Проектное обучение как основной метод современного образования
учебно-методический материал на тему

Ахаржанова Баярма Викторовна

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Использование метода проектов в обучении родному языку способствует формированию коммуникативной компетенции у школьников развитию личности, знающей родной язык, обычаи и традиции родного народа, уважающей историю и культуру своих предков.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod_obucheniya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проектное обучение как основной метод современного образования

Введение

“Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.

Китайская пословица

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Краткая историческая справка

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Цели и задачи проекта в обучении языкам

Основной целью использования метода проектов в обучении языкам является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению языками.

В понятие коммуникативной компетенции входят:

речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности:

лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;

социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре народов изучаемого языка.

методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

повышению личной уверенности учащихся;

развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

развивает у учащихся исследовательские умения.

Типология проектов

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские,

творческие,

ролево-игровые,

информационные,

практико-ориентированные (прикладные).

2. По признаку предметно-содержательной области:

монопроекты,

межпредметные проекты.

3. По характеру контактов:

внутренние или региональные,

международные.

4. По количеству участников проекта:

индивидуальные,

парные,

групповые.

5. По продолжительности проекта:

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные.

6. По результатам:

доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;

макет, схема, план-карта;

видеофильм;

выставка; и др.

Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

проекты-сообщения или исследовательские проекты

проекты-интервью

проект-производство.

проекты-ролевые игры и драматические представления .

К организации проектов предъявляют следующие требования:

проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность

учащихся должна иметь целесообразный характер;

работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную

записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название

проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Этапы работы над проектом:

постановка цели;

выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

самообразование при помощи учителя;

продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

исследование: решение отдельных задач, компоновка;

обобщение результатов, выводы;

анализ успехов и ошибок, коррекция.

Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.

Роль учителя в проектной деятельности

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

сам является источником;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Роль ученика в проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.

Метод проектов:

развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;

развивает творческие способности и самостоятельность;

он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;

он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;

при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;

позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

С помощью метода проектов возможно обучить:

выявлять и формулировать проблемы;

проводить их анализ;

находить пути их решения;

работать с информацией;

находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Вывод

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Использование метода проектов в обучении родному языку способствует формированию коммуникативной компетенции у школьников и развитию личности, знающей родной язык, обычаи традиции родного народа, уважающих историю и культуру предков.

Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования

Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....

Проектная деятельность как составная часть современного образования

Основной задачей современного образования является поиск траектории для реализации идеи модернизации системы образования, в том числе и выбора направления развития и саморазвития личности педагога. На...

Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии

Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии.     Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....

Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании

Выступление на Республиканском круглом столе учителей технологии в 2014-15 учебном году...

Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании

презентация к выступлению по теме "Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании"...

Принципы и методы современные образования_из Резолюции Российского дидактического форума

Принципы и методы современные образования.2.1. Качественно новые результаты образования требуют новых современных методов, но учитель в большей степени нацелен на оценку результатов и часто на элемент...

Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ

Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...