться к мнениям специалистов, но не стоит забыть о содержательной стороне вопроса, методах и способах научения, менталитете наших соотечественников.
В завершении хотелось бы изложить свою позицию по данному вопросу, поделиться своей точкой зрения, т.к. моя профессиональная деятельность связана с воспитательным процессом в учебном заведении, в котором немалая часть из обучающихся детей относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кто знаком с таким видом деятельности понимает, что помимо необходимых знаний, приходится использовать и практические навыки, индивидуальный подход к каждому учащемуся, полученные за время педагогической работы, посещать семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беседовать с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и оказывать им реальную помощь, следить за соблюдением прав и пр.
Я считаю, что если студенты нашего техникума окажутся способными проектировать решение непростых жизненных задач - это лишь ускорит их развитие и формирование проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта и помимо важных теоретических знаний, они смогут освоить особое умение - приобретать новые умения и добывать новые знания. Но, как и во всяком новом деле нужна «золотая середина», а именно: дифференцированный подход и учёт индивидуальных способностей обучающихся.
Литература
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей- М., 2003г;
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта- М.,2003г;
3. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы;
4. Поддьяков А.Н Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт.-М-2000г;
5.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению-М.,2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проект, проектирование и "проектное обучение" в современном образовании"
В презентации представлены типы проектов по математике,основные этапы организации в исследовательском проекте, структура исследовательской работы, этапы работы над проектом, представление результатов ...
Статья "Модульное обучение в современном образовании"
Модульное обучение является одним из методов реализации ФГОС, так как ориентирован на самостоятельное обучение....
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Стремительное развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия, приводит к тому, что с каждым годом они всё больше интегрируются в систему об...
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании
Выступление на Республиканском круглом столе учителей технологии в 2014-15 учебном году...
«Личностно-ориентированная модель воспитания и обучения» в современном образовании.
«Личностно-ориентированная модель воспитания и обучения» В настоящее время существует огромное множество различных технологий, систем и моделей обучения...
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании
презентация к выступлению по теме "Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании"...
Проектное обучение как основной метод современного образования
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и разв...