Проектное обучение как основной метод современного образования
учебно-методический материал на тему
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Использование метода проектов в обучении родному языку способствует формированию коммуникативной компетенции у школьников развитию личности, знающей родной язык, обычаи и традиции родного народа, уважающей историю и культуру своих предков.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_obucheniya.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектное обучение как основной метод современного образования
Введение
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Китайская пословица
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Краткая историческая справка
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Цели и задачи проекта в обучении языкам
Основной целью использования метода проектов в обучении языкам является возможность в овладении учащимися коммуникативной компетенцией, т.е. практическому овладению языками.
В понятие коммуникативной компетенции входят:
речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений высокого уровня во всех видах речевой деятельности:
лингвистическая компетенция – овладение учащимся лексикой по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
социокультурная компетенция - приобретение знаний о культуре народов изучаемого языка.
методическая компетенция – проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно приобретать необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Типология проектов
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает пять основных критерий, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка; и др.
Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:
проекты-сообщения или исследовательские проекты
проекты-интервью
проект-производство.
проекты-ролевые игры и драматические представления .
К организации проектов предъявляют следующие требования:
проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
учащихся должна иметь целесообразный характер;
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную
записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название
проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Этапы работы над проектом:
постановка цели;
выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
самообразование при помощи учителя;
продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
обобщение результатов, выводы;
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Роль учителя в проектной деятельности
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а само обучение происходит за счет эксплуатации памяти.
Метод проектов:
развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
развивает творческие способности и самостоятельность;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
при работе над проектом в центре внимания находится мысль, а я зык выступает в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей;
позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
С помощью метода проектов возможно обучить:
выявлять и формулировать проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
работать с информацией;
находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Вывод
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
Использование метода проектов в обучении родному языку способствует формированию коммуникативной компетенции у школьников и развитию личности, знающей родной язык, обычаи традиции родного народа, уважающих историю и культуру предков.
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования
Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....
Проектная деятельность как составная часть современного образования
Основной задачей современного образования является поиск траектории для реализации идеи модернизации системы образования, в том числе и выбора направления развития и саморазвития личности педагога. На...
Проектная деятельность как основной метод достижения метапредметных результатов в обучении биологии
Объектом изучения является процесс современного обучения школьной биологии. Предметом изучения являются условия и приемы реализации проектной деятельности по биологии....
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании
Выступление на Республиканском круглом столе учителей технологии в 2014-15 учебном году...
Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании
презентация к выступлению по теме "Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании"...
Принципы и методы современные образования_из Резолюции Российского дидактического форума
Принципы и методы современные образования.2.1. Качественно новые результаты образования требуют новых современных методов, но учитель в большей степени нацелен на оценку результатов и часто на элемент...
Активные методы обучения как необходимое условие современного образования при обучении ОБЖ
Активные методы обучения – это совокупность различных приёмов и действий учителя, целью которых является улучшение мотивации учеников к усвоению материала в процессе учебной деятельности.Примене...