ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по информатике и икт на тему
Стремительное развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия, приводит к тому, что с каждым годом они всё больше интегрируются в систему образования. В сложившихся условиях, обучение переходит от традиционных форм к электронной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnoe_obuchenie_v_sovremennom_obrazovanii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.И. Воронко, студентка 4 курса ПИТ-б-о-111
А.А. Рыбакова, доцент кафедры информатики
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Стремительное развитие и распространение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в последние десятилетия, приводит к тому, что с каждым годом они всё больше интегрируются в систему образования. В сложившихся условиях, обучение переходит от традиционных форм к электронной форме.
В современных исследованиях, электронное обучение определяют как процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии между обучающим и обучающимся и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты, осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ [8].
И.В. Роберт, под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с применением хранящейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей [5].
Использование современных технологий взаимодействия между участниками учебного процесса, а также технологий доступа к учебному контенту и отличает электронную форму обучения от других форм обучения.
Необходимо отметить, что использование электронного обучения в образовательном процессе влечёт за собой изменение подходов к методам обучения, представления учебного материала, характера взаимодействия между учащимся и преподавателем, и, соответствующе, на методику проведения занятий в целом.
Наиболее существенными достоинствами электронного обучения являются:
- свобода доступа - к электронным ресурсам, при наличии специального оборудования с выходом в Интернет;
- экономия времени - получение образования дистанционно, в любом удобном месте, в пути с использованием мобильного Интернета;
- экономия расходов - процесс обучения включает в себя обмен информацией через современные средства коммуникации;
- масштабность - возможность одновременно проводить обучение больших групп, проводить корпоративное специализированное обучение в рамках одного курса;
- компетентность – проведение обучения при участии целой команды специалистов;
- гибкость обучения - учащийся сам выбирает последовательность и продолжительность изучения материалов, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;
- последовательное изложение - исключаются возможные проблемы, связанные изложением одного и того же материала различными преподавателями;
- совершенствование - пользователи электронных курсов повышают свои навыки и знания в соответствии с современными технологиями и стандартами;
- легкая и быстрая корректировка - электронные курсы своевременно и оперативно обновляют свои учебные материалы;
- архивность - возможность повторно изучить материал и более углубленно в удобное для себя время;
- возможность определять критерии оценки знаний. [6].
В настоящее время для электронного обучения используется большой диапазон различных средств: [2].
- электронные учебники являются основным средством электронного обучения. Представляют собой мультимедийный ресурс, структура которого (в отличие от обычного учебника) выражается в виде «ветвящиеся файлы-страницы», оснащённой гиперссылками.;
- электронные учебные пособия создаются по тому же принципу, что и электронные учебники, но электронные учебные пособия используются как вспомогательные учебные средства;
- электронные книги являются компьютерным аналогом бумажного издания той или иной книги. Они незаменимы, когда недоступны соответствующие печатные издания;
- сервисные программные средства общего назначения используются для оформления учебной документации, автоматизации утомительных вычислений, обработки данных экспериментов;
- образовательные сайты Интернета оснащены большим количеством информации, графическими файлами, приложениями, тестами, мультимедиа. [3];
- научно-познавательные фильмы и телепередачи;
- информационно-поисковые справочные программные системы (учебные базы данных, словари, электронные энциклопедии, справочники) [1].
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний учащихся (тестирующие системы);
- аудио- и видеоконференции применяются при проведении семинаров, на которых обсуждаются отдельные темы.;
- электронные тренажеры рассчитаны для отработки практических умений и навыков; они обеспечивают обретение информации по теории, тренировку на различных уровнях сложности, контроль и самоконтроль;
- интеллектуальные обучающие системы осуществляют управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска метода решения и оканчивая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности учащихся;
- автоматизированные обучающие системы являются обучающими программами малого масштаба, знакомящие учащихся с теоретическим материалом, обеспечивающие тренировку и контроль их уровня знаний;
- экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Они способны дополняться новой информацией, гарантировать ответ на запрос учащегося и решение задач из определенной предметной области;
- виртуальные лаборатории дают возможность расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислениями [4, 7].
Благодаря своей специфике, средства электронного обучения в разы повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится красочнее, ярче, динамичнее. Если традиционная наглядность обучения предполагает конкретность изучаемого объекта, то с использованием компьютерных технологий стала доступной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, понятий, теорий [9].
На сегодняшний день, средства электронного обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Список литературы:
- Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
- Габай.Т.В. Учебная деятельность и её средства – М.: 2005
- Информационно-образовательный ресурс Любознайка. Режим доступа: http://luboznaiki.ru/razdel/komp_yutery
- Информационно-справочный портал Library.ru. Режим доступа: http://Library.ru/
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). – М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.
- Сатунина А.Е. Современные проблемы науки и образования. Научный журнал. ISSN 2070-7428. №1 2006 ГОД. Режим доступа: http://www.science-education.ru/9-103
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений образования. –– М.: Мастерство, 2005. – 272 с.
- Толковый словарь понятийного аппарата информатизации образования
- Электронный учебник. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проект, проектирование и "проектное обучение" в современном образовании"
В презентации представлены типы проектов по математике,основные этапы организации в исследовательском проекте, структура исследовательской работы, этапы работы над проектом, представление результатов ...
ПРОЕКТ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Моя точка зрения на инновационные методы обучения....
Статья "Модульное обучение в современном образовании"
Модульное обучение является одним из методов реализации ФГОС, так как ориентирован на самостоятельное обучение....
«Личностно-ориентированная модель воспитания и обучения» в современном образовании.
«Личностно-ориентированная модель воспитания и обучения» В настоящее время существует огромное множество различных технологий, систем и моделей обучения...
Электронное обучение как современная форма обучения. Самойленко Р.П. МБОУ Калачеевская СОШ №6,учитель математики.
Электронное обучение как современная форма обучения.Самойленко Р.П.МБОУ Калачеевская СОШ №6,учитель математики.Повсеместное распространение компьютерных технологий, перевод многих процессов в цифровой...
Условия эффективности введения электронного обучения в школьное образование
Данная работа представляет результаты проведённого автором изучения эффективности введения электронного обучения в конкретных условиях школы...